Концептуальный анализ возможностей и перспектив развития интеллектуально-духовных средств для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности

Изосимова С.А., Пигуз В.Н, Ивашко К.С.

Аннотация. В статье анализируется понятие «интеллектуально-духовные средства». Исследуются перспективы их возможного использования, а также возможность применения технологий искусственного интеллекта при саморегуляции психоэмоциональных состояний личности.

Ключевые слова: интеллектуально-духовные средства, психоэмоциональные состояния личности, технологии искусственного интеллекта, ИИ

Научная статья

Психологические науки

5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов

Физико-математические науки

1.2.1. Искусственный интеллект и машинное обучение

УДК 621.375.132


Original article

CONCEPTUAL ANALYSIS OF OPPORTUNITIES AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT INTELLECTUAL AND SPIRITUAL MEANS WHEN USING THEM FOR SELF-REGULATION OF PSYCHO-EMOTIONAL STATES OF A PERSON

Izosimova S.A., Piguz V.N., Ivashko K.S.

Abstract. The article analyzes the concept of «intellectual and spiritual means». The prospects for their possible use, as well as the possibility of using artificial intelligence technologies in the self-regulation of the psycho-emotional states of the individual, are explored.

Key words: intellectual and spiritual means, psycho-emotional states of a person, artificial intelligence technologies, AI


 

Интеллектуально-духовные средства – разные точки зрения, суть и эволюция понятия.

Интеллектуально-духовные средства – понятие ёмкое и многогранное. В различные временные эпохи учёными они определялись по-разному. Профессор и доктор философских наук В. Ж. Келле рассматривает данное понятие как совокупность «сознания, речи и творческой деятельности». В этом контексте главным интеллектуально-духовным средством является культура – «обобщающее понятие, характеризующееся специфическим синкретическим воздействием на все органы чувств человека» [1]. В результате чего происходит процесс эволюции человеческой личности, формируется эстетическая составляющая, включая такой важный аспект, как эмоциональный интеллект.

В. А. Кольцова (Институт психологии Российской академии наук) привносит в понятие интеллектуально-духовные средства, кроме духовно-нравственной, социально-психологическую составляющую. Разными авторами раскрывается инновационный аспект нормализующих возможностей интеллектуально-духовных средств, базирующийся на социологическом, психологическом, педагогическом, а также медико-клиническом разделах [1-9]. Наряду с издавна известными, такими как библиотерапия, арт-терапия, развитие получили средства, базирующиеся на использовании IT-технологий для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности: компьютерных систем, диагностических кабинетов, использующих ИИ и пр. Однако в основе планомерного и всестороннего психоэмоционального развития личности В. А. Кольцова видит, прежде всего, семейную составляющую – «соборный уклад современной русской семьи» [2].

Т. И. Артемьева одним из основополагающих интеллектуально-духовных средств считает религию, веру. Энергетический заряд внутренней сущности человека, оформленный в качестве словесной формулы молитвы, формирует систему морально-этических ценностей, его эстетический потенциал [9].

Как и В. В. Зеньковский в своих фундаментальных работах «Современное состояние психофизиологической проблемы», «Проблема психической причинности», считает, что психоэмоциональное состояние и развитие личности регулируется и трансформируется посредством «религиозных кризисов» [9]. «Вера, молитва – это психологический закон, и он остаётся верен даже для тех религий, которые мы называем «трансцендентными» [9].

Кризис веры, согласно В. В. Зеньковскому – «ядовитые сомнения, которые разъедают душу» [9]. Единственным интеллектуально-духовным средством в данном плане, «средством цельным и постоянным является молитва» [9]. Лишь посредством молитвы человек может подняться на более высокую ступень духовной жизни и таким образом разрешить возникший кризис в положительной динамике. Однако В. В. Зеньковский подчёркивает, что вера и социальная культура взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Даже семья, внутрисемейные отношения, трактовались им как «храм рода», либо «малая церковь и соборная общность» [9].

Современность привнесла в трактование понятия «интеллектуально-духовные средства» и их специфики использования свои коррективы. Это касается эволюции человеческого общества в целом. Л. А. Крапивина выделяет целый ряд основных признаков современного общества [2]:

  • постоянные, происходящие с максимальной скоростью изменения в окружающем мире, т. е. «высокая турбулентность»;
  • появление множества возможностей (в том числе и компьютерного плана) для бесконтрольного получения информации – «информационный хаос»;
  • с одной стороны, бурный научно-технический прогресс, но, с другой, – анархия при распространении новых знаний и технологий;
  • возможность постоянного общения, получения новых впечатлений и ощущений в Сети способствует глобальному перенапряжению, эмоциональному выгоранию не только у взрослых, но и у детей. Так как сегодня даже детсадовцы обладают неограниченным доступом к Интернету, благодаря телефонам, планшетам, компьютерам и т. д.

Поэтому главной терапевтической задачей современных интеллектуально-духовных средств, при использовании их для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности, является борьба с вакуумом ценностей, безнормативностью. То есть борьба с информационными атаками, стрессом и как его последствием – эмоциональным выгоранием, преобразующимся со временем либо в аутоагрессию, либо в агрессивное поведение по отношению к близким родственникам, ибо это наиболее безопасно для агрессора.

Таким образом, во избежание возможных негативных последствий для человека и его окружения, использование безмедикаментозных интеллектуально-духовных средств переходит на новый технологический уровень. Предполагается поиск и представление для программирования комплекса методик, опросников и шкал, отражающих основные психоэмоциональные состояния личности и способствующих их саморегуляции, с последующим их экспериментальным апробированием.

 

Интеллектуально-духовные средства – терапевтический эффект, общая классификация.

Согласно мнению С. А. Трифоновой, В. В. Козлова и Т. М. Пакратовой [4] в общем случае интеллектуально-духовные средства классифицируются на:

  • вербальные (для достижения позитивного терапевтического эффекта используют лексико-семантический языковой аспект: библиотерапия, метод написания писем; всевозможные методики, опросники и шкалы – например, тест-опросник самоотношения (В. В. Столыпин), опросник В. И. Моросановой «Стиль жизни»; опросник на выгорание; шкала тревожности; шкала дифференциальных эмоций Изарда и т. п.);
  • невербальные (музыко-, цветотерапия, арт-терапия и пр. [1, 3, 5, 6]);
  • синкретические (объединяющие позитивный терапевтический эффект слова и аудиовизуального образа) – наиболее актуальные для использования современных компьютеризированных интеллектуально-духовных средств.

 

Анализ нормализующих возможностей интеллектуально-духовных средств при использовании их для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности.

Для начального периода развития личности большей силой терапевтического воздействия обладают невербальные интеллектуально-духовные средства. Однако, их использование также актуально и обоснованно для интеллектуально-духовной терапии, самодиагностики и реабилитации (тестирования, диагностики и саморегуляции) взрослой, полностью сформировавшейся личности. Воздействуя на слуховые, обонятельные, зрительные, осязательные центры нервной системы человека, расположенные в центральном органе нервной системы (головном мозге), они стимулируют для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности внутренний энергетический потенциал организма [5, 6].

С возрастом интеллектуально-духовный потенциал человека возрастает, вследствие образования, воспитания, контактов с близкими людьми (внутрисемейные отношения) и окружающим миром (концепция интерсубъективности С. Л. Рубинштейна – познание себя посредством взаимодействия с окружающим миром и людьми). Возрастает и степень эмоционального напряжения.

Необходимо отметить, что более 80 % информации человек воспринимает визуально, посредством органов зрения. Поэтому интеллектуально-духовные средства визуального способа воздействия, используемые для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности, обладают значительным влиянием на органы чувств, а значит и на нервную систему человека. Благодаря чему на первый план интеллектуально-духовных средств выдвигается цветотерапия. Родоначальником цветотерапии как науки принято считать Гёте, значим его трактат «Учение о цвете». В дальнейшем данное направление получило значительное развитие в различных исследованиях и разработках.

В музыке заложен огромный терапевтический потенциал. Человечеству известно об этом ещё со времён Древней Греции. Например, у Гомера упоминается, что исполнение мелодических песен способствовало исцелению ран героев. А Пифагор в своей легендарной школе в обязательном порядке ввёл занятия хоровым пением, ибо «гармония в музыке рождает гармонию в душе». Согласно летописям, Эскулап своей музыкой – громкими звуками трубы, «возвратил безумному благоразумие [2]. Демокрит же многие болезни, в том числе и духовного плана, исцелял игрой на флейте. Особой популярностью на Руси в этой сфере пользовался колокольной звон. С его помощью излечивали головные боли, нервозность, «сглаз и порчу» [3].

Именно музыка, её главные компоненты – мелодия и ритм, способны безмедикаментозным путём буквально перестроить эмоциональное состояние человека, изменить настроение. Первым, кто начал составлять «Книгу музыкальных рецептов», является Пифагор. Он использовал музыку для лечения «пассивности души» [2].

И. Р. Тарханов в XIX в. доказал на практике, что мелодии, доставляющие радость, благотворно влияют на организм и эмоциональное состояние человека в целом [2]. В XX в. В. М. Бехтерев при помощи результатов многочисленных экспериментальных исследований, проведённых под его руководством, доказал, что «… с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека. Умерить слишком возбуждённые темпераменты и «растормозить» заторможённых, урегулировать неправильные и лишние движения» [4]. Б. Петровский, известный русский хирург, использовал музыку при проведении сложных операций «для более гармоничной работы организма». Важно использовать в полной мере силу нервной системы как способность нервных клеток противостоять воздействию сильного раздражителя, не переводя организм в состояние запредельного торможения или возбуждения (т. е. аффект). В XX в. множество работ по музыкотерапии издается у Б. М. Теплова, Л. С. Выготского и др.

Следующим по интенсивности степени воздействия интеллектуально-духовным методом, основанным на вербальном звуковом эффекте, является библиотерапия (от греческого «библион» – «книга», в целом означает «лечение книгой»). Это синкретический метод, объединяющий в своём пространстве особенности социального, эмоционального, биологического, семантического, лингвистического, художественно-образного, творческого и т. п. Путём рационально подобранной литературы, самостоятельно или при помощи соответствующего специалиста, достигается нормализация психоэмоциональого состояния, учитывающая проблемы личности.

 

Имманентный анализ интеллектуальной лирики (на примере отрывка стихотворения «Рождественские фантазии») к.т.н. И. С. Сальникова.

Для наглядной иллюстрации использования метода библиотерапии, ритмо-мелодической музыкальности структуры, возьмём в качестве примера отрывок из стихотворения «Рождественские фантазии» к.т.н. И. С. Сальникова (2013 г.).

Перекрёстная рифма, усиленная аллитерацией звонких согласных [б]: «Будь на то моя и божья воля»; ассонансом гласных [е], [о], [а], [я]: «Там оно гуляет на просторе, но оно осталось не удел».

В классической музыке полиритмия характерна для музыкальных произведений Ф. Шопена, А. Веберна, А.Н. Скрябина. Отличным примероя является «На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса. Последнее музыкальное произведение по ритмо-мелодическому составу будет оптимальным музыкальным сопровождением для данного стихотворения.

Стихотворение наполнено визуальными метафорическими образами с преобладающей сине-голубой (антистрессовой) цветовой гаммой: «… море как любви источник и предел …», «… и сирени шелест голубой …», что способствует успокоению нервной системы человека.

Образ лирического, авторского «Я» – главного героя данного произведения, находится в постоянном поиске смысла жизни, собственного места в этой жизни. Аллегорически переплетаются реальные географические точки: Кавказ, море, степи, Батумские пристани с личными переживаниями автора в определённый период жизни: «… силу слов и действенность приказа …», «… лучшего не жди …» [5]. Однако стихотворение обладает позитивным настроением, читатель видит на авторском примере, что жизнь продолжается, она наполнена красотой, энергией и новизной: «Но теперь я знаю, что есть море как любви источник и предел …»; «Я поэт русских равнин и поля Будь на то моя и божья воля, я бы здесь нашёл свою любовь» [5].

Данное стихотворение относится к новому направлению стихотворного жанра: интеллектуальной философской поэзии, поэтому обладает основными признаками романтизма, реализма и символизма. Автор упоминает названия реальных географических объектов, где он побывал: Кавказ, батумские степи, Чёрное море, донецкие степи и т. д. – таким образом, прослеживается реальная связь с действительностью. Стихотворение пронизано символическим образом любви, как смысла жизни; жизни, как процесса постоянного поиска и движения; «Я» лирического героя – обобщённый философский художественный образ странника, преодолевающего трудности на жизненном пути: теряющего и обретающего. Данное стихотворение – наглядная иллюстрация духовного поиска – себя, своего места в жизни, любви и понимания. Оно заканчивается мощным позитивным утверждающимся аккордом жизни: «Я поэт русских равнин и поля … Будь на то моя и божья воля, я бы здесь нашёл свою любовь» [5].

Таким образом, темой стихотворения является экзистенциальный поиск человеком себя и своего места в жизни. Человек находится в поиске (себя, смысла жизни, любви, своего места, цели существования и т. д.) на протяжении всего жизненного пути.

Из вышесказанного следует вывод: данный текст, благодаря своему позитивному энергетическому ритмо-мелодическому заряду, рекомендован для прочтения людям, находящимся в депрессии; кризисной ситуации: перед выбором, сомневающихся в себе. Этот текст способствует укреплению веры в себя и свои силы.

 

Компьютерная система психофизиологического тестирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии.

В настоящее время в Государственном учреждении «Институт проблем искусственного интеллекта» (ГУ «ИПИИ») (ДНР, г. Донецк) идёт разработка компьютерной системы интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной компьютерной терапии.

Общетеоретической основой предлагаемого проекта исследований и разработки являются идеи русских учёных В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина и их многочисленных последователей и продолжателей, как в России, так и в других зарубежных странах.

Из последних исследований, наиболее близких к рассматриваемой проблематике, является постановка задачи и результаты исследований, полученные в докторской диссертации «Генезис полифункциональной регуляции психических состояний личности эмоциогенными средствами» И. В. Волженцевой, выполненной в рамках научно-исследовательской темы кафедры психологии «Макеевского экономико-гуманитарного института» (МЭГИ) (ДНР, г. Макеевка) «Психологические особенности личности в условиях трансформации общества». Настоящий проект развивает выдвинутые в этой работе проблемы с использованием компьютерных средств и технологий выявления психофизиологических состояний и их регуляции новыми средствами в рамках безмедикаментозной терапии.

Влиянию цвета на психоэмоциональное состояние уделялось много внимания ещё со времен Египта и Древней Греции. В современности методы и способы цветотерапии усовершенствовались и приобрели более лаконичные формы. В системе СИДРТ программно реализован «8-цветовой тест Люшера, диагностирующий психологические особенности человека с осознанными и неосознанными мотивами и побуждениями к деятельности» (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Главное окно программы «Цветовой тест Люшера»

 

Учёными уже давно доказано, что музыка и использование цвета являются лучшими терапевтами и блокираторами негативных эмоций. В частности, соответствующая музыка ускоряет частоту сердечных сокращений, а столь любимая молодым поколением рок-музыка воздействует на организм не только слышимыми звуками, но и инфра-, а также ультразвуками. То есть при длительном воздействии способна разрушить мозговые рецепторы.

В основе разрабатываемой системы – использование прослушивания произносимых вслух текстов в сопровождении соответствующих иллюстраций. При этом иллюстративный материал должен обладать разнообразной цветовой гаммой с анимационными динамическими объектами точечного типа. Данный синкретический доминант предъявляется тестируемому, либо пациенту, согласно с выявленным по определённым методикам его эмоциональным состоянием.

Таким образом будет формироваться духовная доминанта личности, которая защищает организм от негативного воздействия внутренней (в организме) и внешней (вне организма) среды, при этом оказывая терапевтическое воздействие на человека, блокируя поступление отрицательных эмоций.

Также к разработке выдвигались следующие общие требования:

  • простота диагностирования и самодиагностирования тестируемого;
  • обеспечение максимально понятного и удобного интерфейса пользователя с использованием современных средств воспроизведения информации, звуков и изображений;
  • сопроводительная анимация и звуковые средства должны нести положительный эффект и обладать разгрузочным характером.

Целью создания такой компьютерной системы является исключение бумажных технологий тестирования и обработки его результатов, использование немедикаментозных средств коррекции психоэмоциональных состояний.

Главными методами и средствами данного проекта являются комплексы средств изучения психоэмоциональных состояний: методики, опросники, шкалы, алгоритмы преобразования входной информации, поступающей от диагностируемых, способы её машинной обработки и представления результатов. Общий план исследований предполагает поиск и представление для программирования комплекса методик, опросников и шкал, отражающих основные эмоциональные состояния диагностируемых с последующим их апробированием в качестве составляющих общей системы диагностирования. Разрабатываемая система позволяет делать объективизированные заключения по состоянию эмоционального здоровья диагностируемых на основании полученной от них запрашиваемой информации в форме ответов на задаваемые вопросы.

Разрабатываемая в ГУ «ИПИИ» система психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии базируется на 3-х группах прикладных программных продуктов и реализует 14 различных методик диагностирования и изучения психоэмоциональных состояний личности человека:

  • программы, обеспечивающие исследование ПФС человека по известным методикам изучения его состояний;
  • программы, обеспечивающие изучение индивидуальных психологических особенностей личности;
  • программы, обеспечивающие восстановление нормального состояния функционирования организма человека без применения медикаментозных средств.

Для проектирования методической базы разработки использовались следующие методики диагностирования и распознавания психофизиологического состояния человека:

  • методика САН (самочувствие, активность, настроение) – в 1973 году предложена В. А. Доскиным и соавторами и состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в 3 категории: настроение, активность, самочувствие. Тестируемый самооценивает своё состояние в баллах в соответствии с имеющейся шкалой самооценки. Норма находится в пределах 50-55 баллов;
  • методика «Градусник» для самооценки эмоциональных состояний – (разработчик Н. П. Фетискин) предназначена для экспресс-диагностики эмоциональных состояний, так как фиксирует состояния в их динамическом развитии;
  • опросник ПНПН (признаки нервно-психического напряжения);
  • методики диагностирования профессионального выгорания (сгорания) – текст опросника состоит из 84 суждений-утверждений, по каждому из которых испытуемый должен выразить своё мнение;
  • методика «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя» (разработчик В. В. Бойко) – формирует картину эмоционально-энергетического напряжения, которое накапливается внутри организма человека и не получает выхода вовне;
  • модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности (МШЛСТ) – адаптирована к отечественным реалиям и менталитету Ю. Л. Ханиным в 1983 году. Позволяет оценить индивидуальную эмоциональную реакцию человека перед предстоящим событием: соревнованием, стрессовой ситуацией и т. п.

Неоспоримым достоинством системы является то, что она предназначена для индивидуального пользования; позволяет любому заинтересованному в нормализации своего психофизиологического состояния осуществить данную коррекцию без особых усилий и напряжения; разгрузить мозг и психику личности от негативных воздействий окружающей среды, полагаясь при этом на естественные возможности человеческого организма и нервной системы. Использование комплекса способствует разработке иных интеллектуальных компьютерных технологий.

 

Выводы.

1. Известные методы воздействия, такие как: библиотерапия, хромотерапия, цветомедитация, арт-терапия, музыкотерапия и т. п. усиливаются и приобретают пролонгированный терапевтический эффект за счёт применения интеллектуальных компьютерных технологий.

Анализ и формирование оптимального комплекса наиболее эффективных и практически используемых интеллектуально-духовных безмедикаментозных средств и методов для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности, проводящийся специалистами ГУ «ИПИИ», позволит избежать негативных эмоциональных состояний: депрессий, выгорания, нервных срывов и т. д., а также всевозможных ЧП и срывов рабочего процесса на производстве.

По результатам тестового опроса человек получает библиотерапевтические рекомендации относительно саморегуляции своего психоэмоционального состояния.

2. Человек и машина создают максимально успешный симбиоз вместе, а не по отдельности. Психоэмоциональный аспект данного вопроса разрабатывается в НИР, проводимой на базе ГУ «ИПИИ», «Исследование эффективного использования безмедикаментозных методов и средств интеллектуально-духовной терапии для саморегуляции различных психоэмоциональных состояний личности».

Современный высокий уровень развития IT-технологий перенёс исследование эффективного использования безмедикаментозных методов и средств интеллектуально-духовной терапии для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности на новый уровень – создания искусственного эмоционального интеллекта. Для проведения тестирования, обследования и диагностики, формирования баз данных, хранения и извлечения в случае необходимости результатов диагностики, составления выводов и рекомендаций относительно саморегуляции психоэмоциональных состояний личности, используются как запатентованные компьютерные IT-технологии, так и находящиеся в разработке: «Способ определения психологического типа (по К. Г. Юнгу, И. Б. Майерс, Д. Кейрси) на основе измерения свойств нервной системы человека двигательными экспресс-методиками Е. П. Ильина»; «Способ информационного, психоэмоционального и ассоциативного воздействия на состояние человека»; «Способ повышения психофизиологической устойчивости работающих к стрессогенным факторам производственной среды» и т. д. Таким образом, известные ранее методы и средства интеллектуально-духовной терапии при помощи компьютерных технологий синкретически взаимодействуют, многократно усиливают терапевтический эффект, открывают новые возможности более эффективного воздействия и использования для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности на базе инновационных IT-технологий. Что способствует не только разработке практических рекомендаций по использованию речевых средств для саморегуляции психоэмоциональных состояний для восстановления статуса психологического здоровья личности, но и созданию в будущем научно-обоснованного оптимального комплекса безмедикаментозных интеллектуально-духовных средств и методов речевого характера для эффективного саморегулирования психоэмоциональных состояний человека с целью быстрого восстановления нормального статуса психологического здоровья личности.

Психофизиология и медицина, благодаря развитию IT-технологий, выходят на новую степень эволюции, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга и являются предметом исследования для будущих поколений психологов и IT-специалистов.

 

Список источников

  1. Дейвенпорт Т., Кирби Дж. Перехитрить искусственный интеллект / Дейвенпорт Томас, Кирби Джулия // Управление инновациями. [Электронный ресурс] – URL: https://big-i.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/a16159 (дата обращения: 12.10.2022)
  2. Столяренко Л. Д. Основы психологии для студентов вузов: учебник / Л. Д. Столяренко. – К., 1999. – 675 с. [Электронный ресурс] – URL: https://pdf.11klasov.net/uploads/mini/full/ee/7856c5a00365e9539ae74016ff1cbe.webp (дата обращения: 13.10.2022)
  3. Сальников И. С., Сальников Р. И., Клюшанова Т. Д. Программный продукт для компьютерной диагностики и самооценки доминирующего эмоционального состояния личности по дифференциальной шкала эмоций Изарда / И. С. Сальников, Р. И. Сальников, Т. Д. Клюшанова // Материалы Донецкого международного круглого стола «Искусственный интеллект: теоретические аспекты и практическое применение. ИИ – 2021». 27.05.2021 г. – Донецк: ГУ «ИПИИ», 2021. – С. 74-78.
  4. Козлов В. В., Трифонова С. А., Пакратова Т. М. Социальная психология: учебник для вузов / В. В. Козлов, С. А. Трифонова, Т. М. Пакратова. – М., 2021. – 501 с. [Электронный ресурс] – URL: https://rus.logobook.ru/prod_show.php?object_uid=2313890 (дата обращения: 13.10.2022).
  5. Золотов Е. ИИ, представься! Зачем и как отличать машину от человека / Евгений Золотов // Компьютерра (легендарный журнал о современных технологиях). [Электронный ресурс] – URL: https://www.computerra.ru/230319/ii-predstavsya-zachem-i-kak-otlichat-mashinu-ot-cheloveka/?ysclid=l95j9r6g85546493186 (дата обращения: 12.10.2022).
  6. Сальников И. С. Проблема научной классификации эмоций / И. С. Сальников // Материалы Донецкого международного круглого стола «Искусственный интеллект: теоретические аспекты и практическое применение. ИИ – 2021». 27.05.2021 г. – Донецк: ГУ «ИПИИ», 2021. – С. 69-74.
  7. Сальников И. С. Опыт интеллектуального стихосложения: стихотворные тексты, 2017 (на правах рукописи) / И. С. Сальников. – Донецк: ГУ «ИПИИ», 2021. – 270 с.
  8. Сальников И. С. Свет далекой звезды: Стихотворные интеллектуальные тексты И. С. Сальникова, созвучные духовной тематике, 2017 / И. С. Сальников. – Донецк: ГУ «ИПИИ», 2021. – 36 с.
  9. Зеньковский В.В. Проблема психической причинности… / В. В. Зеньковский. – Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира АО печ. и изд. дела Н. Т. Корчак-Новицкого, 1914. – VIII, 435 с. [Электронный ресурс] – URL: https://search.rsl.ru/ru/view/01004189537?redirect=http%3A%2F%2Fdlib.rsl.ru%2Frsl01004000000%2Frsl01004189000%2Frsl01004189537%2Frsl01004189537.pdf (дата обращения: 12.10.2022).

 

© Изосимова Снежана Александровна, Пигуз Валентина Николаевна, Ивашко Кристина Сергеевна

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Изосимова С.А., Пигуз В.Н., Ивашко К.С. Концептуальный анализ возможностей и перспектив развития интеллектуально-духовных средств для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности / С.А. Изосимова, В.Н. Пигуз, К.С. Ивашко // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Izosimova_SA_Piguz_VN_Ivashko_KS_2_2022