К постановке проблемы сохранения психологического здоровья ранних подростков в условиях современной ситуации развития

Куликова О.Е.

Аннотация. Статья посвящена обоснованию проблемы сохранения психологического здоровья ранних подростков в современных условиях. Рассматриваются несколько подходов к пониманию психологического здоровья, устанавливается связь психологического здоровья ранних подростков с современной ситуацией развития.

Ключевые слова: ранний подростковый возраст, психологическое здоровье, ситуация развития, развитие, воспитание, киберсоциализация.


To pose the problem of preserving the psychological health of early teenagers
in the current situation of development

Abstract. The article is devoted to the substantiation of the problem of preservation of psychological health of early teenagers in modern conditions. Several approaches to the understanding of psychological health are considered, the connection of psychological health of early teenagers with the current situation of development is established.

Key words: early teenagers, psychological health, situation of development, development, education, cybersocialization.


Подростковый возраст – это период ключевых трансформаций. Наряду с физиологическими изменениями тела и функций организма ребёнка, его гормональной системы, системообразующие перемены совершаются и в личности молодого человека. Это возраст тревог и сомнений, развития рефлексии и самосознания, возраст установления новых интимных связей и индивидуальных границ, развития способности к самопознанию и самоизменению. Подросток начинает оценивать себя и других, сравнивать себя со сверстниками и взрослыми. Начинается формирование мировоззрения, впервые возникает вопрос о смысле жизни и своём месте в мире.

Подростковому возрасту свойственны неустойчивость и изменчивость психоэмоционального состояния, схем поведения и ценностных установок. В этот период наблюдается амбивалентность подростка в отношениях с окружающим миром: с одной стороны, он склонен к демонстрации самостоятельности и независимости, с другой – стремясь занять значимое место в группе сверстников, проявляет высокую конформность к нормам и ценностям референтной группы. Социальная незрелость подростка и недостаточный жизненный опыт обуславливают особую чувствительность, которую он приобретает к влиянию таких внешних факторов, как социально-экономическая, внутрисемейная, школьная ситуации; оценка сверстниками; СМИ, социальные интернет-сети и т.п.

Начинается переход к подростковому возрасту с 9 лет, а возраст 10-12 лет уже определяется как ранний подростковый [2]. В этом возрасте начинаются все те процессы, которые станут важной предпосылкой эффективной социализации, индивидуального и социального благополучия. Сохранение психологического здоровья подростка на этом этапе – условие его поступательного и продуктивного развития.

Отделяя психологическое здоровье от психического, понимаемого как отсутствие «болезненных психических явлений… обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности» [11], современная наука связывает его с состоянием психологического комфорта, психологической гармонии.

Термин «психологическое здоровье» был введен в отечественный научный обиход И.В. Дубровиной. Как отмечает автор, понятие «психическое здоровье» в большей степени объясняет отдельные психические процессы и механизмы, «психологическое здоровье» же говорит о личности в целом, напрямую соотносясь с высшими проявлениями человеческого духа, морально-нравственными ценностями и ориентацией на высшие человеческие ценности. Психологическое здоровье, по мнению И.В. Дубровиной, заключается нахождении достойного и удовлетворяющего человека места в «познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени» [11].

О.В. Хухлаева, характеризуя психологическое здоровье, говорит о балансе между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими; между человеком и окружающими людьми, природой, космосом [15].

О.И. Мотков понимает психологическую гармонию как наличие у человека психического здоровья, личностного здоровья, социального здоровья и духовно-психологического здоровья, т.е. отсутствие психических заболеваний, оптимальную внутреннюю согласованность, а также сбалансированность личности с окружающими социальными условиями, естественными природными средами и Миром в целом [4].

В.А. Плешаков определяет психологическое здоровье как «объективное состояние и субъективное чувство полного психического и социального комфорта и динамического равновесия личности с окружающей её социализирующей средой, при котором заложенные в биологической и социальной сущности человека особенности проявляются наиболее полно» [10].

А. Маслоу [3] называет это комфортными взаимоотношениями с реальностью. Одним из основных проявлений психологического здоровья А. Маслоу считает стремление к самоактуализации – быть тем, кем можешь быть, реализовывать то, что заложено природой, стремиться к высшим ценностям. При этом, необходимым условием самоактуализации учёный считает нахождение человеком верного представления самого себя.

Как отмечает И.В. Дубровина: «психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она всё больше ориентируется в своём поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Оно предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности» [11, C. 56].

Опираясь на анализ литературы по исследуемой теме (И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева, Б.С. Братусь, О.С. Васильева, К. Роджерс, А. Маслоу, Н.В. Мясищев, В.И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.), мы делаем вывод о том, что в основе психологического здоровья лежит гармония между развитием природных задатков и воспитанием личности как субъекта деятельности и жизни в определённых социальных условиях.

В этой связи следует отметить, что современные условия жизнедеятельности детей и подростков создают радикально иную ситуацию развития. Согласно Л.С. Выготскому, ситуация развития – это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [1]. Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что сегодня достаточно остро встает проблема изучения той среды, в которой живёт современный человек, понимания, в каком он живёт мире, в каком обществе, какие новые требования предъявляет к нему его новая ситуация развития, какой запрос формулирует общество [13].

Одной из наиболее отличительных черт этой новой ситуации развития является встраивание технологий в систему отношений личности с окружающим миром. Активное использование детьми и подростками цифровых технологий ведёт к качественным изменениям познавательных, эмоционально-мотивационных процессов; личностных характеристик; направленности, характера и содержания межличностных отношений; учебной и досуговой деятельности.

Как подчеркивает В.А. Плешаков, жизнедеятельность современного человека осуществляется параллельно в двух социализирующих средах: предметной объективной реальности и символьно-знаковой реальности киберпространства. Развивая эту мысль, отметим тенденцию ко всё большему опосредствованию технологиями отношений личности с миром. В этих условиях неотъемлемой частью социализации современного человека становится его киберсоциализация, т.е. «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» (В.А. Плешаков) [8, С. 203].

При этом, интернет-среду целесообразно рассматривать как естественную среду обитания и социализации детей и подростков, дополняющую их ситуацию развития.

Характеризуя специфику современной ситуации развития, Д.И. Фельдштейн отмечает, что сегодня ребенок поставлен в принципиально иные условия, по сравнению, например, с детьми второй половины ХХ века. Начиная уже с дошкольного возраста, он находится в огромном открытом социальном пространстве, под давлением хаотичного потока информации, перекрывающей знания, получаемые от родителей, учителей и создающей возможности для разного рода форм отношений, связей, действий.

Опираясь на исследования Психологического института РАО, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и ряда других вузов, Д.И. Фельдштейн выделяет ключевые факторы, определяющие качественные психические, психофизиологические и личностные изменения современного ребенка: маркетизацию, этику рынка, усиливающую ориентацию детей на потребление; адопцию – присвоение чуждых отечественной культуре образцов поведения, отрывающее ребёнка от культурных традиций общества и его истории; неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисах и в провинции; рост девиаций; вместе с этим, на фоне роста психологической отчуждённости взрослых от мира детства отмечается стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка. Эти факторы провоцируют нарушения физического и психологического здоровья; повышенный уровень тревожности и страхов; милитаризацию и повышенную агрессивность [13].

В связи с этим, актуализируется проблема сохранения психологического здоровья ранних подростков в условиях современной ситуации развития. Указанная проблема предполагает решение следующих исследовательских задач:

  • содержательный анализ современных исследований, направленных на изучение психологического здоровья ранних подростков;
  • изучение современной ситуации развития ранних подростков;
  • оценка рисков нарушения психологического здоровья ранних подростков в современной ситуации развития;
  • поиск и обоснование методов и средств преодоления возможных рисков нарушения психологического здоровья ранних подростков в условиях современной ситуации развития.

 

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – С. 11.
  2. Леванова Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности: учеб. пособие для вузов. – М.: МПСИ: Флинта, 2003.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.
  4. Мотков О.И. Методика «Личностная биография» // Школьный психолог. – 1998. – № 38. – С. 8-9.
  5. Павлова З. Депрессия из-за социальных сетей: что это? [Электронный ресурс]. URL: https://med39.ru/article/psichiatria/seti-i-depressia.html
  6. Плешаков В.А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 4 (19). – С. 131-141.
  7. Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 4 (35). – С. 9-22.
  8. Плешаков В.А. О киберсоциализации и здоровье личности в образовании // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. – №6 (14). – С. 202-204.
  9. Плешаков В.А. Социальные практики жизнедеятельности «Нового Человека» – «Homo Cyberus» // Социальная педагогика в современных социальных практиках. Сборник научных статей V Международного симпозиума / Научные редакторы А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – Издательство: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2015. – С. 220-230.
  10. Плешаков В.А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога: монография. – М.: Издатель Воробьев, 2010. – С. 71.
  11. Практическая психология образования: учебное пособие. – 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: ТЦ «Сфера», 2004. – С. 48-49.
  12. Психология: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.С. Татрова. – М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2010.
  13. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. – 2010. – №2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenyayuschiysya-rebenok-v-izmenyayuschemsya-mire-psihologo-pedagogicheskie-problemy-novoy-shkoly (дата обращения: 04.06.2019).
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. – С. 24.
  15. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001.
  16. #StatusofMind / Royal Society for Public Health [Электронный ресурс]. URL: https://www.rsph.org.uk/our-work/campaigns/status-of-mind.html

© Куликова О.Е.

Куликова О.Е. К постановке проблемы сохранения психологического здоровья ранних подростков в условиях современной ситуации развития / О.Е. Куликова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Kulikova_OE_1_2019, свободный. - Загл. с экрана.