Интернет-среда как средство формирования информационно-медийной грамотности у людей третьего возраста

Белов С.В.

Аннотация. В статье рассматриваются необходимые условия и возможности для вовлечения представителей третьего возраста в социализирующую интернет-среду киберпространства, которая выступает средством формирования информационно-медийной грамотности и способствует повышению уровня культуры киберсоциализации людей старшего возраста. Автором рассматриваются их основные жизненные потребности, которые можно воплотить в реальность с помощью освоения ими ранее неизвестных и новых областей познания.

Ключевые слова: интернет-среда, третий возраст, информационно-медийная грамотность, социализация, киберсоциализация, информационное общество, киберпространство.

 


Abstract. The article considers the necessary conditions and opportunities for involving the representatives of the third age in the socializing Internet environment of cyberspace, which acts as a means of forming information and media literacy and contributes to raising the level of the culture of cybersocialization of older people. The author considers their basic vital needs, which can be translated into reality with the help of mastering previously unknown and new areas of knowledge.

Key words: internet environment, thirdage, information and media literacy, socialization, cybersocialization, information society, cyberspace.


 

В настоящее время старение понимается как такой же длительный процесс как молодость или зрелость, поэтому для его понимания необходим свой терминологический аппарат, подходы и принципы работы с представителями третьего возраста. Они представляют собой один из самых значимых социально-демографических слоев населения нашей страны, являющийся важнейшим элементом социальной структуры российского общества [1]. Возрастные границы людей третьего возраста в современной науке устанавливаются достаточно условно. В соответствии с возрастной классификацией, разработанной Всемирной организацией здравоохранения, лица третьего возраста делятся на 3 возрастные группы:

  • пожилые мужчины (60-74), женщины (55-74);
  • старые (75-84);
  • долгожители (85 лет и старше).

В геронтологии границы третьего возраста определены с 60 до 74 лет. А.В. Мудрик [6] в своих работах выделяет период пожилого возраста с 50 до 60 лет, далее старость – 60-70 лет и, начиная с 70 летнего возраста, – долгожительство. Существуют и другие подходы к определению возрастных границ людей третьего возраста. Третий возраст можно представить себе, как состояние, связанное с определенной реконструкцией жизненных смыслов. В нашем исследовании основным критерием, определяющим третий возраст, является выход человека на пенсию, в соответствии с Федеральным законом о пенсионном возрасте.

В условиях роста объёмов информации и постоянного изменения медиасреды возникла потребность не только в поиске информации, но и её фильтровании, чтобы защитить себя от опасных воздействий медиа- и киберпространства. В связи с этим одним из важнейших направлений развития современного общества является формирование информационно-медийной грамотности всего населения нашей страны, в том числе и у людей третьего возраста – это новое направление деятельности, которое интенсивно развивается во многих странах мира [1].

В соответствии с современными представлениями термин «информационно-медийная грамотность» выражается в знаниях, умениях и навыках, которые позволяют людям эффективно взаимодействовать с медиа- и другими информационными службами и развивать навыки обучения на протяжении всей жизни для общения и реализации жизненных потребностей. Информационно-медийная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации, а также со всеми видами и типами информации.

Информационно-медийная грамотность включает в себя:

  • знания об информации;
  • знания об информационной среде, медиа- и киберпространстве;
  • компьютерную грамотность;
  • наличие у личности информационных и медиапотребностей;
  • умение ориентироваться в информационных и медиапотоках;
  • умения и навыки фиксировать и восстанавливать полученную информацию.

Медиа- и информационно грамотный человек любой возрастной категории может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он должен уметь:

  • определять размер своих информационных потребностей и запросов;
  • рационально и эффективно получать доступ к необходимой информации;
  • критически оценивать уровень полученной информации и найденных ресурсов;
  • внедрять отобранную информацию в собственно формируемую информационную базу;
  • эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями.

Темпы роста всемирной сети Интернет весьма высоки и продолжают увеличиваться, как за счёт увеличения числа пользователей, так и за счёт роста количества информации. Но не вся информация является безопасной, тем более для представителей третьего возраста. Им важно определить потребность в получении необходимой информации с минимальными рисками и найти ей применение.

В.А. Плешаков в своих работах [7, 8, 9] выделяет четыре основных вектора киберсоциализации человека, ставших новыми опосредованными видами деятельности личности в Сети: коммуникация в киберпространстве, досуг в киберпространстве, познание в киберпространстве, работа в киберпространстве. В.А. Плешаков определяет киберсоциализацию как «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [10, С. 73-74].

Исследование возможностей интернет-среды (пространства общения интернет-пользователей) как средства формирования информационно-медийной грамотности представителей третьего возраста является основной задачей нашего исследования.

По результатам работы, проводимой в рамках диссертационного исследования в период с 2012 по 2017 год, установлено, что у преобладающего большинства респондентов третьего возраста потребность в достижении поставленной цели оценивается на среднем уровне. Наблюдается стремление к улучшению результатов непрерывного образования, но не в полной мере есть удовлетворённость достигнутым результатом. Обнаруживается настойчивость в достижении поставленных целей за счёт большого жизненного опыта. Анализируя мотивы, можно отметить, что стимулом для самосовершенствования является желание осуществлять связь с новым поколением через интернет-среду с помощью современных информационных и коммуникационных технологий, рационально проводить свободное время, находясь на заслуженном отдыхе. Выбор направления зависит от личностных особенностей представителей третьего возраста, семейных обстоятельств и их готовности рассматривать вопросы в новой для себя области познания с активным применением цифровых технологий. А.Е. Войскунский в своих работах представляет цифровые технологии как внешнюю память, которая добавляется к натуральной и культурной памяти и решительно перестраивает человеческую память, заставляя её действовать по-новому, они открывают возможность совсем иначе планировать и реализовывать ранее казавшиеся недостижимыми цели [2].

В ходе опытно-экспериментального этапа исследования в рамках реализации социально-ориентированного проекта «Активное поколение» в 2014 году на базе Областного бюджетного учреждения социального обслуживания «Шуйский центр социального обслуживания» был проведен опрос в виде интервью, в котором приняли участие 412 представителей третьего возраста. По результатам опроса установлено, что создание доступной интернет-среды необходимо, чтобы удовлетворить их потребности:

  1. общаться с родными, коллегами, друзьями, находящимися на значительном расстоянии, используя современные технологии интернет-среды (электронная почта, социальные интернет-сети, скайп и др.);
  2. пользоваться Единым порталом государственных и муниципальных услуг, осуществлять электронную запись к врачам-специалистам в медицинских учреждениях, оплачивать коммунальные услуги через Интернет;
  3. осуществлять просмотр электронных библиотечных систем, чтение книг, журналов, художественных произведений в электронном виде;
  4. просматривать любимые фильмы, сериалы без рекламы в удобное для себя время;
  5. следить за новостями в стране, мире, быть в курсе событий, происходящих в настоящее время;
  6. принимать участие в вебинарах по актуальным интересующим вопросам.

Все эти потребности для человека третьего возраста являются жизненно необходимыми, чтобы быть активным участником современного общества. Они не преследуют цели навредить, испортить, нарушить закон, а наоборот, заставляют прислушаться к представителям третьего возраста и помогать им осваивать новые, ранее неизвестные области познания. Для этого можно руководствоваться Концепцией развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [3]. Целью стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года является определение целей, принципов, задач и приоритетных направлений государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста. На международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания», проходившей в Москве в 2012 году, группой экспертов в области медиаобразования была принята Декларация и выработано определение медиа- и информационной грамотности: «Медиа- и информационная грамотность – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и соблюдением прав человека»[5]. На Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» [4], проходившей в Москве в 2013 году, был сделан акцент на интеграцию усилий всех заинтересованных сторон, на выявление приоритетных областей и определение политических и профессиональных стратегий в сфере продвижения медийной и информационной грамотности.

Основная сложность включения представителей третьего возраста в интернет-средунизкий уровень сформированности информационно-медийной грамотности и культуры киберсоциализации на начальном этапе исследуемого процесса. Перед началом реализации социально-ориентированного проекта «Активное поколение» в ходе опроса проводимого в виде анкетирования, установлено, что у преобладающего большинства представителей третьего возраста (76%) отсутствуют базовые навыки работы на компьютере. С учётом этого вовлечение лиц третьего возраста в интернет-среду должно происходить в несколько этапов:

  1. изучение возможностей и базовых компонентов современной компьютерной техники: ноутбуков, планшетов, смартфонов, гаджетов и т.д.;
  2. прохождение обучающих курсов, консультаций со специалистами с целью ознакомления с условиями и правилами поведения в сети Интернет;
  3. закрепление на практике с помощью обучающих программ и программ-тренажёров знаний и умений использования информационных и коммуникационных технологий в соответствии со своими целями и потребностями в условиях интернет-среды.

Анализ современного информационного контента показывает, что научно-методическое сопровождение данного процесса требует особого подхода и специальных методических разработок. Поэтапное освоение возможностей интернет-среды позволит стать людям третьего возраста активными участниками современного информационного общества в условиях киберсоциализации. Для повышения уровня сформированности информационно-медийной грамотности необходимо создание социальноориентированных программ, адаптированных к современным условиям интернет-среды. Такие программы дадут людям третьего возраста возможность повысить уровень информационно-медийной грамотности, помогут выйти из социальной изоляции, позволят повысить культуру киберсоциализации. По мнению самих людей третьего возраста, социальные и технические инновации (Интернет, сотовые телефоны, электронные терминалы, государственные порталы и др.) обязывают развиваться и самого человека. Программы информационной поддержки для такой категории лиц должны стать одной из эффективных форм интеграции людей третьего возраста в киберпространство современного российского общества, способствуя их успешной адаптации. Благодаря этому расширяется информационное поле, повышается социальная активность, происходит выработка навыков активного и эффективного участия во всех сферах общественной жизни.

Литература:

  1. Белов С.В. Теоретические основы процесса формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста / C.В. Белов, А.С. Кашицын // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. – Том 5. – номер 4. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN417.pdf
  2. Войскунский А.Е. Предисловие: человек в цифровом мире / А.Е. Войскунский // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции (Коломна, 11-13 февраля 2016 г.) / Под общей редакцией Р.В. Ершовой. – 2016. – С. 11-13.
  3. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095
  4. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее: итоговый документ Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24 - 27 апреля 2013 г.) // Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil/mil_decl_rus_2013.pdf
  5. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (Москва, 28 июня 2012 года) [Электронный ресурс] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”. – Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд. доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.
  7. Плешаков В.А. О киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» / В.А. Плешаков // Бюллетень «НАРКОМ». – 2016. – № 2 (70). – С. 1-8.
  8. Плешаков В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. – Вып. 25. / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ-МОСПИ. – 2006. – C 23-25.
  9. Плешаков В.А. О социальных практиках жизнедеятельности «Homo Сyberus» / В.А. Плешаков // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2015. –Т. 22. – №8 (171). – C. 11-15.
  10. Плешаков В.А. О психопластике киберсоциализации человека / В.А. Плешаков // Преподаватель XXI век. – 2016. – Т. 1. – №2. – C. 71-77.

 

© Белов Станислав Владимирович

Белов С.В.  Интернет-среда как средство формирования информационно-медийной грамотности у людей третьего возраста / С.В. Белов // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/internet-sreda_kak_sredstvo_formirovaniya_..., свободный. - Загл. с экрана.