Фиджиталкратия как новая модель государственного управления: обоснование, концепция и ключевые черты
Аннотация. В статье рассматривается концепция фиджиталкратии — новой модели государственного управления, сочетающей физическое и цифровое взаимодействие в рамках управления обществом. Фиджиталкратия основывается на принципах цифровой демократии, алгоритмического управления, децентрализации власти и обеспечении прозрачности через блокчейн-технологии. Процесс киберсоциализации граждан, их адаптация к гибридным пространствам и активное использование ИИ становятся ключевыми факторами функционирования этой системы.
В статье также подчеркивается важность киберсоциализации человека для успешной интеграции в фиджиталкратию и приводятся научные обоснования, включая идеи Маршала Маклюэна и Жана Бодрийяра. Рассматриваются вызовы и возможности, которые фиджиталкратия предлагает для современного общества, в том числе необходимость этического контроля ИИ и цифровых технологий.
Ключевые слова: фиджитал, фиджиталкратия, модель государственного управления, цифровая демократия, алгоритмическое управление, киберсоциализация, четвёртая промышленная революция
Для цитирования: Щепотьев А. М. Фиджиталкратия как новая модель государственного управления: обоснование, концепция и ключевые черты / А. М. Щепотьев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2024. № 1-2 (16-17). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_1-2_2024
Научная статья
УДК 008
Юридические науки
5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки
5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки
Социологические науки
5.4.7. Социология управления
Политические науки
5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики
Original article
Phygitalocracy as a new model of public administration: rationale, concept and key features
Abstract. The article examines the concept of digitalocracy, a new model of public administration that combines physical and digital interaction within the framework of public administration. Phygitalocracy is based on the principles of digital democracy, algorithmic management, decentralization of power and ensuring transparency through blockchain technologies. The process of cybersocialization of citizens, their adaptation to hybrid spaces and the active use of AI are becoming key factors in the functioning of this system.
The article also highlights the importance of human cybersocialization for successful integration into the digitalocracy and provides scientific justification, including Klaus Schwab's ideas about the "fourth industrial revolution". The challenges and opportunities that digitalocracy offers for modern society are considered, including the need for ethical control of AI and digital technologies.
Key words: phygital, phygitalocracy, public administration, digital democracy, algorithmic governance, cybersocialization, fourth Industrial Revolution
For citation: Shchepotyev A. M. Phygitalocracy as a new model of public administration: rationale, concept and key features / A. M. Shchepotyev // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2024. № 1-2 (16-17). URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_1-2_2024
Введение. В современном мире технологические инновации и процессы цифровой трансформации кардинально меняют все аспекты человеческой жизни, в том числе управление государством. Возникновение концепции «фиджиталкратии» — новой формы государственного управления, интегрирующей физические и цифровые компоненты, — предлагает революционное видение будущего управления обществом. Данная модель предполагает не только переход к цифровой демократии, но и интеграцию гибридных пространств для взаимодействия, использование искусственного интеллекта (ИИ), обеспечение безопасности и прозрачности через технологии блокчейна и расширение участия граждан в процессе принятия решений.
Цифровая эпоха и интеграция фиджитальных технологий меняют то, как люди взаимодействуют с информацией, создавая условия для совершенно нового социального и политического уклада. В этом контексте особенно важно учитывать идеи Маршала Маклюэна, изложенные в его труде «Галактика Гутенберга» [13], который утверждал, что каждая эпоха формируется новыми средствами коммуникации и восприятия информации.
Идея фиджиталкратии также перекликается с теорией симулякра Жана Бодрийяра [7], согласно которой в постмодернистском обществе реальность и её цифровая симуляция становятся неотличимыми друг от друга. В условиях фиджиталкратии этот симулякр находит своё воплощение в процессе управления, когда физические процессы перетекают в цифровое пространство, теряя границы между реальным и виртуальным. Граждане всё чаще взаимодействуют с властью через цифровые аватары и онлайн-платформы, что создаёт новую реальность власти, состоящую из симулякров, которая может оказаться более «реальной», чем традиционные формы власти.
Теоретические основы фиджиталкратии
Фиджиталкратия основывается на концепции «фиджитал» (от англ. "physical" — физическое + "digital" — цифровое), впервые использованной в маркетинге для описания слияния физического и цифрового взаимодействия с потребителем [11]. В контексте управления государством эта концепция развивает идеи цифровой демократии и алгоритмического управления. Соотношение электронной (цифровой) и традиционной демократии рассмотрены в трудах таких учёных, как Р. М. Дзидзоев [4], Е. Ю. Киреева [5], В. А. Осинюк [6].
В фиджиталкратии расширяются идеи вовлечённости граждан в принятие решений управления государством, включая алгоритмы для принятия решений, что находит отражение в исследованиях по алгоритмическому управлению, таких как работа Доминика Кара [9], изучающего влияние ИИ на государственные институты.
В условиях фиджиталкратии успешное функционирование граждан в такой системе управления требует не только навыков цифровой грамотности, но и глубокого погружения в киберпространство для полноценного участия в политической и общественной жизни.
Киберсоциализация, как процесс социализации личности в киберпространстве [3], становится важным механизмом адаптации граждан к новым формам участия в управлении и социальной активности в рамках цифрового пространства. Для полноценного участия в фиджиталкратии гражданам необходимо развивать навыки работы с цифровыми технологиями, взаимодействия в виртуальных пространствах и эффективного использования информационных потоков. Это расширяет возможности для саморазвития, политической вовлечённости и улучшает доступ к социальным услугам.
Основные механизмы фиджиталкратии:
- Цифровая демократия. Фиджиталкратия использует цифровые платформы для прямого участия граждан в управлении. Граждане могут голосовать, обсуждать инициативы и участвовать в принятии решений через безопасные онлайн-системы на основе блокчейна или других технологий. Это позволяет избежать коррупции, манипуляций и повысить вовлечённость населения.
- Гибридные пространства для взаимодействия. Государственные учреждения и общественные пространства становятся фиджитальными — совмещающими физическое присутствие и цифровое взаимодействие. Это может быть как работа с органами власти через VR/AR-технологии, так и проведение собраний, совещаний в виртуальных пространствах.
- Алгоритмическое управление. ИИ играет весомую роль в принятии решений, управлении ресурсами и планировании общественных процессов. Они могут анализировать большие объёмы данных для обеспечения наилучших решений, основанных на объективных критериях и предпочтениях граждан. Часть рутинных государственных задач делегируется автоматизированным системам.
Обозначенные выше механизмы фиджиталкратии позволяют достичь:
- Прозрачности и контроля. Технологии блокчейна и распределённых реестров позволяют отслеживать и контролировать действия властей в режиме реального времени. Каждое действие чиновников, государственных служб и принятие решений фиксируется и доступно для общественного мониторинга, что минимизирует коррупцию.
- Инклюзивности. Важной чертой фиджиталкратии является обеспечение участия всех групп населения, включая маломобильные, удалённые и социально незащищённые группы, через доступные цифровые платформы. Это позволит расширить политическое представительство.
- Адаптивности и быстрой реакции на вызовы. Благодаря технологиям ИИ, анализу данных и подключённым системам фиджиталкратия может быстро адаптироваться к изменениям в обществе, экономике или экологии. Это делает систему управления более устойчивой к кризисам.
Однако, важнейшим вопросом является этический контроль ИИ и технологий. Необходимость существования жёстких механизмов контроля за использованием ИИ и данных обусловлена возможными дискриминациями, манипуляциями и нарушением прав человека. Эти системы должны быть разработаны с участием общества и находиться в обязательном порядке под общественным надзором.
Заключение. Фиджиталкратия представляет собой потенциально революционную модель управления, которая сочетает в себе как достижения цифровых технологий, так и физические аспекты традиционного управления. Научные исследования по цифровой демократии, блокчейн-технологиям, ИИ и инклюзивным платформам подтверждают возможность создания такой системы. Однако для её успешного внедрения необходимо учитывать этические аспекты, возможные риски дискриминации, необходимость контроля за действиями алгоритмов и повышении уровня киберсоциализации населения.
Фиджиталкратия может стать ответом на многие вызовы, которые бросает нам дух времени, обеспечивая гибкость и адаптивность новых форм управления, меняющихся под воздействием цифровых технологий.
Список источников
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 14.03.2023).
2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 14.03.2023).
3. Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека / В. А. Плешаков //Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика – 2010. – № 2. – С. 15–18.
4. Дзидзоев Р. М., Лолаева А. С. Цифровое конституционное право: к постановке вопроса / Р. М. Дзидзоев, А. С. Лолаева // Конституционное и муниципальное право. – 2022. – № 6. – С. 17–20.
5. Киреева Е. Ю. Цифровая демократия: мифы и реальность / Е. Ю. Киреева // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 7. – С. 29–32.
6. Осинюк В. А. Концепция развития электронной демократии в современной России: особенности и перспективы / В. А. Осинюк // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2022. – № 1. – С. 84–90.
7. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция /Ж. Бодрийяр. – Тула, 2013. – 204 с.
8. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры /М. Маклюэн. – К.: Ника-Центр, 2004. – 432 с.
9. Saetra H. S. A shallow defence of a technocracy of artificial intelligence: examining the political harms of algorithmic governance in the domain of government // Technology in society. – 2020. – vol.62, 101283. – pp. 1-10. – doi: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2020. 101283
10. Freeman (2019). Virtual Reality in Governance: Applications and Challenges. Harvard Review of Technology.
11. Carr (2020). Algorithmic Governance in Practice. MIT Press.
12. Piccioni N., Bartoli C., Nosi C., Mattiacci A. What is a Phygital Sporting Event? Evidence from the World Alpine Ski Championships Cortina 2021 Opening Ceremony. Triumph Group International.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Щепотьев А. М. Фиджиталкратия как новая модель государственного управления: обоснование, концепция и ключевые черты / А. М. Щепотьев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2024. № 1-2 (16-17). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_1-2_2024
FOR CITATION:
Shchepotyev A. M. Phygitalocracy as a new model of public administration: rationale, concept and key features / A. M. Shchepotyev // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2024. № 1-2 (16-17). URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_1-2_2024