Роль ироничного подтекста в научно-популярном паблике «ПостНаука» в социальной интернет-сети «ВКонтакте»

Литовская А.С.

Аннотация. В статье проанализированы способы выражения подтекста в научно-популярном паблике «ПостНаука». Выявлены основные способы выражения подтекста: иронизирование, полисемия, стереотипизация, использование известных мемов и так далее. Также сделан вывод о роли подтекста в коммуникации с виртуальной аудиторией: чем больше скрытых смыслов, тем активнее аудитория реагирует на пост. Подтекст «заставляет» додумывать, отгадывать замысел автора.

Ключевые слова: подтекст, научно-популярная журналистика, ирония, мем, «ПостНаука», паблик, мемология, «ВКонтакте», социальная интернет-сеть

Научная статья

Филологические науки

5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика

УДК 070


The role of ironic overtones in the popular science public «PostNauka» in the social Internet network «VKontakte»

Litovskaya A.S.

Abstract. The article analyzes the ways of expressing the subtext in the popular science public «PostNauka». The main ways of expressing the subtext are revealed: irony, polysemy, stereotyping, the use of famous memes, and so on. It is also concluded about the role of subtext in communication with a virtual audience: the more hidden meanings there are, the more actively the audience reacts to the post. The subtext «makes» you think, guess the author's idea.

Key words: subtext, popular science journalism, ironic, mem, «PostNauka», public, memology, «VKontakte», social Internet network


 

Подтекст представляет собой сложное, многогранное явление. С его помощью журналист может намекнуть аудитории на что-либо или сделать необходимый ему акцент в материале. Вместе с тем подтекст служит ещё и средством привлечения внимания аудитории, невольно вовлекая её в виртуальный диалог с автором материала.

Не секрет, что сегодня социальная интернет-сеть «ВКонтакте» является одной из самых популярных среди молодежной аудитории нашей страны [1]. Контент там отличается многообразием, не последнее место в нём занимают научно-популярные паблики и сообщества: как самостоятельные интернет-проекты, так и сообщества научно-популярных СМИ. Речь идёт о таких пабликах и группах, как «ПостНаука», «N+1», «Образовач», «Всенаука», «Хабр», «Телеканал ''Наука''», «Наука и жизнь» и ряда других.

Принято считать, что в научных публикациях практически нет подтекста, ведь основная цель сообщений – это передача информации «без помех», то есть без каких-либо дополнительных, скрытых смыслов. Однако в научно-популярных пабликах «ВКонтакте» подтекст играет заметную роль в привлечении внимания аудитории, формировании комьюнити. Молодым людям легче воспринимать информацию в лёгкой, ненавязчивой форме, например, с помощью юмора. Одной из форм контента в научно-популярных пабликах являются смешные картинки, которые пользователи Сети называют мемами. Зачастую они привлекают внимание целевой аудитории именно за счёт иронического подтекста.

Теоретической основой нашего исследования стали работы И. В. Арнольд [2], В. А. Барабанщикова [4], А. Н. Баранова [5], Р. Грегори [9], Л. Г. Кайда [11], Г. Е. Крейдлина [15], Е. И. Лелис [17], В. П. Морозова [18], М. А. Поваляевой и О. А. Рутер [22], В. М. Розина [27], И. А. Стернина [29], А. М. Шестериной [31], П. Экмана и У. Фризена [32] и других учёных.

Объект нашего исследования – паблик «ПостНаука» в социальной интернет-сети «ВКонтакте» с января 2021 года по май 2022 года. Предмет исследования – конкретные способы выражения подтекста с помощью мемов. Под мемами мы будем понимать «элементарную единицу информации, способную повторять себя, размножаться в параллельных или ей подобных системах. Это единица, устанавливающая бесконечные связи, единица культуры, сочленяющая память по такому же принципу, по которому одно слово вызывает другие, влечёт за собой комплексы воспоминаний и информации» [21].

 

Выражение подтекста с помощью полисемии

В «Большом толковом словаре» находим такое определение слову «полисемия»: «полисемия – это наличие у одного слова нескольких связанных по смыслу значений; многозначности» [24]. Перед нами картинка, иллюстрирующая материал о самом крупном месторождении алмазов – кимберлитовой трубке «Мир», опубликованная 3 октября 2021 года (Рисунок 1) [14]. Подтекст кроется в многозначности слова «карьера». Словарь толкует это слово так: «1. Продвижение в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы и т. п.» [13]. В данном случае, это намёк на то, что на добыче алмазов можно заработать много денег.

 

Рисунок 1. Карьер

 

Другой пример – мем про крокодила Гену, который иллюстрирует материал о генетической предрасположенности человека к болезням и стрессам. Текст опубликован 19 июля 2021 года (Рисунок 2) [8]. Читаем публикацию: «Во всём виноваты гены!» — от создателей «Все болезни от стресса! Рассказываем, на что гены, возможно, действительно влияют и зачем нужны генетические тесты». Ироничный подтекст выражен с помощью полисемии: гены как часть ДНК человека и крокодил Гена – герой мультипликационного фильма про Чебурашку (м/ф «Крокодил Гена», 1969; «Чебурашка», 1971).

 

Рисунок 2. Гены

 

Ещё пример – материал про подборку урбанистики, опубликованный 8 августа 2021 года (Рисунок 3) [23]. В данном случае «обыгрывается» слово «муравейник». В «Большом толковом словаре» муравейник – это «жилище некоторых видов муравьёв в виде конусообразной кучи из земли, хвои и т.п.; гнездо муравьёв в почве, древесине и т. п» [19]. Также муравейником называют густонаселённый городской район, в котором жилые дома расположены очень близко.

Рисунок 3. Муравейник

 

Выражение подтекста с помощью стереотипов

Ещё один приём – стереотипизация. Используется как доказательство «от противного», то есть наоборот. Молодёжная аудитория хорошо воспринимает подобные картинки в силу возраста и стремления быть «не как все». Поэтому авторы мемов в основу сюжета картинки закладывают стереотипы, чтобы показать, как не надо думать.

Например, в материале про «исследования зрительного восприятия, экспериментах У. Найссера и различных явлениях слепоты» проиллюстрирован вот таким мемом – Рисунок 4 [30].

Рисунок 4. Мальчик

 

Сам текст опубликован 30 августа 2021 года (Рисунок 4). Подтекст выражен через изображение маленького мальчика и крупность плана съёмки: в первом кадре кажется, что мальчик сидит в тюрьме за решёткой, второй поясняет, что это не решётка, а полка холодильника. Надпись подсказывает виртуальной аудитории мысль: все проблемы начинаются у нас в голове.

Ещё пример с изображением философа Диогена, опубликованный 24 августа 2021 года (Рисунок 5) [10]. Мем предваряет материал о микрозаймах. Читаем в паблике: «Проще позвонить, чем у кого-то занимать. Как выглядели микрозаймы в Афинах VI века до нашей эры и к чему они привели». Ироничный подтекст кроется в расхожем мнении о том, что микрозаймы разоряют людей, доводят до полной нищеты.

 

Рисунок 5. Диоген

 

Ещё пример – материал, посвящённый «5 фактам о формировании культуры еды и её влиянии на развитие человека», сопровождает вот эта картинка Рисунок 6) [6].

 

Рисунок 6. Пищевая цепочка. Алеся

 

Этот пост был опубликован 8 января 2021 года. Подтекст выражен через «ломку» стереотипа: обычно волк охотится за овцой, а не наоборот. Сама ситуация создаёт необходимый автору комический эффект.

«ПостНаука» активно использовала мемы, героями которых становились известные персонажи из кинофильмов, мультфильмов, а также прецедентные тексты – известные всем выражения. В определённом контексте они несут в себе скрытый смысл. Рассмотрим конкретные примеры.

В материале от 17 января 2021 года мы встречаем игру слов: «В современном представлении постоянная Планка — это мера, которая отделяет классическую физику от квантовой (Рисунок 7) [25]. В чём же смысл этой величины? В данном случае подтекст выражен через многозначность слова «планка». В «Большом толковом словаре» находим такое определение: «планка – это часть спортивного снаряда, перекладина (обычно из лёгкого металла) между двумя стойками (при прыжках в высоту, прыжках с шестом) [20]. В данном случае автор иронизирует над глупостью молодого мужчины. Обратим внимание ещё и на тот факт, что в тексте картинки есть ошибка – глагол «стоял» написано через букву «л». Этот же мем обыгрывает другой стереотип – спортсмены умом не блещут.

Наше предыдущее предположение подтверждает следующий мем, предваряющий материал от лингвиста Александра Пиперски, который рассказывает о происхождении языков индоевропейской семьи, восстановлении праязыка и фонетической системе. Материал опубликован 23 июня 2021 года (Рисунок 8) [28]. Опять же, есть орфографическая ошибка – название языка «санскрит» написано без буквы «т», на конце слова стоит ошибочная буква «н».

 

Рисунок 7. Постоянная Планка

 

Рисунок 8. Санскрит

 

Ещё один пример – текст про лейкоциты и их роль в организме сопровождается вот такой картинкой (Рисунок 9) [16].

 

Рисунок 9. Лейкоциты

 

Материал был опубликован 7 января 2021 года. Как известно, лейкоциты защищают наш организм от инфекционных заболеваний и т. д. В данном контексте обыгрывается героическая роль лейкоцитов в защите нашего организма.

 

Выражение подтекста с помощью известных мемов

Ещё один сюжет: «переделанные» мемы на новый лад. Например, в материале использован мем с котами. В «ПостНауке» этот материал от 18 марта 2021 года (Рисунок 10) предварял текст о причинах восстания декабристов [7].

Рисунок 10. Восстание декабристов

 

В 2022 году ситуация несколько изменилась: в паблике практически перестали постить мемы. Их сменили однотонные картинки с минимумом записей, практически лишённые какого-либо юмора. В их основе – риторические вопросы, констатация факта, прецедентные тексты. Однако такая перемена сказалась на реакциях аудитории. Рассмотрим два примера.

Первый – публикация от 3 мая 2021 года «Об особенностях профессии археолога и повседневности учёного» (Рисунок 11) [3].

 

Рисунок 11. Археологи

 

Реакция аудитории представлена на Рисунке 12.

 

Рисунок 12. Комментирование мема про археологов

 

Материал на аналогичную тему «Будущее какой науки лежит в руинах? Правильно, археологии. Рассказываем о том, чем занимаются археологи, как новые технологии изменили их работу, а также о важной археологической находке последних лет — месте Судбищенской битвы» – пост от 23 мая 2022 года сопровождается вот такой картинкой (Рисунок 13) [12].

 

Рисунок 13. Современные археологи

 

Как мы видим, этот материал не получил практически никакого отклика у виртуальной аудитории. Рискнем предположить, что такая картинка слабо привлекла внимание молодёжи и была просто пропущена. Ни одного комментария и малое количество репостов тому подтверждение.

Второй пример: реакция аудитории на материал о восстании декабристов за прошлый год (Рисунок 14).

 

Рисунок 14. Комментирование поста про восстание декабристов

 

И для сравнения – реакция аудитории на текст, опубликованный 30 мая 2022 года (Рисунок 15), о том, почему небо голубое [26].

 

Рисунок 15. Почему небо голубое?

 

В данном случае реакция аудитории «слабая», потому что риторический вопрос никак не «обыгран», он не задевает чувства аудитории, вызывая лишь горькую ухмылку.

Таким образом, мы можем сделать вывод: подтекст играет большую роль в коммуникации с виртуальной аудиторией.

В материале мы выявили конкретные способы выражения подтекста: с помощью полисемии, иронии, прецедентных текстов и точно таких же мемов.

Примечательна реакция виртуальной аудитории на мемы с подтекстом и без него. Оказалось, что посты с ироничным подтекстом лучше воспринимаются молодёжной аудиторией, вызывают больший отклик – их охотнее комментируют и делятся информацией с друзьями. Подтекст облегчает авторам материала задачу – сразу привлекает внимание аудитории и вовлекает её в диалог. Он «заставляет» додумывать, отгадывать замысел автора.

 

Список источников

  1. Анализ изменения активности российских пользователей в соцсетях в марте 2022 года от Brand Analytics / Хабр [Электронный ресурс]. – URL: https://habr.com/ru/news/t/657761 (дата обращения – 31.05.2022).
  2. Арнольд И. В. Стилистика декодирования: курс лекций / И. В. Арнольд. – Л.: ЛГПИ, 1974. – 295 с.
  3. Археологи / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL https://vk.com/postnauka?w=wall-36507793_419602 (дата обращения – 31.05.2022)
  4. Барабанщиков В. А. Экспрессии лица и их восприятие / В. А. Барабарщиков. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 347 с.
  5. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. пособие / А. Н. Баранов. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 591 с.
  6. Волк и овца Алеся / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_406746 (дата обращения – 31.05.2022).
  7. Восстание декабристов и коты / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_413595 (дата обращения – 31.05.2022).
  8. Генетическая предрасположенность с крокодилом Геной / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_432393  (дата обращения – 31.05.2022).
  9. Грегори Р. Разумный глаз. Как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях / Р. Грегори. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 232 с.
  10. Диоген и микрозаймы / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_436911 (дата обращения – 31.05.2022).
  11. Кайда Л. Г. Стилистика текста: от теории композиции-к декодированию: учебное пособие / Л. Г. Кайда. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 206 с.
  12. Как работают современные археологи / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_459646 (дата обращения – 31.05.2022).
  13. Карьера / Большой толковый словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0 (дата обращения – 31.05.2022).
  14. Кимберлитовая трубка «Мир» / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_441555 (дата обращения – 31.05.2022).
  15. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 581 с.
  16. Лейкоциты / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_406703 (дата обращения – 31.05.2022).
  17. Лелис Е. И. Теория подтекста: учеб.-метод. пособие / Е. И. Лелис. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 31 с.
  18. Морозов В. П. Невербальная коммуникация: экспериментально-психологические исследования / В. П. Морозов. – М.: Ин-т психологии РАН, 2011. – 526 с.
  19. Муравейник / Большой толковый словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA (дата обращения – 31.05.2022).
  20. Планка / Большой толковый словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0 (дата обращения 31.05.2022).
  21. Плешаков В. А. Интернет-мемы как проявление архетипов коллективного бессознательного в Сети / В. А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 2 (5). – [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2018 (дата обращения 31.05.2022).
  22. Поваляева М. А., Рутер ОА. Невербальные средства общения / М. А. Поваляева, О. А. Рутер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 345 с.
  23. Подборка по урбанистике / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_434541 (дата обращения – 31.05.2022).
  24. Полисемия / Большой токовый словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F (дата обращения – 31.05.2022).
  25. Постоянная Планка / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_407529 (дата обращения – 31. 05. 2022).
  26. Почему небо голубое? / ПостНаука [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-36507793_460029  (дата обращения – 31. 05. 2022).
  27. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 224 с.
  28. Санскрит / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_428122 (дата обращения – 31.05.2022).
  29. Стернин И. А. Анализ скрытых смыслов в тексте: учебное пособие / И. А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2011. – 63 с.
  30. Тюрьма нашего сознания / ПостНаука [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-36507793_437616 (дата обращения – 31.05.2022).
  31. Шестерина А. М. Психология журналистики: учеб. пособие / А. М. Шестерина. – Воронеж: Изд-во факультета журналистики ВГУ, 2011. – Ч. 1. – 188 с.
  32. Экман П. Узнай лжеца по выражению лица: [пер. с англ.] / П. Экман. – СПб: Питер, 2010. – 268 с.

 

© Литовская Анна Сергеевна

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Литовская А.С. Роль ироничного подтекста в научно-популярном паблике «ПостНаука» в социальной интернет-сети «ВКонтакте» / А.С. Литовская // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Litovskaya_AS_2_2022