Особенности формирования ценностных ориентаций студентов-первокурсников в процессе киберсоциализации

Верейкина С.Н.

Аннотация. В статье актуализируется проблема киберсоциализации студентов-первокурсников и раскрываются особенности формирования у них ценностных ориентаций в киберпространстве на основе анализа результатов исследования смысложизненных ориентаций и представлений самих студентов о том, что является ценностями и антиценностями в киберпространстве.

Ключевые слова: киберпространство; социальные сети Интернета; ценностные ориентации; ценности и антиценности; киберсоциализация.


PECULIARITIES OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS IN THE COURSE OF CYBERSOCIALIZATION

Abstract. The article actualizes the problem of cybersocialization of university students and peculiarities of formation of value orientations in cyberspace on the basis of the results of the scientific study of life-meaningful orientations and conception of the students themselves on what constitutes values and antivalues in cyberspace.

Key words: cyberspase, social network, value orientations, values and anti-values, cybersocialization.


В современном обществе на сегодняшний день чрезвычайно актуальна проблема формирования ценностных ориентаций молодежи в процессе их киберсоциализации.

Поколение, пришедшее в этот мир в конце ХХ в. и в начале ХХI в. – это поколение «кибер». «Кибердети» появились в результате интенсивного внедрения в нашу жизнь компьютеров и мобильных устройств, популярности компьютерных игр, серфинга по Интернету и востребованности социальных интернет-сетей. Мир информации в Сети стал для них параллельной реальностью жизнедеятельности. И если мы посмотрим вокруг – на улицах, в метро, в магазинах и в других общественных местах – на молодых людей 16-22 лет, то мы их увидим, но не всегда они увидят нас, да и друг друга, т.к. они находятся практически постоянно в иной реальности – в киберпространстве. «Киберюноши» и «кибердевушки» общаются между собой, но в основном через социальные сети Интернета. Виртуальное общение все больше заменяет реальное. Такова реальность нашего времени – времени информационных технологий, времени популярности иной реальности – киберпространства. Поэтому сегодня у молодого поколения формируются иные ценностные ориентации, как в реальном мире, так и в Сети.

В рамках работы по изучению формирования ценностных ориентаций в процессе киберсоциализации человека нами было проведено научное исследование с использованием следующих методик:

  • Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»,
  • Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (методика СЖО),
  • Методика «Локус контроля» Дж. Роттера,
  • Авторская анкета «Ценности и антиценности в киберпространстве».

Исследование проводилось на факультете педагогики и психологии и в институте физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета.

Выборка: 100 студентов 1 курса, из них 80% девушек и 20% юношей в возрасте от 16 до 22 лет, средний возраст – 17,5 лет. Исследование еще проходит стадию обработки и анализа полученных данных, но уже можно говорить о предварительных результатах.

По методике М. Рокича «Ценностные ориентации» из 18 терминальных ценностей на первых позициях – с 1 по 9 место – оказались такие ценности, как любовь (78 чел.), развитие, работа над собой (74 чел.), здоровье (74 чел.), наличие хороших и верных друзей (74 чел.), активная деятельная жизнь (67 чел.) и уверенность в себе (66 чел.). Интересны показатели отношения к своему здоровью у спортсменов из группы Института физкультуры. Из 22 студентов только двое поставили его на 7 и 9 место, у остальных здоровье заняло следующие позиции: с 1 по 5 места (1 – 8 чел., 2 – 5 чел., 3 – 2 чел., 4 – 3 чел., 5 – 1 чел.). Ниже 9 места эту ценность не опустил никто.

На последних местах – с 10 по 18, по мнению респондентов, оказались такие ценности, как красота природы (83 чел.), удовольствия (76 чел.), общественное признание (76 чел.), счастье других людей и благосостояние всего народа (66 чел.), творчество (66 чел.) и материально обеспеченная жизнь (60 чел.).

Из 18 инструментальных ценностей лидирующие позиции с 1 по 9 место заняли следующие ценности: воспитанность (80 чел.), честность (75 чел.), ответственность (70 чел.), жизнерадостность (69 чел.), образованность (65 чел.) и терпимость (64 чел.). С 10 по 18 место заняли такие позиции, как непримиримость к недостаткам в себе и других (88 чел.), высокие запросы (82 чел.), исполнительность (дисциплинированность) (71 чел.), твердая воля (66 чел.), эффективность в делах, трудолюбие (63 чел.).

Тест СЖО Д.А. Леонтьева показал, что по 1 шкале «Цели в жизни» 22% респондентов имеют более низкие баллы, что говорит о склонности жить сегодняшним днем, не задумываясь о будущем. У 24% респондентов высокие баллы, что может являться не только целеустремленностью, но и склонностью к прожектерству и фантазиям, не имеющим под собой реальной почвы. По 2 шкале «Процесс жизни» 27% респондентов показали высокие баллы и более низкие по остальным шкалам, что может быть признаком гедонистической склонности жить в свое удовольствие здесь и сейчас. У 7% – заниженные баллы, что может свидетельствовать о неудовлетворенности своей настоящей жизнью. По 3 шкале «Результативность жизни» – продуктивность, осмысленность прожитой части жизни – только у 8% низкий показатель удовлетворенностью своим прошлым. У 36% низкие баллы по 4 шкале «Локус контроля – Я» – неумение контролировать свою жизнь, у 30% низкие баллы по 5 шкале «Локус контроля – Жизнь», что является показателем фатального взгляда на будущее, бессмысленности планирования и контроля своей жизни.

По результатам теста СЖО Д.А. Леонтьева можно судить об отсутствии у большой части студентов определенных четких жизненных целей, планов и позиций. Они еще не определились с направлением в профессиональном плане и не уверены в правильности выбора своей дальнейшей деятельности. Но в целом результаты тестирования не выходят за рамки средних значений и стандартных отклонений теста.

По методике Дж. Роттера «Локус контроля» этот показатель имеет среднее значение по 2 шкалам: 11,2 балла по шкале экстернальности и 11,8 балла по шкале интернальности из 23 баллов. 29% респондентов – интерналы, 24% – экстерналы, остальные – посередине, у них примерно равное соотношение баллов (+/– 3 балла), что можно расценивать как относительно устойчивую конформность в данный период времени у большинства респондентов.

В авторской анкете «Ценности и антиценности в киберпространстве» были предложены варианты ответов на 32 вопроса, можно было выбирать несколько ответов и вписывать свои. Из этой анкеты нами были получены следующие данные.

Ежедневно заходят в Интернет 95 студентов, 31 чел. проводят там от 3-4 часов и 52 чел. – более 4 часов в день. Первое место, как мы можем видеть из таблицы 1, у студентов занимает общение в социальных сетях Интернета.

Таблица 1. На что уходит время юношества в киберпространстве (кол-во выборов)

Компьютерные игры

Подготовка к занятиям

Общение в социальных сетях

Поиск нужной информации

Фильмы, сериалы, новости, музыка

9

33

83

47

11

 

В таблице 2 показано, как распределились варианты ответов на вопрос о ценности общения в киберпространстве.

Таблица 2. Что дает юношеству общение в социальных сетях Интернета (кол-во выборов)

Радость общения

Желание высказать мнение

Быть услышанным

Чувство значимости

Сопричастность к сообществу

Интерес к жизни людей

Новые знания

68

30

13

11

15

43

38

 

По мнению большинства респондентов, самым ценным для них в киберпространстве является быстрый поиск информации по различным вопросам и ее доступность, а также получение новых знаний (см. рис. 1, кол-во выборов).

 

 

Что для респондентов является неприемлемым в киберпространстве, видно из нижеприведенной гистограммы (см. рис. 2, кол-во выборов).

 

 

62 респондента проявили готовность пойти на преступление при условии полной безнаказанности преступных действий и без преследований законом (см. табл. 3). Несколько человек выбрали более 1 варианта преступления, 4 респондента не дали ответа на вопрос, 9 человек предложили свои варианты противоправных действий: «забраться в магазин и вынести бесплатно много вкусной еды», «заказать еду на дом и не заплатить», «угнать Ferari и гонять по улицам, не соблюдая ПДД», «высказать свое мнение». Особо интересно пожелание двух девушек, одна из которых хотела бы «поднять зарплату бюджетникам и выплаты пенсионерам», а другая – «обнародовать информацию о системе, управляемой жуликами и ворами». Не готовы пойти на преступление  только 34 человека.

Таблица 3. Что бы Вы хотели совершить при полной безнаказанности? (кол-во выборов)

Взломать базу данных ФСБ, МВД, ФБР и проч.

Перевести деньги банка себе на карту

 

Подделать документы

 

Совершить какое-либо противоправное действие

 

Ничего

 

20

37

5

5

34

 

На вопрос «Во имя чего Вы все же смогли бы пойти на это?» только 22 респондента ответили, что они не пойдут на это ни при каких обстоятельствах. Некоторые объяснили это тем, что всегда есть выход из любой ситуации. Остальные ответы распределились следующим образом: (см. табл. 4).

Таблица 4. Если бы Вы все же пошли на преступление, то во имя чего? (кол-во выборов)

Обогащения

Самоутверждения

Славы

Помощи близким, друзьям

Просто, чтобы развлечься

Помощи больному близкому

Чтобы не работать и ни в чем не нуждаться

Ни за что не совершили бы

20

2

2

43

17

24

18

22

 

Несколько респондентов хотели бы преступить черту закона, чтобы: получить настоящую/ценную/правдивую информацию (3); ради адреналина (1); чтобы обличать правительственные органы (1); работать не за деньги, а для удовольствия (1); ради свободы и правды (2) и просто потому, что есть такая возможность (1).

На вопрос «Если Вам в Интернете бесплатно предложат наркотик?» 95 респондентов ответили, что откажутся. Но ответы на следующий вопрос поражают глубокой безграмотностью и абсолютным равнодушием к такой важной теме, как наркотическая зависимость (см. табл. 5).

 

Таблица 5. Есть ли наркотики, к которым не привыкаешь или с которых всегда можно «соскочить»? (кол-во выборов)

Марихуана

Кокаин

Героин

Гашиш

LSD

Амфетамин

Экстази

Спайс

Нет

Не знаю, не интересовался

Нет ответа

21

2

2

7

4

2

1

1

48

14

8

 

Ответы на следующий блок вопросов о духовно-нравственных ценностях можно увидеть в следующих гистограммах, приведенных ниже.

Более половины респондентов считают, что смотреть порнографию – это нормальное занятие, полезное для жизненного опыта и при этом весьма увлекательное как для юношей, так и для девушек (см. рис. 3, кол-во выборов).

Около половины студентов считают, что патриотизм и духовная сфера в Интернете – важные ценности, воспитывающие гражданина, любящего Родину и позволяющие всегда оставаться человеком (см. рис. 4 и 5, кол-во выборов).

 

 

Таким образом, подводя первичные итоги проведенного исследования особенностей формирования ценностных ориентаций студентов в процессе киберсоциализации, можно заключить, что студенты-первокурсники еще довольно инфантильны, конформны, не определились со своей профессиональной направленностью и не готовы к взрослой и самостоятельной жизни. Застревание на стадии подросткового возраста с преобладанием межличностного общения говорит о несформированности жизненной позиции и ценностно-смысловой сферы личности, присущей данному возрасту.

Присвоение ценностей в процессе киберсоциализации имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании ценностных ориентаций. Основная особенность киберпространства заключается в том, что передача знаний, умений и навыков с использованием информационно-коммуникационных технологий происходит вне непосредственного контакта субъекта с объектом исследования.

Незрелая, несформировавшаяся личность часто не способна адекватно воспринимать подаваемую информацию. Информация становится порой лишь средством для достижения цели – поиска информации как таковой. Это же касается и других общечеловеческих ценностей, таких как общение, обучение, самосовершенствование и прочих ценностей, которые в киберпространстве приобретают другой уровень.

Интернет оказывает огромное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей детей, подростков и молодежи, которые открыты миру, но не могут пока правильно ориентироваться в потоке информации и выбирать из него нужную. В отличие от взрослых, у них нет фильтра и они конформны. Материалы, выложенные в открытый доступ, могут направлять энергию как в созидательный вектор киберсоциализации формирующейся личности, так и в разрушительный. Поэтому очень важно понимать закономерности формирования ценностных ориентаций в киберпространстве и уметь управлять этим процессом, направляя его в позитивное русло.

 

Литература:

1. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: "Смысл", 1992. – 17 с.

2. Барышев Р.А. Личность в контексте киберпространства // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 2 (217). – С. 15-18.

3. Верейкина С.Н. Ценностные аспекты киберсоциализации школьника // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития» / Под общ. ред. Л.С. Подымовой, А.В. Лукиновой; Мин-во обр. и науки РФ; ФБГОУ ВПО МПГУ. – Москва, 2015. – 230 с. С. 172-176.

4. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.

 

© Верейкина Светлана Николаевна

Верейкина С.Н. Особенности формирования ценностных ориентаций студентов-первокурсников в процессе киберсоциализации / С.Н. Верейкина // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". – 2017. – № 1 (2). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Verejkina_S_Osobennosti_formirovanija_cennostnyh_orientacij_studentov-pervokursnikov_v_processe_kibersocializacii, свободный. – Загл. с экрана.