Организационно-педагогические условия формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся в условиях смешанного обучения

Белов С.В., Белова И.В.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся в условиях смешанного обучения. Формирование информационно-медийной грамотности – это новое направление деятельности, которое развивается во многих странах мира и активно исследуется, в том числе и в России. Информационно-медийная грамотность обучающихся школ и вузов предусматривает эффективное их взаимодействие с медиа- и информационными службами, предполагает умение работать с любыми источниками информации, а также со всеми видами и типами информации, выражается в знаниях, умениях и навыках, которые позволяют школьникам и студентам становиться активными участниками социализирующей интернет-среды киберпространства. Авторами статьи предложена классификация организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование информационно-медийной грамотности обучающихся в условиях смешанного обучения.

Ключевые слова: информационно-медийная грамотность, киберсоциализация, информационное общество, организационные условия, интернет-среда, дистанционное обучение, смешанное обучение.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 37.013.31


Organizational and pedagogical conditions for the formation of information and media literacy in students in the conditions of mixed learning

Belov S.V., Belova I.V.

Abstract. The article discusses the need to develop organizational conditions that ensure the effectiveness of the process of formation of information and media literacy among students in blended learning. The formation of information and media literacy is a new area of activity that is developing in many countries of the world and is being actively researched, including in Russia. Information and media literacy of students in schools and universities provides for their effective interaction with media and information services, assumes the ability to work with any sources of information, as well as with all types and types of information, is expressed in knowledge, skills and abilities that allow schoolchildren and students to become active participants in the socializing Internet environment of cyberspace. The authors of the article propose a classification of organizational conditions that ensure the formation of information and media literacy of students in blended learning.

Key words: information and media literacy, cybersocialization, information society, organizational setting, internet environment, distance learning, blended learning.


 

В настоящее время наметилась тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс школ и высших учебных заведений различного рода информационной продукции, средств и технологий. В условиях информатизации образования важная роль в развитии современного общества отводится самим участникам образовательного процесса, что приводит к необходимости формирования у них информационно-медийной грамотности. Данное направление является одним из государственных приоритетов в условиях цифровизации образования, а также в настоящее время является одним из показателей результата внедрения цифровых технологий в образовательный процесс школ и высших учебных заведений, в том числе в условиях дистанционного и смешанного обучения.

Важными исследованиями в области разработки организационно-педагогических условий являются работы Т.В. Ахлебиной, Г.П. Жилина, С.Н. Павлова, О.Ю. Тимофеевой и др. В области медиа- и информационной грамотности одними из основных являются работы зарубежных (Э. Витворта, С. Котилайнена, Х. Лау, С. Туоминена, К. Уилсона и др.), а также отечественных учёных (Е.А. Бондаренко, Н.И. Гендиной, И.М. Дзялошинского, И.В. Жилавской, Е.И. Кузьмина, А.В. Шарикова и др.). В области информатизации жизнедеятельности и киберсоциализации личности изучены работы В.П. Беспалько, О.И. Воиновой, А.Е. Войскунского, В.К. Обыденковой, В.А. Плешакова [6] и др. В работах В.А. Плешакова [7] раскрывается актуальное для современного общества и науки направление киберсоциализации – социализация личности в киберпространстве, рассматривается идея киберонтологического подхода в образовании. Он выделяет четыре основных вектора киберсоциализации человека, ставших новыми опосредованными видами деятельности личности в Сети: коммуникация в киберпространстве, досуг в киберпространстве, познание в киберпространстве, работа в киберпространстве. В.А. Плешаков определяет киберсоциализацию как «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [7, С. 73-74].

Изучив опыт зарубежных и отечественных учёных, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) [9] и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) [10], нами предлагается следующее определение понятия «информационно-медийная грамотность обучающихся общеобразовательных учреждений» — это наличие знаний и умений работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными или цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов для достижения поставленных целей и выполнения образовательных потребностей, с целью применения знаний и умений на последующих ступенях обучения и достижения определённых образовательных результатов [4].

На уровне высшей школы, с учётом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (ФГОС ВО) [11], нами предлагается следующее определение понятия «информационно-медийная грамотность бакалавров педагогического направления подготовки» — это способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений [5]. Планируемые результаты достижения определённого уровня сформированности информационно-медийной грамотности выражаются в знаниях, умениях и навыках, позволяющих будущим учителям эффективно взаимодействовать с медиа- и другими информационными службами и развивать навыки работы с информационными и коммуникационными технологиями в процессе обучения на разных уровнях высшего образования, а также на протяжении всей жизни для общения и реализации жизненных потребностей [8].

Информационно-медийная грамотность обучающихся школ и высших учебных заведений должна включать в себя следующие основные компоненты [3]:

  • знания об информации;
  • знания об информационной среде, медиа- и киберпространстве;
  • компьютерную грамотность;
  • наличие у личности информационных и медиапотребностей;
  • умение ориентироваться в информационных и медиапотоках;
  • умения и навыки фиксировать и восстанавливать полученную информацию;
  • умение работать в электронной информационной образовательной среде, в облачных технологиях, с помощью учебных платформ;
  • владеть навыками работы с современными медиаинформационными устройствами: гаджетами, девайсами и другими программными продуктами.

Успешность формирования информационно-медийной грамотности обучающихся обеспечивается организационно-педагогическими условиями. Организационные условия представляют собой систему норм и правил, как общих, так и специальных, с учётом предметной области познания, и должны включать в себя содержательный компонент комплекса объектов, процессов или явлений, от которых зависят другие объекты, процессы или явления и влияющий на результат процесса формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста [2]. Мы согласны с советским и российским педагогом В.И. Андреевым, который под педагогическими условиями понимает «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1, С. 17].

Для обеспечения процесса формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся, в условиях активно развивающегося информационно-медийного пространства, нами определены основные организационно-педагогические условия:

  1. анализ нормативных документов, локальных актов, разработок, ориентированных на обучение в условиях информационно-медийного пространства;
  2. выявление дидактических особенностей обучающихся основного общего образования, среднего общего образования, а также высшего образования;
  3. создание доступной электронной информационной образовательной среды для всех уровней образования;
  4. разработка систем дистанционного обучения, модульных объектно-ориентированных динамических учебных сред для всех уровней образования;
  5. включение в процесс обучения нового образовательного подхода – с элементами смешанного обучения, который будет обеспечивать сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения;
  6. разработка основных образовательных программ, в том числе профессиональных, а также учебных планов, с учётом возможностей для осуществления процесса формирования информационно-медийной грамотности в условиях смешанного обучения;
  7. разработка рабочих программ учебных предметов в школах и учебных дисциплин в высших учебных заведениях, методических материалов, ориентированных на формирование компонентов информационно-медийной грамотности в условиях смешанного обучения;
  8. создание досуговых объединений в условиях информационного, медиа- и киберпространства, направленных на выполнение обучающимися необходимого объема самостоятельной работы и повышение уровня информационно-медийной грамотности;
  9. разработка эмпирического материала для осуществления диагностики уровня сформированности информационно-медийной грамотности у обучающихся.

В результате исследования, с учётом личного опыта работы с обучающимися общеобразовательных и высших учебных заведений, нами определена следующая классификация организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования информационно-медийной грамотности:

  • диагностические (анализ нормативных документов, выявление дидактических особенностей обучающихся основного общего образования, среднего общего образования, а также высшего образования, поиск возможностей для осуществления образовательного процесса в условиях смешанного обучения);
  • структурирующие (создание доступной электронной информационной образовательной среды для всех уровней образования; модульных объектно-ориентированных динамических учебных сред, создание структурных элементов процесса обучения с учётом специфики и направления подготовки);
  • содержательные (моделирование и отбор содержания для обеспечения эффективности формирования информационно-медийной грамотности, сопровождение этого процесса необходимым инструментарием, методическими материалами, раздаточным материалом, печатными учебно-методическими пособиями, с использованием облачных технологий и дистанционных модульных систем);
  • технологические (соответствие форм и методов, обеспечивающих процесс формирования информационно-медийной грамотности);
  • оценочно-результативные (создание творческой атмосферы; апробация эмпирического материала для определения уровня сформированности информационно-медийной грамотности у обучающихся, повышение мотивации обучающихся; всесторонняя поддержка обучающихся для достижения положительного результата на различных уровнях (региональном, федеральном и т.д.); оптимизация существующих программ и разработка новых ресурсов в соответствии с потребностями, интересами, индивидуальными возможностями обучающихся).

Таким образом, можно констатировать, что соблюдение организационно-педагогических условий позволяет продуктивно осуществлять процесс формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся школ и высших учебных заведений. Успешность данного процесса напрямую зависит от того, как описанные условия будут находить своё применение на практике. Направления дальнейших исследований в этой области заключаются в улучшении качества исследуемого процесса с учётом корректировки предложенных условий в условиях непрерывного образовательного процесса.

 

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
  2. Белов С.В., Плешаков В.А. Организационные и психолого-педагогические условия формирования информационно-медийной грамотности у людей третьего возраста / С.В. Белов, В.А. Плешаков // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. – Т. 5. – № 5. – [Электронный ресурс] – URL: http://mir-nauki.com/PDF/11PDMN517.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
  3. Белов С.В. Формирование информационно-медийной грамотности у бакалавров направления «Педагогическое образование» в условиях смешанного обучения в вузе / C.В. Белов, А.Ф. Зубаков, А.А. Червова // Школа будущего. – 2020. – № 4. – С. 192-207.
  4. Белов С.В., Белова И.В. Формирование информационно-медийной грамотности у студентов – будущих учителей математики и информатики / С.В. Белов, И.В. Белова // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: V Международная заочная научная конференция: электронное издание сетевого распространения – М.: МПГУ, 2020. – С. 256-261. [Электронный ресурс] – URL: http://news.scienceland.ru/2019/12/16/3944 (дата обращения: 12.11.2020).
  5. Белов С.В., Белова И.В. Формирование информационно-медийной грамотности у студентов средствами преподаваемых дисциплин / С.В. Белов, И.В. Белова // Актуальные вопросы естествознания: V Всероссийская научно-практическая конференция: сб. докл. и науч. ст. – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2020. – С. 180-188.
  6. Плешаков В.А. О киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» / В.А. Плешаков // Бюллетень «НАРКОМ». – 2016. – № 2 (70). – С. 1-8.
  7. Плешаков В.А. О психопластике киберсоциализации человека / В.А. Плешаков // Преподаватель XXI век. – 2016. – Т. 1. – № 2. – C. 71-77.
  8. Теория и практика формирования информационно-медийной грамотности у людей третьего возраста: монография / С.В. Белов, А.С. Кашицын, А.А. Червова – Шуя, 2017. – 157 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=167403397606835642047463728&cacheid=84F5D2919E673CB43311DB0DA30777C7&mode=splus&base=LAW&n=193504&rnd=0.8196172087733216#2b45aoy5xhz (дата обращения: 12.11.2020).
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 // КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=167403397606835642047463728&cacheid=FD423AA1A4385DDD898CDCF6A31AD30A&mode=splus&base=LAW&n=221120&rnd=0.8196172087733216#2mza54kwud0 (дата обращения: 12.11.2020).
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 125 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – [Электронный ресурс] – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 12.11.2020).

 

© Белов Станислав ВладимировичБелова Ирина Валерьевна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Белов С.В., Белова И.В. Организационно-педагогические условия формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся в условиях смешанного обучения / С.В. Белов, И.В. Белова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belov_SV_Belova_IV_2_2020