«Челябинские хроники» киберсоциализации на VI международной научной конференции «MEDIAобразование: медиавключенность vs медиаизоляция» и IX медиаобразовательном форуме «ImPRO»

Бурлаченко А.А.

13.00.00 Педагогические науки

19.00.00 Психологические науки

10.01.00 Журналистика

УДК 37; 316.6

 

#HomoCyberus продолжает своё уверенное шествие по плодородной почве, богатой залежами гранита науки. 23 ноября 2021 года #HomoCyberus присутствовал на VI Международной научной конференции «MEDIAОбразование: медиавключённость vs медиаизоляция» [2]. Одним лишь присутствием дело не ограничилось. Сперва Плешаков Владимир Андреевич и Сагин Георгий Алексеевич выступили с докладом на пленарном заседании [4]. А потом, когда участники разошлись по секциям, Плешаков Владимир Андреевич стал модератором секции № 3 «КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ: психологические и педагогические аспекты взаимодействия аудитории и медиа» [5].

Рисунок 1. Заставка VI Международной научной конференции «MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция»

«Ковидная» экстренная киберсоциализация продолжает приносить свои плоды. И нельзя сказать, что эти плоды на вкус оказались похожими на ягоду калину. Вовсе нет – такое дистанционное взаимодействие оказалось весьма вкусным!

Первый день конференции, первое мероприятие – пленарное заседание. И кто в числе первых? В числе первых – научная группа исследователей феномена киберсоциализации под руководством профессора Владимира Андреевича  Плешакова.

Пленарное заседание началось [3].

Плешаков Владимир Андреевич (кандидат педагогических наук, доцент, главный редактор информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» (г. Москва) и Сагин Георгий Алексеевич (студент кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (г. Москва) выступают вторыми на пленарном заседании с докладом на тему
«Перспективные области разработки киберпедагогики как научной отрасли» [4].

Плешаков Владимир Андреевич обращается ко всем участником заседания: «Делаем доклад мы вдвоём – с моим учеником, а теперь и коллегой, Георгием Алексеевичем Сагиным. Пользуясь случаем – хотелось бы передать привет из Москвы и пожелать нам продуктивной работы в рамках конференции! Итак, уважаемые коллеги, нам, с Георгием Алексеевичем дали возможность рассказать широкими мазками о перспективах разработки киберпедагогики как научной отрасли. Поскольку я этими вопросами занимаюсь порядка двух десятилетий, Георгий несколько лет – под моим руководством и теперь самостоятельно, поэтому хотелось бы представить некоторые наши соображения на эту тему. Начать стоит с того, что мы этими кибертемами занимались ещё до того, как это стало мейнстримом. В 2005 году мне удалось в научный дискурс предложить термин «киберсоциализация» на основании многочисленных работ и исследований, которые были проведены до этого. И практически сразу же появился термин «киберпедагогика» как некоей интеграционной отрасли о перспективных направлениях. Краткое содержание представлено на слайде».


Рисунок 2. Вступительное слово пленарного доклада В. А. Плешакова и Г. С. Сагина на VI Международной научной конференции «MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция»

Далее наступает очередь Сагина Георгия Алексеевича: «Мы начнём с некоторых предпосылок и плавно, через киберсоциализацию, придём к тому, почему вообще важно заниматься киберпедагогическими исследованиями и тем, что называется исследовательским прогнозированием».

Плешаков Владимир Андреевич: «Если говорить в двух словах о предпосылках, то нам известно, что современный человек является не только представителем вида «Человек разумный» (Homo Sapiens), но стал ещё и человеком киберсоциализирующимся («Homo Cyberus»). Киберсоциализация – как социализация личности в киберпространстве – позволила человеку организовывать свою жизнь в знаково-символьной среде посредством агентов киберсоциализации».

Сагин Георгий Алексеевич: «Естественной предпосылкой киберсоциализации является возникновение киберпедагогики. Киберпедагогика представляет собой отрасль, занимающуюся кибервоспитанием, киберобучением, киберобразованием и изучением этих процессов в рамках деятельности человека в киберпространстве».

Плешаков Владимир Андреевич: «Киберпедагогика для нас стала методологической практикой. В 2006 году был министерский грант по реформам образования. Потом был в 2010-2011 грант Президента РФ на разработку теории киберсоциализации. Потом было много практик, в частности с Россотрудничеством. Последние лет 5 активизировались исследователи из разных регионов и дальнего зарубежья, которые предпринимают попытки разработки различных технологий. Пока это первые ласточки. Было бы начало!».

Сагин Георгий Алексеевич: «На слайде Вы можете видеть фамилии авторов, которые в ходе проведённого нами анализа были определены как киберпедагогические исследователи, как исследователи частей киберпедагогики. Цель у них была общая. Киберпедагогика ориентируется на киберпедагогическую действительность. Будущие исследования будут менять акцент, и мы об этом расскажем».


Рисунок 3. Цель и актуальные исследования в пленарном докладе В. А. Плешакова и Г. С. Сагина «Перспективные области разработки киберпедагогики как научной отрасли»

Плешаков Владимир Андреевич: «Проводя этот анализ мы определили 5 перспективных направлений исследований в области киберпедагогики. Первое, что лежит на поверхности – история, в которую мы были вписаны в 2020 году. Можно часами говорить об упущениях педагогической действительности, но есть и находки, лайфхаки, потрясающие новые технологии, о которых будут писать исследователи. Соответственно, первое направление – исследования, нацеленные на решение проблем форс-мажорной киберпедагогики, а потом уже описать направления, полезные для будущего».


Рисунок 4. Перспективные направления киберпедагогических исследований: 1 направление

Сагин Георгий Алексеевич: «Следующее перспективное направление – исследования, основанные на потребности бизнеса в образовании персонала разного уровня и администрации. Образование и бизнес будут всё ближе становиться друг к другу. Киберпедагогические исследования в данном случае необходимы. Это важный аспект, ведь бизнесу сложно понять обоснование образования, а людям сложно понять, какие есть потребности у бизнеса. Исследования в данной сфере – большая перспектива для исследователя».


Рисунок 5. Перспективные направления киберпедагогических исследований: 2 направление

Плешаков Владимир Андреевич: «Третий вектор связан с исследованиями возрастно-педагогических особенностей. Их учитывают и в классическом образовании. И новая, как бы инновационная отрасль, должна также базироваться в поисках ответов на вопросы: «в каком возрасте можно включать детей в киберпедагогическую реальность?», «какие технологии будут актуальны для какого возраста?» А андрагогику мы выделили в отдельный аспект».

Сагин Георгий Алексеевич: «Следующее перспективное направление – изучение и обоснование биологических оснований киберобразования. Традиционное образование, мы считаем, давно изучено с биологической и медицинской точек зрения, известно о влиянии классического образования на мозг, сердечно-сосудистую систему и т. д. В случае же киберобразования этот вопрос предстоит решать соответствующим специалистам. Хоть они и занимаются больше телом, они не смогут изолироваться от киберпедагогики. Потому перспектива прослеживается большая…


Рисунок 6. Перспективные направления киберпедагогических исследований: 3 направление


Рисунок 7. Перспективные направления киберпедагогических исследований: 4 направление

…И следующая группа – она нацелена на продуктивное решение проблемы гигиены в условиях киберпедагогической действительности. В нашем исследовании мы также обращали внимание на то, насколько возможно формат цифрового образования сделать безвредным для психики. И как нацелить его на улучшение здоровья людей, получающих образование. Если мы не будем изучать гигиену киберпространства и киберпедагогики, то мы столкнёмся с тем, что образование вместо улучшения состояния человека может привести совсем к другим последствиям».


Рисунок 8. Перспективные направления киберпедагогических исследований: 5 направление

Плешаков Владимир Андреевич: «Подводя краткий итог нашему выступлению, мы хотим сказать о том, что мы – человечество, – от киберсоциализации, как от особого вида социализации, не будем отказываться. Наша задача – адаптировать технологии под возможности и цели человечества. А киберпедагогика, как отрасль, отвечающая за воспитание и обучение, реализуемая в условиях символьно-знаковой реальности киберпространства, с нашей точки зрения, является перспективной отраслью. И обозначенные нами векторы могут развиваться в течение 5-10 лет, и развиваться и трансформироваться как в течение этого времени, и уж, тем более, после».

Сагин Георгий Алексеевич: «Пока существует киберсоциализация как вид социализации человека, пока существует киберпространство как поле для развития бытия личности, будет перспективна и необходима киберпедагогика – как отрасль педагогики, как перспективное направление, нацеленное на развитие личности и способствующее пониманию процессов, происходящих в киберпространстве».


Рисунок 9. Резюме пленарного доклада В. А. Плешакова и Г. С. Сагина «Перспективные области разработки киберпедагогики как научной отрасли»

Плешаков Владимир Андреевич: «Мы с Георгием Алексеевичем благодарим Вас за внимание! Приглашаем к сотрудничеству! Оставляем ссылки на ресурсы, где нас можно найти! Готовы ответить на Ваши вопросы сейчас или на секции, в которой сегодня примем участие. Спасибо!».


Рисунок 10. Данные об авторах доклада и контакты

Модератор: «Владимир Андреевич, Георгий Алексеевич, спасибо за интересное выступление!».

Прозвучал вопрос: «Скажите, пожалуйста, введено кругом понятие «цифровая экономика». Почему бы по аналогии не ввести понятие «цифровая педагогика»? Чем отличается киберпедагогика от цифровой педагогики?».

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо большое за вопрос! Конечно, мы с Вами знакомы с трендом цифровой экономики. И тем, как цифровизация трансформирует жизнедеятельность современного человека. Отвечая на вторую часть вопроса – существует цифровая педагогика. Есть исследователи, которые заявляют и этот конструкт. Мы с коллегами занимаемся исследованиями и популяризацией идей киберсоциализации и киберпедагогики фактически 18 лет. Мы не претендуем на истину в последней инстанции. Скорее, это одна из точек зрения. Для того, чтобы пройти этот путь становления от практики к теории, от теории к практике – мы должны понять, что останется в будущем. Киберпедагогика и цифровая педагогика – родственные отрасли. Просто кибер- – более ёмкий префикс: он включает информационные, коммуникационные, сетевые, мультимедиа и другие ресурсы. Если коротко, то так отвечу на вопрос».

Вопрошающий: «Спасибо! Значит это более ёмкое понятие - киберпедагогика?».

Плешаков Владимир Андреевич: «Возможно, да. Мы предполагаем, что это может быть так».

Вопрошающий: «Ну, удачи Вам! Спасибо!».

Модератор: «Будут ещё вопросы? Вопросов нет. Владимир Андреевич, Георгий Алексеевич, ещё раз спасибо Вам за доклад и за подробный ответ на вопрос».

Вот так и прошло первое появление #HomoCyberus-ов на гостеприимной и весьма оживлённой площадке из славного города Челябинска! Эта конференция объединила исследователей не только из разных городов, но ещё и из разных стран: докладчики и слушатели подключались со всех сторон нашего континента. Возможно, что именно благодаря отрегулированному дистанционному взаимодействию это мероприятие и стало таким насыщенным, ярким, продуктивным, живым, оптимистичным!

Далее, после завершения первого пленарного заседания, согласно регламенту, докладчики и слушатели виртуально разошлись по секциям.

И вот, как прописано в программе конференции, секция начинает свою работу с приветствия организаторов – Морозова Анна Анатольевна: «Плешаков Владимир Андреевич, разбирающийся в теме, как никто другой, будет с Вами на протяжении дальнейших трёх часов. Открываем третью секцию, мы готовы к работе» [5].

Плешаков Владимир Андреевич: «Очень приятно, что наше давнее сетевое сотрудничество переросло в такой удалённо-дистантный формат работы. Там, глядишь, потом и в очное взаимодействие перерастёт. Не будем загадывать, с одной стороны, а с другой – хочется загадывать. Особенно в наше такое непростое время. Уважаемые коллеги, всех приветствую на нашем очередном заседании, уже третьем, секционном заседании потрясающей шестой международной конференции! Спасибо организаторам за возможность такого диалога, дискурса, и, конечно же, за возможность послушать друг друга, ну, иногда и посмотреть хотя бы эти «картиночки». В принципе, регламент нам уже понятен. Самое главное, коллеги, постарайтесь не спешить, и в то же время не увлекаться. Наша задача – компетентно, в таком сокращённом формате поделиться теми самыми соображениями, которые имеются. Давайте перейдём к выступлениям».

Первой выступает Ильиных Дарья Геннадьевна (кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Курганский государственный университет (г. Курган) с презентацией «Формирование тенденций в поведении аудитории регионального онлайн-СМИ на протяжении пандемии COVID-19 (на примере сайта городской газеты «Курган и курганцы»)»: «У меня представлен результат пролонгированного исследования. Я совмещаю работу в университете с работой в этой газете, поэтому тенденции вижу изнутри. Так как наш сайт представляет собой типичное региональное СМИ, то наши выводы можно применить и к другим региональным СМИ. Мы сравнили результаты прошлого года и текущего. Цифровизация носит развивающийся процесс. Это видно по графику количества посетителей. У нас видны показатели, которые свидетельствуют о том, что среднее количество посетителей не опускалось ниже 100 000 в месяц. Количество просмотров в этом году превышало показатели прошлого года. Лояльность к ресурсу выросла, стали чаще заходить на наш ресурс. В 2020 году людей интересовала больше всего тема выплат и компенсаций, в 2021 году люди меньше этим интересовались. И тема пандемии начала терять интерес. Люди вновь стали активнее интересоваться ЖКХ, ДТП, местными событиями. По сравнению с 2019 допандемийным годом выросло значительно количество просмотров. Сейчас нас смотрит 34 % курганцев, остальные проценты – из других городов. Это связано с тем, что мы публикуем федеральные новости. Пандемия привела к росту аудитории 45+, но несколько спала. Резкий прирост замечен среди аудитории 18-24. Аудитория оказалась устойчивой. Выводы: аудитория региональных СМИ увеличивается. Растёт количество просматриваемых публикаций на сайте одним пользователем. Пользователи остаются на сайте. Использование новостей федеральной повестки приводит к росту аудитории. Если кто-то проводит аналогичные исследования – я была бы рада поделиться результатами».

Рисунок 11. Выступает Д. Г. Ильиных

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо, Дарья Геннадьевна! Обратите внимание на контакты, которыми мы будем обмениваться. Ведь цель любой конференции – сотрудничество, или как сейчас говорят – коллаборация. Есть ли вопросы? У меня есть любопытствующий вопрос. Когда Вы проводили исследование, Вы получили какие-то неожиданные результаты? Если их было несколько – то назовите один. Если нет – то почему?».

Ильиных Дарья Геннадьевна: «Да. Московская аудитория оказалась крепкой. В целом рост женской аудитории 45+ удивил. Эта аудитория была раньше очень малоактивна. В этом году аудитория старшего возраста снизилась даже по отношению к 2019 году. Зато аудитория 18-24, которая раньше была провальной, теперь выросла и закрепилась».

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо большое, Дарья Геннадьевна, что познакомили нас с Вашим исследованием! Кургану и курганцам большой привет от нас».

Следующий докладчик – Атнашева Анжелика Руслановна (магистрант кафедры телевизионной и радиожурналистики, Воронежский государственный университет (г. Воронеж) с презентацией «Психологические аспекты взаимодействия аудитории и медиа при ведении страницы в Instagram»: «В сложное время пандемии был проведён флешмоб с целью поддержки музыкантов, которые не могли проводить концерты. Инструментом распространения информации использовались множественные хештеги. Все упомянутые средства влияния на аудиторию могут сформировать как позитивные, так и негативные эффекты, которые следует учитывать при использовании платформ медиаобразования. Влияние Instagram и TikTok может как положительно сказываться на аудитории (например, просветительные темы), так и отрицательно (нагнетание негатива). Всё это необходимо разъяснять аудитории, вовлечённой в медиаобразование. Медиаобразование должно оказывать положительное воздействие на население, формировать понимание и помогать формировать правильное отношение к происходящему. Это ключ к пониманию людьми друг друга».


Рисунок 12. Выступает А. Р. Атнашева

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо большое за доклад! Коллеги, обратите внимание на электронный адрес, оставленный Анжеликой Руслановной. Присылайте свои контакты в чат, чтобы их можно было скопировать. Есть ли вопросы? Нет. Настолько чётко всё было рассказано. Это же Ваше магистерское исследование, правильно?».

Анжелика Руслановна Атнашева: «Да, правильно».

Плешаков Владимир Андреевич: «Тогда я от лица всех присутствующих желаю Вам удачного его продолжения и завершения в виде и статей, и той самой магистерской диссертации. Спасибо Вам, Анжелика Руслановна!».

К микрофону приглашается Сыченков Владимир Владимирович (кандидат филологических наук, доцент, департамент Медиа факультета коммуникаций медиа и дизайна НИУ ВШЭ (г. Москва) с презентацией «Техника перехвата управления в публичном конфликте в постпандемию: на примере противостояния Покровского-Билана»: «Очень рад выступить именно на вашей секции: интересно нащупать междисциплинарные связи. Ваш фидбек будет очень важен. Мы говорим о наступлении эпохи хейта и буллинга – о наступлении эпохи неконтролируемых коммуникаций. Больше не нужно причин, чтобы кто-то на кого-то напал в медиапространстве. Мы обнаружили, что троллинг из речевой агрессии трансформировался в форму диалога. Публичные люди находятся в зоне риска. Сам кейс: Покровский совершает информационную атаку на Билана – Покровский обвиняет Билана в нарушении антиковидных ограничений, из-за чего запретили все концерты. Билан даёт достойный ответ. Но через некоторое время Билан делает ещё один ответ, после чего запускается хештег #биланвиноват. Покровский жёстко атакует. Эта атака привлекает дополнительное внимание к группе (аудитория растёт в несколько раз). Билан начал повторять, что во всех проблемах мира виноват сам Билан. Представители шоу-бизнеса начали делать подобные ролики. С этого момента резко теряется интерес к Покровскому. Билан перехватил управление и обесценил дальнейшее нагнетание конфронтации. Таким образом, перехват управления видится эффективным: работа не с оппонентом, а с собой и своей аудиторией».


Рисунок 13. Выступает В. В. Сыченков

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо, Владимир Владимирович! В виду того, что наша секция заявлена как #киберсоциализация, то есть социализация личности в киберпространстве с акцентом на психологических и педагогических аспектах, то как Вы считаете, имеют ли такие истории педагогический резонанс? И если есть, то какой, с Вашей точки зрения? Чем они могут поучить?».

Сыченков Владимир Владимирович: «Есть такого рода педагогический резонанс, так как исследования такого рода нужны. И такого рода аналитика разных кейсов нужна для аудитории, чтобы она видела разные способы выхода из конфликтов. Чаще мы видим конфронтацию, когда обмениваются ударами, и аудитории и обществу довольно неприятно наблюдать такой жёсткий спарринг, это не очень красиво. Есть всегда возможность спокойно разруливать такие публичные конфликты – просто опираясь на коммуникационные технологии».

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо! Я полностью удовлетворён Вашим ответом! Самое главное – его смыслом: самое главное – спокойно брать ситуацию под контроль и отпускать там, где она неподконтрольна нам».

Принимает эстафету у виртуальной трибуны Белькова Юлия Олеговна (магистрант кафедры русского языка и литературы, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск) с докладом «Форматы читательской активности молодежи и особенности восприятия контента буктьюб-блогеров: опыт исследования»: «Многие виды активности теперь имеют свой видео-формат, который, зачастую, становится их неотъемлемой частью. Видео становится ресурсом для самообразования. Наше исследование проводилось с октября 2020 по май 2021. Участниками стали студенты. Мы собирали фокус-группы, озвучивали разные вопросы в рамках трёх блоков. Результаты по книгам: предпочитают онлайн-формат 86 %, чаще используют электронный – 92 %. Из опрошенных ориентируются на рекомендации близкого окружения 84 %, а к рекомендациям специализированного сообщества прислушиваются 37 %. Причина выбора формата заключается в том, что человек не только получает информацию из книги, но и осуществляет тактильный контакт. При этом электронный формат имеет преимущества в плане доступности. Выявлено, что обзоры в Сети привлекают внимание ситуативно; правильная речь предпочтительна; субъективность критики не вызывает доверия. Таким образом, читательская активность молодёжи становится избирательной. Интерес к медиапродукту оказывается продиктован практичностью. Интерес возникает не только к персоне, но и к качеству контента».

Рисунок 14. Выступает Ю. О. Белькова

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо, Юлия Олеговна! Коллеги, есть ли вопросы?».

Вопрос из зала: «Да, есть вопрос. Юлия Олеговна, скажите, пожалуйста, фигурировало ли у Вас соотношение русскоязычной и англоязычной?».

Белькова Юлия Олеговна: «Специально мы не акцентировали на этом внимание, но соотношение примерно 50 на 50».

У трибуны Иванова Александра Андреевна (магистрант кафедры журналистики, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (г. Санкт-Петербург) с презентацией «Медиатекст как форма интернет-коммуникации на примере сайтов петербургских театров»: «За последние несколько лет на многих сайтах началось внедрение медиатекста. В полном виде теорию медиатекста сформировала Т. Г. Добросклонская. Медиатекст включает в себя визуальные, аудио и аудиовизуальные элементы, предназначенные для аудитории. Сайты театров позволяют получить много информации о различных мероприятиях. Мультимедийность сайта создаёт картинку в голове зрителя о театре. Это символично для театра – сам театр – разносторонняя форма искусства, совмещает звук, движение, музыку… сайт тоже наполнен видео, анимацией, сайт вызывает эмоции, которые вызывают желание пойти и купить билет. Задача сайта – рассказать информацию о театре и перевести на онлайн-кассу. Сайт во многом помогает театру продавать билеты».


Рисунок 15. Выступает А. А. Иванова

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо, Александра Андреевна! У меня такой вопрос – какой Питерский театр Вы порекомендуете? Когда мы окажемся в постпандемийное время в гостях у Вас в городе».

Иванова Александра Андреевна: «Я рекомендую Мастерскую Козлова».

Плешаков Владимир Андреевич: «Итак, дорогие слушатели, Вы прослушали рекламу на бесплатной основе» (смеётся).

Иванова Александра Андреевна: «Да, я рекомендую этот театр. Потому что это самый молодой театр. Он хорош тем, что там молодые актёры – они создают классную энергетику».

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо Вам большое за детальный, подробный научный обзор! Будем повышать нашу культуру дальше!».

Приглашаются Васильев Алексей Игоревич (старший преподаватель кафедры связей с общественностью, Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ»; руководитель консалтинговой компании Smart Success Group, бизнес консультант (г. Санкт-Петербург) и Маврин Даниил Игоревич (младший сотрудник отдела связей с общественностью, Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ», копирайтер Grayling Russia (г. Санкт-Петербург) с докладом «Влияние коммуникационных моделей различных социальных сетей на психологию поведения пользователя». На секции смог присутствовать только Маврин Даниил Игоревич, он выступал один за двоих: «Мы провели исследование, где сопоставляли влияние соцсетей Instagram и Twitter на пользователей. Делаем акцент не на констатации трендов, а пытаемся выявить первопричины. Мы исходим из предпосылки, что среда влияет на человека. Принято считать, что Twitter более токсичная платформа, чем Instagram. Там дружелюбнее и политика обсуждается меньше. Нет «культуры отмены» – намеренной атаки. В Instagram есть визуальный контакт в силу контента. В Twitter приходится ужимать сообщения, что и приводит к конфликтам. Среда в Twitter провоцирует на острые обсуждения. Это важно знать для бизнеса и медиаличностям при построении стратегии».


Рисунок 16. Выступает Д. И. Маврин

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо большое! Есть ли вопросы, коллеги?».

Сыченков Владимир Владимирович: «Я правильно понимаю, что Вы сами с автором находитесь на позиции, что это система виновата, а не люди, привносящие агрессию? Спасибо».

Маврин Даниил Игоревич: «Система, действующая в большинстве социальных сетей, склонна к скандальности, которая привлекает больше внимания. В большей степени виноваты социальные сети. Это не делается намеренно, это побочный эффект от того, что они построены на привлечении внимания».

Сыченков Владимир Владимирович: «Спасибо большое!».

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо большое! Передайте своему напарнику, что Вы выполнили всё отлично».

Следующий докладчик – Драчёва Юлия Николаевна (доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, журналистики и теории коммуникации, Вологодский государственный университет (г. Вологда) с докладом «Феномен культурной медиакарты России как способ конструирования региональной идентичности аудитории»: «Мы выстраиваем наше исследование (не только я, но и другие). Мы пришли к выводу о том, что культурная медиакарта существует. Мы наблюдаем определённое приращение смысла, когда информация подаётся через медиакарту. Информация имеет заряд, нацеленный на формирование региональной идентичности. Образ России формируется в картах как комплекс уникальных культур. Подчёркивается и регионализм, и то, что Россия – страна разнообразная, в которой есть место всем этносам».


Рисунок 17. Выступает Ю. Н. Драчева

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо большое, Юлия Николаевна! Есть ли вопросы к докладчику? Юлия Николаевна, если будет желание, я прямо очень заинтересовался графическим изображением этих медиакарт. Предлагаю посотрудничать, присылайте свои статьи к нам в журнал Homo Cyberus».

Драчева Юлия Николаевна: «Очень интересно! Спасибо большое!».

Выступает Бессонова Елена Юрьевна (кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры японской филологии Института стран Азии и Африки, доцент кафедры международной коммуникации Факультета мировой политики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (г. Москва) с докладом «Ресурсы киберпространства при обучении деловой тематике на японском языке профильной категории учащихся»: «Всё исследование построено на ведении медийных онлайн-ресурсов на японском языке в процесс обучения экономической тематики. Такой контент очень информативен и объёмен по каждой из тематик. Общение в виртуальном пространстве всё время увеличивается. Выполнение многих задач ушло в виртуальное пространство, и образование от этой реальности нельзя отрывать. Контент востребован в образовательной среде. И мы включаем в образовательный процесс медийный контент, базируясь и дополняя учебники. Перед преподавателями встаёт задача поиска оптимального пути. Мы стараемся отвечать на запросы наших слушателей, и стараемся материал подать им раньше, чем он появится в российских СМИ. В качестве источников мы используем японские государственные телеканалы и газеты. Кроме этого, создавалась определённые списки слов для обсуждения, делались переводы на русский язык. Также рассматриваем экономические моменты, связанные с пандемией. И готовим материалы для аттестации. Очень сильный поколенческий разрыв идёт среди моих слушателей. Мы отметили ценность киберонтологического подхода в образовании и высокую эффективность использования онлайн-ресурсов».


Рисунок 18. Выступает Е. Ю. Бессонова

Плешаков Владимир Андреевич: «Елена Юрьевна, спасибо Вам большое за выступление! Я могу сказать, что приятно удивлён, что Вы пользуетесь киберонтологическим подходом, который мы с Воиновой Ольгой Игоревной предложили десять лет назад, и рад тому, что этот конструкт киберпространства был органично вписан в Вашем докладе. Сейчас есть терминологический хаос, и за эту научную чёткость я Вас благодарю от себя лично!»

У трибуны Колосова Анастасия Дмитриевна (аспирант кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации, Воронежский государственный университет (г. Воронеж) с докладом «Специфика речевого взаимодействия новых таблоидных медиа и аудитории на платформе YouTube»: «Современная аудитория готова к непрерывному потреблению медиаконтента. Исследователи отмечают, что современные медиапотребители стараются создавать контент вместе с авторами. Некоторая часть аудитории интересуется жёлтыми новостями из-за развлекательного контента, удовлетворяя потребности (табу, риски, приобщение к жизни богатых и успешных). Это ещё может стать темой для бесед. Несмотря на глобализацию пространства, все эти потребности по-прежнему лежат в основе работы таблоидов. Возникновение блогосферы дополняет таблоиды. Проанализировали одного популярного блогера. Он в своей манере пересказывает и комментирует новости. Часто обращается к подписчикам с определённой целью. Также он прибегает к стратегии речевой агрессии, выражая критическую оценку к событиям. Он наделяет себя возможностью открыто критиковать других. Как признался блогер, информацию, которую он озвучивает, в большинстве случаев он получает от подписчиков. Спасибо за внимание! Готова ответить на все вопросы!».

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо, Анастасия Дмитриевна! На все вопросы мы не будем отвечать, надо отвечать только в рамках озвученного в докладе (смеётся). Знаете, какой хотел уточняющий вопрос задать. У Вас научный руководитель не Алла Михайловна Шестерина?».

Колосова Анастасия Дмитриевна: «Да, всё верно, да!».

Рисунок 19. Выступает А. Д. Колосова

Плешаков Владимир Андреевич: «Потому что почерк настолько чувствуется коллеги, потрясающе прям! У меня нет, на самом деле, вопросов. Я с удовольствием послушал и посмотрел. Есть ли у присутствующих вопросы? Нет. Спасибо Вам большое! Желаем Вам успехов в выполнении Вашего исследования. Мы двигаемся дальше. Вот говорят, что обычно снаряд два раза в одно и то же место не попадает, но это тот самый случай, когда Анна Сергеевна Литовская тоже аспирант той же кафедры!».

Литовская Анна Сергеевна (аспирант кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации, Воронежский государственный университет (г. Воронеж) с докладом «Особенности выражения подтекста в программе «вДудь»: «Подтекст в сетевых аудиовизуальных СМИ является многогранным явлением, требующим изучения. С помощью подтекста блогер может выразить своё мнение или намекнуть аудитории на что-либо. Мы исследовали программы блогера Ю. Дудя. Он акцентирует внимание аудитории с использованием интонации и мимики, голосовых акцентов. Пользователи «разгадывают замысел автора» и начинают активно комментировать».


Рисунок 20. Выступает А. С. Литовская

Плешаков Владимир Андреевич: «Как. Пришла. Вам. Эта. Тема. Доклада. В голову? Такой вопрос от псевдо-Дудя».

Литовская Анна Сергеевна: (смеётся) «Я работаю над своей диссертацией. Я стараюсь отсматривать как можно больше выпусков, чтобы выявить больше способов выражения подтекстов. Сошёлся научный, человеческий и профессиональный интерес».

Плешаков Владимир Андреевич: «Вопрос из чата от Анны Шнайдер (доктор филологических наук, лектор кафедры туризма и менеджмента, Балтийская Международная Академия (г. Рига, Латвия): кого Вы ещё смотрите на YouTube из интервьюеров?»

Литовская Анна Сергеевна: «Ютуб не слишком моё направление, я больше по телевидению сейчас. Но ещё могу отметить Парфёнова».

Эстафету принимает Мейкшане Татьяна Александровна (старший преподаватель кафедры романского языкознания, Белорусский государственный университет (г. Минск, Беларусь) с презентацией «Восприятие студентами-бакалаврами чувства собственной безопасности в цифровой среде»: «Представляю Вам фрагмент моего почти двухлетнего исследования. 88 % опрошенных студентов не связывают цифровой комфорт и выполнение заданий в цифровой среде. Я думала, что это ситуативно, из-за пандемии. Спустя год я повторила исследование, и получила, к сожалению, те же результаты. Проблема безопасности в цифровой среде для студентов является приоритетной. Одна из проблем – нехватка навыков для безопасного ощущения себя в Интернете – как-то: тайм-менеджмент, фактчекинг, защита персональных данных и т. д. Преодолеть это предполагается с помощью внедряемого у нас, в Белоруссии, тьюторства».


Рисунок 21. Выступает Т. А. Мейкшане

Плешаков Владимир Андреевич: «Спасибо большое! Вам удалось очень основательно показать аспекты взаимодействия аудитории и медиа. Хотел бы иметь такой материал в виде статьи, но думаю, что у Вас уже всё опубликовано?».

Мейкшане Татьяна Александровна: «У меня материал двух лет, поэтому я с радостью с Вами поделюсь!».

Плешаков Владимир Андреевич: «Надеюсь, что у нас всё получится».

Далее выступает Радченко Виолетта Александровна (педагог-психолог, Воскресная школа Храма Михаила Архангела Воронежской области (г. Воронеж) с докладом «Влияние медиаинформационного пространства на эмоциональное состояние ребенка младшего школьного и младшего подросткового возраста»: «Взрослые и дети в наше время находятся в статусе медиаучастников. Все психические процессы подвержены медиавлиянию. Ребёнок в медиапространстве воспринимает его разумно и эмоционально. Появляется проблема – недостаток данных о взаимодействии детей и медиапространства. Выявлено два вектора – положительный и отрицательный. В связи с исследованием мы выделяем 4 группы медиаэмоций: активные, среднеактивные, низкоактивные, неактивные. Медиаэмоция влияет на формирование ребёнка, классифицируется видовой категорией по силе и степени их влияния, одна и та же медиаэмоция может носить дуальную направленность, связана с материальным и ценностными ориентирами, имеет гендерное разделение, способствует зарождению оценочной и нравственной саморефлексии, подвержена образному восприятию, легко проникают в мир ребёнка, не подвергаются глубокому осмыслению, принимаются ребёнком буквально, порождает медиастрах, имеет эффект хамелеона, непредсказуемость. Ремарочка. У нас в Воронеже была двухнедельная практика опять. И все вот эти названные моменты имеют прямое отношение к образованию. И учителям не хватает медиаграмотности в понимании детей: дети не всегда воспринимают материал. Я считаю, что надо заниматься медиавоспитанием, медиакультурой, медиаобразованием».


Рисунок 22. Выступает В. А. Радченко

Плешаков Владимир Андреевич: «Мне откликается то, о чём Вы сейчас сказали. Мне, как человеку, который тему воспитания средствами киберпространства и в киберпространстве с коллегами и учениками уже полтора-два десятилетия развивает. Очень приятно, что мы с Вами единомышленники в этом ключе. Ловил себя на мысли, смотря на слайды, слушая Ваше выступление, Вы говорили про эмоции младших школьников и младших подростков – если заменить их на взрослых – картина будет та же. Конечно, если проводить исследование, цифры будут меняться».

Радченко Виолетта Александровна: «У взрослых преобладает уверенность! Для взрослого человека телефон – прежде всего уверенность, особенно у сильных, брутальных мужчин».

Плешаков Владимир Андреевич: «Есть такое выражение: «Телефон заменил пистолет», если раньше пистолет придавал уверенности, то теперь вот этот гаджет».

Виолетта Александровна Радченко: «Конечно, мы не должны забывать ни о периодизации, ни о зоне ближайшего развития. Нас выносит на доминирующую волну «Я-медиа», а «Я-концепция» идёт где-то вдалеке. Нужно медиаграмотность повышать, воспитывать в школе не императивом «Положи телефон в коробку».

Плешаков Владимир Андреевич: «Полностью с Вами согласен! Надо начинать с классического воспитания и включать туда современные инструменты. Можно считать наши слова в диалоге заключительными в рамках нашей секции. У нас свершилось 12 докладов из 16 запланированных. На мой взгляд, очень любопытно получилось разными красками нам эту картину нарисовать, создать. Получается 8 часов и 9 минут идёт уже эта конференция. С перерывами, конечно, но фактически нон-стопом! Когда эта конференция закончится – наша совместная работа не закончится! В пятницу я заявился с докладом. Хорошая у нас получилась площадка. #Киберсоциализация – это лишь один из особых видов социализации. Равно как и медиапедагогика, киберпедагогика, цифровая педагогика – это современные веяния. Классика должна остаться с нами. Будем делать ставку не только на тренды, но и на традиции. Здоровья нам всем!».

Итоги подводит директор Учебно-научного центра медиаобразования Челябинского государственного университета, заместитель председателя организационного комитета VI Международной научной конференции «MEDIAОбразование: медиавключённость vs медиаизоляция» Морозова Анна Анатольевна: «Благодарю Владимира Андреевича за проведение секции! За прекрасный доклад на пленарном заседании! Всё прошло продуктивно! Эта секция получилась самой живой! Живые такие обсуждения – и в чате, и в устной форме!».

Плешаков Владимир Андреевич: «За душевность нашей беседы спасибо всем участникам! До завтра».


Рисунок 23. Участники мероприятия расходятся на позитивной ноте

Все участники не попрощались друг с другом, а уверенно сказали: «До встречи!». Обменялись ссылками и адресами для дальнейшего сотрудничества. В славном городе Челябинске в свои права вступил глубокий вечер.

Впереди – участие бывших студентов профессора и самого Плешакова Владимира Андреевича на площадке IX Медиаобразовательного форума «ImPRO», дальнейшее развитие сотрудничества и научной коллаборации.

 

26 ноября 2021 года #HomoCyberus вновь взаимодействовал в онлайне, но уже в рамках IX Медиаобразовательного форума «ImPRO». Секция, в которой принял участие #HomoCyberus, называлась презентация успешных практик «Медийные эксперименты в период дистанта» [6].

После того, как все участники заняли свои места, прозвучали приветственные слова модератора секции Фёдорова Василия Викторовича, кандидата филологических наук, доцента кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета (г. Челябинск).

Рисунок 24. В. В. Фёдоров приветствует участников и гостей секции

Первой начала свою презентацию об успешных практиках Кузнецова Маргарита Мамиржоновна (МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», г. Екатеринбург) с докладом «Городской образовательный проект «Медиашкола»: «В нашей медиашколе есть не только образовательные модули. Мы публикуем и другую полезную информацию, которая может пригодиться как ученикам, так и учителям. Мы выявляем образовательный дефицит и компенсируем его нашими модулями. Нам помогают и журналисты из СМИ. Мы хотели бы в перспективе расширить карту школьных СМИ в Екатеринбурге – это основная цель. Также (необходима – А. Б.) качественная подготовка учеников для выпуска школьных газет и телепрограмм. (Нужно – А. Б.) увеличить количество участников СМИ в конкурсах как регионального, так и федерального уровня. Таковы наши глобальные цели».

Фёдоров Василий Викторович: «Цели вполне достижимы! Есть ли вопросы?».

Настало время ответа на вопросы. Прозвучал вопрос от Шабельник Марии Александровны: «С какими трудностями, с какими проблемами Вы столкнулись, и как Вы их решили?».

Ответ Кузнецовой Маргариты Мамиржоновны: «Есть трудности соотнесения нагрузки образовательных программ на преподавателей и обучающихся, и соотнесения их с нашими программами. Есть интересные секции, но набор не идёт. Возможно, это связано со сроками. Были ещё технические проблемы, связанные с соединением с Интернетом. Но мы их решили».

Дополнила ответ Лебедева Светлана Викторовна: «Я тоже касаюсь школьной прессы. Даже, скорее не вопрос, просто реплику добавить. Около 5 % медиапедагогов в Екатеринбурге имеют журналистское образование или PR, и помогают Вам, Маргарита».

Рисунок 25. Выступает М. М. Кузнецова

К микрофону приглашается Лебедева Светлана Викторовна (кандидат филологических наук, педагог дополнительного образования, главный редактор журнала «Класс-Екатеринбург», г. Екатеринбург). Презентация «Проект «Бессмертный полк» на страницах журнала «Класс»: «Нашему журналу исполнилось 25 лет. Выпуск журнала готовили полностью на дистанте. В нынешних непростых условиях мероприятие «Бессмертный полк» не проводилось, поэтому мы приняли решение организовать его на страницах нашего журнала. При подготовке материалов для журнала учащиеся общались с папами, мамами, бабушками, дедушками. Реализовывали творческие способности. Всего пришло 52 фотографии и 47 рассказов. Обработать их помог выпускник, который теперь живёт в Канаде. Получился добротный, объёмный материал. Это привело к тому, что журнал получился больше, чем изначально планировалось и заявлялось в контролирующие органы. Журнал получился настолько хорош, что когда их раздавали, кто-то брал себе по несколько экземпляров».

Рисунок 26. Выступает С. Н. Лебедева

Вопрос задал Фёдоров Василий Викторович: «Несут ли такие патриотические мероприятия характер «обязаловки»?».

Лебедева Светлана Викторовна ответила: «Это не обязаловка. Получилось стихийно именно из-за отмены (очного – А. Б.) мероприятия «Бессмертный полк».

Выступает Ливанова Екатерина Александровна (Московский педагогический государственный университет, студент, г. Ивантеевка, Московская область) с презентацией «Авторская игра «Я быстрее»: «Эпидемиологическая обстановка в мире обусловила переход образовательного процесса в дистанционный формат. Наша разработка была реализована в рамках дисциплины «Технологии игрового взаимодействия» у профессора В. А. Плешакова. Главная цель игры – преодоление коммуникативных барьеров. Все критерии были соблюдены. Игра «Я быстрее» была успешно реализована в дистанционном формате. Технология адаптации игры оказалась эффективной и может быть применена в образовательной среде».

Рисунок 27. Выступает Е. А. Ливанова

Вопрос задаёт Фёдоров Василий Викторович: «Это была развивающая игра? Обучающая? Что там предполагалось делать по ходу?»

Ливанова Екатерина Александровна: «Там следовало повторять определённую фразу. Игра предназначена для расслабления, снятия напряжённости в группе».

Микрофон передан в руки Незнаевой Ольги Сергеевны, Малашенковой Елены Николаевны, Лукьяновой Анастасии Алексеевны (Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, ассистенты кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного, г. Саратов). Трио из Саратова выступает с презентацией проекта «Multi Saratov»: «В связи с чем возник наш проект «Multi Saratov»? В нашем вузе всё больше студентов, для которых русский язык является иностранным. Наш проект нацелен на изучение языка путём погружения в культурно-историческую среду Саратова. Этот проект помогает не только студентам, но и педагогам. Кроме видеоматериалов, мы разработали рабочие листы».

Рисунок 28. Выступает трио «Multi Saratov» (О. С. Незнаева, Е. Н. Малашенкова, А. А. Лукьянова)

Фёдоров Василий Викторович: «Коллеги, спасибо Вам большое, что продвигаете наши, не московские культурные ценности! Участников приглашаю к вопросам».

Незнаева Ольга Сергеевна: «Вижу вопрос в чате: «На студентов какого уровня знания языка ориентирован Ваш проект?» Наш проект ориентирован на студентов уровня B1 и B2. Это тексты, которые подходят для аудирования и разбора. Лексический минимум и всё остальное разбирали. Для тех студентов, у кого уровень ниже, есть субтитры».

Фёдоров Василий Викторович: «У нас много лингвистов, которые преподают русский язык как иностранный. И очень хорошо, что цифровые технологии оказываются подспорьем!».

У микрофона Плешаков Владимир Андреевич (к.п.н., доцент, главный редактор «Homo Cyberus», г. Москва) с презентацией «КИБЕРАКАДЕМИЯ #ИГРАВТРЕНИНГЕ»: «Уважаемые коллеги, постараюсь коротко, широкими мазками изложить некоторые мысли о киберпедагогической практике, которой мы занимались со студентами во время дистанта в нашем сообществе #ИГРАВТРЕНИНГЕ (во «ВКонтакте» – А. Б.) на примере лишь одного из предметов, посвящённых технологии игрового взаимодействия. Понятно, что было не очень просто перестроиться на полный дистант с группами, с которыми я встречался в офлайне только в коридорах. В рамках дистанта мы практиковали с ребятами и девчатами также межкурсовое взаимодействие. … Работа, опубликованная навечно в Интернете оказывается качественнее, чем если бы делалась для преподавателя. Все разработки в рамках курса превращались в методические рекомендации. В рамках этого предмета есть несколько рубрик, в которых мы освещали наше взаимодействие. Сегодня вот Рина Ливанова как раз поделилась опытом игры «Я быстрее». Была ещё рубрика, посвящённая рефлексии студентов о том, какую роль играют игры в жизни. В процессе работы были придуманы авторские рубрики, которые вели особо талантливые студенты: Татьяна Леменц вела рубрику #ТатьяниныСказки #СказкиКиберФеи, Рина Ливанова и Надежда Эксузян вели рубрику #ОбратимсяКВеликим, Кристина Кривенкова, Дарья Алёнкина, Татьяна Красильникова вели рубрику #БольшойУм», Наталья Курова и Екатерина Фомина вели рубрику #HomoLudens. Вся эта дисциплина заканчивалась дистанционным экзаменом в виде киберкейсов. Каждый студент разрабатывал кейсы, я их редактировал, собирал. … Это позволило комплексно заново пройти дисциплину. Что важно – из теоретической дисциплины она трансформировалась в практическую. Достигнута ли цель учебного курса? Ребята отвечали, что освоили навыки и умения организации игровой среды в условиях дистанта. Эти технологии из онлайн-формата могут быть трансформированы в офлайн».

Рисунок 29. Выступает В. А. Плешаков «Киберакадемия #ИГРАВТРЕНИНГЕ»

Вопросов после выступления не было.

Выступают Хмелевская Анжелика Александровна, Есина Кристина Владиславовна (Санкт Петербургский государственный университет, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», студенты, г. Санкт-Петербург) с докладом «Продвижение интернет-ресурса о науке в социальных сетях»: «Мы с коллегами сегодня представляем словарь ключевых слов «DATA СЛОВ». Целевая аудитория проекта – будущие журналисты, которые редко соприкасаются со словарной работой, хотя именно она воспитывает языковой вкус и способствует профессиональному росту. Для продвижения нашего ресурса мы используем социальные сети ВКонтакте и Instagram. Основная задача нашей команды – популяризировать научные знания через упрощение и визуализацию информации».

Фёдоров Василий Викторович: «Часто бываем на факультете в Высшей школе. Под чьим руководством вы делаете проект? Кто научный руководитель?».

Есина Кристина Владиславовна и Хмелевская Анжелика Александровна отвечают: «Авторы и редакторы словаря – Екатерина Александровна Щеглова и Наталья Анатольевна Прокофьева как раз и являются нашими научными руководителями».

За виртуальной трибуной Храмкина Мария Сергеевна (ГБОУ ДО РМЭ «Дворец творчества детей и молодежи», педагог дополнительного образования, г. Йошкар-Ола) с докладом «Интерактивный ЭОР: опыт создания и использования»: «Очень радостно, что мы можем таким образом обменяться опытом! Как видите, перед Вами интерактивный образовательный ресурс – интерактивный курс «Элементы видеосюжета». Здесь всего 4 главы, которые посвящены элементам видеосюжета. Сама теория наполнена контентом и ресурсами. Для наглядного примера я использовала ролик комика Антона Лапенко «Загадка дыры», в котором журналист расследует как же женщина попала в трубу. Пособие построено таким образом, что пока не посмотришь теоретический материал – к практике перейти не получится. После прохождения практики можно приступить к использованию диалогового тренажёра. В этом тренажёре происходит отработка правильного построения диалога с интервьюируемыми».

Рисунок 30. Выступают К. В. Есина и А. А. Хмелевская

Рисунок 31. Выступает М. С. Храмкина

Фёдоров Василий Викторович: «С финансовой точки зрения – это был грант?».

Вопрос из чата от Черниковой Елены Валерьевны: «Можно ли приобрести этот курс для своих учеников?».

Храмкина Мария Сергеевна: «Всё делала я. С финансовой точки зрения вложения тоже мои. Покупались программы. Всё удалось! Ребята остались очень довольны! Пособие бесплатное, ссылку отправляю в чат».

Выступает Черникова Елена Валерьевна (Тамбовский государственный университет им. Державина, магистрант, г. Хургада, Египет) с презентацией «Детское Телевидение «Юная Планета»: «Мой проект был создан для детей-аборигенов цифровой эпохи с целью научить иммигрантов чему-то хорошему и для того, чтобы дети могли научиться делать качественный контент. Во время карантина я ушла в онлайн, и ко мне присоединились дети и педагоги из разных стран. Я работаю с детьми вне России, и наше творчество способствует приобщению к языковой практике. Мы достаточно рано начали проводить международные флешмобы с призывом присылать нам различные тематические ролики. «Переклички героев», «Новогодний марафон», «Россия – это…», «День защиты детей» и другие флешмобы. Я проводила вебинары с мастер-классами по медиатворчеству. Люди готовы к этому, но им нужно показать, как это делать. Стараемся проводить проекты для родителей. Я создала «Блокнот блогера». У меня есть несколько тематических занятий по русскому языку. Важно, чтобы дети понимали, что есть не только тиктокеры, распаковщики и лайфстайлы. Что есть интересные видео, полезные в жизни, учёбе и для саморазвития».

Рисунок 32. Выступает Е. В. Черникова

Вопросов не возникло.

Выступает Чехомова Алена Александровна (ГАНОУ СО «Дворец молодежи», педагог дополнительного образования, руководитель Студии молодежных медиа «Громко!», г. Екатеринбург) с презентацией «Как сделать телепрограмму, когда все сидят дома?»: «По образованию я журналист, не педагог, поэтому подхожу в общении с детьми с упором на практические занятия. Ведь главный принцип – работа в поле. Пандемия поставила вопрос – как же выходить теперь в поле? Решили так. Раз сидим по домам, то будем снимать телепрограмму с сюжетами, с ведущими. Мы делали программу о жизни ребёнка и семьи во время пандемии. Дистант, психологические проблемы и вообще всё, что вокруг пандемии понамешано. У нас получилось три программы «Дома громко. Карантин-шоу». И мы поняли, что онлайн-формат позволяет расширить круг участия. Так объединились ребята из Екатеринбурга, Курска, Иркутска и других городов. Это была интересная коллаборация! Прокачали коммуникационные навыки, писали интервью самостоятельно. При этом каждый работал в своей квартире и записывал себя на гаджет. Ситуация, когда всем приходится работать онлайн, развернула нас в сторону монтажа на мобильных устройствах. Ребята осваивают приложения и гаджеты всё лучше и лучше. Благодаря онлайну я могу привлекать всё больше и больше человек. Чтобы каждый мог попробовать себя в новой роли».

Рисунок 33. Выступает А. А. Чехомова

Фёдоров Василий Викторович: «О конкуренции. Много ли таких проектов возникло на дистанте? Или Ваш уникальный?».

Чехомова Алена Александровна: «Проектов, конечно, много! Мы не первопроходцы».

Фёдоров Василий Викторович: «Есть перспектива коллаборации?».

Чехомова Алена Александровна: «Мы вместе со школьниками ещё до пандемии с ребятами из Пенсильвании готовили проект о людях с инвалидностью. Теперь планируем сотрудничать с Австрией».

Фёдоров Василий Викторович: «Меня, как исследователя, интересует следующее: это новая ступень, а что дальше?».

Чехомова Алена Александровна: «Моя любимая тема – подростковая коллаборация. Это находка! Перспектива отличная! Надо найти перспективы!».

Эстафетную палочку микрофона перенимает Шишкова Анастасия Сергеевна (экс-медиапедагог школы № 112, г. Челябинск) с презентацией «Авторская программа «Новые медиа». Пока презентация прогружалась, Фёдоров Василий Викторович озвучил и согласился с сообщениями из чата: «Коллеги подхватывают шутку: медиапедагогов в отставке не бывает!».

Шишкова Анастасия Сергеевна: «В предыдущем году я работала педагогам-организатором медиапространства. Я разработала программу «Новые медиа», идея которой заключалась не просто в воспитании выпускников журфака, а чтобы дать общегуманитарные навыки. По результатам испытаний курс был доработан до жизнеспособного варианта. Показывать, как делать не нужно, сравнивать с тем, как делать нужно».


Рисунок 34. Выступает А. С. Шишкова

Фёдоров Василий Викторович: «Почему ушли? Почему экс? Проект не удался? Кто подхватил знамя?».

Шишкова Анастасия Сергеевна: «Причины никак не связаны ни с учениками, ни с проектом. Он будет жить своей жизнью. Знамя пока никто не подхватил».

У микрофона Шабельник Мария Александровна (ГБОУ «Школа № 1547», г. Москва) с презентацией «Образовательный проект «Умные каникулы»: «Как известно, у нас сейчас активно развивается предпрофессиональное образование. С этого года стартовал проект «Медиа-класс». С учениками занимаемся тележурналистикой, фотожурналистикой, радиожурналистикой. Вообще, всё, что связанно с журналистикой, мы стараемся дать по максимуму. Конечно, не забываем и о риторике! В каникулярное время проводились онлайн-мероприятия «Умные каникулы». На «coviкулах» мы проводили в формате онлайн. Мы выбрали две платформы – ZOOM и Teams. Обратную связь мы организовывали через Google-формы, WhatsApp и Telegram. Мы организовывали конференции, дебаты, мастер-классы. Есть удобное расписание. Есть ещё диалог с родителями, ведь родители – тоже участники образовательного процесса. Для ребят мы также организовали лидерборды, и лучшие ученики получают призы. Таким образом, в каникулярное время образуется образовательная среда».


Рисунок 35. Выступает М. А. Шабельник

Фёдоров Василий Викторович: «Проект будет жить?».

Нурисламова Эльза Мударисовна: «Будет жить, даже вопреки техническим проблемам! А ещё мы готовим дайджест, который выходит на широкую аудиторию».

Отличавшаяся своей высокой активностью в чате на протяжении всех секций Ася Григорьевна Багдасарян (Кубанский государственный университет, студент факультета журналистики, г. Краснодар), также получила возможность выступить: «Мой проект «Творческая единица. Канал настоящих людей». В основном я готовлю репортажи о событиях в Краснодаре, которые меня цепляют. Я люблю людей, я люблю общение. Последние полгода я беру интервью у интересных людей, у интересных личностей. Я работала на телевидении, но из-за пандемии проект закрыли, и я решила, что мне нужно собрать команду. Проект некоммерческий. Мне нужны просмотры и хороший маркетолог. Я не надеюсь, но вдруг когда-нибудь я стану Юрием Дудём».

Фёдоров Василий Викторович: «Мы уже получили Асю Багдасарян. Вот видите, доклад Аси Григорьевны оказался проблемно-ориентированным. Суровая рука капитализма влияет на деятельность педагогов и просветителей». «Передаю слово помощнице Софье».

Софья: «Сейчас мы проведём голосование. Переходим по ссылке и отдаём голос понравившемуся спикеру».

Фёдоров Василий Викторович: «Как жаль, что можно проголосовать только за одного спикера!».

Софья: «Три, два, один. Оглашаем результаты: у нас оказалось два победителя – Плешаков Владимир Андреевич и Храмкина Мария Сергеевна!».

Рисунок 36. Результаты голосования и чествование победителей!

Фёдоров Василий Викторович: «Я, как модератор, так и знал, что победит дружба!».

Горновая Варвара Алексеевна: «Мы поздравляем Владимира Андреевича и Марию Сергеевну! Не слышала докладов, но я знаю о каком проекте рассказывал Владимир Андреевич. Проходите по ссылке, там будут доступны записи других секций. Если победители здесь, то мы готовы дать им слово».

Храмкина Мария Сергеевна: «А можно сказать большое спасибо Василию Викторовичу?».

Плешаков Владимир Андреевич: «Присоединяюсь к этим поздравлениям! Но хочется сказать, что неправильное это голосование! Не два победителя. У нас каждый доклад был победителем! Спасибо огромное всем за участие!».

Фёдоров Василий Викторович: «Серьёзности нотку можно добавить? Очень много я вижу проектов, связанных с журналистским делом. Но не вижу единения. Выйти бы нам из местечковости, не быть мастодонтами, а быть продвинутыми пользователями. Благодарю проекты! Спасибо Вам!».

Храмкина Мария Сергеевна: «Спасибо Вам огромное! Я для себя открыла много нового сегодня. Коллеги, спасибо большое!».

Фёдоров Василий Викторович: «До встречи в Челябинске во всех форматах!».

Во время мероприятия участники и гости активно общались в чате: знакомились, задавали вопросы, обсуждали доклады, делились ссылками на свои проекты и наработки, обменивались мнениями и обсуждали актуальные вопросы, связанные с процессами цифровизации, классической педагогики, киберсоциализации и киберпедагогики.

Надеюсь, что такой формат публикации, как полустенограмма, не утомил Вас, Уважаемый Читатель, а погрузил в научную атмосферу состоявшихся мероприятий. Материал подготовил специально для Вас А. Бурлаченко.

 

Список источников

  1. Группа в социальной сети «ВКонтакте», посвященная медиаобразованию: наработкам, открытиям и новостям из данной сферы Учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики Челябинского государственного университета [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/mediacsu (дата обращения: 15.12.2021).
  2. Международные научные конференции (2018-2021 гг.) «MEDIAОбразование: медиавключённость vs медиаизоляция» [Электронный ресурс] – URL: http://nauka-jourcsu.ru/mediaeducation (дата обращения: 15.12.2021).
  3. Первое пленарное заседание. Международная научная конференция «MEDIAОбразование» [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=8XsA5s-ESuk (дата обращения: 25.11.2021).
  4. Перспективные области разработки киберпедагогики как научной отрасли [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=qonbWSmrEEE (дата обращения: 5.12.2021).
  5. Секция 3. «Киберсоциализация: психологические и педагогические аспекты взаимодействия с медиа» [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=K4rRcRnA8zM (дата обращения: 5.12.2021).
  6. YouTube-канал Учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики Челябинского государственного университета [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/c/mediacsu/featured (дата обращения: 15.12.2021).

 

© Бурлаченко Александр Александрович и "Homo Cyberus"

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Бурлаченко А. А. «Челябинские хроники» киберсоциализации на VI международной научной конференции «MEDIAобразование: медиавключенность vs медиаизоляция» и IX медиаобразовательном форуме «ImPRO» / А. А. Бурлаченко // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 2 (11). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Burlachenko_AA_mediaeducation_2021