Группы сверстников в киберпространстве

Мудрик А.В.

Аннотация. Цель статьи – предложить характеристику групп сверстников, складывающихся в интернет-пространстве, ибо в известных исследованиях эта проблема не ставится. Группы сверстников в онлайне понимаются как малочисленные объединения (от 2-3 до 5-7 человек), инкапсулированные на какой-либо интернет-площадке. Анализ исследований общения в Интернете и опрос информантов позволили выделить три типа групп, краткие характеристики которых даны в прилагающемся тексте.

Ключевые слова: группа сверстников, онлайн-общение, офлайн-общение.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №17-06-00796-ОГН «Методологические основы создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся».


PEER GROUPS IN CYBERSPACE

Abstract. The purpose of the article is to offer a description of peer groups, emerging in the Internet space, because in well – known studies this problem is not raised. Groups of peers online are understood as small associations (from 2-3 to 5-7 people), encapsulated on any Internet site. The analysis of the research of communication on the Internet and the survey of informants allowed to identify three types of groups, brief characteristics of which are given in the attached text.

Key words: peer group, online communication, offline communication.


Группу сверстников я трактую как объединение людей, хотя и различающихся по возрасту на год-два-три, но объединённых системой отношений, определёнными общими ценностями и/или интересами и отделяющих себя от других сверстников какими-либо признаками обособления, т.е. обладающих чувством «Мы» [6].

Группам сверстников, функционирующим в офлайне, посвящено огромное количество исследований отечественных учёных – педагогов, социальных психологов, социологов, криминологов и др.

В то же время создается впечатление, что группы сверстников в онлайне до сих пор не стали предметом/объектом специальных исследований.

Известные мне исследования, как отечественных, так и зарубежных авторов, посвящены в массе своей либо индивидуальному пользователю Интернета, либо пользователям его социальных сетей и их разновидностей [1; 2; 6; 7 и др.]. Т.е. исследуются взаимодействие с Интернетом и в Интернете индивидов и больших групп, оставляя в стороне такой феномен, как группы сверстников в приведённом выше понимании.

Это позволяет мне дать описание групп сверстников в онлайне на основании имеющихся исследований интернет-общения, содержащих элементы информации, которая может быть отнесена к знаниям о группах сверстников [1; 2; 3; 6 и др.]. Отбор этих знаний проводился с помощью группы экспертов-студентов магистратуры факультета педагогики и психологии МПГУ в 2014-2018 гг. Кроме того, ряд студентов бакалавриата того же факультета выступили в роли информантов, сообщивших данные о своих и общеизвестных им других онлайн-группах сверстников.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что принятые в исследованиях термины «друг», «френд», «фолловер» могут относиться к членам групп сверстников, но, как правило, они относятся к более широким интернет-сообществам, которые не подпадают под моё определение группы сверстников. Так, например, френд – не друг и даже не приятель, а, скорее, член круга общения – знакомый по онлайну или «незнакомый» знакомый, что не синоним знакомого в офлайне, или подписчик на сообщения. Количество френдов, например, во «ВКонтакте» может достигать 10 тысяч, а среднее количество – 200-300 человек [3]. Т.е. френдленты – это не группы сверстников в моём понимании.

Онлайн-группу сверстников можно трактовать как объединение небольшого количества пользователей (от трех до пяти-семи), инкапсулированное на одной из интернет-площадок. Естественно, что встречаются группы и несколько большие по количеству членов. Обычно онлайн-группы сверстников однополые и преимущественно мужские.

Довольно многообразны типы онлайн-групп сверстников. Так, в целом выявленные в исследовании группы явно распадаются на три типа.

Во-первых, офлайновые реальные группы сверстников, члены которых регулярно поддерживают контакты через Интернет. Очевидно, что именно члены таких групп на вопрос «Вы предпочитаете виртуальное общение реальному?» в 80% случаев отвечают отрицательно. Общение в таких группах в онлайне имеет обычно утилитарный характер – обмен бытовой информацией, обсуждение планов совместного времяпрепровождения. Много времени могут занимать игры.

В то же время темами общения порой становятся события в близком окружении, а также иногда обсуждение конфликтных ситуаций в группе и/или у отдельных её членов с посторонними людьми. Довольно часто может обсуждаться сексуальная тематика, либо как продолжение разговоров в реале, либо как самостоятельные кейсы и информация. Это нередко позволяет преодолеть затруднения, связанные с обсуждением этой проблематики в реальном общении членов той или иной группы.

Во-вторых, возникшая в чате или на других площадках группа сверстников, члены которой либо озабочены дефицитом реального общения, либо законтактировали на основе какого-либо интереса. Подобные группы, общаясь в Сети некоторое время и получая от этого удовольствие, могут назначать встречу в реале. Если эта встреча (или несколько встреч) подтверждают положительное впечатление от предыдущего онлайн-общения, то группа инкапсулируется и продолжает общаться и в офлайне, и в онлайне. Необходимым, но не единственным условием появления группы такого типа является локация её членов – она должна создавать возможности для их реальной встречи в досягаемом для них месте (кафе, боулинг и пр.).

В-третьих, группа сверстников, возникшая в онлайне (как правило, только для общения), члены которой либо удалены географически друг от друга (что лишает их возможности встречаться), либо они изначально не стремятся и/или не рассчитывают на офлайн-общение, предпочитая роль «анонимусов». Именно такого рода группы ищут или создают подростки, юноши и девушки, страдающие от застенчивости в офлайн-общении, а также не нашедшие приятельской или дружеской группы в офлайне или вступившие в конфликт вплоть до разрыва с реальной группой. Есть данные о том, что в такие группы стремятся в частности те, у кого наблюдаются остро конфликтные отношения с родителями.

Группы сверстников второго и третьего типов имеют довольно много общих характеристик. В первую очередь следует назвать такие, как свобода входа и выхода, а также неформализованный характер – отсутствие модератора/администратора. Однако в каждой группе выделяется лидер (более или менее явный).

Члены группы сверстников второго и третьего типов имеют разные мотивы для вхождения: от преодоления одиночества и поиска содержательного общения до простого заполнения времени. Различается степень включённости в групповую жизнь: у одних – час-два в день, у других – два-три раза в неделю по паре часов, у третьих – ежедневное многочасовое общение.

Далее следует отметить свойственные онлайн-общению особенности (на многие из них указывают и различные исследователи [3; 4; 7]):

  • отсутствие барьеров, неотъемлемых для реального общения по полу, возрасту (поэтому в группу может входить человек существенно старшего, а иногда младшего возраста), особенности внешности, статус семьи (в первую очередь экономический, но и не только), уровень коммуникативных умений (главным образом, вербальных);
  • несколько специфические стиль общения и речевые (а точнее, текстовые) характеристики – сочетание общепринятого языка среды пользователей с подростково-юношеским жаргоном и элементами интернет-субкультурных языков, а также, порой, сложившиеся в процессе общения внутригрупповые особенности речи/текстов и искажение орфографии;
  • большая свобода высказываний и возможность обсуждения тем, которые табуированы социально или индивидуально (от сексуальных проблем до специфических для возраста, социокультурной и этноконфессиональной принадлежности); анонимность позволяет высказывать эпатажные суждения – излагать идеи, которые сам пользователь не разделяет и даже не одобряет, и т.д.

Особенностью онлайн-общения является то, что в нём отсутствует аура, которая придает смысл или некий флер общению в реальности (использование смайликов не решает проблемы).

В целом у пользователей – подростков, юношей и девушек – можно выделить набор ожиданий к общению в онлайн-группе сверстников: доверие (возможность и желание доверять свои секреты и делиться переживаниями), общие интересы и интерес друг к другу, принятие и одобрение друг друга, помощь советами в решении проблем (отношения к себе и с собой, с родителями, со сверстниками своего и противоположного пола, с учителями и другими людьми).

Список литературы

  1. Веселова В.В. Информационно-коммуникационные технологии как субъект процесса социализации // Социальная педагогика в современных социальных практиках. – Арзамас, 2016. – С.71-79.
  2. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. – М., 2010.
  3. Дети в информационном обществе. Электронный журнал №№ 6, 22, 23, 24.
  4. Костина А.В. Интернет-сообшество: что обсуждается в Интернете? От думеров до фурри. От игнора до троллинга. – М.,2017.
  5. Кронгауз М. Самоучитель Олбанского. – М., 2013.
  6. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.-Воронеж, 2011.
  7. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. – М., 2011.
  8. Соловей А.П. Виртуальные сообщества как особая форма социальной интеграции // Психология, социология и педагогика. – 2014. – №6 (33).

 

© Мудрик Анатолий Викторович

Мудрик А.В.  Группы сверстников в киберпространстве / А.В. Мудрик // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/peer_groups_in_cyberspace, свободный. - Загл. с экрана.