Жизнь и деятельность человека в эпоху киберсоциализации

Плешаков В.А.

Аннотация. Данное слово главного редактора раскрывает специфику сопровождения киберсоциализации молодёжи, а также содержит размышления о психовозрастных особенностях киберсоциализации детей и подростков.

Ключевые слова: киберсоциализация, деятельность, слово главного редактора.

 


HUMAN LIFE AND ACTIVITY IN THE ERA OF CYBERSOCIALIZATION

V.A. Pleshakov

Abstract. This word of the editor-in-chief reveals the specifics of escorting the cyber-socialization of youth, and also contains reflections on the psychoage characteristics of the cybersocialization of children and adolescents.

Key words: cybersocialization, activity, word of the chief editor.


Люди испокон веков мечтали освободить себя от лишних усилий, создать такие технологии, придумать разные многочисленные инструменты и приспособления, которые позволили бы человеку заняться творческой деятельностью, а всю рутинную работу поручить технике, машинам.

Современные технологии и гаджеты, как уже существующие несколько десятилетий и за это время ставшие привычными человеку в использовании, так и те, что появились буквально несколько лет назад, совсем недавно, и только скоро появятся в ближайшем будущем, эту человеческую мечту воплощают в реальность. Как следствие, человечество сегодня эволюционирует по пути информатизации, интернетизации, гаджетизации. Но нам надо понимать, что технологии и гаджеты меняют нас, людей. Мы становимся другими, по сравнению с нашими предками: наш мозг работает по-другому, трансформируются наши психика, сознание и мировоззрение, когнитивные способности, меняются наши потребности, мотивы и средства деятельности, наконец, поведение.

Наступила эра киберсоциализации человека – социализации личности в киберпространстве, т.е. символьно-знаковой реальности, представленной сетью Интернет и пространством мобильных технологий сотовой связи. Киберсоциализация стала особым видом социализации современного человека, в том числе благодаря ей воплотились многие фантазии и мечты человечества в реальность.

Весь мир в эру киберсоциализации ускорился, темпы жизнедеятельности людей любого возраста возросли и продолжают набирать ритм. Соответственно, во-первых, «человеку киберсоциализирующемуся» – «Homo Cyberus»утребуется научиться комфортно жить на стыке двух реальностей – киберпространства (киберреальности) и классической предметной действительности (привычная предметная реальность), – оперативно переключаясь между ними, конструктивно совмещая их, полноценно интегрироваться в них. Во-вторых, чтобы давняя мечта человечества осуществилась, необходимо научиться разумно (для лучшего результата, желательно с раннего детства) использовать технологии и гаджеты во благо, именно как т.н. «умные» средства оптимизации жизни по основным видам деятельности: общения, игры, учения и труда.

Необходимо помнить, что чем младше индивид, пользующийся (к сожалению, зачастую – не контролируемо содержательно и не дозируемо по времени) современными технологиями и гаджетами, тем больше шанс, что его больше воспитывает и развивает именно контент киберпространства и технологии, с помощью которых он получает в него доступ, а не окружающие люди (родители, учителя, настоящие реальные друзья и др.). Поэтому велика опасность ранней киберсоциализации.

Специалисты пришли к выводу: ребёнка до 12 лет необходимо сопровождать в его киберсоциализации. До этого возраста у него ещё недостаточно развита рефлексия и навыки оценки контента, он не совсем понимает многочисленные риски и опасности, таящиеся в Сети, не может остановиться, потребляя информацию, заходит на 5 минут, а остается в Сети часами. По сути, даже не так важна привязка к возрасту, главное, чтобы у родителей с ребёнком сложились полноценные партнерские отношения. Тогда старший найдет и покажет определённый позитивный контент и посмотрит то, что нашли сын, дочка, внуки. Нужен полноценный диалог, опосредованный киберпространством.

Это приводит к тому, что насущная задача современной психологии и педагогики очевидна и проста – научить детей, подростков и молодёжь воспринимать технику и технологии, гаджеты и Интернет, мобильную связь, именно как вспомогательные средства, а не как «панацею от всех бед» и пространство для «бегства от реальности».

У киберсоциализации могут быть разные результаты.

В первом – позитивном случае – в результате правильно контролируемой и дозированной по времени и контенту киберсоциализации – у ребёнка развивается современное адекватное сознание, структурированная деятельность и конструктивное поведение, способствующие личностному развитию (скажем так, персональной эволюции), происходит совершенствование навыков безопасного, успешного и мобильного использования технологий и гаджетов для оптимальной организации жизнедеятельности.

А вот во втором – негативном случае – в результате не контролируемой и не дозированной киберсоциализации – формируется т.н. «клиповое» или даже «спам-сознание» и хаотичное мышление, восприятие, фрагментарное и бессистемное поведение (даже не деятельность!), происходит не развитие, а начинается деградация личности.

Сегодня существует своего рода пропасть (или разрыв) между старшими и младшими поколениями в понимании того, что можно, а что нельзя делать в Сети. Основная проблема отцов и детей в киберпространстве заключается в разных целях и навыках использования его ресурсов и возможностей. Если для представителя молодого поколения выход в Сеть – это, как глоток воды, повседневная необходимость, регулярное посещение актуальной площадки для взаимодействия с миром, с другими людьми, даже с самим собой, то для его взрослых родителей не только приоритетна, но и более знакома и привычна жизнь в предметной действительности, а Сеть для них – лишь средство организации жизнедеятельности, одно из многих.

Соответственно, родителям, волнующимся по поводу «жизни в Сети» своих детей необходимо помнить, что «в наше время – эру нанотехнологий и киберсоциализации – папа- и мама-технологии никто не отменял!»[1]

Да, Сеть таит в себе многочисленные опасности.

Так, зависимость от технологий и гаджетов сегодня считается одной из самых страшных привычек. Во-первых, потому, что мы теперь «без них, как без рук», а в результате люди теряют навыки счастливой и полноценной «жизни без технологий». Во-вторых, из-за чрезмерного и неконтролируемого использования технологий и гаджетов сегодня распадаются семьи, люди теряют работу, перестают общаться с друзьями, а дети перестают учиться в школе и становятся, как говорят взрослые, «не адекватными». Но ведь и без Интернета, сотовой связи и гаджетов современную жизнь представить невозможно. Особенно, если речь идет о жизнедеятельности школьников и студентов, которые активно используют Сеть для общения, досуговых и иногда учебных целей.

Необходимо понимать, что каждый, кто входит в Сеть, становится не только потребителем контента, но и его создателем или проводником. Каждый человек туда – в киберреальность – не переносится физически, но транслирует свою личность, интересы, знания, опыт, а также страхи, ожидания, комплексы и т.д.

Чем человек старше, тем больше шансов, что он уже сформировался, как личность, у него потенциально больше информации и жизненного опыта, того, чем можно и нужно поделиться с другими людьми и миром. Взрослый человек вдумчивее воспринимает контент, который видит через различные «окна киберпространства»: экраны смартфона, планшета, ноутбука и т.п. Однако люди т.н. «второго» и «третьего возраста» далеко не всегда умеют пользоваться техникой и технологиями так легко, как это делают их дети, внуки и правнуки.

У молодого человека (ребёнка, подростка) ситуация обратная: знаний и опыта еще не достаточно, чтобы именно их транслировать, но есть возможность, как «насос», качать оттуда (из киберпространства) разную информацию, которая далеко не всегда безопасна и полезна. Получив доступ в Сеть, молодой человек часто не может остановиться, потому что сама по себе атмосфера киберпространства для него крайне привлекательна. Напомню, что 20 лет назад Сеть была, простите, одной большой «помойкой» с островками качественной информации и полезных знаний. Сегодня мы видим, что часть того «мусора» осталась, но становится всё больше позитивного, развивающего, полезного контента!

Если говорить о «правилах безопасности» киберсоциализации, они есть: существует киберэтикет[2] (нетикет, сетикет), который как раз обоснует организационные и содержательные правила безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации. Соответственно, киберэтикету необходимо обучать детей, начиная с младшего школьного возраста, чтобы помочь им избежать встречи, в первую очередь, с опасностями киберкоммуникации (троллинг, кибербуллинг, киберхарассмент, секстинг и т.п.). На разных площадках и мероприятиях постоянно публично говорят об этом, но системной работы в данном направлении на государственном уровне пока, к великому сожалению, не существует.

В этом году на мероприятиях отрасли Интернет впервые озвучили страшную статистику, что в России в конце 2017 – начале 2018 гг. более 50% детей уже являются жертвами кибертравли. Начинается с того, что они получают негативные высказывания, оскорбления и угрозы в свой адрес на просторах киберпространства. И продолжается тем, что дети становятся жертвами системного преследования и даже сексуального домогательства. Что дети чувствуют в такие моменты? Досаду, обиду, злость. Они переживают, продумывают варианты защиты и ответа. Им кажется, что это не просто оскорбительные изображения, видео или гнусные слова на экране, что им реально сделали больно!

Надо понимать, что агрессорами в Сети обычно становятся неуверенные в себе, закомплексованные люди, которые не могут самоутвердиться никаким другим способом, кроме мнимого превосходства над более слабым соперником. Что задиры считают, что Интернет – это безопасная зона для хулиганства, где нет правил и нет ответственности. Это совсем не так. Нет ничего безнаказанного. Надо помнить, что всё, что опубликовано в Интернете, навсегда остается в Сети. Что за каждым проступком, совершенным в киберпространстве, рано или поздно неизбежно последует наказание. Тому есть уже юридические прецеденты.

Как противостоять кибертравле?

Во-первых, не бояться агрессора, не давать ему дополнительных поводов и не оставлять факт агрессии в тайне от всех.

Если агрессор – незнакомец, достаточно игнорировать его нападки, а ещё лучше – заблокировать, отправить жалобу администрации ресурса, добавить его в «черный список» (такие функции есть во всех современных социальных интернет-сетях, чатах и мессенджерах). Это лучшая стратегия, позволяющая не втянуть себя в конфликт, не тратить свои бесценные силы и энергию на неизвестного человека.

Если агрессор знаком, то главное, с одной стороны, не торопиться «дать сдачи», но и, с другой стороны, не показать ему слабину. Часто факт агрессии не имеет продолжения, если дать обидчику понять, что мы не будем реагировать также агрессивно на такое его поведение.

Опять же, необходимо помнить, что если сообщения агрессора содержат реальные угрозы, то его можно ещё и привлечь к ответственности, если сохранить подтверждения (сделать скриншоты) и обратится с заявлением в правоохранительные органы. Если жертва – ребёнок, то за профессиональной консультацией психологов всегда можно ещё и обратиться на линию помощи «Дети онлайн»[3].

Надо помнить, что всё, что делает человек в киберпространстве: с кем и как он общается, в какие игры и как он играет, как использует Сеть для учебных целей и работы, это всё сверхдиагностично! Существует даже такой анекдот, когда клиент приходит к психологу, а тот говорит ему: «ничего не рассказывайте о себе, просто покажите свою страницу во «ВКонтакте», я сам все пойму».

Надо понимать, что киберпространство – это относительно безопасная среда для экспериментирования, своего рода полигон, на котором можно моделировать и обыгрывать разные ситуации и их условия. Человек любого возраста может и должен использовать этот потенциал в своей жизни и деятельности, продумать и реализовать условия эффективной киберсоциализации на разных площадках: в социальных интернет-сетях, компьютерных играх, блогах и т.д.

Например, если ребёнок стеснителен, то можно порекомендовать ему завести YouTube-канал, где он будет выкладывать сделанные им видеозаписи, освещающие его хобби. Даже самый стеснительный ребёнок, как правило, с удовольствием рассказывает о том, чем ему нравится заниматься. Мы же подсказываем ему современную возможность, он делает это публично, но в Интернете, где ему проще будет преодолеть своё стеснение, поделиться своими интересами и достижениями с потенциально огромной аудиторией. Опять же, детское хобби может перерасти в будущем в счастливую профессиональную деятельность.

Старшим школьникам, например, для проверки своих профессиональных интересов, в рамках осознанной профориентации, можно рекомендовать создать тематическую группу или интернет-сообщество в социальной интернет-сети, регулярно искать и ежедневно постить соответствующий контент, скажем, в течение месяца. Это достаточный срок, чтобы убедиться, не пропадает ли интерес при ознакомлении с деталями избранной будущей профессиональной деятельности.

А бабушкам и дедушкам в киберпространстве можно помочь научиться искать поднимающий настроение и вдохновляющий контент, который будет вызывать у них положительные эмоции, в отличие от многих фильмов и новостей по телевизору (=

И это только три простых примера. Их же тысячи! Главное подобрать подходящий персональный «кибервариант», при этом, конечно, уверенно развивать приоритетность жизнедеятельности человека в предметной действительности, а не в киберпространстве.

Особенностью киберпространства является то, что оно очень условно разделено на национальные территории. Хотя есть, безусловно, своя специфика у азиатского, европейского или какого-то другого секторов киберпространства. Очень многое зависит от языка и менталитета людей. Русский язык считается вторым по популярности в Сети после английского. Рунетом (русскоязычным Интернетом) в России пользуются чаще, чем другими секторами. Рунет популярен и является актуальной площадкой киберсоциализации и для молодежи России. Хотя есть школьники и студенты, которые чаще пользуются ресурсами не Рунета, а Англонета. Они благодаря этому совершенствуют знания английского языка, и делают это осознанно, о чем сами с гордостью и говорят.

Значимо то, что школьник не расскажет родителям, учителям и психологу, он напишет на своей стене во «ВКонтакте», в интернет-сообществах, в которых состоит, поставит лайк или сделает какой-нибудь репост к себе на страницу. Наблюдать и делать выводы – ответственность взрослых. Благодаря этому многие проблемы детства можно предотвратить, пока не стало слишком поздно, как в контексте ситуации нашумевших «синих китов».

Кроме периодического просвещения и локального обучения нужна на государственном уровне реализуемая программа школы киберсоциализации, нужен отдельный предмет – «Интернетоведение» – для школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает формирование ИКТ-компетентности как метапредметный результат. Отдельный же предмет «Интернетоведение» в начальной школе будет не просто востребован, он будет призван способствовать тому, что у ребят начнут системно формироваться компетенции безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации в процессе использования ресурсов Интернета и пространства мобильных технологий. Дети перестанут бояться что-то сделать не так в Сети. Наоборот, они с помощью взрослых смогут понять, как устроена Сеть, смогут и будут творить позитивный контент, распространять его, тем самым, повышая культуру киберсоциализации не только у себя, но и у сверстников по принципу «равный обучает равного», да даже у взрослых!

Ещё надо учитывать, что человеку в принципе свойственно приукрашивать свой «публичный портрет». Встав на путь киберсоциализации, и дети, и взрослые в Сети частенько стараются идеализировать свой образ: улучшенные фотографии себя, пафосные статусы и посты в социальных интернет-сетях, фото- и видеоотчеты с мест значимых в мире, стране, регионе событий, в которых принимали участие.

«Я в Сети» – это своего рода киберальтер-эго. Это не обязательно альтернативная «новая личность», но воплощённое следствие сетевой самопрезентации личности и киберидентичности человека. Грани же проводит сам человек: большинство людей «реальны в виртуальности киберпространства», но бывают и исключения, когда онлайн-личность иная, а человек живет, как герой Нео из «Матрицы», двумя жизнями: обычной, во многом стереотипной, тут и, как ему кажется, яркой, порою даже фантастической, там. Соответственно, любой неравнодушный человек в этом вопросе может быть компетентен: наблюдать, строить и проверять гипотезы, делать выводы.

Есть исследования, подтверждающие, что в 90% случаев родители детей с так называемыми «ментальными особенностями» (задержкой психомоторного развития и речевых функций, расстройствами поведения вплоть до СДВГ и др.) признались, что их дети в дошкольном возрасте проводили 4-5 часов в день перед телевизором, планшетом или смартфоном. Это следствие нарушения нейроразвития, вызванное длительным воздействием на психику контента киберпространства. «Окна киберпространства» настолько захватывают восприятие, мышление и чувства ребёнка, что он уже становится не способным быть внимательным к тому, что происходит вокруг него. Именно поэтому психологи и медики настоятельно рекомендуют дошкольникам дольше гулять, находиться на природе, общаться как можно больше со взрослыми или старшими ребятами, которые говорят и играют с ними. Детям от 0 до 2-х лет требуется максимально ограничить доступ к мультимедийным технологиям и гаджетам.

Для детей в возрасте от 3 до 6 лет взаимодействие с киберпространством должно быть ограничено максимум одним часом в день, между 6 и 12 годами рекомендовано не более двух часов в день.

С 12-летнего возраста, когда костяк личности уже сформирован, количество времени можно разумно увеличивать, в зависимости от индивидуальных особенностей и условий жизнедеятельности ребёнка.

При этом важно понимать, что не только и не сколько первостепенен вопрос оптимального времени, сколько значим вопрос качества киберсоциализации ребенка, подростка, юноши. У меня есть даже для этого специальное слово – контентуальность – актуальность контента киберпространства психовозрастным, социально-психологическим и педагогическим задачам, в первую очередь.

Например, использование социальных интернет-сетей детьми до 12 лет не только юридически не обосновано и психологически опасно, но и не контентуально для них. А после 12 лет – контентуальность набирает обороты.

Так, качественная детская компьютерная развивающая игра, если в неё играть часами напролет, будет иметь обратный эффект, она станет неконтентуальной. А час игры на компьютере, в планшете или смартфоне в младшем школьном возрасте – это современный досуг (и, кстати, потенциально не только досуг), если эта игра контентуальна.

Строго лимитированные два часа времени, но, например, в течение которых ребёнком потребляется негативный контент из Сети, также до добра не доведут. А вот лимитируемое и нормированное восприятие позитивного разноформатного контента будет, скорее всего, по-настоящему контентуально для развития его личности и когнитивных способностей.

Если школьник любого возраста избыточно киберсоциализируется в социальных интернет-сетях, компьютерных играх, просматривая видео и т.д., то это скажется на его развитии, поведении, классической социализации. Неравнодушный взрослый не сможет это не заметить. Не захочет остаться в стороне. Обязательно примет меры.

Везде нужен баланс, и киберсоциализация – не исключение. Как корректировать чрезмерную увлеченность ребёнка присутствием в Сети? Жизнь ребёнка может и должна быть насыщена разными событиями, делами, видами деятельности, как в предметной действительности, так и в киберпространстве. Это – универсальный ответ.

А вообще, есть три универсальных стратегии – первая – непредсказуемая: тихонько наблюдать со стороны, ничего не делая, но и результат предсказать не возможно; вторая – проблемная: хвататься за голову, когда уже случилась беда, пытаться устранить её последствия; третий вариант – разумная стратегия: оптимально организовать эту работу. Как говорится, если нельзя прекратить безобразие, надо его возглавить и направить в нужное русло. Третья стратегия необходима для того, чтобы проводить системную работу по формированию культуры киберсоциализации с детства.

Если говорить об универсальной формуле безопасной, успешной и мобильной (БУМа) киберсоциализации человека, то она такова: осознанность использования технологий и техники в жизнедеятельности + профилактика негативных последствий = основа информационной безопасности и эффективной социализации личности в киберпространстве.

Прогноз по поводу развития технологий в будущем.

Это развитие, безусловно, будет продолжаться, станет еще более стремительным. Уже сейчас мы живём с Вами в мире, когда поколения технологий и гаджетов сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей. Человек будет и дальше стремиться изучить неизведанное, открыть неоткрытое, познать непознанное.

Технологии и гаджеты, которые появятся и станут массово потребляться уже через 5 и 10 лет, могут существенно повлиять на ход человеческой истории. Что будет через 30 или 50 лет представить ещё сложнее. Тем не менее, исходя из известных прогнозов учёных разных областей знания, аналитиков и футурологов, совсем скоро произойдёт уже пятая информационная (информационно-кибернетическая) революция, связанная с экспансией квантовых, молекулярных и нанокомпьютеров, а также совершенствованием искусственного интеллекта. Поэтому уже сегодня нам нужны разработанные комплексные и системные решения по воспитанию подрастающего поколения и, соответственно, формированию культуры киберсоциализации, непосредственно, культуры киберкоммуникации, досуга, познания и работы в Сети, разумного использования технологий и техники в контексте жизнедеятельности. А вот то, как существующие и новые достижения ума человеческого будут использованы – на благо или во вред цивилизации – всё во власти человека, ставшего на рубеже веков «Homo Cyberus»ом – человеком киберсоциализирующимся. Радует, что всё еще Человека Разумного (Homo Sapiens)!

С Уважением, В.А. Плешаков


[3] Бесплатная Всероссийская служба телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи. Горячая линия: 8-800-25-000-15 helpline@detionline.com

 

© Плешаков Владимир Андреевич

Плешаков В.А. Жизнь и деятельность человека в эпоху киберсоциализации / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 1 (4). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2018, свободный. - Загл. с экрана.