Применение экологического маркетинга на ресейл-платформах

Саков В.Б.

Аннотация. В данной работе проведён анализ рынка ресейл-платформ и маркетплейсов в России. Рассмотрены наиболее актуальные виды экологического маркетинга и возможность их применения в условиях рынка ресейла. Приведены способы экологического просвещения в условиях интернет-торговли.

Ключевые слова: ресейл, маркетплейс, экологический маркетинг, экологическое просвещение

Научная статья

Экономические науки

5.2.6. Менеджмент

УДК 339.138


Original article

Application of environmental marketing in resale-platforms

Saakov V.B.

Abstract. This paper analyzes the market of resale platforms and marketplaces in Russia. The most relevant types of environmental marketing and the possibility of their application in the conditions of resale platforms are considered. The methods of environmental education in the context of Internet commerce are given.

Key words: resale, marketplace, environmental marketing, environmental education

For citation: Saakov V.B. Application of environmental marketing in resale-platforms / V.B. Saakov // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2023. № 1 (14). URL: http://journal.homocyberus.ru/Saakov_VB_1_2023


 

Характеристика рынка ресейла России

По данным исследовательского агентства «РБК» в России на покупку подержанной одежды и обуви негативное отношение наблюдается у 17 % россиян, которые ассоциируют покупки на вторичном рынке с бедностью, также 4 % респондентов опасаются осуждения со стороны близких и знакомых. Важной причиной отказа от покупок на вторичном рынке сегодня является нежелание носить одежду уже бывшую в употреблении. Такого мнения придерживаются 65 % респондентов, и 45 % считают, что это негигиенично. Поэтому перед отечественными ресейл-платформами стоит задача по преодолению у покупателей вторичного рынка данных предрассудков по отношению к поддержанной одежде и обуви [9].

Также, по данным того же исследования, 24,1 % молодых людей в возрасте 18-24 лет продают свои вещи, а 48 % их выбрасывают. В то же время только 10,5 % людей в возрасте 45-54 лет продают одежду, а 55,2 % выбрасывают. При этом старшее поколение чаще жертвует одежду благотворительным фондам – 32,4 % против 18,8 % у молодёжи. Отмечается, что самыми прогрессивными городами России в плане осознанного потребления, проявляющегося в использовании ресейл-платформ и маркетлейсов, являются г. Санкт-Петербург, г. Москва и Московская область. На начало 2022 года объём рынка ресейла в России составил 100,6 млрд рублей [9].

При этом большая часть товарооборота приходится на бесплатные классифайды, обычные офлайн секонд-хенды или социальные интернет-сети. На цивилизованные онлайн-маркетплейсы приходится всего 1,2 %. На рынке ресейл в России существующих крупных игроков несколько, при этом явным лидером в 2019 году являлся сервис «Luxxy.com» [11]. В таблице 1 показан денежный оборот крупнейших ресейл-платформ.

Таблица 1.

Оборот крупнейших ресейл-платформ в России в 2019 году [11]

Ресейл-платформа

млн. руб

Luxxy.com

125,5

SFS

48

Oskelly

16,5

 

 

Отдельно выделяется категория клиентов ресейл-платформ с широким ассортиментом люксовых товаров, при этом значительная доля оборота формируется покупателями fashion-товаров. Так 70 % из них приобретают одежду, обувь и аксессуары не реже 1 раза в месяц (43 %), а 11% – 1 раз в неделю и чаще (4 %) [9].

Переломным моментом в развитии онлайн-ресейла и продажи товаров в маркетплейсах в России стала глобальная пандемия COVID-19. Так, в результате закрытия стандартных торговых магазинов из-за санитарно-гигиенических требований, данное обстоятельство, по сути, спровоцировало людей на дистанционную покупку товаров, включая одежду и обувь, что фактически инициировало своего рода рекламу дистанционного приобретения товаров через маркетплейсы. Несмотря на то, что на сегодняшний день большая часть санитарно-гигиенических ограничений снята, покупатели «запомнили» данный опыт и используют его сегодня [10].

Так в России сформировалась положительная тенденция в сфере осознанного потребления, вызванная существующей тенденцией к прагматичным покупкам, покупатели становятся менее подвержены алгоритмически размещённой рекламе [2]. При этом данная тенденция приобрела ускорение из-за санитарно-гигиенических ограничений, привычный контактный способ покупки товаров был ограничен, что вынудило потребителей совершать покупки дистанционно через ресейл-платформы или маркетплейсы. Так на начало 2022 года оборот российских ресейл-маркетплейсов вырос в 6,1 раз с 1,2 млрд рублей в 2020 году до 7,3 млрд рублей, и продолжает расти. При этом в приоритете у потребителя, совершающего покупку через ресейл-платформы и маркетплейсы, является приобретение статусного бренда, экономия личных средств и осознанность потребления, желая экономить личные и природные ресурсы [11].

 

Экологический маркетинг (эко-маркетинг) как инструмент экологического просвещения (эко-просвещения)

На сегодняшний день в результате интенсивного развития маркетинга и экологического маркетинга, в частности, сформировался целый пласт направлений, связанный с привлечением покупателей, ориентированных на осознанное потребление. Так, кроме традиционных способов маркетинга, сегодня можно выделить следующие направления развития экологического маркетинга, направленные на осознанное потребление [1, 7]:

1. Эко-спонсоринг (эко-фондирование) – направление, используемое компаниями для создания позитивного имиджа и репутации в глазах потребителей через проекты по финансированию решений конкретных экологических проблем. В самом общем случае – это отчисление части прибыли в различные экологические фонды. Более актуальный подход демонстрируют предприятия, берущие конкретную обязанность по решению той или иной проблемы на себя и развивающие собственные проекты.

2. Эко-просвещение (eco-tainment) – направление развития связей с потребителем, посредством которого формируется экологическая ответственность, побуждаемая через стимулирование когнитивной и, в следствии, бихивеористической реакции покупателя на эмоциональный отклик к экологическим проблемам, с целью развивать у покупателя желания к осознанному потреблению.

3. Эко-лизинг – вид аренды инвестиционных объектов на экологически ответственных условиях. Например, товар, который возвращается, предоставляется другому пользователю для вторичного пользования, а пришедший в негодность – проходит процедуру компетентной утилизации.

Данные направления экологического маркетинга являются наиболее применимыми и актуальными в условиях ресейл-маркетплейсов, поскольку товар на данных онлайн-площадках обретает «вторую жизнь», что соответствует целям покупателей, ориентированных на осознанное потребление. Также достигается глобальная цель рационального использования природных ресурсов и сокращения антропогенной нагрузки на экосистемы планеты [6].

Развитие экологического маркетинга способствует достижению целей отечественного природоохранного законодательства, указанного в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» в Статье 74. «Экологическое просвещение» [8].

То есть, развитие осознанного потребления посредством экологического маркетинга на ресейл-площадках, имеющих статус юридического лица, должно иметь поддержку со стороны законодательства и полностью соответствует стратегии развития экологической культуры Российской Федерации [5]. В данном случае различные виды онлайн-торговли могут являться инструментом экологического просвещения, при этом ресейл-платформы и маркетплейсы имеют значительный потенциал для формирования информационно-методического базиса развития культуры осознанного потребления не только среди своих клиентов. Ведь ресейл-платформы имеют возможность на практике положительно влиять на решение различных экологических проблем глобального, регионального и локального уровня с помощью эко-фондирования, эко-просвещения и эко-лизинга.

 

Экологическое просвещение в условиях интернет-торговли

В современных условиях формирования информационного общества, проявлением которого является онлайн-торговля, различные интернет-магазины, ресейл-платформы, маркетплейсы и т. п., наиболее релевантным способом развития и использования эко-просвещения является создание на их базе информационных ресурсов, позволяющих развивать осознанное потребление. У клиента интернет-магазина вызывается эмоциональная реакция на отдельные аспекты экологической проблематики.

Применение выше указанных способов экологического маркетинга позволит воспитывать и развивать осознанное потребление среди клиентов интернет-магазинов, позволит привлечь других покупателей со схожими потребительскими ценностями. Так в качестве информации для эко-просвещения в условиях ресейл-платформ может быть следующее [1, 3, 4, 6]:

1. Информационное осведомление (просвещение) о таргетных экологических проблемах.

2. Значение экологического следа приобретённой или размещённой продукции (количество затраченных ресурсов на её изготовление, то есть речь идёт о сэкономленных ресурсах).

3. Количественно отображённый нанесённый ущерб экосистеме в результате изготовления данной продукции.

4. Воспитание экологической культуры у клиента ресейл-платформы (эмоциональной этико-экологической культуры, а именно побуждение к заботе о природе и бережному отношению к природным ресурсам).

5. Формирование условной «экологической программы лояльности» с последующими бонусами для клиента ресейл-платформ.

Вышеуказанные пункты, рекомендуемые с целью эко-просвещения в условиях интернет-торговли, опираются на теоретическую модель, разработанную ещё в 70 гг. ХХ века Римским клубом в докладе под названием «Пределы роста» под руководством Донелла Медоуза [3[1]]. В 2008 году Грэм Тёрнер из CSIRO (Австралия) опубликовал статью, в которой сравнивал прогнозы «Пределов» с данными за 30 лет, прошедшими после публикации. Выводом данной работы является то, что текущее производство индустриальных товаров и еды, загрязнение среды, соответствуют значениям, предсказанным в модели 1972 года. Данный факт подтверждает важность экологического просвещения, при использовании его в условиях ресейл и маркетплейсе многократно увеличивается эффективность развития осознанного потребления у граждан.

 

Выводы:

1. В России наблюдается интенсивный рост российских ресейл-платформ. Так, данный сегмент интернет-торговли вырос в 6,1 раз в 2021 году по отношению к 2020 году.

2. Такие направления экологического маркетинга, как эко-спонсоринг, эко-просвещение и эко-лизинг являются наиболее применимыми и актуальными в условиях ресейла.

3. В реалиях интернет-торговли наиболее приемлемым способом развития и использования экологического маркетинга является создание на базе маркетплейсов информационного ресурса, позволяющего развивать осознанное потребление, вызывая эмоциональную реакцию на экологическую информацию.

4. Применение концепции эко-просвещения позволит воспитывать высоконравственную экологическую культуру среди клиентов ресейл-маркетплейсов. Это будет являться положительным толчком для отечественной экологической политики и позволит создать дополнительный информационно-методический инструмент для развития экологической культуры в целом.

 

Список источников

  1. Бададян Л. В., Писарева Е. В. Развитие экологического маркетинга в России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2016. № 4. С. 311-324.
  2. Завгородняя А. В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. СПб: Питер, 2002. 352с.
  3. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс И., Бернес В. В. III. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  4. Одинцов А. А., Одинцова О. В. Управление модой: монография / А. А. Одинцов, О. В. Одинцова. М.: РИО МГУДТ. 2013. 293 с.
  5. Сметанина Т. П. Роль зелёных закупок в реализации стратегии устойчивого развития: лучшие практики ОЭСР. Задачи государств ЕАЭС в формировании рынка экологичных товаров и услуг // Сотрудничество государств-членов ЕАЭС с ОЭСР в контексте развития интеграционной повестки Союза. Возможности использования наилучших практик ОЭСР в работе ЕАЭС: тезисы семинара Евразийской экономической комиссии (19-20 апр. 2017 г.): сб. публикаций. М., 2017. С. 82-83.
  6. Смирнова ЕВ. Экологический маркетинг // Практический маркетинг. 2010. № 4 (158). С. 9-14.
  7. Tolliver-Nigro H. Green Marketing: What’s All the Fuss? 2009. URL: https://inspiredeconomist.com/2009/06/29/green-marketing-whats-all-the-fuss/ (дата доступа: 08.06.2022).
  8. Сайт «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823 (дата доступа: 08.06.2022).
  9. Сайт «РБК» URL: https://plus-one.rbc.ru (дата доступа: 08.06.2022).
  10. Сайт «Сбер Про Медиа» URL: https://sber.pro (дата доступа: 08.06.2022).
  11. Сайт «РБК. Стиль» URL: https://style.rbc.ru (дата доступа: 08.06.2022).

 

© Сааков Владимир Богданович

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Саков В.Б. Применение экологического маркетинга на ресейл-платформах / В.Б. Сааков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 1 (14). URL: http://journal.homocyberus.ru/Saakov_VB_1_2023

FOR CITATION:

Saakov V.B. Application of environmental marketing in resale-platformsV.B. Saakov // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2023. № 1 (14). URL: http://journal.homocyberus.ru/Saakov_VB_1_2023

 


[1] Недавно вышел третий доклад «Пределы роста. 30 лет спустя» (Медоуз Д., Рандерс И., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. М.: Академкнига, 2008)