Деятельность организатора работы с молодёжью в условиях цифровизации

Бабынина С.В.

Аннотация. Молодёжная политика в век цифровизации является развивающейся областью профессиональной деятельности. Возникает необходимость применения современных технологий в работе с молодыми людьми и для развития педагогического сообщества. В статье описываются новые вызовы киберсоциализации и требования к специалисту по работе с молодёжью как к мобильному профессионалу, выполняющему функции руководителя, эксперта, аналитика.

Ключевые слова: молодёжь, молодёжная политика, киберсоциализация, работа с молодёжью, специалист по работе с молодёжью

Бабынина С.В. Деятельность организатора работы с молодёжью в условиях цифровизации / С.В. Бабынина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Babynina_SV_2_2023

Научная статья

УДК 374.32

Педагогические науки

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)


Original article

 Activities of a youth work organizer in the context of digitalization

 Babynina S.V.

Abstract. Youth policy in the age of digitalization is a developing area of professional activity. There is a need to use modern technology in working with young people and for developing the teaching community. The article describes new challenges of cybersocialization and the requirements for a specialist in working with youth as a mobile professional performing the functions of a manager, expert, and analyst.

Key words: youth, youth policy, cybersocialization, work with youth, youth work specialist

Babynina S.V. Activities of the organizer of work with youth in the conditions of digitalization / S.V. Babynina // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). [Electronic resource]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Babynina_SV_2_2023


 

Цифровизация сегодня – процесс, направленный на просвещение, воспитание, освоение нового опыта, адаптацию, получение знаний на основе передачи информации и использование всех возможных средств для её эффективной систематизации. В данном ключе невозможно не рассматривать деятельность организатора работы с молодёжью в условиях цифровизации, ведь современные технологии и технологические новинки существенным образом влияют на жизнедеятельность молодого поколения, а практическая работа организатора работы с молодёжью теперь осуществляется посредствам коллективных (групповых) и индивидуальных форм взаимодействия с молодыми людьми и в киберпространстве. Государство и специалисты должны действовать в едином ключе для успешного формирования здоровой гармоничной личности – возникает проблема методического сопровождения киберсоциализации молодёжи.

Организатор работы с молодёжью, как ведущий и методолог, реализует профессиональную деятельность по следующим функциям:

  1. Руководящая – специалист как руководитель. Вправе сам выбирать стратегию взаимодействия, сам предлагает программу организации деятельности с молодёжью.
  2. Экспертная – специалист как эксперт. Осуществляет анализ знаний, умений, навыков и компетенций молодого человека.
  3. Аналитическая – специалист как аналитик. Выполняет функцию оценки ситуации через обобщение и комментирование.

Таким образом, целесообразно обозначить следующие главные перспективы развития деятельности организатора работы с молодёжью в условиях цифровизации:

  1. Проведение развлекательных, научно-просветительских, коллективных творческих дел и мероприятий для молодёжи, в том числе в киберсреде. Современное поколение молодых людей активно погружено в киберпространство, воспринимает легче зрительную информацию, следовательно, преимуществом является использование именно данного вида информации для лучшего освоения материала. Требуется кросс- и мультиплатформенность проведения мероприятий, в том числе и самой молодёжью, молодёжными объединениями и организациями.
  2. Использование преимущества кибертехнологий в самопрезентации и самореализации молодёжи. Необходимо расширить комплекс знаний, умений и навыков цифровой грамотности молодых людей за счёт, например, флеш-тренингов, квест-технологий [1]. Организатору работы с молодежью необходимо позиционирование себя как специалиста разнонаправленного, представляющего достижения своей профессиональной деятельности с использованием презентаций, слайд-шоу, видеоиллюстраций. Перспективно реализуется возможность обмена мнениями организаторов работы с молодёжью через социальные интернет-сети, профессиональные сайты, осуществляется создание качественных условий и ресурсов для обмена профессиональным опытом. Необходима разработка и постоянное совершенствование методик по использованию цифровых технологий в деятельности организатора работы с молодёжью в эпоху киберсоциализации [2].
  3. Использование цифрового мира как площадки для позиционирования себя через личные аккаунты в социальных интернет-сетях, через личные сайты и сайты учреждений. Возрастает роль электронного портфолио при приёме на работу и организации международных командировок, взаимодействии с субъектами профессиональной и организационной деятельности.
  4. Саморефлексия через цифровые технологии проявляется в многообразии видов методик, адаптации тестов и научных разработок под современный мир. Освоение новых научных и профессиональных знаний, получение нового опыта и обмен им посредством ресурсов киберпространства сложно переоценить.

Внедрение цифровых технологий, использование цифровой образовательной среды, цифрового инструментария, цифровых следов, обуславливают развитие терминологии цифровизации. В настоящее время в отечественной науке и практике ещё нет чёткого, однозначного толкования новых терминов, связанных с развитием цифрового прогресса, что выступает как дальнейшая перспектива.

Информационные технологии представлены широким спектром сайтов, мессенджеров, онлайн-платформ. Однако, использование ИКТ как инструмента работы с молодёжью, до сих пор вызывает сложности. Необходимо, прежде всего, освоить базовые форматы и возможности интернет-среды. Необходимо совершенствование навыков работы с молодёжью в киберпространстве и создание собственного контента специалистом. Организатор работы с молодёжью выступает в роли не только информирующей, но и профессионально-мотивирующей, занимает законные позиции потребителя и создателя контента. Налицо необходимость обучения специалистов по работе с молодёжью созданию собственного профессионального трудового стиля в условиях цифровой реальности. Использование современных технологий – это залог развития профессионализма и поддержания эффективности молодёжной политики нового века.

Организация деятельности специалиста по работе с молодёжью на этапе цифровизации предполагает совокупность использования традиционных форм и методов, их оптимальный перенос в киберсреду. Интернет как инструмент в работе с молодёжью – это огромный пласт деятельности, как профессиональной, так и учебной.

Сегодня автоматизация всех сфер молодёжной политики является неотъемлемым процессом развития общества. Вместе с активным использованием разнообразия информационных технологий, повышается и спрос на внедрение гаджетов в молодёжную жизнь. Рациональна уместная цифровизация и в организации летнего отдыха детей в профильных, палаточных, оздоровительных, спортивных лагерях. Современные концепции организации отдыха молодёжи рассматривают планирование и организацию лагерей как неотъемлемую часть деятельности специалиста по работе с молодёжью. Использование ИКТ и сети Интернет, программ по работе с электронными досками, программ по созданию слайд-шоу, записи коллективного творчества на онлайн-носителях, позволяет внести разнообразие и в организуемые сегодня коллективные творческие дела. Использование QR-кодирования в работе с молодёжью позволяет развивать как медиаграмотность молодых людей, так и совершенствовать саму профессиональную деятельность организатора работы с молодёжью, в том числе во взаимодействии с коллегами.

Составной частью профессиональной деятельности организатора работы с молодёжью является, как известно, социальное проектирование, управление социальными проектами. Социальное проектирование также трансформируется в условиях цифровизации.

На сегодняшний день цифровая трансформация в профессии организатора работы с молодёжью стоит лишь на начальном пути преобразований. Деятельность специалиста по работе с молодёжью раскроет перспективы адаптации существующих психологических знаний под систему цифровых технологий. Безусловно, что деятельность данного специалиста станет продуктом в совокупности двух современных пространств – предметного и цифрового.

 

Список источников

 1. Астахова А. А., Бабынина С. В., Белозуб В. А., Ромашкина М. Е. Онлайн-квест как технология работы со студентами / А. А. Астахова, С. В. Бабынина, В. А. Белозуб, М. Е. Ромашкина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2020. № 2 (9). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/quest_2_2020 (дата обращения: 12.12.2023).

2. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика. М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. 400 с.

 

© Бабынина София Владимировна

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Бабынина С.В. Деятельность организатора работы с молодёжью в условиях цифровизации / С.В. Бабынина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Babynina_SV_2_2023

FOR CITATION:

Babynina S.V. Activities of the organizer of work with youth in the conditions of digitalization / S.V. Babynina // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). [Electronic resource]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Babynina_SV_2_2023