Образ российских социальных интернет-сетей в американских СМИ (на примере «ВКонтакте»)

Ефимов Е.Г.

Аннотация. В статье анализируется образ социальной интернет-сети «ВКонтакте» в американской газете «New York Times». Делается вывод об использовании информации из сети «ВКонтакте» в качестве фактологической базы, акценте на личности П. Дурова и его конфликтах с государственными структурами, перманентное внимание к проблемам государственного контроля над интернет-пространством.

Ключевые слова: ВКонтакте, СМИ, государство, социальные сети, Интернет, Дуров, New York Times, Telegram, Facebook.


The image of Russian social Internet networks in the american media (on the example of social network "VKontakte")

Abstract. In article the image of social Internet VKontakte in the American New York Times newspaper is analyzed. The conclusion about use of information from VKontakte as factual base, emphasis on P. Durov's identity and his conflicts with government institutions, permanent attention to problems of the state control over Internet space is drawn.

Key words: VKontakte, media, government, social network sites, internet, Durov, New York Times, Telegram, Facebook.


2018 год ещё не закончился, однако можно с уверенностью сказать, что одним из самых громких событий в сфере интернет-технологий стал конфликт между Роскомнадзором и основателем сервиса «Telegram» П. Дуровым, и последовавшие за этим попытки блокировки сервиса. Событие широко освещалось не только в российской, но и западной прессе, формируя как образ страны в целом, так и российского сегмента Интернета в частности.

Формирование общественного мнения является важным фактором продвижения социальных интернет-сетей, но в медийном пространстве оно может как быть катализатором процесса продвижения продукта, так и привести к его стагнации. В частности, сеть «Facebook» на сегодняшний день практически во всех странах мира, за исключением российского и азиатского рынков, вытеснила региональные социальные интернет-сети, и если говорить о российском рынке, то не последнюю роль в этом сыграл образ «Facebook» как сети, связанной с организацией акций политического протеста. А полное отсутствие в СМИ упоминаний о социальной интернет-сети «MySpace» так же внесло свою лепту в скорый упадок и ликвидацию российской версии этой сети.

В этом контексте, весьма актуальным является вопрос о формировании образа российских социальных интернет-сетей в американском общественном мнении, что позволяет выявить социокультурные факторы распространения социальных сетей Интернета, а также прогнозировать их дальнейшее развитие.

Методом сбора информации являлся контент-анализ сообщений о социальных интернет-сетях на сайте американской газеты «New York Times». Данный ресурс обладает высокой степенью точности выдаваемых результатов, что обеспечивает верификацию полученных данных.

Исследованию подверглись сообщения о российской социальной интернет-сети «ВКонтакте» за всё время (дата поиска 19.04.2018). Поиск сообщений осуществлялся на сайте https://www.nytimes.com через указание ключевого словосочетания «vkontakte». Единицей анализа в данном исследовании являлось сообщение, посвященное социальным интернет-сетям. Все не значимые с точки зрения анализа данные были исключены. С теоретической точки зрения, мы воспользовались интерпретативным методом контент-анализа, который является методом анализа латентного содержания и предусматривает отказ от жестких правил кодирования в пользу целостной интерпретации контекста исследуемых материалов. В результате стало возможным сформировать основные темы освещения сети «ВКонтакте» в газете New York Times (см. таблицу 1)

Таблица 1.

Образ сети «ВКонтакте» в сообщениях «New York Times»

Год

Кол-во сообщений

Основные темы

2018

5

Блокировка «Telegram» Роскомнадзором

2017

8

Теракт в Петербургском метрополитене

2016

9

Проблема хакерства в российском сегменте Интернета

2015

4

Разное

2014

17

Уход П. Дурова из «ВКонтакте»; государственный контроль над интернет-пространством

2013

10

Политическое убежище Э. Сноудена

2012

11

Наводнение в Красноярском крае; государственный контроль над интернет-пространством

2011

2

Разное

2010

0

-

2009

3

«Facebook» выходит за российский рынок

2008

1

-

Итого

70

 

 

Для понимания того, почему сейчас внимание американских СМИ приковано к «Telegram» и личности П. Дурова, а также, почему «Facebook» до сих пор не может завоевать лидирующие позиции в России, и в чем связь между этими явлениями, необходимо провести ретроспективный анализ.

Первые сообщения о «ВКонтакте» появляются в 2008 г., когда «Facebook» запустил русскоязычную версию своего продукта, а американский читатель получил сведения о существовании российского аналога продукта М. Цукерберга. К этому времени крах потерпел «MySpace», «Google» уступал «Yandex», и перспективы новой попытки были весьма туманными, учитывая «лингвистические и культурные барьеры» проникновения и распространения социальных интернет-сетей. Тем не менее, в 2009 г. фонд Digital Sky Technology, которому принадлежал домен Mail.ru, выкупил контрольный пакет «Одноклассников», а также инвестировал 200 млн. долларов в «Facebook». Дальнейшее развитие сотрудничество не получило, в том числе из-за слабого старта акций «Facebook» на бирже (IPO).

В 2011 году, спустя год молчания, появились сообщения о конфликте между ФСБ и сети «ВКонтакте» по вопросу блокирования оппозиционных групп. Интерес к сети появился, поскольку он попал в контекст всегда актуальной для западной прессы темы борьбы российской власти с оппозицией.

В 2012 году опять же в контексте освещения наводнения в Красноярском крае, с акцентом на халатность государственных структур, были приведены сообщения пострадавших из сети «ВКонтакте». На наш взгляд, освоение социальных интернет-сетей как источников информации диктовалось необходимостью увеличения скорости получения данных, а её большая открытость в контексте доступа к данным сделало выбор очевидным. Так, когда в сентябре 2012 г. было совершено нападение на эротический музей в Москве, то вследствие отсутствия упоминаний об этом в федеральных СМИ, «ВКонтакте» оказалась одним из немногих доступных источников.

В 2013 году, опять же с целью оттенить мнение официальных структур, представив читателям альтернативную точку зрения, в газете были размещены отзывы россиян об убежище Э. Сноудена, который предлагал российским властям использовать свои навыки для работы с сетью «ВКонтакте».

В 2014 году в центре внимания американских медиа оказался уход П. Дурова из «ВКонтакте» и покупка контрольного пакета акций Mail.ru Group. Трактовка событий в нью-йоркской газете была однозначной: поддерживаемый В. Путиным А. Усманов получив контрольный пакет акций сети П. Дурова, чтобы не допустить существования в стране независимой медиа-платформы [5].

Выборы президента Д. Трампа в 2016 г. вылились в дискуссию о существовании русского следа в виде влияния хакеров на общественное мнение в США и нескольких статей на эту тему в «New York Times».

В 2017 году «ВКонтакте» оказался оперативным источником информации о терактах в Петербургском метрополитене.

В 2018 году становится очевидно, что внимание к конфликту П. Дурова и Роскомнадзора оттенено политическим контекстом, в котором создатель «ВКонтакте» предстает как защитник свободного Интернета в противовес государственным структурам и олигархам, стремящимся реализовать политику В. Путина по контролю за Интернетом. «Facebook» принципиально не может работать в таких условиях, что и ограничивает его распространение на территории РФ.

Отдельно следует сказать о культурной специфике формирования представления о рисках социальных интернет-сетей. Как мы уже упоминали ранее, одни и те же социальные сети Интернета в разных ценностных системах имеют разный имидж. Так, «Facebook» в российских СМИ ассоциируется с акциями протеста, в то время как в американской культуре – с проблемами приватности и детской безопасности [1, С. 115-120]. Сеть «ВКонтакте» в отечественных СМИ известна с точки зрения систематического нарушения авторских прав, в то время как в газете «New York Times» делается акцент на слабой защите данных и системе внутреннего контроля. На этих недостатках подробно делается акцент в единственной публикации, ссылающейся на научные исследования. Речь идет об обзоре статьи из журнала «Science», посвященной исследованию распространения идей Исламского государства (запрещенного на территории РФ) в сети «ВКонтакте». Автор статьи – доктор Джонсон из университета Майами, утверждает, что сеть «ВКонтакте» он выбрал в качестве объекта исследования, поскольку «Facebook закрывает про-исламские группы очень быстро, а 350-миллионная аудитория очень различается, включая в себя множество чеченцев, которые находятся в центре влияния исламской пропаганды». По поиску через хештеги, было найдено и проанализировано 196 групп, включавших 108-134 тыс. членов. Интересно, что в отличие от газетной статьи в источнике авторы указывали, что их целью был не столько вывод о пропаганде Исламского государства во «ВКонтакте», сколько апробация новых методов исследования [3], в то время как авторы «New York Times» сделали акцент именно на первом [4].

Подводя итог нашему исследованию, мы можем сделать несколько выводов.

Во-первых, информация из сети «ВКонтакте» привлекается американскими СМИ в качестве доказательной базы в своих материалах.

Во-вторых, интерес к сети «ВКонтакте» напрямую связан с проникновением сети «Facebook» на российский рынок.

В-третьих, упоминание о сети «ВКонтакте» происходит в контексте освещения государственной политики РФ в области контроля над интернет-пространством.

В-четвертых, интерес к сети неотрывно связан с фигурой П. Дурова, чей конфликт сначала с Digital Sky Group, а затем и Роскомнадзором сформировал его положительный образ в американских СМИ.

Список литературы:

  1. Ефимов Е.Г. Социальные Интернет-сети (методология и практика исследования): монография / Е.Г. Ефимов; ВолгГТУ. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. – 168 с.
  2. Семенова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. М.: Институт социологии РАН, 2010. 324 c.
  3. Johnson N.F. New online ecology of adversarial aggregates: ISIS and beyond / N.F. Johnson, M. Zheng, Y. Vorobyeva, A. Gabriel, H. Qi, N. Velasquez, P. Manrique, D. Johnson, E. Restrepo, C. Song, S. Wuchty // SCIENCE. – 2016. – P. 1459-1463.
  4. Fighting ISIS with an algorithm physicist try to predict attack [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.nytimes.com/2016/06/17/science/fighting-isis-with-an-algorithm-physicists-try-to-predict-attacks.html
  5. Mail.ru Takes Full Ownership of VKontakte, Russia’s Largest Social Network [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dealbook.nytimes.com/2014/09/16/mail-ru-takes-full-ownership-of-vkontakte-russias-largest-social-network/

© Ефимов Евгений Геннадьевич

Ефимов Е.Г. Образ российских социальных интернет-сетей в американских СМИ (на примере «ВКонтакте») / Е.Г. Ефимов // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №1(4). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/the_image_of_Russian_social_networks_in_th..., свободный. - Загл. с экрана.