Анализ классификаций угроз в Интернете

Черных Е.А.

Аннотация. В статье на основе анализа научных работ изучены и систематизированы существующие классификации угроз в Интернете, которые могут навредить ребенку в реальной жизни. На основе обзора данных существующих исследований автор предлагает собственную классификацию типов угроз, связанных с использованием Интернета, условно разделяя их по сферам благополучия человека: угрозы физическому благополучию, угрозы психическому благополучию, угрозы социальному благополучию и угрозы материальному благополучию.

Ключевые слова: классификация интернет-угроз, киберсоциализация, безопасное поведение в Интернете.


Abstract. On the basis of analysis of scientific papers the existing classifications of threats on the Internet have been systematized and studied. These threats can harm the child in real life. Based on the review of existing research data the author offers her own classification of the types of threats associated with Internet use. This classification is roughly divided to areas of human well-being: the threats for physical well-being, the threats for mental well-being, the threats for social well-being and the threats for material prosperity.

Key words: classification of Internet threats, cybersocialization, safe online behavior.


В развивающихся странах информационное общество и, особенно использование Интернета, появилось гораздо позже, чем в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе. Поэтому многие вопросы, связанные с использованием Интернета детьми и молодежью, остаются недостаточно исследованными в отечественном научном пространстве.

По разработанной модели Международного союза электросвязи в развивающихся странах, в предстоящие пять лет количество молодежи в возрасте 15-24 лет с пятью или более годами опыта онлайновой деятельности («цифровых аборигенов») увеличится более чем в два раза [8, c.18-19].

Учитывая увеличение количества детей и молодежи, которые проводят значительное время в Интернете, и признавая Интернет влиятельным фактором социализации современного ребенка, мы видим необходимым детально изучить вопрос влияния интернет-угроз на человека.

Сегодня существует много негативных воздействий Интернета, которые могут нанести вред в реальной жизни. Различными авторами для обозначения этих воздействий употребляется понятие «угрозы», «риски», «вред» и др. Иногда у теоретиков и практиков возникает теоретическая путаница, что, по нашему мнению не способствует общему пониманию проблемы и разработке путей ее преодоления. В связи с этим возникает необходимость уточнить смысл и значение данных понятий.

Целью нашей статьи стало детальное изучение и систематизация существующих классификаций угроз в Интернете (киберреальности), которые могут навредить человеку в реальной жизни.

Проведенный нами анализ научной литературы предоставил возможность выделить основные направления классификаций интернет-угроз. Так, опасности для детей и подростков в Интернете и негативные последствия киберсоциализации изучает В. Плешаков; возможности и риски в Интернете изучают С. Ливингстон, Л. Хэддон; риски, связанные с опасным медиаcодержанием изучает Г. Михалева; риски онлайн-среды для детей изучают Е. Золотова, Т. Нестик, Е. Рассказова, Г. Солдатова; группы негативных факторов, влияющих на пользователя персонального компьютера исследует В. Антонов; различные направления негативных воздействий Интернета на «детей цифровой эпохи» анализируют В. Гассер, Дж. Пэлфри и др.; совокупность социальных рисков, вызванных появлением Интернета рассматривает А. Петренко-Лысак; виды интернет-мошенничества исследует В. Самойлов и др.; воздействие на интернет-потребителя изучает Н. Криковцева и др.

В Большом толковом словаре современного украинского языка понятие «угроза» раскрывается как «возможность или неизбежность возникновения чего-то опасного, неприятного, тяжелого для кого, чего-нибудь» [4, c. 293], а понятие «риск» как «осознанная возможность опасности» [4, c. 1030]. Определение понятия «вред» раскрывается как «физическое повреждение и (или) убытки, причиненные здоровью людей и (или) имуществу или окружающей среде» [3, c. 84].

На наш взгляд, возможность негативных воздействий Интернета, которые могут нанести ущерб в реальной жизни, не всегда может быть осознанной. Именно поэтому во время наших исследований вопросов формирования безопасного поведения детей в Интернете, для определения отрицательного влияния Интернета мы считаем целесообразным использование понятия «угроза» и понимаем его «как возможность причинения вреда в реальной жизни человеку вследствие пользования Интернетом». Понятие «вред» мы предлагаем понимать как «убытки, причиненные здоровью людей и (или) имуществу человека в результате пользования Интернетом». В своем исследовании мы понимаем понятие «здоровье», которое предложено Всемирной организацией здравоохранения: «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [11].

Понятие «риск» употребляться нами лишь для сохранения авторского видения проблемы другими исследователями.

Так, «ЮНИСЕФ», представляя в 2011 году экспериментальные исследования, анализируют доступ и деятельность молодых людей в Интернете и обнаруживают риски, которым подвергается молодежь в Украине, России и Турции, призвал молодых людей, семьи и правительства к максимально эффективному использованию интернет технологий и минимизации рисков, таких как встреча с незнакомцами из сети в реальной жизни, без присмотра взрослых; распространения личных данных в Интернете, а также киберхулиганство [2].

Автор теории киберсоциализации В. Плешаков выделяет следующие опасности для детей и подростков в Интернете: эксплуатация доверия, доступ к порнографии, сайты с деструктивным содержанием, увлечение жестокими играми [10]. Отдельно автор упоминает троллинг (размещение провокационных сообщений), кибербуллинг (запугивание в Интернете ровесниками друг друга), киберхарассмент (сетевое домогательство) [10, c. 44-46]. В. Плешаков определяет следующие негативные последствия киберсоциализации: пренебрежение питанием, пренебрежение сном и ночные часы времяпрепровождения в Интернете, препятствие для выполнения домашних дел, страдает живое общение, жизнь без Интернета кажется скучной. Особое внимание в своей монографии ученый уделяет кибераддикции как зависимости человека от среды, созданной с помощью компьютерных, цифровых технологий и средств мобильной связи. [10, с. 36-44].

Британские ученые С. Ливингстон и Л. Хэддон, проанализировав более 400 исследований поведения детей в Интернете в разных странах, приходят к выводу, что возможности и риски неразрывно связаны. То, что для взрослого может быть риском (например, встреча с незнакомцем), для ребенка будет возможностью (например, установление дружеских взаимоотношений с новым человеком) [15].

Продолжая работу над темой, данная группа британских исследователей во главе с С. Ливингстон в своей работе классифицирует риски, которые были упомянуты детьми во время исследования «Дети Европы Онлайн». Авторы отмечают, что столкновение с риском не одно и то же, что получение вреда. Риск может принести вред, а может и нет – это зависит от многих факторов [14].

Ученые объединили все названные детьми онлайн-риски в четыре группы:

- Риски, связанные с содержанием медиаресурсов (содержание порнографического или сексуального характера, содержание насильственного или агрессивного характера; неприемлемое содержание; страшный смысл, содержание со сценами насилия и крови; содержание, рекламирующее наркотики; рекламное содержание; содержание  информации о причинении себе вреда (анорексия, булимия) или суицид; порнография с насилием, содержание, призывающее к расизму; содержание, которое вызывает отвращение, содержание, унижающее чувство собственного достоинства).

- Риски, связанные с контактами (угроза неприемлемого контакта, возможность неприемлемого сексуального контакта; лица, которые выдают себя за других людей; фактический или начатый неприемлемый контакт; личные встречи после онлайн-знакомства; фактический или начатый неприемлемый контакт сексуального характера; другие лица, которые получили доступ к вашим личным данным; содержание с идеологическими, религиозными, экстремистскими призывами).

- Риски, связанные с поведением (различные формы агрессивного поведения; буллинг (чаще всего, регулярные акты агрессии); нежелательное / неприемлемое поведение; несанкционированные попытки доступа к личным данным человека, нарушение приватности; нанесения высказываниями ущерба репутации человека, обмен изображениями или фотографиями , обмен личными данными; сексуальная агрессия или рассылка неприемлемых сообщений интимного содержания (секстинг).

- Другие особые риски (вирусы, спам, всплывающие рекламные окна, недостаточный уровень интернет-безопасности в целом; риски, связанные с поиском надежной информации, риски, связанные с аппаратным или программным компьютерным обеспечением; проведение большого количества времени в Интернете; азартные онлайн-игры; несоблюдение правил онлайн-безопасности; риски, связанные с ущербом для здоровья пользователя; нелегальное скачивание информации) [14].

Российский педагог Г. Михалева [7], ссылаясь на описанные британские исследования в своей статье, в числе наиболее распространенных рисков, связанных с опасным медиасодержанием, выделяет следующие: 1) просмотр медиасодержания сексуального характера; 2) сетевой буллинг (кибербуллинг); 3) реальную личную встречу с виртуальным знакомым; 4) получение интернет-сообщений интимного содержания; 5) медиасодержание негативного или асоциального характера, содержит призывы к групповой агрессии, суициду, наркомании и др.

Говоря о вреде, который может быть причинен ребенку в результате контакта с опасными медиаресурсами, автор выделяет эмоциональный вред (расстройство, депрессия, страх и др.), психологический ущерб (стресс, зависимость, низкая самооценка, агрессия и др.), а также социальный вред (остракизм, потеря друзей) [7].

Результаты исследований Фонда Развития Интернет в 2009-2012 годах, а также содержательный анализ более 5000 обращений за трехлетний период работы горячей линии помощи «Дети онлайн» позволили российским исследователям Е. Золотовой, Т. Нестик, Е. Рассказовой, Г. Солдатовой в исследовании «Цифровая компетентность подростков и родителей» выявить основные риски онлайн-среды для детей. Классификация включает четыре типа рисков:

- Контентные (материалы, содержащие противозаконную, неэтичную и вредную информацию: насилие, эротику, порнографию и т.п.).

- Коммуникационные (кибербуллинг, незаконные контакты (например, груминг, сексуальные домогательства), знакомства в сети и последующие встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни).

- Потребительские (риск приобретения товара низкого качества, различных подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции).

- Технические (угроза повреждения программного обеспечения компьютера, хранящейся на нем информации, нарушение ее конфиденциальности или хищение персональной информации) [12, c.94-95].

Полезным для нашего анализа является книга американских исследователей Дж. Пэлфри и В. Гассер «Дети цифровой эпохи» [9]. Авторы изучают такие явления, как формирование идентичности и цифрового досье, конфиденциальности и безопасности, проблемы пиратства, качества информации и информационной перегрузки. Они непосредственно не называют эти явления угрозами или рисками, однако раскрывают их негативное влияние на людей, чем делают этот материал интересным для нашего исследования.

Исследуя литературу по данной проблеме, мы обратили внимание, что некоторые авторы указывают на то, что угрозы могут идти непосредственно от длительного пользования компьютером при работе в Интернете. Украинский исследователь В. Антонов [1] выделяет две группы негативных факторов, влияющих на пользователя персонального компьютера:

- Связанные с психологическими и физиологическими особенностями (монотонность, эмоциональное перенапряжение, стрессы), перегрузки ряда систем организма (глаза, мышцы, предплечья, шея, спина);

- Связанные с внешними условиями (нарушение эргономических условий, дискомфортный микроклимат, различные излучения и т.д.).

Анализируя различные исследования автор отмечает связь между работой на персональном компьютере и болезнями: астенопатия, боль в спине, шее, эпилепсия, запястный синдром, тендениты, стенокардия, сыпь на коже лица, хроническая головная боль, головокружение, повышенная возбудимость и депрессивные состояния, снижение концентрации внимания, нарушения сна.

Изучающие социальные детерминанты кибервиртуального пространства, украинский социолог А. Петренко-Лысак рассматривает совокупность социальных рисков, вызванных появлением Интернета. К ним автор относит порнографию, наркопропаганду, терроризм, нетерпимость, интернет-провокации [5].

По нашему мнению, к этому перечню следует добавить язык вражды онлайн. Так, Совет Европы привлекает особое внимание к борьбе с «языком вражды» как нарушением прав человека в Интернете. Она является серьезной проблемой и может привести, в том числе, к физическому насилию в реальной жизни [13].

Необходимо отметить, что также значительная доля угроз в Интернете принадлежит возможности нанесения материального ущерба человеку. Угрозы в Интернете материальному благополучию могут проявляться в различных формах. Украинский экономист Н. Криковцева, исследуя стратегию и тактику интернет-маркетинга, в частности влияния на потребителя, отмечает, что это самая эффективная форма электронного маркетинга, которая позволяет удерживать лидерские позиции компании, а также повышению числа и суммы первичных, повторных и перекрестных покупок [6]. Такая профессиональная деятельность интернет-маркетологов, на наш взгляд, может стать причиной совершения незапланированных и необдуманных покупок человека, приводит к материальному ущербу семьи. Поэтому будем считать в последующих исследования формы интернет-маркетинга угрозами Интернета для материального благополучия человека.

Итак, на основе анализа существующих классификаций опасных воздействий Интернета отечественных и зарубежных исследователей, мы предлагаем авторское видение всех угроз, связанных с использованием Интернета. Условно классифицируем их по сферам благополучия человека:

- Угрозы физическому благополучию, связанные с использованием Интернета (астенопатия, боль в спине, шее, эпилепсия, запястный синдром, тендениты, стенокардия, сыпь на коже лица, хроническая головная боль, головокружение (возникают от длительного пользованием компьютером) , снижение концентрации внимания, нарушение сна; встреча с незнакомцами из сети; педофилия; пропаганда психоактивных веществ, призывы к массовому употреблению наркотиков; пренебрежение питанием; причинения себе или другим вреда, суицид и т.д.);

- Угрозы психическому благополучию, связанные с использованием Интернета (распространение личных данных в Интернете, нарушения конфиденциальности и онлайн-неприкосновенности частной жизни; эксплуатация доверия; киберагресия, кибербуллинг, запугивания, разжигание ненависти и нетерпимости, язык вражды, троллинг, содержание порнографического или сексуального характера, секстинг, интернет-сообщения интимного содержания; жестокие и азартные игры; унижения чувства достоинства, нарушение прав человека; низкое качество информации и информационная перегрузка и т.п.);

- Угрозы социальному благополучию, связанные с использованием Интернета (повышенная возбудимость и депрессивные состояния; препятствие для выполнения домашних дел, уменьшение времени общения в реальном мире, зависимость и т.д.);

- Угрозы материальному благополучию, связанные с использованием Интернета (реклама, спам, вирусы; незаконные загрузки; азартные онлайн игры; кибератаки, кибертерроризм, приобретение товара низкого качества, потеря средств, повреждение программного обеспечения компьютера; пиратство; интернет-преступность, интернет-мошенничество, различные формы интернет-маркетинга).

Предложенный нами перечень не является исчерпывающим и может изменяться в связи со стремительным развитием Интернета и цифровых технологий.

Таким образом, рассмотрение существующих классификаций угроз в Интернете позволяет нам сделать следующие выводы:

1. В научной литературе существует несколько классификаций негативных воздействий Интернета, которые могут нанести вред в реальной жизни. Разные авторы называют эти влияния «угрозами», «рисками», «вредом» и др.

2. Возможность негативных воздействий Интернета, которые могут нанести ущерб в реальной жизни, не всегда может быть осознанной. Для определения негативного влияния Интернета автор статьи считает целесообразным использование понятия «угроза» и понимает его как «возможность причинения вреда в реальной жизни человека вследствие пользования Интернетом».

3. Исследователи изучают и классифицируют различные аспекты негативного влияния пользования Интернетом: опасности для детей и подростков в Интернете и негативные последствия киберсоциализации; риски в Интернете; риски, связанные с опасным медиасодержанием; риски онлайн-среды для детей; группы негативных факторов, влияющих на пользователя персонального компьютера; различные направления негативных воздействий Интернета на «детей цифровой эпохи»; совокупность социальных рисков, вызванных появлением Интернета; виды интернет-мошенничества.

4. На основе анализа данных существующих исследований автор статьи предлагает собственную классификацию типов угроз, связанных с использованием Интернета, условно разделяя их по сферам благополучия человека: угрозы физической благополучию, угрозы психическому благополучию, угрозы социальному благополучию и угрозы материальному благополучию.

Дальнейшее научный поиск этой проблемы требует углубленного изучения выделенных угроз в Интернете и разработки социально-педагогической технологии по формированию безопасного поведения детей в Интернете.

 

Литература:

  1. Антонов В. М. Комп'ютер. Інтернет. Здоров'я. (Здоров'я людини та комп'ютерні хвороби) : монографія / В. М. Антонов. – К., 2011. – 272 с.
  2. Безпека молоді в Інтернеті: Дослідження ЮНІСЕФ в Україні, Росії та Туреччині. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unicef.org/ukraine/ukr/media_18561.html
  3. Березуцький В. В. Тлумачний словник нормативних термінів із дисципліни «Безпека життєдіяльності» : навч. посіб. / В. В. Березуцький, Л. А. Васильковець; Нац. техн. ун-т «Харк. політехн. ун-т». – Х. : Підручник НТУ «ХПІ», 2013. – 88 с.
  4. Великий тлумачний словник сучасної української мови : близько 170000 сл. та словосполучень / В. Т. Бусел – К. : Ірпінь : Перун, 2001. – 1440 с.
  5. Коноплицький C. М. Соціальні аспекти комунікації в мережі Інтернет: феноменологічний аналіз: автореф. дис... канд. соціол. наук: 22.00.01 / Сергій Михайлович Коноплицький ; НАН України; Інститут соціології. — К., 2007. — 17 с.
  6. Криковцева Н. О. Інтернет-маркетинг: стратегія і тактика [Текст] : монографія / Н. О. Криковцева, А. С. Цеомашко; Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. Михайла Туган-Барановського. – Донецьк : ДонНУЕТ, 2012. – 236 с. – С. 229-236.
  7. Михалева Г. В. Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании / Г. В. Михалева // Диалог. – 2014. – № 6 (30). – С. 66-75.
  8. Отчет Международного союза электросвязи «Измерение информационного общества» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.itu.int/go/mis2013
  9. Пелфри Дж. Дети цифровой эпохи / Пелфри Дж., Гассер У. [пер. с англ. Н. Яцюк] – М. : Эксмо, 2011 – 368 с.
  10. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека : монография / Под ред. А. В. Мудрика. – М. : МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 c.
  11. Устав Всемирной организации здравоохраения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf?ua=1
  12. Солдатова Г. У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
  13. Bookmarks – Combating hate speech online through human rights education [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nohate.ext.coe.int/Campaign-Tools-and-Materials/Bookmarks
  14. Livingstone S. In their own words: what bothers children online? / S. Livingstone, L. Kirwil, C. Ponte & E. Staksrud // EU Kids Online, London School of Economics & Political Science, London, UK. – 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lse.ac.uk/media%40lse/research/EUKidsOnline/Home.aspx
  15. Livingstone S. Kids online: opportunities and risks for children. / Livingstone Sonia, Haddon Leslie [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eprints.lse.ac.uk/30130/1/Kids_online_introduction_(LSERO).pdf

 

© Черных Елена Александровна

Черных Е.А. Анализ классификаций угроз в Интернете  / Е.А. Черных // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2016. - № 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/chernih_e_analis_ugroz_v_internere, свободный. - Загл. с экрана.