О клиповом мышлении
Аннотация: в эпоху информационного общества когнитивный стиль человека подвергся некоторым изменениям. В статье представлена краткая характеристика положительных и отрицательных аспектов социально-психологического феномена настоящего времени – клипового мышления.
Ключевые слова: типы мышления, клиповое мышление, информация, информационное общество.
Abstract: in the era of information society of human cognitive style has undergone some changes. The article presents a brief description of the positive and negative aspects of the socio - psychological phenomenon of the present time - clip thinking.
Key words: types of thinking, clip thinking, the information, information society.
Насыщенность информационной среды, окружающей современного человека, постоянно возрастает. Люди сталкиваются с необходимостью принимать решения в условиях неполноты или избытка информации, осваивать новые виды техники и программного обеспечения. Такие реалии современного мира влекут за собой необходимость с большой скоростью анализировать поступающие извне новые и новые сведения. Адаптация к новым условиям существования влечет за собой трансформацию мышления. Сегодня мы можем наблюдать связанный с этим феномен современности – клиповое мышление.
Английское слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе означает фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты. В видеоклипе каждый отдельный кадр по своему воздействию близок к мгновенно схватываемому «моментальному образу». В таких образах информация легко впечатывается в подсознание, проникая сквозь барьер осознанного восприятия за счет высокой скорости своего воздействия. Тем самым клип актуализирует энергию бессознательной части нашей психики и иррациональность восприятия.1
Т.В. Семеновских: клиповое мышление – «это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, аналогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира»[2].
В отечественной науке первым употребляет термин «клиповое мышление» философ-археоавангардист Ф.И. Гиренок, полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «…вот вы спросили, что сегодня происходит в философии, а происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, - на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после И. Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое, реагирующее только на удар» [3, С. 123].
В конце прошлого века развитые страны пришли к обществу массовой информации, жаждущего свежих эмоций и новых развлечений. Поэтому в нем сформировался социальный запрос на контент, питающий и стимулирующий клиповое мышление. Само же клиповое мышление укоренилось как распространенное социокультурное явление, лежащее в фундаменте общества массового потребления.
Контент интернета подстраивается под вкусы пользователей, большинство которых предпочитает просматривать только короткие тексты и видеоролики длиной не более 2-3 минут. При этом сужается временной горизонт «здесь и сейчас», в него помещается лишь то, что можно охватить одним взглядом и забыть, как только появляется новая информация.
В результате контент становится «быстрорастворимым» – таким, чтобы мог схватываться большинством пользователей моментально, даже при поверхностном просмотре, без интеллектуальной фильтрации, не дожидаясь наступления усталости мозга от умственных усилий.
Описанные черты клипового мышления – поспешность, эмоциональность и некритичность – у интернет-пользователей проявляются особенно ярко.
Поспешность выступает прямым следствием информационной избыточности глобальной сети. Избыточность проявляется как по объему, так и по структуре информации. В результате для среднестатистического пользователя «хочу все знать» превращается «хочу все успеть»: он не рассматривает все возможные аргументы, а ограничивается одним-двумя.
Что касается эмоционального аспекта интернет-индуцированной перестройки мышления, согласно известной формуле эмоций академика П.В. Симонова, интенсивность эмоций прямо пропорциональна силе актуальной для человека потребности и обратно пропорциональна объему имеющейся информации, необходимой для удовлетворения этой потребности [4, С. 49-50]. Соответственно, ограничение восприятия информации, происходящее в процессе клипового мышления, способствует возрастанию интенсивности проживаемых при этом эмоций.
Но рассматривать феномен клипового мышления только как негативное явление современного мира было бы неправильно. Клиповое мышление – это, в первую очередь, адаптация нашего сознания к информационной перегрузке. Если бы мы тратили время на обдумывание всей информации, которая поступает извне, мы просто «застряли» бы в этой «информационной помойке». Клиповое мышление – это защитная реакция от постоянно изменяющихся условий.
Люди, обладающие клиповым мышлением, имеют навык скоростного отклика и намного быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.
К тому же, клиповое мышление развивает многозадачность. Обладатели клипового мышления могут одновременно слушать музыку, общаться в сети, «лазать» по страницам в Интернете, и при этом делать уроки или работать.
Согласно проведенному анализу научной литературы основными характеристиками клипового мышления являются:
- запоминание большого количества информации без учета сущностного содержания;
- преобладание визуального восприятия информации;
- способность к «многозадачности»;
- импульсивность и поспешность в принятии решений;
- снижение коэффициента усвоения знаний;
- склонность к эмоциональным тенденциям;
- некритичность;
- стереотипность;
- отсутствие системности мышления;
- снижение способности к анализу;
- податливость к манипуляциям и влиянию;
- быстрая реакция на стимулы и изменения.
Клиповое мышление нельзя назвать феноменом, отрицательно влияющим на жизнедеятельность человека. Несомненно, такое мышление имеет как положительные, так и негативные характеристики, однако стоит еще раз повториться: клиповое мышление – это, в первую очередь, адаптация к информационной перегрузке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С.110-112.
- Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). – М: Лабиринт, 1995. – 201 с.
- Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности // Оптимальные коммуникации (ОК) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981. – 216 с.
© Стаканчикова Екатерина Алексеевна
Стаканчикова Е.А. О клиповом мышлении / Е.А. Стаканчикова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2016. - №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/o_klipovom_mishlenii, свободный - Загл. с экрана.