«Современный Интернет – это «настраиваемая среда обитания»: интервью с Дмитрием Гуляевым – первым Молодёжным цифровым омбудсменом

 

«Современный Интернет – это «настраиваемая среда обитания»: интервью с Дмитрием Гуляевым – первым Молодёжным цифровым омбудсменом

 

6 апреля 2022 года – в этот день ровно год назад Молодёжным цифровым омбудсменом[1] на Первом российском молодёжном форуме по управлению Интернетом (Youth RIGF 2021) был избран Дмитрий Гуляев – студент Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Команда «Homo Cyberus» решила взять эксклюзивное интервью.

 

–1–

Здравствуйте, Дмитрий! Прошёл год с момента, как Вы стали Молодёжным цифровым омбудсменом. Расскажите, пожалуйста, как прошёл Ваш первый год на этом посту?

Добрый день! Совершенно верно, Молодёжным цифровым омбудсменом я стал 6 апреля прошлого года. Этот год был очень насыщенным и ярким. Он буквально изменил жизнь на «до» и «после». Он принёс мне огромный багаж новых знаний, опыта, множество эмоций, интересных знакомств - с экспертами в самых разных областях, с представителями общественных объединений, государственных органов, коммерческого IT-сектора и в целом c людьми, которые искренне заинтересованы в обеспечении безопасности детей и молодёжи в цифровом пространстве! А большому числу школьников, студентов, их родителей и педагогов, надеюсь, этот год также принёс огромное количество полезной информации, позволил хотя бы немного больше узнать о «самообороне» в Сети. К слову, в рамках годовой деятельности удалось охватить 11 субъектов РФ и почти в каждом найти единомышленников, которые готовы уже сейчас помогать в создании комфортной, позитивной и, главное, – безопасной цифровой среды!

Буду лукавить, если не скажу, что этот год был ещё и по-настоящему сложным. Ведь мне выпала честь с самого начала, буквально с нуля вместе с командой создавать на федеральном уровне столь необходимый и востребованный на сегодняшний день институт Молодежного цифрового омбудсмена и продвигать его в субъектах РФ и даже на международном уровне. И эта работа продолжается по сей день. Думаю, и ещё много лет будет продолжаться.

Безусловно, один год для совершенно нового, молодого института - это очень мало. Но дальше – больше! Мы планируем создавать всё новые и новые просветительские медиапродукты, привлекать как можно больше новых партнеров и реализовывать
ещё более масштабные проекты!

 

–2–

Какие цели и задачи Вы ставили на этот год перед собой и своей командой? Чего удалось достичь?

На самом деле, тут я могу с гордостью, уверенностью и без излишней скромности сказать, что за столь небольшой период времени сделано действительно много!

Наша команда осуществляет деятельность в рамках нескольких основных направлений. Можно сказать, что в этом году ведущими стали два – просветительское и экспертное. Благодаря их реализации мы сильнее «прочувствовали» нашу целевую аудиторию, постарались выявить её реальные проблемы, а также проработали их и предложили пути решения.

Просветительская работа нашей команды направлена на повышение уровня цифровой и правовой грамотности детей и молодёжи. С апреля 2021 г. по март 2022 г. мы обучили порядка 1 200 школьников, студентов, их родителей и педагогов, провели более 30 интерактивных мастер-классов и других просветительских мероприятий, в том числе в рамках финалов всероссийского конкурса «Большая перемена» в МДЦ «Артек» и Фестиваля арт-кластера «Таврида». Тематика таких мастер-классов различна: «Кибербуллинг в молодёжной среде: что это такое и чем он опасен?», «Виртуальная реальность – можно ли в ней жить?», «Угрозы информационно-мировоззренческой безопасности молодых людей в цифровом пространстве: какие они и как их распознать?» и другие. Мы также начали реализацию проекта «Цифровой час в школах», в рамках которого члены команды МЦО[2] выступают в образовательных организациях среднего образования в субъектах РФ: такие «цифровые часы» уже состоялись во Владимирской области и Красноярском крае.

Очевидно, что экспертное направление является важнейшим в нашей деятельности и всегда, на любых этапах, при выполнении любых задач должно сопровождать деятельности команды. «Видимой» части работы команды предшествует очень серьезная экспертная проработка темы. За профессиональную и экспертную поддержку команды МЦО отвечают Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) и Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации. Это наши важнейшие партнеры на сегодняшний день!

Кстати, за этот год МЦО удалось выступить на 25 масштабных экспертных мероприятиях (RIGF, РИФ, ПМЭФ, ВЭФ и др.), а также поработать в составе 6 экспертных советов, среди которых - Консультативная группа Альянса по защите детей в цифровой среде, экспертная группа по разработке проекта Концепции безопасности детей в цифровой среде, союз юристов-блогеров и другие.

Всё это позволяет не только видеть проблемы, но и предлагать их решения компетентным и заинтересованным лицам!

 

–3–

А есть ли то, что планировалось на год, но, по разным причинам, не удалось? Поделитесь, пожалуйста.

За время нашей работы институт Молодёжного цифрового омбудсмена неплохо себя зарекомендовал как новый молодёжный общественный институт, являющийся уникальным примером не только для России, но и для мирового сообщества. Поэтому мы рассказали о себе на международном уровне. В декабре 2021 года в составе делегации от Российской Федерации мы выступили на 16-ом Форуме ООН по управлению Интернетом, проходившем в городе Катовице (Польша), и в рамках сессии «All we need is YOUth» («Всё, что нам нужно – это молодёжь») рассказали об идее и основных задачах института МЦО, реализованных проектах и лучших практиках, а также призвали начать создание аналогичных институтов во всех государствах – членах ООН, чтобы построить единую систему защиты прав детей и молодежи в трансграничной цифровой среде.

Мы убеждены, что институт МЦО может стать связующим звеном между молодёжью и государством, общественными и коммерческими институтами, а также международным сообществом. Такая активная и многостороння коммуникация по цифровой проблематике может привести к эффективному и конструктивному решению существующих проблем, ограждению от потенциальных опасностей.

Наше предложение нашло отклик у участников форума. Однако для реализации предложенного необходимо сначала преодолеть некоторые общеизвестные сложности, связанные с международной напряжённостью. Без этого вряд ли получится двинуться дальше. Хотя я и моя команда верим, что рано или поздно все мы вернёмся к этой идее, и мировое сообщество обретёт новый столь актуальный общественный институт Молодёжного цифрового омбудсмена.

 

–4–

Какие новые направления работы Вы обнаружили в ходе осуществления своей деятельности?

Особое внимание в новом рабочем году мы планируем уделить собственно защите прав молодёжи: выстроить эффективную, отлаженную систему по приёму и рассмотрению обращений о нарушении прав детей и молодёжи в цифровой среде, оказанию бесплатной юридической помощи и психологической поддержки лицам, столкнувшимся с деструктивными явлениями в Сети.

Но бороться с негативными последствиями – мало. Первостепенной задачей останется предотвращение, превенция, чему однозначно может способствовать активная просветительская деятельность. С учётом накопленного опыта, мы убедились, что для каждой конкретной угрозы стоит разработать свой подход и детально в неё погрузиться.

Благодаря этому у школьников и студентов будет складываться комплексное понимание «картины» опасностей, существующих в цифровой среде: они смогут отследить причинно-следственные связи, происхождение различных «цифровых угроз», с лёгкостью смогут определять их характерные черты и формы проявления, и, главное, – осознавать их возможные последствия и противостоять им. Когда молодые люди смогут научиться самостоятельно определять угрозы и понимать, какой оптимальный механизм защиты выбрать, – это уже станет огромным шагом в обеспечении безопасности в Сети. Но это предполагает колоссальный объём экспертной работы, и он рассчитан далеко не на один год.

Кроме того, общаясь со школьниками, студентами и их родителями, мы выявляем проблемные вопросы, которые можно попробовать разрешить в том числе путём совершенствования законодательства, подзаконных актов, правоприменительной практики. Это однозначно новое направление деятельности, которому мы хотим уделить отдельное внимание. Надеемся, что у нас всё получится, ведь в этом направлении у нас есть мощнейшее подспорье – помощь экспертов Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Думаю, совместными усилиями мы реализуем всё задуманное!

 

–5–

Если возможно, расскажите о ключевых вопросах или типах вопросов, с которыми обращаются к Вам, как Молодёжному цифровому омбудсмену.

Особенно остро для детей и молодых людей стоит вопрос буллинга и кибербуллинга.

По информации компании VK, c кибербуллингом в том или ином виде имело дело 58 % россиян. Но мало кто знает, что он на самом деле из себя представляет. Ребята зачастую не понимают реальную угрозу кибербуллинга и недооценивают его, или же, наоборот, переоценивают и могут воспринимать шутку как кибербуллинг.

Поэтому, чтобы раскрыть различные аспекты этой актуальнейшей для детской и молодёжной среды проблемы, мы совместно с Университетом имени О. Е. Кутафина (МГЮА) создали курс небольших видеолекций о кибербуллинге. Выпуски регулярно публикуются в социальных сетях МЦО.

Также детей и подростков интересуют вопросы, касающиеся персональных данных: как их защитить, что делать, если профиль взломали и «слили» в Сеть личную информацию и т. д. Специально для этого мы создали памятки с правилами защиты персональных данных, а сейчас занимаемся подготовкой интерактивных мастер-классов по данной теме.

Особо актуальной сегодня стала проблема фейкинга и манипулирования сознанием с помощью массмедиа. Эту тему мы сейчас тоже активно прорабатываем с экспертами и планируем создать ряд интерактивных мастер-классов по фактчекингу и информационной гигиене. Кстати, не так давно мы уже выпустили памятку «Информационная гигиена в Сети»[3]. Не забудьте ознакомиться!

 

–6–

Подскажите, где можно ознакомиться с Вашей программой? К сожалению, мы не нашли ничего подобного на Вашем сайте https://www.youthombudsman.ru – зато нашли там информацию о команде, проектах, партнёрах.

Все положения моей предвыборной программы отражены в глобальной миссии Молодёжного цифрового омбудсмена и его команды. Её, кстати, можно найти на сайте.

Но если говорить более подробно, то ещё на этапе отбора кандидатов на пост Молодёжного цифрового омбудсмена я публично представил свою программу «Цифровой диалог», лозунгом которой стал вопрос: «Цифровая революция» – повод для диалога? Этой программы мы с командой придерживаемся уже год – и продолжим это делать.

В ней предусмотрено три основных вектора (направления) деятельности.

  1. Инновационно-техническое направление подразумевает создание цифровых платформ «диалога» команды МЦО и молодёжи. Такие платформы, кстати, уже созданы!
  2. В рамках просветительского направления деятельности запущены официальный сайт, социальные сети, колонка на интернет-портале «Газета.ru». А также организовываются молодёжные мероприятия, посвященные цифровой безопасности детей и молодёжи.

Так, в ноябре прошлого года в МГИМО МИД России прошёл Форум «Интернет для молодёжи: возможности и риски», посвященный защите прав и свобод детей и молодёжи в интернет-пространстве, где спикеры мероприятия, среди которых присутствовали выдающиеся государственные деятели, представители науки и бизнеса, в том числе, высказали свою позицию относительно функционирования института Молодёжного цифрового омбудсмена, поддержали его.

А уже 14 апреля 2022 года в рамках IX Московского юридического форума в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) пройдет первое мероприятие, организуемое именно командой Молодёжного цифрового омбудсмена – молодежно-экспертная диалоговая площадка по теме «Общение в Сети: где грань между способом самореализации и нарушением законодательства?», на которой будут присутствовать эксперты в области права, психологии, педагогики и ИТ-технологий!

  1. В рамках организационно-аналитического направления деятельности было запланировано осуществление взаимодействия с государственными органами и общественными институтами в целях доведения до их сведения проблем и предложений молодёжи по вопросам защиты прав в цифровом пространстве. Такое взаимодействие на сегодняшний день осуществляется очень активно, однако, конечно, есть куда стремиться!

Вся наша деятельность позволяет дать однозначный утвердительный ответ на вопрос-лозунг моей программы: «Цифровая революция» – повод для диалога! И мы продолжим его конструктивно вести.

 

–7–

Кстати, а на каких условиях можно войти в команду молодёжного цифрового омбудсмена? А стать Вашим партнёром можно? Например, наш информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» может стать партнёром молодёжного цифрового омбудсмена?

Как Вы уже могли понять по моим многочисленным комментариям, деятельность я осуществляю не в одиночку. С масштабированием многих проектов мы всё чаще стали нуждаться в активных, заинтересованных «кадрах». Попасть к нам довольно просто. Достаточно написать в социальных сетях, что хотите стать частью нашей команды. Мы вышлем небольшую анкету, а потом пригласим на собеседование, чтобы поподробнее узнать об интересах и увлечениях, определить интересующие Вас проекты.

Так как работа у нас по большей части творческая и аналитическая, мы создаём для ребят все возможные условия для её реализации с учётом интересов и увлечений. И это принципиальная позиция. Каждый занимается тем, что нравится! Хорошо анализируете и пишите тексты? Добро пожаловать к нам в качестве аналитика. Увлекаетесь интернет-маркетингом и готовы написать грандиозный план нашей информационной политики, взаимодействия со СМИ? Тогда вам в команду к нашему SMM-менеджеру. И таких ниш множество, главное понимать, чего Вы сами хотите и что именно Вам интересно.

На перспективу хотелось бы сформировать действительно огромную команду, в которую будут входить представители всех субъектов РФ. Уверен, что только так получится обеспечить пристальный и комплексный подход к пониманию и эффективному разрешению проблем в области нарушения прав молодёжи в цифровой среде в России в целом. Ведь кто может лучше разбираться в региональных проблемах, чем жители этого региона?

Поэтому двери в мою команду для заинтересованных, думающих и готовых работать на благо общества людей всегда открыты!

 

–8–

Весна 2022 года ознаменована миграцией большого числа пользователей в новые для них социальные интернет-сети и мессенджеры. Каков, на Ваш взгляд, багаж у – как мы их называем – «кибермигрантов»? Кто, по Вашему мнению, может им помочь оперативно интегрироваться в новые для них области киберпространства?

У «кибермигрантов», так или иначе, есть опыт пребывания на других цифровых платформах. А правила существования в киберпространстве характеризуются некоторой универсальностью. Так что не стоит бояться нового. Новые цифровые ресурсы - это, в первую очередь, новые возможности, зона роста и развития. Главное, не стоит переживать и беспокоиться. Тем более, что навыки, приобретённые на других цифровых платформах, нужно всего лишь адаптировать под новые реалии.

Что касается лиц, способных помочь оперативно интегрироваться в цифровое пространство, если мы говорим о детях и подростках, то это, несомненно, родители и педагоги. Они могут объяснить основы сетевого этикета, правила защиты персональных данных и правила работы алгоритмов цифровых платформ. Это поможет не совершать ошибок и интегрироваться в новые области киберпространства, минимизировав риски.

Что касается взрослых, то они уже достаточно самостоятельно могут включаться в другие социальные сети, так как у них уже сформирован багаж «цифровых знаний». Однако команда МЦО и наши коллеги всегда готовы прийти на помощь. Не бойтесь обращаться за помощью!

 

–9–

Как мы знаем, Вы подписаны на официальную страницу во «ВКонтакте», посвящённую феномену киберсоциализации человека, – Академию киберсоциализации #HomoCyberus. В чём, по Вашему мнению, заключаются достоинства и риски киберсоциализации именно молодёжи?

Цифровое пространство позволяет формирующейся личности активизировать самые разные механизмы социализации, которые применимы не только в киберпространстве, но и в реальной жизни. То есть киберсоциализация, думаю, может способствовать более активной социализации в реальном мире. В XXI веке, Интернет или, точнее сказать киберпространство, стало «местом», где люди встречаются, чтобы получать информацию, общаться, проводить досуг и т. д. А это всё способствует развитию коммуникативных навыков человека, социализации в целом.

Актуальным на сегодняшний день является и онлайн-образование, которое может способствовать повышению, в первую очередь, своих soft skills. Полагаю, интернет-образование в этом контексте является достаточно перспективной формой обучения,
оно также ориентирует обучающихся на решение конкретных проблем, возникающих «здесь и сейчас», с возможностью образовательной поддержки в ситуации быстро меняющейся реальности.

Кроме того, цифровые технологии предоставляют молодым людям беспрецедентные возможности для создания и распространения креативного контента, реализации творческих проектов. Молодёжь сильнее погружена в сегодня совместно наполняемую медиасреду, чем любая другая возрастная группа.

Всё это плюсы киберсоциализации. Однако не могу не отметить, что важно не перейти «черту» и не зациклиться только на киберпространстве, нельзя забывать про реальную жизнь. Когда киберпространство заменяет реальный мир, мы уже говорим о негативных последствиях процесса киберсоциализации.

Его риски условно можно разделить на психологические и социальные.

К психологическим рискам можно отнести информационные перегрузки и психоэмоциональное напряжение. Это связано со «шквалом» информации, который человек потребляет. Причиной этому служит отсутствие навыка фильтрации полученной информации. В связи с данной проблемой, мы можем столкнуться с угрозой манипулирования общественным сознанием. Огромный массив фейковой, противоречивой информации создаёт благоприятную среду для манипулирования, так как за этим шквалом дети и молодёжь зачастую не в состоянии различить методы воздействия, от чего их система ценностей, мировоззрение могут пострадать.

Безмерное проведение времени на просторах Интернета может привести к отказу от различных социальных ролей в реальной жизни. Может создать иллюзию отсутствия барьеров. Анонимность может перетечь в безответственность и совершение правонарушений.

Поэтому важно найти ту самую «границу» и не переходить её, ведь у любого явления есть как позитивные, так и негативные составляющие. Киберсоциализация – не исключение. И своего рода «лакмусовая бумажка» тому – именно дети и молодёжь.

 

–10–

Извечный вопрос, волнующий родителей, хотим адресовать и Вам: в каком возрасте, на Ваш взгляд, лучше всего начать киберсоциализироваться?

Точный возраст я обозначить не могу, всё индивидуально.

Но в период дошкольного возраста, знакомя ребёнка с цифровым пространством, всегда следует помнить об использовании гаджетов лишь в конструктивном ключе: для развивающих занятий и мультфильмов, например. При этом стоит контролировать излишнюю увлечённость гаджетами.

В любом возрасте, когда гаджеты уже вошли в жизнь ребёнка или молодого человека, стоит говорить о правилах поведения в цифровом пространстве и нормах сетевого этикета. Кстати, на «Детском радио» мы регулярно учувствуем в эфирах и рассказываем о правилах цифровой и информационной гигиены.

 

–11–

А Вы помните, когда началась Ваша киберсоциализация? Какова история Вашей киберсоциализации? Поделитесь, пожалуйста.

Да, я хорошо помню процесс своей киберсоциализации. Я, наверное, являюсь представителем того поколения, которое первым в детском возрасте получило доступ в Интернет. Компьютеры тогда уже были у многих, а вот Интернет был больше исключением, чем правилом. Поэтому мы начинали с игр, которые устанавливались с помощью диска. Но с приходом Интернета всё изменилось. Первое мое соприкосновение с ним произошло, и долгое время продолжалось, благодаря играм в социальных сетях. Тогда это был тренд. Случалось, что мы с друзьями все каникулы пропадали за компьютером, зарабатывая баллы, кристаллы, монетки и т. д. Даже первыми моими друзьями в социальных сетях были люди из сообществ этих игр.

Однако вскоре игры мне в некоторой степени надоели, и вскоре я вернулся в реальный мир и начал свой первый исследовательский путь, поняв, что интернет-пространство – это не только место для игр, но и для молниеносного доступа к необходимой информации.

 

–12–

Каковы Ваши дальнейшие планы?

Наши планы очень амбициозны! В первую очередь мы нацелены на масштабирование и оптимизацию уже существующих проектов.
Мы планируем и в дальнейшем создавать современные инструменты профилактики и защиты молодых людей от деструктивных явлений, противоправного и асоциального поведения в интернет-пространстве. Ожидает запуска платформа «Цифропомощь», которая позволит молодым людям, столкнувшимся со сложной ситуацией в Сети, анонимно получить помощь юристов или психологов.

Реализовать все наши планы возможно только командными усилиями. В 2022 году планируется начать работу по распространению института Молодёжного цифрового омбудсмена на субъекты РФ, чтобы создать в стране целую «сеть» заинтересованных в обеспечении прав детей и молодёжи в цифровом пространстве людей!

Проводя большую аналитическую работу при подготовке к мастер-классам, принимая обратную связь нашей целевой аудитории, мы видим перспективы создания безопасного цифрового пространства в совершенствовании законодательства, как я уже говорил ранее. Это следующая наша цель. Также мы принимаем во внимание нарастающую популярность и целесообразность саморегулирования цифровой среды и делаем активные, но поступательные шаги в этом направлении.

 

–13–

Дмитрий, что Вы хотите сказать и/или пожелать пользователям ресурсов нашего информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» (собственно гостям интернет-портала, читателям электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus», подписчикам Академии киберсоциализации #HomoCyberus во «ВКонтакте»)?

Интернет – это новая среда для взаимодействия людей, новая форма для реализации общественных отношений. Современный Интернет – это «настраиваемая среда обитания»! В нём хорошо тому, кто может обустроить собственное пространство и научиться управлять им. Поэтому старайтесь делать свое киберпространство наиболее интересным, позитивным, комфортным, развивающим, а главное, безопасным для себя и окружающих! Удачи!

 

Вопросы эксклюзивного интервью подготовлены
Александром Бурлаченко и Владимиром Плешаковым

Март-апрель 2022

© Homo Cyberus

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Интервью с первым Молодёжным цифровым омбудсменом​ Дмитрием Гуляевым: «Современный Интернет – это «настраиваемая среда обитания» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Gulyaev_Dmitry_interview_1_2022

 


[1] ОМБУДСМЕН (от швед. ombudsman) – в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В Российской Федерации эти функции возложены
на уполномоченного по правам человека, назначаемого Государственной Думой (Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/220114).

[2] МЦО – Молодёжный цифровой омбудсмен.

[3] Команда МЦО подготовила памятку с важными в наше время правилами (И нформационая гигиена в Сети / Официальная страница Молодёжного цифрового омбудсмена и его команды во «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/internet.team?w=wall-204963541_275)