Особенности эскапизма молодых участников социальной интернет-сети ВКонтакте

Ковальская Т.Н.

Аннотация. В данной статье рассматривается феномен эскапизма в социальных интернет-сетях и его влияние на киберсоциализацию в юношестве. Задача исследования состоит в выявлении особенностей проявления эскапизма активных участников социальной интернет-сети «ВКонтакте» в юношеском возрасте.

Ключевые слова: киберсоциализация, эскапизм, социальные интернет-сети, кибераддикция, юношество, ВКонтакте.

19.00.00 – Психологические науки

УДК 316.6


Peculiarities of escapism of active participants of the social network «VKontakte» in youth

Kovalskaya T.N.

Abstract. In this article using escapisms fact in social media and its impact on cybersociety in youth. The purpose of exploring is identifying features of manifestations escapisms of members of social media «VKontakte» in adolescence.

Key words: cybersocialization, escapism, social networks, cyberaddiction, youth, VKontakte.


 

Актуальность данной статьи обусловлена тенденциями информатизации общества и доступностью Интернета в России, что может быть причиной массового распространения виртуального эскапизма. Зачастую Интернет оказывает неоднозначное влияние на юношество, так как является не только удобным инструментом для работы, досуга, познания и общения, но и способен заменить в данных аспектах и предметный мир, поэтому эскапизм в юношеском возрасте может выступать как попытка избежать столкновения с реальными проблемами.

Н.Н. Нятина считает, что причины эскапизма могут быть связаны с противоречиями между тем, что требуют от молодых людей агенты социализации (семья, школа, СМИ) и личными стремлениями в самореализации, которые не имеют реальной опоры на транслируемые образцы взаимодействия [5].

А.Ш. Гусейнов считает, что эскапизм – это одна из форм протеста по отношению к интенсивным социокультурным изменениям, показательный симптом неблагополучия во взаимодействии личности с социумом и государством [2].

Н.З. Алиева и Е.Г. Некрасова выделяют несколько видов эскапизма, в том числе виртуальный, который характеризуется уходом из реального мира в виртуальный мир Интернета и сетевых сообществ, компьютерных игр, что позволяет человеку убежать от реального мира в мир фантазий и иллюзий [1].

Б.П. Медведев считает, что причиной психологического эскапизма служат тенденции развития современного общества, а именно глобализация, модернизация и информатизация. Молодёжь стремится к независимости от общества, через радикальную переоценку своих ценностей, причиной этому служат неясность дальнейших жизненных перспектив, отсутствие преемственности между поколениями и отсутствие социально приемлемых способов реализации жизненных стратегий [4].

О.С. Кордобоский придерживается мнения о том, что виртуальная реальность – мир Интернета – это пространство, способное захватить человека, при освоении этой виртуальной культуры стоит задаться вопросом, когда он ещё способен оставаться самим собой. Виртуальная реальность отражает социальную реальность современного общества, так как её можно назвать компенсацией социальной реальности, а связано это может быть с нехваткой единства, интерактивности и общности [3].

Для выявления особенностей эскапизма молодых участников социальной интернет-сети «ВКонтакте» были использованы следующие методики:

  • дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева;
  • методика измерения уровня выраженности эскапизма (Т.Н. Савченко, О.И. Теславская, Е.В. Беловол, А.А. Кардапольцева);
  • шкала интернет-зависимости Чена;
  • а также был проведён опрос о времяпрепровождении юношей в Интернете и непосредственно в социальной интернет-сети «ВКонтакте».

За период проведения исследования с 30 марта по 14 апреля 2020 года были задействованы в качестве активных пользователей «ВКонтакте» юношеского возраста 79 человек в возрасте 18–23 лет. Под активными пользователями понимались люди, которые заходят в социальную интернет-сеть «ВКонтакте» стабильно каждый день.

В результате опроса было выявлено, что только четверть респондентов проводят в Интернете менее пяти часов в день (Гистограмма 1), по нашему мнению, эти данные могут свидетельствовать о том, что юноши проводят в Интернете достаточно много времени, это может быть связанно с высокой включённостью молодёжи в интернет-пространство, так как в настоящее время – это удобный инструмент для работы, досуга и саморазвития, но также данный результат может быть связан с пандемией коронавируса COVID-19, ведь Интернет стал почти единственным способом для связи между людьми, для работы, которая перешла в виртуальное пространство, а также для учёбы, которая стала дистанционной.

Гистограмма 1. Сколько времени вы уделяете Интернету? (n=79)

 

В данной выборке более половины опрошенных проводят «ВКонтакте» свыше 3 часов в день, около трети уделяют данной социальной интернет-сети более 5 часов в день (Гистограмма 2). Это также может быть связано с тем, что «ВКонтакте» является одной из самых популярных социальных сетей Интернета в России, с помощью которой есть возможность как общаться со сверстниками, так и продвигать свой бизнес.

Гистограмма 2. Сколько времени в день Вы пользуетесь социальной интернет-сетью «ВКонтакте»? (n=79)

 

Нами также были заданы вопросы о соблюдении анонимности в Интернете и наличии фейковой страницы. 67 % опрошенных имеют не анонимные страницы «ВКонтакте», остальные используют страницу не под своим именем или не размещают фото с собой.

При ответе на вопрос о времяпрепровождении в Интернете (Гистограмма 3) большая часть юношей данной выборки отметили, что используют социальную интернет-сеть «ВКонтакте» для общения (93,7 %).

Также данную социальную интернет-сеть молодые люди активно используют для прослушивания музыки (67,1 %), для просмотра мемов – картинок и видео юмористического содержания (64,6 %) и для учёбы (62 %). Большое влияние на усиление образовательной роли сети «ВКонтакте» было вызвано пандемией коронавируса COVID-19, когда обучение офлайн сначала было затруднено, а потом были предприняты попытки поиска и организации форм и методов реализации только дистанционного обучения.

Гистограмма 3. Для чего Вы используете социальную интернет-сеть «ВКонтакте»?
(был возможен выбор нескольких вариантов ответа) (
n=79)

 

Как способ уединения времяпрепровождение в Интернете рассматривают 58,2 % опрошенных респондентов (Гистограмма 4). Это связано с эскапизмом посредством прослушивания музыки (67,1 %), а также с возможностью отдохнуть в обособленном личном пространстве.

Гистограмма 4. Рассматриваете ли Вы времяпрепровождение в Интернете
как способ уединения?

 

Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева. В данной выборке самый распространенный тип испытываемого одиночества – это позитивное одиночество (Гистограмма 5). Такой тип одиночества воспринимается как уединение, несёт в себе положительное содержание с возможностью творчества и личностного развития. Люди, испытывающие такой тип одиночества, способны находить ресурс в переживаемом уединении, использовать его для самопознания и развития.

Зависимость от общения отражает непринятие человеком одиночества и неспособность оставаться одному. По данной шкале молодые люди, участвующие в исследовании, показали/ продемонстрировали средние результаты, что говорит о том, что они способны к толерантному отношению к актуальному чувству одиночества, так и о стремлении к избеганию ситуации уединения.

Общее переживание одиночества отражает актуальное ощущение одиночества респондентами в данный момент.

 

Гистограмма 5. Типы одиночества по медиане

 

Методика измерения уровня выраженности эскапизма (Т.Н. Савченко, О.И. Теславская, Е.В. Беловол, А.А. Кардапольцева). В результате проведения данной методики было выявлено, что почти четверть респондентов обладает низким уровнем эскапизма (23 %), их можно отнести к «реалистам», 34 % имеют высокий уровень эскапизма, а чуть меньше половины обладает средним, нормативным уровнем эскапизма (Диаграмма 1). По медиане уровень эскапизма по выборке можно назвать средним и нормативным.

 

Диаграмма 1. Уровень выраженности эскапизма

 

Шкала интернет-зависимости Чена. Нами было выявлено, что только треть опрошенных имеют минимальный риск интернет-зависимости (33 %), четверть опрошенных уже имеет постоянную и выраженную интернет-зависимость (19 %), половина опрошенных имеют склонность к возникновению интернет-зависимого поведения (Диаграмма 2). Данная тенденция может быть связана с широким распространением Интернета и с неограниченным доступом к нему.

Диаграмма 2. Риск проявления интернет-зависимости

 

В результате эмпирической части исследования нами была выявлена следующая специфика использования социальной интернет-сети «ВКонтакте» в юношеском возрасте: юноши редко задумываются об анонимности в социальных интернет-сетях, что может свидетельствовать о малой осведомленности об интернет-безопасности в социальных сетях Интернета. Зачастую они адекватно оценивают свою зависимость от Сети, однако часто проводят в Интернете больше времени, чем рассчитывали. Основное времяпрепровождение в социальной интернет-сети «ВКонтакте» у юношества связано с общением, прослушиванием музыки, просмотром мемов и новостей, а также учёбой.

В результате статистической обработки данных было выявлено, что юноши с высоким уровнем эскапизма часто испытывают чувство актуального одиночества, когда человек испытывает нехватку близкого общения с людьми, но порой это позитивное одиночество, которое выступает как ресурс для развития и не так фрустрирует. Общее переживание одиночества коррелирует с неудовлетворенностью и избеганием, уровень интернет-зависимости также связан с неудовлетворенностью и избеганием, это может свидетельствовать о том, что юноши с актуальным переживанием одиночества и интернет-зависимостью могут испытывать проблемы в реальной жизни и стремиться их избегать.

Таким образом, мы можем подвести итог: эскапизм в юношеском возрасте в социальной сети «ВКонтакте» имеет следующие особенности: он связан с чувством одиночества и киббераддикицией.

 

Список литературы

1. Алиева Н.З., Некрасова Е.Г. Эскапистское мировоззрение и идентичность человека // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 6.

2. Гусейнов А.Ш. Феномен протестного поведения // Южно-российский журнал социальных наук. – 2012. – № 2. – С. 82-95.

3. Кордобовский О.С. Человек в информационном пространстве / О.С. Кордобовский, С.Д. Политыко // Человек. – 1999. – № 6. – С. 104-112.

4. Медведев А.М. Особенности формирования жизненной стратегии современной молодёжи // Мир современной науки. – 2011. – № 4. – С. 1-4.

5. Нятина Н.Н. Эскапизм – отклонение в социализации молодёжи // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 133-136.

 

© Ковальская Татьяна Николаевна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Ковальская Т.Н. Особенности эскапизма молодых участников социальной интернет-сети ВКонтакте / Т.Н. Ковальская // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] URL: http://journal.homocyberus.ru/Kovalskaya_TN_2_2020