Киберсоциализация как составляющая профессионального становления в среде пребывания аспиранта

Малышев В.С.

Аннотация. Информатизация процесса подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также областей профессиональной деятельности их выпускников, сопутствует запросу на эффективную систему воспроизводства научного потенциала страны. Администрирование процесса подготовки аспирантов нуждается в анализе с позиций методологии и технологии образовательного процесса, поскольку одной из ожидаемых целей подготовки аспирантов как кадров высшей квалификации является их профессиональное становление в среде пребывания, в частности социализация в профессиональном сообществе. Выполненное сопоставление универсальных характеристик киберсоциализации, необходимых для проектирования педагогического процесса с параметрами среды аспиранта, позволяет включить киберсоциализацию в качестве частной категории профессионального становления в основанную на средовом подходе модель администрирования программ аспирантуры, реализуемых с применением ИКТ. Результаты исследования выявляют подходы, позволяющие детализировать педагогическую технологию управления процессом профессионального становления аспиранта. Предложены перспективы дальнейшего исследования процесса профессионального становления аспиранта.

Ключевые слова: профессиональное становление аспиранта, киберсоциализация аспиранта, среда пребывания аспиранта, администрирование программ аспирантуры с применением ИКТ, средовой подход

Научная статья

Педагогические науки

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

УДК 378


Original article

Cybersocialization as a component of professional development in the environment of a postgraduate student's stay

Malyshev V.S. 

Abstract. Informatization of the process of training scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school, as well as the field of professional activity of their graduates accompanies the request for an effective system of reproduction of the scientific potential of the country. The administration of the postgraduate training process needs to be analyzed from the standpoint of the methodology and technology of the educational process, since one of the expected goals of training graduate students as highly qualified personnel is their professional development in the environment of residence, in particular socialization in the professional community. The comparison of the universal characteristics of cybersocialization necessary for the design of the pedagogical process with the parameters of the postgraduate student's stay environment makes it possible to include cybersocialization as a private category of professional development in the model of administration of postgraduate programs implemented with the use of ICT, based on the environmental approach. The results of the study reveal approaches that allow to detail the pedagogical technology of managing the process of professional development of a graduate student, as well as form a framework for determining the necessary functionality of the ICT systems of an educational organization. The prospects of further research of the process of professional formation of a graduate student are proposed.

Key words: professional development of a postgraduate student, cybersocialization of a postgraduate student, the environment of a postgraduate student's stay, administration of postgraduate programs using ICT, environmental approach


 

Введение. Постановка проблемы.

Современное состояние информатизации образования в России характеризуется вниманием научно-педагогического сообщества к проблеме исследования специфики её влияния на результаты образования. Были предприняты успешные попытки преодоления проблемы технократического подхода к применению средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в образовательном процессе. В результате выявлено, что целесообразность и эффективность интеграции средств ИКТ в образовательный процесс определяются соответствием использования средств ИКТ целям, поставленным педагогом [5], совместно с возможностью воспитания у обучающихся потребности в практическом использовании этих технологий [4]. Принципиальным для развития информатизации образования стало преобразование схемы взаимодействия участников образовательного процесса. В устоявшейся схеме «обучающий – обучающийся – средство обучения» последнее заменяется на ИКТ-ресурс, который становится интерактивным партнёром обоих активных участников образовательного взаимодействия, а обучающий перестаёт быть единственным источником информации с возможностью обратной связи [14, С. 171]. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий нашло своё применение в ключевых областях образовательного процесса – от организации образовательной деятельности [1] и управления качеством самостоятельной работы обучающихся [16] до проектирования индивидуального маршрута [13] и создания средств образовательной деятельности [4].

С точки зрения достижения результатов профессионального образования, важен процесс профессионального становления обучающегося. Составной частью профессионального становления как проблемы личностного и социального развития будущего специалиста является социализация в профессиональном сообществе [6, С. 6]. Универсальные характеристики процесса социализации, необходимые при проектировании педагогического процесса, раскрыты и описаны А. В. Мудриком [10, С. 47]. Социализация человека, опосредованная средствами ИКТ, рассматривает связанную с этим специфику вопросов социализации и воспитания и характеризуется сформулированным В. А. Плешаковым понятием киберсоциализации. Киберсоциализация – это «социализация личности в киберпространстве – процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящей под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [12, С. 24]. А. В. Мудрик отмечает, что освоение и воспроизводство индивидуумом культуры в рамках персональной жизнедеятельности, как неотъемлемая часть процесса социализации человека, происходит «во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни» [10, С. 31]. Присутствие стихийности в процессе профессионального становления является ключевым для технологии профессионального образования.

Объект настоящего исследования – процесс управления подготовкой аспиранта с применением ИКТ – характеризуется нелинейностью зависимости прилагаемых управленческих усилий и достигаемых результатов освоения программы [7]. Нелинейность заключается в том, что предписанность действий по администрированию учебного процесса (планирование, организация, распоряжение, координация и контроль) отражается на результате освоения программы не прямым образом, а опосредуется тремя педагогическими условиями: а) вариативности, б) вероятности и в) социального определения среды обучающегося в аспирантуре. Названные педагогические условия учитывают динамику образовательного процесса, которая остаётся не охваченной набором управленческих действий.

Из сказанного выше следует, что проектировать условия и средства достижения результата освоения программы аспирантуры необходимо с учётом параметров среды аспиранта (Ю. С. Мануйлов) и в ней (в среде) задать алгоритм пребывания обучающегося в качестве организации учебной и научно-исследовательской деятельности. Параметры среды пребывания аспиранта соответствуют названным педагогическим условиям вариативности, вероятности и социального определения:

  • параметр возможного [9, С. 77] – ресурсный набор возможностей, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
  • параметр вероятного [там же] – стихийные и относительно направляемые условия, создающие вероятность целесообразного использования ресурсного набора возможностей;
  • параметр достоверного [3, С. 41] – социальное окружение, которое обеспечивает контакты, необходимые для успешного решения задач, стоящих перед аспирантом. Параметр достоверного раскрывает педагогическую важность профессиональной социализации, о которой мы сказали выше.

Таким образом, киберсоциализация в контексте настоящего исследования понимается как составляющая профессионального становления аспиранта в условиях информатизации процесса освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Для описания технологии киберсоциализации аспиранта как составной части профессионального становления в среде его (аспиранта) пребывания мы будем оперировать понятийным аппаратом теорий киберсоциализации (В. А. Плешаков) [12] человека, социализации (А. В. Мудрик) [10] человека и средового подхода в воспитании (Ю. С. Мануйлов, Е. В. Боровская и др.) [2; 9]. Особенности методологии средового подхода в целях администрирования программ подготовки научных и научно-педагогических кадров с применением ИКТ были рассмотрены и опубликованы нами ранее [7; 8]. Модель администрирования программ аспирантуры на основе ИКТ подробно описана [7, С. 159] и апробирована с участием более 150 аспирантов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) [7, С. 16]. Говоря об агентах киберсоциализации в настоящем исследовании, мы рассматриваем только агентов первого порядка«людей, с которыми человек взаимодействует посредством киберпространства, пользуясь его ресурсами» [12, С. 121].

Изучение роли ИКТ в реализации программ подготовки аспирантов, специфики и спецификации системы средств ИКТ проводилось нами ранее [16]. В результате сравнения отечественного и зарубежного опытов применения ИКТ на программах аспирантуры, описанного в научной литературе, мы получили предварительную систематизацию рамок, принципов и алгоритмов применения ИКТ в аспирантуре. Полученные теоретические результаты были сопоставлены с эмпирическими данными исследования опыта применения ИКТ на программах аспирантуры в отечественных вузах: данные анкетирования профессорско-преподавательского состава и аспирантов ПСТГУ (общая выборка 40 человек), были обобщены при проведении полуформализованных интервью с 10 экспертами из разных вузов 8 городов России.

Исследовательская часть.

Ключевой методологической проблемой проектирования технологии киберсоциализации аспиранта в контексте решения задачи его профессионального становления является определение принципа упорядочивания мега-, макро-, мезо- и микрофакторов киберсоциализации; стихийных, относительно направляемых и целенаправленно создаваемых условий киберсоциализации; а также настоящих и виртуальных агентов киберсоциализации.

Применение модели администрирования программ подготовки аспирантов с применением ИКТ [7, С. 152] (рис. 1) позволяет учесть универсальные характеристики процесса социализации в проектировании педагогического процесса, нацеленного на профессиональное становление аспиранта.

 

Рисунок 1. Модель администрирования программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре на основе ИКТ [7, С. 152]

 

Модель предполагает поэтапную реализацию, направленную на качественное изменение компонентов профессиональной компетентности обучающегося. Результатом администрирования представляется организация эффективного взаимодействия аспиранта со средой его пребывания.

Планируемым педагогическим (на уровне личности) результатом здесь является формирование определённого образа жизни [2], представляемого в качестве устоявшегося набора специализированных способов взаимодействия, позволяющего аспиранту эффективно (в качестве условия и средства) использовать возможности среды в процессе своего профессионального становления.

Таким образом, связывая модель администрирования программ подготовки аспирантов с применением ИКТ, основанную на средовом подходе, и универсальные характеристики киберсоциализации, мы выделяем три основных направления технологии организации педагогического процесса:

  • факторы киберсоциализации и целенаправленно создаваемые условия мы рассматриваем как параметр возможного среды пребывания аспиранта;
  • стихийные и относительно направляемые условия киберсоциализации рассматриваются как параметр вероятного среды пребывания аспиранта;
  • агенты киберсоциализации рассматриваются в качестве параметра достоверного среды пребывания аспиранта.

Мегафактор киберсоциализации, которым является киберпространство в целом, включающее в себя Интернет, WWW («всемирную паутину») и мобильную связь, является общим для всех трёх этапов администрирования, поскольку он является «пространством функционирования информационного общества» [12, С. 49], то есть определяющей категорией для самого существования процесса информатизации образования.

Первый этап (I) администрирования – этап связи – направлен на установление связи аспиранта со средой пребывания, на восприятие аспирантом значений среды. Ролью средств ИКТ на данном этапе является формирование инструментария по направлению взаимодействия к упорядочиванию учебной и научно-исследовательской деятельности аспиранта, поиска средств и форм целесообразной коммуникации со средой пребывания. Возможностями среды в этих целях выступают условно сгруппированные информационно-познавательные и проектировочно-исследовательские ресурсные ниши, которые и будут являться факторами киберсоциализации на I-м этапе администрирования. К макрофакторам относятся информационно-библиотечные ресурсы, открытые учебные курсы, находящиеся в Интернете в свободном доступе, научные конференции и научно-исследовательские мероприятия регионального и выше масштаба, организованные в дистанционном формате в Сети. К мезофакторам целесообразно отнести проектные группы, экспериментально-педагогические площадки, научно-исследовательские семинары лабораторий и научных школ, организованные в Интернете в очном или заочном (асинхронном) формате. К микрофакторам относится набор индивидуальных средств ИКТ аспиранта – инструменты и программное обеспечение, используемое для планирования, создания электронного портфолио или отчётности, реализации научных исследований и научно-исследовательской деятельности, коммуникации с научным руководителем и коллегами и т. д. В целом, параметр возможного среды пребывания аспиранта на этапе связи должен обеспечить наличие ресурсов для совместных действий аспиранта и научного руководителя по определению и обобщению стратегии и тактики научного исследования.

К относительно направляемым и стихийным условиям киберсоциализации на I-м этапе (установления связи аспиранта со средой пребывания) администрирования отнесём стихии интереса, творческого и научного поиска, моделирования (планирования) и т. д.

Агентами киберсоциализации на I-м этапе администрирования являются люди, с которыми аспирант взаимодействует в рамках факторов киберсоциализации I-го этапа, выполняя задачи по освоению программы аспирантуры. К настоящим агентам киберсоциализации отнесём научного руководителя аспиранта, преподавателей, коллег-аспирантов и т. д., то есть тех, с кем аспирант взаимодействует, как лично, так и посредством ИКТ. Как следует из сказанного выше, к настоящим агентам относятся контакты в рамках мезо- и микрофакторов. Виртуальными агентами киберсоциализации являются люди, с которыми аспирант имеет только виртуальный контакт, как правило, это происходит в рамках макрофакторов (участники онлайн-конференций, учебных занятий).

Второй (II) этап администрирования программ подготовки аспирантов с применением ИКТ называется этапом преобразования. Одной из целей данного этапа является усвоение информации и значений, воспринимаемых аспирантом из среды пребывания до уровня применения их в ходе выполнения собственных действий по освоению образовательной программы. На данном этапе в ходе и в результате усложнения опыта деятельности аспиранта [11] формируются способы взаимодействия аспиранта со средой, профессионально значимые качества личности (компоненты профессиональной компетентности), и, как следствие, целесообразно усложняется (преобразуется) среда пребывания аспиранта. Роль средств ИКТ состоит в составлении инструментария, формирующего способы взаимодействия аспирантов с профессорско-преподавательским составом, направленные на разработку индивидуального плана действий и его реализацию, поиска средств и форм выражения её результатов. Фокусом использования средств ИКТ становится задача по обеспечению условий для научно-исследовательской работы аспиранта и творческого выражения её результатов. Возможности среды пребывания на этапе преобразования условно-тематически группируются в проектно-исследовательские ресурсные ниши и ниши практической реализации. К макрофакторам киберсоциализации также целесообразно отнести научные конференции и научно-исследовательские мероприятия регионального и выше масштабов, но уже в контексте выполнения индивидуального плана научной работы и с учётом принятой стратегии и тактики научного исследования, определённых на этапе связи. К мезофакторам добавляются характерные для индивидуального уровня научной работы ресурсы, обеспечивающие коммуникацию с экспертами в области исследования и (или) участниками исследования – в реальном времени (видеозвонки, IP-телефония) и асинхронную (мессенджеры, форумы, опросники, файлообменники и т. д.). Микрофакторы дополняются электронным портфолио аспиранта, позволяющим систематизировать и выражать результаты научной работы.

Среди относительно направляемых и стихийных условий киберсоциализации на II-м этапе выделим стихии научного поиска, профессионального соперничества, преодоления, труда, позволяющие использовать возможности среды с наибольшей вероятностью достижения поставленной цели.

К числу агентов киберсоциализации, как настоящих, так и виртуальных, добавляются эксперты, оппоненты, члены исследовательской группы, соучастники научно-исследовательских семинаров, участники социологических опросов, педагогических экспериментов – представители того круга контактов, взаимодействие с которыми необходимо для непосредственного осуществления научно-исследовательской работы в рамках индивидуального плана.

Третий (III) этап администрирования называется этапом приспособления и предназначен для формирования педагогически значимого баланса между свободой аспиранта от влияний на него среды пребывания, до полной от неё зависимости. На этапе приспособления происходит самоактуализация аспиранта в среде пребывания в качестве исследователя, соискателя учёной степени. Средства ИКТ на этапе приспособления применяются в качестве инструментов создания способов направленного взаимодействия аспирантов и профессорско-преподавательского состава, а также представителей научного сообщества, в целях сопровождения (консультирование, поддержка) аспиранта, контроля и оценки результатов научной работы. Параметр возможного среды на III-м этапе администрирования составляют ресурсные ниши практической реализации, оценки и апробации. К макрофакторам киберсоциализации относятся региональные и всероссийские площадки, функционирующие в Интернете и позволяющие представить и оценить (обсудить) результаты научной работы: научные конференции, научные фонды, крупные научные журналы (издательства). К мезофакторам относятся ИКТ-ресурсы, позволяющие взаимодействовать с кафедрами, научными школами, лабораториями, экспертным сообществом; проектными группами; на производстве – то есть с сообществом, компетентным провести оценку результатов научной работы аспиранта и соответствие его профессиональной квалификации нормам сообщества. Микрофакторами являются индивидуальные инструменты, используемые для представления результатов работы: электронное портфолио; электронные личные кабинеты в журналах, конференциях; инструменты диссеминации результатов научных исследований, личные (видео-, аудио-, письменные) каналы связи и т. д.

К относительно направляемым и стихийным условиям киберсоциализации на этапе приспособления относятся стихии самоутверждения, самоактуализации, самоизменения, профессиональной самореализации и признания, единения, поддержки, взаимопомощи.

К числу агентов киберсоциализации относятся представители научного сообщества, настоящими являются сотрудники кафедр, проектных групп, члены диссертационных советов и т. д., виртуальными – рецензенты в журналах, фондах, иные представители независимой заочной экспертизы.

В контексте исследования технологии процесса управления подготовкой аспиранта с применением ИКТ, важно подчеркнуть функциональное значение описанных факторов киберсоциализации. Для управления киберсоциализацией аспиранта как составной частью его профессионального становления, на уровне макро- и мезофакторов важен состав системы средств ИКТ на базе образовательной организации [7, С. 147], который обеспечивал бы следующий функционал [17; 18; 19; 20; 21]:

  • администрирование образовательного процесса;
  • проведение занятий, осуществление планирования и контроля научно-исследовательской деятельности аспиранта;
  • широкие возможности обеспечения коммуникации;
  • научно-техническое обеспечение;
  • возможность коллективного редактирования текстов;
  • календарь и напоминания;
  • базы конференций, журналов, библиотек, научных поисковых систем;
  • электронное портфолио.

Минимальный функциональный набор средств ИКТ, который отвечал бы индивидуальным потребностям аспиранта [7, С. 147] в киберсоциализации в профессиональном сообществе, включает: библиотечный ресурс в зависимости от специфики научного исследования, набор инструментов поиска и обработки информации, средства и способы коммуникации с научным сообществом, электронное портфолио.

Заключение.

В результате исследования методологических и технологических основ процесса профессионального становления аспиранта в части его социализации в профессиональном сообществе были предложены направления по совмещению универсальных характеристик процесса киберсоциализации, применяемых в проектировании педагогического процесса с этапами администрирования программы подготовки аспирантов с применением ИКТ, основанного на средовом подходе. Предложенные направления заключаются в том, что:

  • факторы киберсоциализации и целенаправленно создаваемые условия рассматриваются как параметр возможного среды пребывания аспиранта;
  • стихийные и относительно направляемые условия киберсоциализации рассматриваются в качестве параметра вероятного среды пребывания аспиранта;
  • агенты киберсоциализации рассматриваются в качестве параметра достоверного среды пребывания аспиранта.

В методологическом отношении проведённое исследование позволяет детализировать технологию управления процессом самоактуализации (профессионального становления) аспиранта при использовании ИКТ в реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Выделенные направления соотнесения универсальных характеристик киберсоциализации (факторы, относительно направляемые и стихийные условия, агенты киберсоциализации) и параметров среды пребывания аспиранта (параметры возможного, вероятного и достоверного) позволяют включить киберсоциализацию в поэтапный процесс администрирования программы аспирантуры с применением ИКТ.

В практическом отношении проведённый анализ позволяет определить функционал системы средств ИКТ на базе образовательной организации, необходимый для администрирования процесса киберсоциализации как составной части профессионального становления аспиранта в среде его пребывания.

Результаты настоящего исследования создают предпосылки к формулированию гипотезы о целесообразности и эффективности применения киберсоциализации в качестве составной части технологии процесса профессионального становления в среде пребывания аспиранта и её дальнейшей опытно-экспериментальной проверке.

 

 

Список источников

  1. Атанасян С. Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: диссертация ... доктора педагогических наук (13.00.02) / С. Л. Атанасян. – М., 2009. – 498 с.
  2. Боровская Е. В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: диссертация ... кандидата педагогических наук (13.00.01) / Е. В. Боровская. – Нижний Новгород, 2009. – 192 с.
  3. Волкова Л. В. Создание образовательной среды: вопросы, ответы, снова вопросы…: монография / Л. В. Волкова. – Пермь: ПГГПУ, 2019. – 196 с.
  4. Гриншкун В. В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: диссертация ... доктора педагогических наук (13.00.02) / В. В. Гриншкун. – М., 2004. – 554 с.
  5. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: диссертация ... доктора педагогических наук (13.00.01) / И. Г. Захарова. – Тюмень, 2003. – 399 с.
  6. Криса В. Б. Профессиональное становление: понятие, позиции / В. Б. Криса // ОНВ. 2008. № 4 (69). [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-stanovlenie-ponyatie-pozitsii (дата обращения: 24.09.2022).
  7. Малышев В. С. Администрирование программ подготовки научных и научно-педагогических кадров с применением информационно-коммуникационных технологий: диссертация … кандидата педагогических наук (5.8.7.) / В. С. Малышев. – М., 2022. – 251 с.
  8. Малышев В. С. Функционально-прогностическая модель среды обучающихся в аспирантуре как средство научной и научно-педагогической подготовки кадров высшей квалификации / В. С. Малышев // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 1. – С. 43-53.
  9. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. – 2-е изд., перераб. – М., Н. Новгород: ун-т Рос. акад. образования, 2002. – 155 с.
  10. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие / А. В. Мудрик. – 3-е изд., испр. и доп. – М., Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. – 623 с.
  11. Писарева С. А. Проблемы содержания подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре современных университетов / С. А. Писарева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2013. – № 158. – С. 124-135.
  12. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: монография / В. А. Плешаков. – М.: Homo Cyberus, 2011. – 400 с.
  13. Полупан К. Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде университета: диссертация ... доктора педагогических наук (13.00.01) / К. Л. Полупан. – Калининград, 2021. – 458 с.
  14. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты: информатизация образования / И. В. Роберт. – М.: Бином. Лаб. знаний, 2014. – 398 с.
  15. Склярова Т. В., Малышев В. С. Специфика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре с применением средств информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом / Т. В. Склярова, В. С. Малышев// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 153–173.
  16. Стрекалова Н. Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Н. Б. Стрекалова. – Самара, 2017. – 588 с.
  17. Berry S. Building Community in Online Doctoral Classrooms: Instructor Practices that Support Community // Online Learning Journal. – 2017. [Electronic resource] –URL: https://olj.onlinelearningconsortium.org/index.php/olj/article/view/875 (дата обращения: 30.07.2020). https://doi.org/10.24059/olj.v21i2.875
  18. Graham D. Redeploying the Transnational Framework for e-Learning Technologies as a Tool for Evaluation / D. Graham // E-Learning and Digital Media. – 2013. – Vol. 10. – № 1. – p. 40-52.
  19. Hernandez C. R., Leon M. I., Giraud B. Y. J. Didactic strategy for the interactive learning in online environment in the postgraduate degree / C. R Hernandez, M. I. Leon., B. Y. J Giraud // Revista Conrado. – 2018. – Vol. 14. № 63. – p. 35-42.
  20. Tambouris E., Zotou M., Tarabanis K. Towards designing cognitively-enriched project-oriented courses within a blended problem-based learning context / E. Tambouris, M. Zotou, K. Tarabanis // Education and Information Technologies. – 2014. – Vol. 19. – № 1. – p. 61-86.
  21. Varela-Candamio L., Morollón F. R., García-Álvarez M. T. Designing Documentary Videos in Online Courses / L. Varela-Candamio, F. R. Morollón, M. T. García-Álvarez // Trends and Advances in Information Systems and Technologies: Advances in Intelligent Systems and Computing / eds. Á. Rocha [et al.]. – Cham: Springer International Publishing, 2018. – p. 1287-1295.

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Малышев В.С. Киберсоциализация как составляющая профессионального становления в среде пребывания аспиранта / В.С. Малышев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Malyshev_VS_2_2022