Киберсоциализация в рамках информационно-медийного направления деятельности общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»

Плешаков В.А.

Аннотация. Статья посвящена обоснованию цели и задач через описание моделирования деятельности по информационно-медийному направлению РДШ.

Ключевые слова: киберсоциализация, РДШ, юношество, детство, слово главного редактора.


Cybersocialization in the framework of the information and media activity of the all-Russian public-state children's and youth organization «Russian schoolchildren movement»

V.A. Pleshakov

Abstract. The article is devoted to the substantiation of goals and objectives through the description of modeling activities in the information and media direction of RSM.

Key words: cybersocialization, RSM, youth, childhood, word of the chief editor.


Важно, что успеху этой масштабной и в высшей степени востребованной работы служат такие серьёзные общественные инициативы, как «Российское движение школьников», которое объединило неравнодушных, увлечённых, искренне радеющих за дело людей. Уверен, чтобы достичь поставленных целей, вы должны вдумчиво, творчески использовать лучшие традиции воспитания и просвещения, которыми по праву гордиться наша страна. И в то же время – искать новые, интересные форматы работы, активнее задействовать мощный потенциал добровольческих, творческих, военно-патриотических, спортивных организаций.

Из обращения Президента Российской Федерации В.В. Путина к участникам, организаторам и гостям Съезда Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» 19 мая 2016 года

 

Чуть больше года назад Указом Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».

Изменения роли общественных объединений, которые вносят существенный вклад в трансформацию социально-экономических условий страны, диктуют новые требования к самоорганизации жизни юных граждан России.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства дети, подростки и молодежь каждый день должны делать выбор, противостоять трудностям, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на ценностях и собственном приобретенном опыте.

Появление воспитательных возможностей вовлечения детей, подростков и молодежи в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения.

Российское движение школьников (далее – РДШ), реализуя избранные ведущие направления (личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое и информационно-медийное), призвано:

  • удовлетворять жизненные потребности участников Движения в общении, понимании, признании, защите, разнообразной деятельности;
  • способствовать определению жизненных планов путем обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения;
  • предоставлять разносторонние возможности организации свободного времени.

Становление общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации предполагает гибкую, постоянно обновляющуюся и развивающуюся структуру поддержки инициатив участников Движения, с учетом сложившегося опыта и традиций воспитательной деятельности.

Современные дети, подростки и молодежь активно включаются в общественные отношения, участвуют в общественной деятельности наравне с взрослыми. Естественной потребностью детского возраста является стремление к объединению. Участники Движения, развивая в коллективных отношениях индивидуальные знания, опыт, силы и возможности, объединяются в разновозрастные сообщества с целью достижения общественно-значимой цели в различных видах деятельности.

Гуманистическая парадигма образования ставит сегодня приоритетной задачей предоставление каждому ребенку условий для творческой самореализации, личностного самоопределения, развития индивидуальности, а также развития навыков работы в команде, формирования гражданина обновленного социума.

Развитие социальной компетентности личности в детско-взрослом сообществе ‑ взаимосвязанный процесс. С одной стороны, участник Движения усваивает новый жизненный опыт, с другой ‑ сам активно формирует систему социальных связей.

Для реализации этих положений на практике в 2016-2017 учебном году в образовательных организациях – пилотных площадках РДШ – создаются первичные отделения. Очень важно, чтобы на первом этапе формирования первичных отделений РДШ активную позицию занимали сами обучающиеся ‑ представители детских общественных объединений и ученического самоуправления.

Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Для достижения поставленной цели необходимо, в ходе работы пилотных площадок, определить условия воспитательной деятельности, способствующие развитию личности, в которых каждый участник Движения сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.

Реализация цели РДШ предполагает решение ряда задач:

1. Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.

2. Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию 4-х ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.

3. Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования, отработка механизма взаимодействия с вузами и колледжами.

4. Формирование единой информационной среды для развития и масштабирования инновационной, проектной, социально-преобразовательной деятельности РДШ.

5. Разработка и апробация мониторинга качества деятельности первичных отделений РДШ.

Основная цель информационно-медийного направления деятельности РДШ: обеспечение мотивации и объединения школьников в современное детское движение, которое способствует воспитанию будущих граждан как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей, обладающих аналитическим мышлением, умением аргументировано отстаивать свою позицию, владеющих современными информационно-медийными компетенциями и имеющих высокий уровень культуры киберсоциализации.

Достижение данной цели позволит подготовить участников Движения к преобразованию безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека, что предполагает совершенствование государственной политики в области воспитания детей, подростков и юношества на основе содействия развитию личности в контексте присущей российскому обществу системы ценностей.

Планируя деятельность в рамках информационно-медийного направления РДШ для начала ее необходимо алгоритмизировать и смоделировать. Модель любой деятельности – своего рода идеально представленный и мысленно воплощенный аналог организуемого и реализуемого процесса, позволяющий спрогнозировать и достичь ожидаемые результаты. Модель выполняет следующие функции: объяснительную, иллюстративную, информационную, нормативную, проективную, эвристическую (преобразующую).

Моделирование деятельности по информационно-медийному направлению РДШ целесообразно организовывать в контексте культурно-деятельностной парадигмы, поскольку именно таким образом конкретные мероприятия будут непосредственно связаны с социокультурными условиями развития современного российского общества, отражать исторически сложившиеся традиции, представления о мире, месте человека в нем, а также определять отношения между личностью и обществом.

Общую (универсальную) модель деятельности по информационно-медийному направлению РДШ возможно представить как совокупность следующих блоков (компонентов):

  • ценностно-целевой;
  • теоретико-методологический;
  • конкретно-содержательный;
  • операционно-деятельностный;
  • оценочно-результативный.

Дам краткую характеристику каждого из них.

Ценностно-целевой блок. Известно, что деятельность важнейшей своей характеристикой и особенностью имеет целенаправленность. Деятельность по информационно-медийному направлению РДШ может преследовать, согласно цели, несколько ключевых задач, в зависимости от основных направлений, а также исходя из персональных мировоззренческих установок и ценностей непосредственно региональных координаторов, председателей региональных отделений, старших вожатых и самих участников Движения на местах. Ценности запечатлевают в себе то, что сложилось в культуре, в мировоззрении, в менталитете народа. Определив ценности, к которым будем стремиться в процессе организации и реализации информационно-медийной деятельности, мы сможем сформулировать цели и подобрать адекватные средства их достижения. В российской культуре базисными ценностями всегда были ценности приоритета духовного над материальным, что исторически задавало свой вектор воспитанию – дать личности человека раскрыться в полноте ее духовных и нравственных сил.

Высшей целью воспитания в контексте российской культуры было и остается наполнение человека истиной, красотой и добром, верой, надеждой и любовью, помощь ему в освобождении от несовершенства, развитие в ребенке совести; воспитание послушания, терпения, милосердия, миротворчества, способности прощать; пробуждение таких потенциальных способностей, переживаний, чувств ребенка, как способность к труду, творчеству, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм; формирование активной гражданско-нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления; создание условий для складывания отношений ребенка с другими людьми и окружающим миром, переживаемых как сострадание и сорадование и реализуемых в актах содействия, помощи и защиты. В данных целевых установках воспитания молодежи нет противоречия с целью и задачами информационно-медийного направления деятельности участников Движения, подчиненными высшим гуманистическим идеалам, они универсальны и фундаментальны.

Соответственно, мероприятия РДШ и их информационно-медийное освещение в рамках направления имеют цель и призваны воспитывать данные ценности у участников Движения, а также, как сверхзадача, способствовать их привитию не вовлеченным в Движение детям, подросткам и юношам.

Теоретико-методологический блок модели включает в себя описание принципов, раскрывающих методологию и условия эффективности информационно-медийной деятельности. Это некие теоретические обобщения, отражающие устоявшиеся и проверенные жизненной практикой ориентиры.

Перечислим и кратко охарактеризуем их:

  • принцип культуросообразности, понимаемый как передача подрастающим поколениям знаний об основаниях культуры своей Родины и малой Родины через изучение ее истории, фольклора, краеведения. Важно, чтобы приобщение к культуре участниками Движения было бы не навязанным извне, а становилось бы «проживанием культуры» в непосредственной деятельности по направлениям, глубоким освоением всей системы традиций своего народа посредством реализуемых мероприятий РДШ. Соответственно, высокая степень прочувствованности событий, предметов и образов, составляющих область родного, должна выступать фундаментом информационно-медийной деятельности РДШ;
  • принцип воспитания индивидуальности, связанный с умением видеть и поддерживать неповторимую оригинальность и своеобразие личности в каждом из участников Движения средствами информационно-медийной деятельности;
  • принцип опоры на положительное в человеке, как актуализация того положительного, что заложено «внутри» личности и оказание помощи в его раскрытии и развитии средствами информационно-медийной деятельности, а также помощь в освобождении от отрицательных наклонностей и стремлений детей и юношей – как участников Движения, так и не вовлеченных в него;
  • принцип сочетания иерархичного и всестороннего развития личности, означающий, что основное внимание в информационно-медийной деятельности необходимо уделять, в первую очередь, духовно-нравственной стороне жизни каждого участника Движения, обеспечивая его личностный рост (как рост над самим собой, положительная динамика результатов по сравнению с собой предыдущим), не забывая, при этом, о других сторонах – развития ума и интеллекта, воли, чувств и эмоций, конкретных компетенций, в том числе, информационно-медийных;
  • принцип деятельностной социальной ориентации, предполагающий инициативное включение активистов информационно-медийного направления в общественную жизнь, сотрудничество и сотворчество с другими людьми (участниками Движения и активистами других направлений деятельности РДШ, детьми и юношами, не вовлеченными в Движение, родителями детей и юношей, членами педагогического состава образовательного комплекса, представителями государственных, общественных организаций, СМИ и т.д.);
  • принцип согласованности действий, означающий установление, поддержание и укрепление связей всех участников Движения, не только в рамках отдельного направления, что обеспечит помощь друг другу во всестороннем информационно-медийном освещении деятельности, движение к цели и достижение задач конкретных направлений РДШ;
  • принцип ориентации на результат, как критерий поведения личности каждого участника Движения, реализующего информационно-медийную деятельность, означает стремление довести начатое дело до конца, получить и публично продемонстрировать конечный продукт (пресс-релиз, репортаж, заметку, мультимедийный тематический контент и т.п.);
  • принцип открытости и разнообразия деятельности, означающий связь выстроенной системы направлений информационно-медийной деятельности РДШ с деятельностью других организаций (государственных, общественных, частных и т.д.) и людей, учет их интересов, потребностей для согласованного сотрудничества. Данный принцип в совокупности с другими обеспечивает реализацию вариативного подхода к решению проблем и задач информационно-медийной деятельности, конструирование самой информационно-медийной деятельности таким образом, чтобы отдельные ее компоненты, при необходимости, без труда и ущерба заменялись, подвергались корректировке, адаптировались участниками Движения к изменяющимся условиям.

Конкретно-содержательный блок модели включает в себя:

  • ознакомление в допустимых и адекватных возрасту пределах, на доступном языке, с целью, задачами и ожидаемыми (прогнозируемыми) результатами предстоящей деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, их осознание и принятие участниками Движения;
  • изучение объективных и субъективных возможностей и препятствий достижения ожидаемых (прогнозируемых) результатов информационно-медийной деятельности участниками Движения;
  • непосредственная организация и реализация конкретных проектов, дел и мероприятий, их информационно-медийное освещение участниками Движения.

Операционно-деятельностный блок включает в себя формы, методы и способы организации и реализации конкретной по содержанию деятельности информационно-медийного направления РДШ, в том числе, отдельных проектов, дел и мероприятий. Формы организации и реализации деятельности – это различного рода групповые и индивидуальные варианты достижения результатов информационно-медийной деятельности, в которых в единое целое объединены и сочетаются цель, задачи, принципы и методы конкретной по содержанию деятельности.

В контексте информационно-медийного направления выделю следующие формы работы, связанные с:

  • реализацией базовой потребности в общении (клубы и группы по интересам, тематические кружки, организация праздников и т.п.);
  • «потреблением» духовно-нравственных ценностей и повышением эрудиции (посещение музеев, выставок, экскурсии, походы и т.п.);
  • функцией восстановления жизненных сил человека (туристические поездки, вечера отдыха, совместные прогулки на природе, игры и т.п.);
  • развитием духовных и нравственных сил и способностей через активную творческую деятельность личности (мероприятия, связанные с разными видами искусства и творчества как способами восприятия, познания и преобразования мира: декоративно-прикладное, живопись, графика, музыка, скульптура, архитектура, литература, театр, опера, эстрада, цирк, хореография, балет, фотоискусство, радиоискусство, киноискусство, а также граффити, комикс, компьютерное, цифровое и медиаискусство).

Такого рода формы организации и реализации конкретной по содержанию деятельности могут быть пассивными (зрительско-слушательскими), но более эффективными будут активные (непосредственно деятельностные) формы и их информационно-медийное освещение в рамках деятельности по направлению РДШ.

Методы и способы организации и реализации конкретной по содержанию деятельности.

Это различного рода универсальные методы мотивации, к каковым, например, относятся:

  • создание условий для разнообразного, интересного и конструктивного времяпрепровождения, общения, обретения и обмена опытом, самоутверждения, самореализации и личностного роста;
  • предоставление возможностей встретиться с интересными людьми;
  • адекватное результатам одобрение и порицание, поддержка и согласованная помощь в деятельности;
  • использование назидательных историй и притч; примеров, дающих конкретные образцы для подражания, в том числе, использование к месту негативных примеров, помогающих удержать человека от неправильного поступка и ошибок; рассказов и бесед на соответствующие темы.

Значимую роль имеют различного рода методы организации деятельности детей и юношей:

  • упражнения и тренировки с целью выработки навыка (тематические задания обучающего формата по работе с компьютерной техникой и программами, текстами, звуком, фото, видео и т.д.);
  • поручения реальных дел разного формата и типа сложности (подготовка репортажей, текстов, мультимедийного контента и т.д.);
  • в некоторых случаях требования – прямые и косвенные, способствующие развитию ответственного подхода к делу, воспитывающие дисциплину.

Свою важную роль призваны играть и методы стимулирования деятельности: различного рода и в меру раздаваемые поощрения (например, участие в значимых мероприятиях регионального, всероссийского или международного уровня, устная или письменная благодарность, выдача сертификатов, грамот и призов за определенные успехи и заслуги), а также, при необходимости, разумные наказания (например, предупреждение, выговор, временное или, как крайняя мера, полное исключение из членов Движения, в зависимости от серьезности причины).

Оценочно-результативный блок. В связи с тем, что организация и реализация деятельности носит, как правило, длительный характер, на этот процесс влияет множество факторов, соответственно, результаты довольно трудно учитывать и оценивать. Однако совершенно точно можно утверждать, что итогом информационно-медийной деятельности должно стать создание материального и/или идеального ее продукта (пресс-релиз, репортаж, заметка, мультимедийный тематический контент и т.п.).

В общих же чертах о результативности деятельности могут свидетельствовать такие воспитанные и проявляющие себя в участнике Движения качества, как наличие чувства ответственности, добросовестное отношение к обязанностям, умение и желание делать обоснованный выбор, тактичность в общении, бесконфликтность, уважительное отношение к окружающим, отзывчивость, доброжелательность, скромность, совестливость, включенность в общественные отношения и стремление к социальной деятельности, положительное мировосприятие и проч.

При этом необходимо помнить, что процесс организации и реализации информационно-медийной деятельности длителен, неоднозначен, в нем могут быть как «взлеты», так и «падения». Действия, направленные на достижение ожидаемого результата, могут быть ошибочными, могут иметь весьма отдаленный эффект, а могут не принести измеримого результата и вовсе, в силу действующей многофакторности. Поэтому, описывая критерии результатов деятельности, мы, в первую очередь, можем постараться их спрогнозировать, сформулировать лишь в общем виде. Одновременно необходимо учитывать тот факт, что у каждого человека своя «мера подвига» и свои возможности в деле достижения результатов конкретной деятельности.

Таким образом, и сама информационно-медийная деятельность РДШ, и ее моделируемые и реальные результаты на местах будут всегда индивидуальны.

Новые исторические вызовы требуют новых ответов от современного государства. Формирующееся гражданское общество России предполагает наличие различных форм самоорганизации граждан. И, создавая Российское движение школьников, государство начинает новый период развития и становления детских общественных объединений как особого социального института общества.

И эту новую историю мы пишем вместе!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеев А.Ю. Методические рекомендации по военно-патриотическому направлению деятельности Российского движения школьников / А.Ю. Алексеев. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 34 с.
  2. Арсеньева Т.Н., Загладина Х.Т., Коршунов А.В., Менников В.Е. Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность» / Т.Н. Арсеньева, Х.Т. Загладина, А.В. Коршунов, В.Е. Менников. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 54 с.
  3. Леванова Е.А., Попова (Смолик) С.Ю., Прокохина М.И., Пушкарева Т.В., Коршунов А.В. Методические рекомендации для старшего вожатого образовательной организации / Е.А. Леванова, С.Ю. Попова (Смолик), М.И. Прокохина, Т.В.Пушкарева, А.В. Коршунов. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 48 с.
  4. Лопатина И.А., Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г. Методические рекомендации по направлению «Личностное развитие» «Творческое развитие» / И.А. Лопатина, Т.Н. Сахарова, Е.Г. Уманская. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 48 с.
  5. Морозюк С.Н., Леванова Е.А., Коршунов А.В. Методические рекомендации по направлению деятельности «Личностное развитие» «Популяризация здорового образа жизни» / С.Н. Морозюк, Е.А. Леванова, А.В. Коршунов. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 44 с.
  6. Плешаков В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников / В.А. Плешаков. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 52 с.
  7. Суховершина Ю.В., Пушкарева Т.В., Коршунов А.В. Методические рекомендации по направлению деятельности «Личностное развитие» «Популяризация профессий» / Ю.В. Суховершина, Т.В. Пушкарева, А.В. Коршунов. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 40 с.
  8. Информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://homocyberus.ru
  9. Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://рдш.рф

 

© Плешаков Владимир Андреевич

Плешаков В.А. Киберсоциализация в рамках информационно-медийного направления деятельности общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»  / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2017. – № 1 (2). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2017, свободный. - Загл. с экрана.