Интернет в сфере противодействии коррупции: разоблачительство и социальные сети

Бурова Д.А.

Аннотация. В статье описаны два наиболее популярных направления использования Интернета в борьбе с коррупцией: разоблачительство посредством Сети и использование социальных интернет-сетей для создания антикоррупционных сообществ. Подробно рассмотрен и проанализирован зарубежный опыт по данному направлению. Охарактеризованы возможности развития противокоррупционной деятельности через Интернет.

Ключевые слова: Интернет, коррупция, разоблачительство, социальные интернет-сети.


Internet technologies against corruption: whistleblowing and social networks

Abstract. The article describes the two most popular areas of using Internet against corruption: whistleblowing in Internet and Internet social networks. А foreign experience has presented. The ways of development of anti-corruption Internet technologies are proposed.

Key words: Internet, corruption, whistleblowing, Internet social networks.


На протяжении многих веков одной из главных проблем общества является коррупция. Она сопровождала человека на протяжении всей истории существования государства. Но сегодня, в контексте новых условий, тема коррупции приобрела особую актуальность. Проникая во все сферы общественных отношений, она препятствует эффективному социально-экономическому и общественно-политическому развитию страны. В мире нет практически ни одного государства, перед лицом которого бы не стояла эта проблема.

Совсем недавно человек, заинтересованный в обнародовании коррупционных фактов, мог обратиться только в средства массовой информации: написать в газету, отправить материал на телевидение и т.д. Однако, учитывая высокую степень цензурности власти, это не всегда было эффективным методом, поскольку информация в большинстве случаев не становилась обнародованной. С появлением глобальной сети общественные возможности расширились. Интернет создал среду, которая решает не только информационные задачи, но также является базой для коммуникации и организации совместной антикоррупционной деятельности.

Более того, Интернет стал главным инструментом в руках людей, которые хотят уличить в коррупционных действиях своих коллег по работе. Из Сети подобные люди получают необходимую информацию, узнают о передовых технологиях, делятся опытом, обнародывают и популяризируют свой случай уличения в коррупционной деятельности. С помощью Интернета они по своему желанию могут остаться неузнанными, или же стать известными на весь мир.

Возможности использования интернет-технологий в сфере противодействия коррупции весьма разнообразны, однако в данной статье мы подробно остановимся на двух направлениях. Первое направление – это использование глобальной сети как инструмента для индивидуальных служебных разоблачений. Второе – это создание в Интернете всевозможных антикоррупционных объединений, союзов, сообществ и т.д. Безусловно, Интернет дает обществу много способов борьбы с коррупцией, но два вышеописанных направления в настоящее время наиболее значимые и развивающиеся из них.

Одним из возможных примеров противодействия коррупции с использованием интернет-технологий является развитая практика «whistleblowing». Происхождение этого термина (от англ. «blow the whistle» – свистеть в свисток) можно определить как «раскрытие государственным служащим внутри организации (непосредственному начальнику или иному  уполномоченному лицу) или через СМИ сведений о незаконном, неэтичном или неэффективном поведении государственных органов или отдельных должностных лиц» [1, С. 8].

На русский язык термин whistleblowing приблизительно переводится как «служебное разоблачение».

Разоблачитель – человек, который делает публичным факт предполагаемого проступка (происходящего в правительстве, частной или государственной корпорации, организации или агентстве, в правоохранительных органах), который был совершён или предполагается быть совершенным вне границ закона [3].

Тим Итон и Майкл Акерс в статье «Whistleblowing and Good Governance» выделяют «внутреннее» и «внешнее» разоблачение. Так, под внутренним разоблачением авторы понимают случай, когда информация и последствия не выходят за пределы организации и конфликт разрешается без вмешательства со стороны. Внешнее разоблачение – это опубликование информации в СМИ, с последующим общественным скандалом, судом и т.д. [4].

При совсем недавнем господстве традиционных СМИ процедура внешнего разоблачения была сложна и малодоступна для большинства слоев общества. Люди, которые страдали от коррупции, не всегда были готовы тратить значительное количество сил, времени и средств на защиту своих прав, тем более что прилагаемые усилия в большинстве случаев не приводили к позитивному эффекту. Обращение в СМИ с разоблачением всегда подразумевало под собой для человека преодоление собственных внутренних правил, на что даже потенциально был готов не каждый: существовала необходимость прямого межличностного контакта с репортерами, журналистами и заинтересованными людьми.

Появление глобальной сети изменило всю систему разоблачений, коренным образом поменяло их форму, процедуру и «целевую аудиторию». Эволюционировала технология, открыв новый пласт общества, для которого провести разоблачение (опубликовать факты, выложить видеоролик и т.д.) стало делом «пяти минут». Теперь уличение в коррупционной деятельности возможно осуществить из любой точки планеты, в том числе и у себя дома, без необходимости прямого общения с нежелательными людьми.

Таким образом, в настоящее время использование Интернета в качестве инструмента для служебных разоблачений, по мнению большинства пользователей и критиков, становится всё более популярным и действенным, т.к. действие глобальной сети чрезвычайно доступно и распространяется на политику, правоохранительные органы, гражданские общества всего мира.

Сегодня, используя возможности глобальной сети, бороться с незаконными действиями чиновников можно как в одиночку, так и объединяя вокруг себя сторонников такой борьбы. Поэтому все интернет-ресурсы, основная деятельность которых связана с разоблачительством, можно условно разделить на четыре группы:

1. Сайты, занимающиеся анонимными анкетными опросами, и таким образом собирающие информацию о фактах коррупционной деятельности.

2. Интернет-платформы, созданные для экстренной связи с полицией.

3. Сайты индивидуальных разоблачителей, которые на своей страничке или в блоге публикуют случаи взяточничества из собственной практики.

4. Горячие линии частного сектора, собирающие информацию о проявления коррупции в коммерческих компаниях.

В данной статье будет рассмотрен зарубежный опыт использования Интернета в противодействии коррупции, как наиболее эффективный.

Так, примером, относящимся к первой группе, является «Trace’s Bribeline», который сообщает об инцидентах взяточничества в Бразилии, Мексике, Украине, России, Индии и Китае. В Китае только за первые две недели функционирования данный сайт посетило 200 000 человек. А его аналог в Индии (www.ipaidabribe.com), на настоящее время зарегистрировал более чем 11 000 предполагаемых инцидентов взяточничества.

Примером интернет-платформы, созданной для экстренной связи с полицией, может служить «SFO’s fraud reporting telephone line» и «the City of London Police Overseas Anti-Corruption Unit Reporting Line». На подобных сайтах осуществляется прием сообщений о фактах коррупции, участниками или очевидцами которых стали граждане. Администрация данных сайтов оперативно отслеживает данную информацию, уточняет необходимые данные, а затем направляет материалы в отдел, занимающийся должностными преступлениями, который на основании этого проводит выездную проверку. Очень часто результатом такой проверки становится уличение чиновника в незаконном поведении и, как следствие, привлечение его к ответственности.

Одним из ярких примеров индивидуального разоблачительства является дело Михаэля Де Корта (Michael De Kort) – главного инженера одной из береговых служб в США. В сети Интернет (на сайте YouTube.com) он опубликовал разоблачительную видеозапись, содержащую информацию о ненадлежащей организации функционирования береговой службы. На видео Михаэль Де Корт рассказывает «о наличии мёртвых зон камер видеонаблюдения, установленных на суднах, о неисправном оборудовании, которое при холодной погоде работает со сбоями, и о других проблемах технического обеспечения» [2].

Целью Де Корта являлось информирование и побуждение к действиям контролирующих инстанций береговой охраны. Но сделать этого ему не удалось: разоблачителя отстранили сначала от главных проектов, которыми он руководил, а позже уволили с места службы.

Однако видео заинтересовало других людей, занимающих более высокие должности. Пресса сделала популярными материалы Де Кора, поэтому вскоре один из членов Комитета национальной безопасности написал письмо береговой охране, с просьбой ответить на обвинения.

Таким образом, с помощью материалов, размещенных в Интернете, Михаэлю Де Корту удалось разоблачить своих коллег, которые не уделяли должного внимания серьезным проблемам организации деятельности береговой службы.

У всех популярных веб-страниц индивидуальных разоблачителей можно отметить несколько общих особенностей. Во-первых, стремление каждого автора подробно поведать свои разоблачительные истории и подтвердить сказанное фактами. Во-вторых, подтверждающая информация, как правило, публикуется в форме ссылок на правительственные отчеты, копий счетов, писем, аудио и видео материалов инцидентов разоблачения. И, в-третьих, каждый разоблачитель осознаёт, что чем больше подобной подтверждающей информации будет приложено, тем популярнее станет блог.

К четвертой группе сайтов относятся интернет-ресурсы на которых публикуется информация о фактах взяточничества в различных коммерческих компаниях. Авторами данных сообщений являются работники этих компаний, представители контрагентов, а также третьи лица, столкнувшиеся с фактом коррупции.

Анализ вышеизложенных материалов позволяет заключить, что тема «внешнего разоблачения» в настоящее время становится все актуальней. В связи с этим в зарубежных странах уже с конца 19-го века делаются попытки законодательного регулирования подобной деятельности.

В рамках рассматриваемой темы нельзя не упомянуть и о том, что в последние годы значительно увеличилось количество сайтов поддержки индивидуальных разоблачителей.

Информация, предоставляемая на каждом подобном сайте, очень различается по оформлению, качеству и направленности: например, очень популярны интернет-ресурсы, разработанные правительственными учреждениями для предоставления информации о необходимости соответствия разоблачительной деятельности соответствующим правительственным постановлениям [5].

Существует множество организаций, деятельность которых направлена на защиту прав и интересов разоблачителей. Такие сайты, как правило, предоставляют информацию потенциальным разоблачителям о том, как действовать эффективно, не нарушая при этом законов. Например, Government Accountability Project (GAP) консультирует и даёт советы относительно того, c чего начать. На сайте можно найти описания различных методов воздействия, которые могут быть использованы организацией против разоблачителя.

Наиболее известными являются так же сайты Южной Африки Open Democracy Advice Center (ODAC) и Public Service Accountability Monitor (PSAM). ODAC помогает разоблачителям реализовывать их деятельность в соответствии с законом. PSAM оказывает помощь в проведении эффективного разоблачения южноафриканских должностных лиц в ненадлежащем поведении, коррупции, нечестном управлении, а также разъясняет, как собирать необходимую информацию. Результаты деятельности каждого разоблачителя в обязательном порядке публикуются на сайте.

Необходимо выделить ещё один вид сайтов – сетевые сообщества разоблачителей. Высказываясь на подобных форумах, люди могут поделиться своими собственными историями разоблачения и поучиться на чужих ошибках.

Эти цели, например, преследует журнал «Финансовый директор» (CFO Magazine) – ежемесячное издание группы The Economist (Великобритания). Издание адресовано генеральным и финансовым директорам развивающихся компаний, нацелено на интересы высшего менеджмента. В поле зрения журнала – эффективные финансовые стратегии, продуктивные технологии, инновации. Журнал отражает глобальные экономические тренды, опыт крупнейших компаний мира, практику привлечения внешних инвестиций, опыт собственных успешных инвестиций, использование передовых IT-решений, построение эффективных бизнес-процессов.

На сайте CFO в недавнем времени появилась рубрика «Web-Based Whistle-Blowing», которая является сетевым сообществом разоблачителей, «ставя своей целью публикацию комментариев читателей на актуальные проблемы».

Таким образом, журнал призывает довольно широкий пласт менеджеров высшего звена (CFO имеет широкую популярность: около 450 000 читателей) открыто высказывать своё мнение о происходящем в мире бизнеса и политики.

Следует отметить, что деятельность по противодействию коррупции в Интернете должна быть основана, прежде всего, на принципе законности. Из этого следует, что, во-первых, все действия, совершаемые разоблачителями, должны соответствовать действующему законодательству и не выходить за его рамки, а, во-вторых, быть законодательно урегулированы со стороны государства. Именно заинтересованность государства в нормативном обеспечении мер противодействия коррупции посредством Интернета должна быть гарантом эффективности деятельности разоблачителей.

Но в настоящее время в законодательстве зарубежных стран нет достаточно эффективных норм, регулирующих «внешнее разоблачение», тем более через Интернет (а ведь именно глобальная сеть сейчас является основным средством массовой информации). Безусловно, есть нормативно-правовые акты о «внешнем разоблачении», но в них очень много двусмысленности, отсылочных норм, пробелов.

Так, например, ни в одном мировом законодательстве не упомянуто о том, какая реакция должна быть у контролирующих органов на появление в Интернете разоблачительной информации. Безусловно, в большинстве стран «защитникам порядка» следует просматривать прессу и реагировать на наиболее вероятные разоблачения. Но в данном контексте встаёт вопрос о том, что является «вероятным», какой информации верить, а какой – нет, и где её искать. Очевидно, что проверять каждое высказывание народа в адрес властей контролирующие органы не смогут (на это уйдет огромное количество времени и средств).

Возможно, было бы эффективным создание в каждой стране единого государственного сайта, на котором каждый гражданин сможет опубликовать своё разоблачение и добиться эффективной реакции на своё обращение со стороны властей. При этом законодательно прописать, что если человек хочет своими действиями добиться результата – ему необходимо выложить свое разоблачение на официальном сайте, если же ему безразлична судьба своей информации, то для него открыты все ресурсы глобальной сети.

Отметим, что создание такого сайта потребует немало средств от государства и привлечение профессионалов, ведь придётся расследовать каждое обращение и обеспечивать возможно даже круглосуточную реакцию на достоверные случаи разоблачения.

Но, с другой стороны, на подобный государственный сайт много обращений может и не быть, свою роль в этом играет психологический фактор: разоблачители не используют официальные сайты для своей деятельности, так как боятся «преследования» и негативных последствий для себя.

Несмотря на развитость современного законодательства и передовых технологий сбора информации, эффективно организовать процедуру «внешнего разоблачения» с использованием Интернета не удалось пока ни одной стране мира, в том числе и в России. Но во многих странах мира уже действуют и продолжают создаваться множество сайтов, которые служат общественности в качестве удобной платформы для объединения в борьбе с коррупцией.

Одной из самых известных интернет-платформ, специализирующихся на «информационной утечке», является сайт Wikileaks [8].

WikiLeaks – некоммерческая организация СМИ, публикующая в Интернете секретную информацию о недобросовестных политических деятелях. Главная цель организации – борьба за прозрачность работы органов власти.

Создатели ресурса обеспечивают инновационный, безопасный и анонимный путь к источникам, делают информацию доступной обычным людям, политикам, журналистам по всему миру. Рядом с каждой записью указан адрес первоисточника, чтобы каждый мог видеть исчерпывающие доказательства правдивости новостей.

Источником финансирования проекта в основном являются добровольные пожертвования, но известно о весьма крупных организациях, которые также осуществляют финансовую поддержку WikiLeaks.

В Центральной и Восточной Европе вебсайт «Fraud Awareness» стал главным местом для взаимодействия и дискуссий среди антикоррупционных групп, как в государственном, так и в частном секторах. Так же как Probidad, этот ресурс является обширным источником информации, имеющей отношение к коррупции. Любому желающему доступны отчёты о передовых исследованиях коррупции, различные статьи, доклады и т.д. В настоящее время этот ресурс создает постоянную службу, которая будет работать над предотвращением коррупции в сфере государственных закупок, привлекая по каждому заявленному разоблачителями случаю экспертную группу для организации расследования.

Подобные общественные инициативы выдвигаются практически в каждой стране. В Болгарии общество, заинтересованное в борьбе с коррупцией, создало сайт «Антикорупция». Сайт осуществляет информационную кампанию и обеспечивает систему мониторинга. Электронная система оповещения распределяет данные о действиях «Антикоррупции» журналистам по всей стране.

Анализ вышеперечисленных ресурсов позволяет выявить общие черты использования Интернета как средства для объединения людей в борьбе с коррупцией.

Ресурсы глобальной сети:

  1. Значительно упрощают процедуру разоблачения. Людям больше нет необходимости писать заявления и обращаться в правоохранительные органы, или идти в антикоррупционные организации, тем самым попадая в затяжную бюрократическую систему. Интернет-объединения функционируют круглосуточно, они находятся в доступности и открыты каждому.
  2. Являются средством для борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок. Сегодня по всему миру создано большое количество организаций в Сети, которые профессионально занимаются борьбой с этой одной из самых коррупционных государственных сфер.
  3. Обеспечивают прозрачность политической системы, делая более открытой деятельность государственных служащих. Речь идет о ресурсах, которые публикуют подробную информацию, например, о доходах и имуществе каждого из них. Эффективность таких сайтов заключается в том, что любой факт злоупотребления своими полномочиями чиновниками разного уровня может быть предан огласке. Таким образом, выполняя превентивную функцию, подобные интернет-ресурсы «сдерживают» потенциальных взяткополучателей от незаконных действий.
  4. Снабжают разоблачителей необходимой информацией о деятельности потенциального преступника, о том, как правильно организовать разоблачение.
  5. Предоставляют разоблачителям защиту (например, оказывают юридические консультации).
  6. Организовывают форумы с целью коммуникации и обмена опытом.
  7. Уведомляют разоблачителей о передовых технологиях. На сайтах, которые создаются с этой целью, рассказывается о различных новых способах получения взятки, постоянно эволюционирующих коррупционных схемах, особенно в Интернете. Факты коррупции подробно обсуждаются и оцениваются посетителями публично.

Во многих странах организация и функционирование различных типов объединительных ресурсов действительно развито и эффективно функционирует довольно давно.

В заключении отметим, что Интернет предоставляет миру огромные возможности в борьбе с коррупцией, и эти возможности далеко не ограничиваются двумя рассмотренными в этой работе направлениями. Практики служебного разоблачения и объединения в Интернете на сегодняшний день наиболее распространенные, но есть и другие, и, возможно, не менее эффективные инструменты. Данная тема представляет огромный интерес для будущих исследований.

Список литературы:

  1. Конов А.В. Прозрачности и дисциплина: происхождение принципа прозрачности государственной власти в контексте идей Мишеля Фуко // Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление «Государство и общество». – 2005. – № 3. – С. 5-28.
  2. Chris MacDonald Whistleblower Uses YouTube to Slam Lockheed Martin, US Coastguard / The Business Ethics Blog [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://businessethicsblog.com/2006/08/29/whistleblower-uses-youtube-to-slam-lockheed-martin-us-coastguard
  3. James E. Fisher, William B. Gillespie, Ellen F. Harshman, Fred C. Yeager Whistleblowing on the Web / Intellectual Property and Technology Forum at Boston College Law School [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bc.edu/bc_org/avp/law/st_org/iptf/commentary/content/fisher_gillespie_etal.html

© Бурова Дарья Александровна

Бурова Д.А. Интернет в сфере противодействии коррупции: разоблачительство и социальные сети / Д.А. Бурова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №1(4). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/internet_technologies_against_corruption_w..., свободный. - Загл. с экрана.