Кибераддикция – актуальная проблема современного юношества

Таланова Н.В.

Аннотация. В данной статье представлена краткая характеристика одной из актуальных проблем современного юношества – кибераддикции. Обозначены основные виды аддиктивного поведения, некоторые особенности поведения юношей, которые могут служить предпосылками формирования аддиктивного поведения. Также в статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению временного и деятельностного показателей использования сети Интернет.

Ключевые слова: аддикция, кибераддикция, зависимость, юношество, информационные технологии, сеть Интернет.

13.00.00 – Педагогические науки

УДК 37.01


Cyberaddiction – an actual problem of modern youth

Talanova N.V.

Abstract. This article provides a brief description of one of the topical problems of modern youth – cyberaddiction. The main types of addictive behavior, some features of the behavior of young men, which can serve as prerequisites for the formation of addictive behavior, are indicated. The article also presents the results of an empirical study to identify the time and activity indicators of Internet use.

Key words: addiction, cyberaddiction, addiction, youth, information technologies, Internet.


 

XXI век ознаменовался быстрым развитием информационных и коммуникационных технологий, составляющих систему виртуальной реальности. Несмотря на обширный перечень положительных аспектов развития информационных технологий и сети Интернет следует отметить и ряд новых для современного юношества проблем, к которым целесообразно отнести:

  • ухудшение физического здоровья пользователя (не до конца сформированная юношеская психика является благоприятной почвой для развития различных зависимостей, в т.ч. от сети Интернет);
  • психолого-педагогическая проблема (неотфильтрованная сетевая информация пагубно влияет на психику молодых людей);
  • снижение речевой активности;
  • замедление процессов мышления;
  • нехватка живого общения в реальности;
  • перенос реальной жизни в виртуальную.

Одной из актуальных проблем современного юношества представляется такая нетрадиционная форма девиантного поведения, как кибераддикция. Исследование проблемы кибераддиктивного поведения становится всё более важным и актуальным в связи с увеличением числа пользователей сети Интернет, а также с их активным вовлечением в происходящие в сети процессы.

По мнению американского исследователя Кимберли Янг, наиболее подвержены развитию зависимости молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет. Развитие зависимости в данном возрастном периоде затрудняет процессы социализации юношей [2, С. 45].

Данный факт подтверждается проведённым в 2019 году исследованием на базе Московского университета МВД России. В исследовании участвовало 138 респондентов в возрасте от 17 до 24 лет. В качестве методики исследования за основу взят тест Кимберли Янг на интернет-зависимость.

По результатам исследования было выявлено, что все респонденты зарегистрированы и пользуются различными социальными интернет-сетями (100 %). Также отметим, что курсанты и слушатели проводят в сети Интернет большое количество времени: обучающиеся всех курсов используют Интернет ежечасно (более 60 % респондентов), что отражено на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования курсантов и слушателей образовательной организации системы МВД по исследованию временного показателя в отношении использования Интернета

 

Рассматривая деятельностный показатель использования сети Интернет, представим диаграмму 2.

Диаграмма 2. Результаты анкетирования курсантов и слушателей образовательной организации системы МВД по исследованию деятельностного показателя в отношении использования Интернета

 

В целом, можно сказать, что юноши в возрасте от 17 до 24 лет, в основном, зависимы от социальных интернет-сетей, используемых для общения со знакомыми сверстниками (79 %), тратя при этом от трёх часов и более на данное занятие. Отсюда можно сделать вывод, что юноши данного возрастного периода могут столкнуться с проблемами в процессе социализации, так как, привыкая к нормам и правилам виртуального мира, им становится трудно находиться в реальном мире со всеми его проблемами и сложностями. А это, в свою очередь, заставляет юношей снова и снова погружаться в онлайн-пространство, увеличивая риск развития кибераддикции.

По Д.Р. Меерсу: «аддикция – это следствие извращения нормальности». В свою очередь, Л.М. Доддс определяет аддикцию как «компульсивно побуждаемую активность, которая характеризуется интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго (включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе)» [1, С. 164].

Находясь в интернет-пространстве, юноши активно реализуют потенциал всех познавательных процессов, однако им сложно контролировать время, которое они там проводят. В связи с этим молодые люди отвлекаются от решения реальных жизненных задач, заменяя образовательные компоненты Интернета развлечениями и играми, стихийным общением в социальных интернет-сетях, бессмысленным «просиживанием» за монитором или экраном смартфона. В данных условиях Интернет становится негативным фактором влияния на успешность разного вида деятельности и отношений юношей, порождая кибераддиктивное поведение [8, С. 643].

Опираясь на вышесказанное, аддикцию можно охарактеризовать как форму паталогического поведения, которое не соответствует устоявшимся нормам.

Принято выделять два основных вида аддикций:

  1. Химическая (физическая).
  2. Нехимическая (поведенческая, психологическая) [7].

Химическая аддикция характеризуется изменением поведения в связи с употреблением различных веществ, которые могут причинить вред здоровью (алкогольная аддикция, наркотическая аддикция).

Нехимическая аддикция характеризуется пристрастием к какой-либо деятельности, а также неспособностью личности быстро и самостоятельно от неё избавиться (игровая зависимость, интернет-зависимость, пищевая зависимость, трудоголизм).

Кибераддикция относится ко второму виду аддикций (нехимическая) и представляет собой форму психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении сетью Интернет, а также различными техническими средствами [3, С. 4].

Период юношества является одним из наиболее эмоциональных периодов в процессе взросления человека. В данном возрастном периоде отмечаются негативные особенности возрастного кризиса, а значит существуют предпосылки формирования отклоняющегося, аддиктивного поведения, которое берет свое начало из влияния на юношей различных идеологий.

Развитие аддикции происходит в несколько стадий (Рисунок 1.) [5]

Рис. 1. Стадии развития аддикции

 

Развитие данного рода отклонения следует профилактировать. «Сигналом» для проведения профилактической работы могут послужить следующие особенности в поведении молодых людей:

1. Нежелание пользователя возвращаться в реальную жизнь со всеми её трудностями, обязанностями после пребывания в сети Интернет.

2. Чувство раздражённости, злости аддикта в период отсутствия свободного доступа к сети Интернет.

3. Неспособность пользователя ставить себе временные рамки использования Интернета.

4. Пренебрежение сном, приёмом пищи, здоровьем из-за невозможности прервать сессию в Сети.

5. Ощущение пользователем эмоционального подъёма при нахождении в Сети.

Итак, кибераддикция – это форма психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении различными информационными ресурсами и техническими средствами. Феномен аддиктивного поведения характеризуется патологическим пристрастием к определённому роду деятельности, в частности, к проведению времени в сети Интернет. Данный процесс сопровождается стремлением уйти от реальности с целью удовлетворения фрустрируемого желания, которое не может реализоваться в реальной жизни. Развитие кибераддиктивного поведения схоже по своему ходу с другими подобными зависимости (см. стадии развития аддикции) [9]. Постоянное пребывание в сети Интернет оказывает влияние на сознание пользователя, вследствие чего зарождаются предпосылки аддиктивного поведения.

 

Список литературы

1. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. – 2013. – № 1. – С. 232-235.

2. Гришин С.Е. Интернет-зависимость молодежи / С.Е. Гришин // Информационная безопасность регионов. – 2017. – № 2. – С. 44-49.

3. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции / А.Ю. Егоров // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 4 (33). – C. 4.

4. Ларионова С.О. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики / С.О. Ларионова // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 232-238.

5. Максс В.А. Компьютерная зависимость у подростков / В.А. Максс // Молодой ученый. – 2014. – № 7 (66). – С. 272-274.

6. Марьина О.В. Профилактика интернет-зависимости молодежи – путь преодоления виртуальных девиаций / О.В. Марьина // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Т. 1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 17-20.

7. Попов П.М., Устинова Н.А. Кибераддикция как вид зависимого поведения / П.М. Попов , Н.А. Устинова // Знание. – 2016. – № 3-4 (32) – С. 127-132.

8. Рогова Е.Е. Интернет-зависимость-проблема современной молодежи / Е.Е. Рогова // Science Time scholar. – 2015. – № 12.– С. 641-646.

9. Смирнов А.В., Прядеин В.П. Аддиктивное поведение с позиций эволюционно-этологического подхода / А.В. Смирнов, В.П. Прядеин // Научный диалог. – 2012. – № 1 – С. 84-95.

 

© Таланова Надежда Вячеславовна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Таланова Н.В. Кибераддикция – актуальная проблема современного юношества / Н.В. Таланова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Talanova_NV_2_2020