Cлово главного редактора: о киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus»
Аннотация. Статья представляет своего рода краткий аналитический отчёт о проделанной работе за 10 лет с момента введения в научный дискурс термина "киберсоциализация". Раскрывается концепт и правила организаии контента на информационно-просветительском интернет-портале "Homo Cyberus".
Ключевые слова: киберсоциализация, Homo Cyberus, интернет-портал, слово главного редактора.
Word of the chief editor: on cybersocialization of a person and its organization on the "Homo Cyberus" Internet portal
V.A. Pleshakov
Abstract. The article presents a kind of brief analytical report on the work done over 10 years from the moment the term "cybersocialization" was introduced into the scientific discourse. The concept and rules of organizing content are revealed on the information and educational Internet portal "Homo Cyberus".
Key words: cybersocialization, Homo Cyberus, Internet portal, word of the chief editor.
В нашу эру нанотехнологий и киберсоциализации
папа- и мама- технологии никто не отменял!
В XXI веке человек практически любого возраста находится в ситуации постоянно нарастающего темпа и ритма жизнедеятельности. «Информатизация, компьютеризация и интернетизация!» – эти слова стали девизом всех областей производства, науки и образования. В наше время – впервые в истории человеческой цивилизации – поколения идей и продуктов человеческой деятельности сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей. В итоге современный человек – представитель вида «Homo Sapiens» – становится ещё и «Homo Cyberus'ом» – «человеком киберсоциализирующимся». Поэтому сегодня личности всех возрастов (дети, подростки и молодежь, взрослые и люди старшего возраста) нуждаются в квалифицированной помощи и профессионально организованном сопровождении процесса киберсоциализации[1].
____________________________________________________________________
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (от англ. Cyber- – префикс, cвязанный с современными информационно-коммуникационными технологиями, + англ. Socialization – социализация) – социализация личности в киберпространстве – процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет- технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.
____________________________________________________________________
Современные люди разных возрастов ежедневно сталкиваются с необходимостью использования различных киберустройств, производят с ними разнообразные действия, получая и обрабатывая с их помощью гигантские объемы информации. Жизнь в XXI в. ставит человека в относительно жесткие условия, в которых он практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности, основанные на современных технологиях. Человек приходит к пониманию того, что удовлетворить часть своих потребностей он может, только освоив навыки операционального владения техникой и технологиями. Эти умения позволят ему успешно существовать в социуме, обеспечат комфортную, безопасную, активную жизнедеятельность, будут способствовать его карьерному росту и благосостоянию. Именно поэтому обучение владению новейшими информационными технологиями является насущной задачей воспитания, обучения и образования личности.
Сегодня киберпространство открывает человеку новые возможности для удовлетворения его потребностей, созвучных времени, став средой поиска новых путей реализации и трансформации классических видов деятельности: общения, игры, учения и труда. В этой связи целесообразно говорить о «параллельном» бытии человека в киберпространстве, об альтернативной онтологии современной человеческой цивилизации — киберонтологии.
____________________________________________________________________
Киберонтология есть бытие и/или жизнедеятельность человека в инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреальности), детерминированное уровнем развития самосознания и мотивационно-потребностной сферой личности, а также комплексом объективных и субъективных микро-, макро-, мезо- и мегафакторов социализирующей среды.
____________________________________________________________________
Кардинальные изменения в области работы с информацией, происходящие на протяжении всей истории существования человеческой цивилизации и получившие название информационных революций, стали предпосылкой появления на рубеже XX–XXI вв. новой стратегии жизнедеятельности личности в киберпространстве, популярности в XXI в. среди молодежи особого вида социализации человека — киберсоциализации.
Первая информационная революция произошла в момент изобретения и распространения письменности (около 3500 лет до н. э.), когда появилась возможность по-новому фиксировать и передавать накопленные знания от поколения к поколению.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) была вызвана изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, существенно повлияло на развитие культуры, привело к реорганизации жизнедеятельности людей.
Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловливалась открытием электричества, вследствие чего были изобретены и начали активно использоваться телеграф, телефон, радио, позволяющие опосредованно осуществлять коммуникационные процессы на больших расстояниях. Началась эпоха киберкоммуникации. В целом открытие электричества существенно продвинуло человечество на пути научно-технического прогресса.
Четвертая по счету, уже не просто информационная, но информационно-технологическая революция, по мнению аналитиков, произошедшая в середине XX в., заключалась в появлении микропроцессорной техники, создании компьютеров, зарождении и экстенсивном развитии компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, изобретении и дальнейшем развитии востребованных информационных, коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых и интернет-технологий, посредством которых оперативно накапливалась, хранилась и передавалась информация любого объема.
Проанализировав множество источников, я пришел к выводу, что пятая информационная революция (1990-е гг. – н. в.) уже свершилась, позволив перейти современному человечеству на качественно новый этап эволюции цивилизации — киберэволюцию (эволюцию цифровых, мобильных и интернет- технологий), и стала катализатором новых кардинальных изменений социальных структур во всем мире.
В XX в. человеческая цивилизация активно позиционировала себя как информационное общество, исходя из объективного динамичного развития востребованной информационно-коммуникационной сферы. Динамичное развитие и внедрение новых технологий практически во все сферы жизнедеятельности современного человека действительно затрагивают коренные вопросы его бытия, трансформации и функционирования социальных, экономических и политических структур общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, несколько поколений назад перешедшего фактически на сетевой уровень эволюции и деятельности.
Итак, на рубеже XX–XXI вв. началась эпоха киберсоциализации человека — время обретения навыков социального взаимодействия в киберпространстве.
На рубеже ХХ-ХХI вв. сложился новый тип человеческой цивилизации и культуры, что предопределяет необходимость научного анализа и поиска новых актуальных и потенциальных воспитательных сил, технологий, способов и методов образования личности, готовой к позитивной самореализации и самоизменению. Проводя одно из исследований [6], мы пришли, в частности, к выводу, что изменяющееся общество трансформирует как процессы, так и результаты воспитания, соответственно, в постиндустриальной эпохе перед педагогами стоит задача переосмысления самой категории «воспитание» в целях учета и реализации воспитательного потенциала киберпространства и возрождения растраченной духовности.
Мы с О.И. Воиновой считаем, что в XXI веке на выручку может прийти киберонтологический подход в образовании [3], учитывающий появившиеся новые потребности и способности личности и опирающийся на возможности эффективной киберсоциализации человека в контексте использования им популярных и востребованных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа и интернет-технологий.
С моей точки зрения, миссия становящейся новой отрасли педагогики – киберпедагогики – заключается в необходимости повысить уровень готовности всех субъектов образовательного процесса к безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в динамично трансформирующихся социокультурных условиях киберсоциализации современного общества. Реализацию данной миссии становится возможным спрогнозировать, исходя из популярных в XXI веке социальных практик жизнедеятельности человека, вставшего на путь киберсоциализации (т.е. ставшего «Homo Cyberus’om» – «человеком киберсоциализирующимся»).
При этом особо отмечу свою позицию, что бытие личности в киберпространстве не должно стать альтернативным, т.е. «виртуальным» в смысле не настоящим по отношению к реальному, а должно быть и служить своего рода дополнением, актуализирующим реальные социокультурные практики жизнедеятельности в контексте тенденций интеграции и слияния двух популярных в XXI веке социализирующих сред: классической объективной (материальной) реальности и инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреальности), обе из которых как потенциально, так и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности.
В социальных практиках киберсоциализации закреплены и по-настоящему четко прослеживаются две разнонаправленные интенции, образующие диалектическое единство: дифференциация и интеграция.
Так, с одной стороны, наблюдается стремление личности к индивидуализации в киберпространстве – утверждению своей уникальности посредством самореализации и самовыражения (что в конечном итоге способствует атомизации общества и самого киберпространства, здесь приходит в голову аналогия с «войной всех против всех», о чем Томас Гоббс писал в «Левиафане»).
С другой стороны, личность в киберпространстве испытывает референтную потребность в аффилиации (принадлежности к определённым группам, сообществам) и идентификации как соотнесения себя с определённой социальной группой или социальными структурами (что в результате способствует сплочению общества и коллективизации киберпространства).
В рассматриваемом аспекте социальные практики жизнедеятельности человека в контексте киберсоциализации составляют сущность и содержание самореализации личности в условиях глобальной информатизации общества, с моей точки зрения, исходя из четырех основных векторов киберсоциализации человека, ставших новыми опосредованными видами деятельности личности в Сети:
- Коммуникация в киберпространстве (киберкоммуникация) представляет собой деятельность по установлению и развитию контактов между людьми посредством киберпространства. Включает в себя: обмен информацией, взаимное её смысловое и экспрессивное восприятие, попытки влияния друг на друга.
Основные опасности киберкоммуникации:
• троллинг — размещение в киберпространстве интернет-среды (чаще всего на форумах, в дискуссионных группах, на страницах интернет-дневников и т. п.) провокационных сообщений и/или комментариев с целью вызвать спор ради спора, создать конфликтную ситуацию между участниками, спровоцировать взаимные оскорбления и т. п. Такого интернет-хулигана, занимающегося троллингом, называют троллем, что совпадает с названием враждебного человеку мифологического существа. Троллинг является настоящим социальным феноменом: ведь троллями не рождаются, троллями становятся в результате развития девиантного поведения в процессе воспитания, совершенствования навыков агрессивной и провокационной киберкоммуникации;
• кибербуллинг — использование возможностей и свойств киберкоммуникации, чтобы запугать человека, как правило, сообщениями угрожающего содержания или размещением неправдивой, а также компрометирующей информации о нем. Корни кибербуллинга кроются в распространенном поведении маленьких детей и подростков, которые часто дразнят и обзывают друг друга в целях притеснения;
• киберхарассмент — сетевое домогательство в виде прямых или косвенных оскорблений и угроз, недоброжелательных замечаний, грубых шуток или инсинуаций, нежелательных электронных писем или звонков на сотовый (мобильный) телефон, показ оскорбительных или унизительных фотографий, видео и т. п.
- Досуг в киберпространстве (кибердосуг) – деятельность во время, свободное от работы, учебы и домашних обязанностей, используемое для отдыха, восстановления, расслабления, хобби, игры и других культурных занятий, которое человек проводит в киберпространстве.
Основной опасностью досуга в киберпространстве является кибераддикция (зависимость от киберпространства) как вид нехимической зависимости; психическое расстройство, проявляющееся в навязчивом желании человека погрузиться в среду, созданную посредством электронных, компьютерных, цифровых, интернет-технологий и средств сотовой (мобильной) связи.
- Познание в киберпространстве (киберпознание) представляет собой деятельность в процессе приобщения к знаниям человечества, хранящимся в киберпространстве, необходимым человеку для понимания опыта жизнедеятельности и взаимодействия с миром, с другими людьми и с самим собой.
Основной опасностью познания в киберпространстве становится потребление спама (дословно — практически бесполезной информации), а также усвоение недостоверной, порою негативной для психики и опасной для личности информации из Сети.
- Работа в киберпространстве (кибертруд) – деятельность, осуществляемая человеком в киберпространстве, в процессе которой он, используя орудия труда, воздействует на киберреальность, меняя и используя её в целях создания продуктов труда, необходимых для удовлетворения своих потребностей в условиях реальной жизнедеятельности и в киберпространстве.
Основной опасностью работы в киберпространстве является относительная ненормированность труда, поскольку человек нередко вынужден, стремясь быстро добиться успеха, трудиться чуть ли не по формуле «24 × 7» (двадцать четыре часа умножить на семь дней в неделю), пренебрегая правилами гигиены труда, что наносит непоправимый вред его психофизическому здоровью (накапливается усталость, начинают болеть глаза, портится осанка и др.), в результате чего развиваются соответствующие заболевания.
Современная жизнедеятельность человека, связанная с коммуникацией, досугом, познанием и работой в киберпространстве способствует распространению многочисленных социальных практик жизнедеятельности, включая:
- обретение и рефлексию опыта персональной и совместной деятельности с другими людьми;
- освоение и интериоризацию социокультурных норм, образцов, способов действий и правил поведения;
- осознание и презентацию личных результатов и достижений.
Необходимо подчеркнуть, что социальные практики жизнедеятельности человека в контексте киберсоциализации могут иметь как позитивный, так и негативный характер.
В целом целесообразно говорить о единстве четырех ипостасей человека в современном информационном обществе: он и объект киберсоциализации (киберпространство объективно влияет на его жизнедеятельность), и субъект киберсоциализации (удовлетворяет разнообразные потребности посредством киберпространства), и жертва киберсоциализации (испытывает возможные негативные последствия киберсоциализации), и жертва неблагоприятных условий киберсоциализации (подвергается типичным опасностям киберпространства).
Кроме того, человек XXI века, как «витязь на распутье», оказывается перед выбором одного из трех глобальных возможных сценариев жизнедеятельности, детерминирующих его социальные практики:
- намеренно отказаться от использования современных технологий и техники, т.е. быть киберстерильным. Данный сценарий зачастую актуализирует у человека роль «изгоя» современного динамичного общества, «помешанного» на технологиях. Хотя возможен разумный медиаскетизм («цифровое воздержание»), которому свойственны некие волевые решения человека по осознанному ограничению качества и количества используемых им современных технологий в контексте жизнедеятельности.
- стать гиперактивным и круглосуточным потребителем многочисленных и разнофункциональных современных технологий и техники. Из-за чего человек становится неразумным «скопидомом-рабом» технологий. На практике это, фактически, приводит к киберзависимости, поскольку в случае неограниченного и зачастую бесконтрольного использования технологий, они «подчиняют» себе человека: его время, разум, действия и т.д.
- или встать на путь безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации, т.е. разумного применения современных технологий и техники в контексте жизнедеятельности, что позволит осознанно конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в культуре, ценностях, нормах и правилах, развиваясь как неповторимая личность, умеющая сосуществовать с другими, как человек, способный к осознанию и решению проблем самого разного характера и т.д.
На основании степени интегрированности личности в киберпространство можно выделить следующие типы индивидов [3, С. 121–124]:
1) «маугли», или киберстерильные индивиды, не работают ни с одним из ныне существующих видов компьютерной, цифровой или электронной техники. Для киберстерильности существуют различные причины: психовозрастные (младенчество или глубокая старость), психофизиологические (медицинские противопоказания, серьезные физические или умственные недостатки, психиатрические диагнозы), мировоззренческие — национальные, этнические, конфессиональные (убеждения, заблуждения, гражданская позиция, религиозные догматы и др.), экономические (финансовые трудности, отсутствие материальных возможностей, нищета и т. п.), географические и пр. Многие из перечисленных причин преодолимы, поэтому статус киберстерильности во многих случаях не является стабильной характеристикой личности и может измениться в любой момент;
2) «автономы», или автономные пользователи киберпространства, имеют дело с компьютерной, цифровой и электронной техникой, но не принадлежат ни к одному из сетевых сообществ, не подключены ни к одной из мировых, региональных или локальных сетей. Их киберсоциализация осуществляется только в персональной зоне киберпространства. Данный тип нестабилен, статус может измениться в любой момент;
3) «гости» — потребители киберпространства — являются членами некоторых сетевых сообществ, занимают зачастую пассивную позицию в отношении преобразования киберпространства, не участвуют как в создании и строительстве, так и в разрушении и ликвидации его объектов. Однако активно пользуются его продукцией, услугами, предложениями и др. «Гости» представляют основную массу «населения» киберпространства. Данный тип нестабилен, статус может измениться в любой момент;
4) «хозяева» — преобразователи киберпространства: техники, технологи, программисты, веб-дизайнеры, блогеры, хакеры и т. п. — занимают активную позицию в отношении строительства, преобразования и разрушения киберпространства. В результате своей активной деятельности в киберпространстве могут стать «жителями» или «резидентами»;
5) «жители» киберпространства большую часть времени своей жизни проводят в киберпространстве. Кибераддикты и те, для кого «жизнь» в киберпространстве определяется насущной необходимостью (например, работой или юридическим статусом инвалида). Освоившись в роли «жителя» киберпространства, они нередко хотят перейти в разряд «резидента»;
6) «резиденты» киберпространства временно или постоянно «погружают» сознание в киберпространство при сохранении физической оболочки (собственного тела). Варианты подобной интеграции описаны пока только в фантастических произведениях и воссозданы в кинематографе, например, временное погружение сознания в «глубину» (Лукьяненко С.В. Лабиринт отражений. М.: АСТ, 1997); использование искусственного тела в реальном мире путем подключения сознания к виртуальной реальности (к/ф «Суррогаты», США, 2009 (реж. Дж. Мостоу); к/ф «Аватар», США, 2009 (реж. Дж. Кэмерон)); симуляция реальности для большинства людей, порожденная искусственным интеллектом, использующая человеческие тела в качестве источника энергии (к/ф «Матрица», США, 1999–2003 (реж. Э. Вачовски)); создание людей со встроенными киберустройствами (к/ф «Терминатор», США, 1984 (реж. Дж. Кэмерон)) или, наоборот, встраивание человеческого тела или его части в киберустройство (Беляев А. «Голова профессора Доуэля» (1925));
7) «эмигранты» — полностью интегрированные в киберпространство — пока гипотетические индивиды, сознание которых загружено в киберпространство при уничтожении (или отмирании) физического тела. Такая перспектива рассматривается как одна из футурологических траекторий развития общества или возможных форм эволюции человека с точки зрения трансгуманизма[2]. Пример можно найти у братьев Стругацких в произведении «Свечи перед пультом» (1961) из цикла рассказов «Полдень, XXII век», в котором описано «Великое кодирование» сознания академика Окада на «кристаллическую биомассу» или «квазибиомассу».
Данная классификация типов индивидов по степени интегрированности личности в киберпространство не обладает свойством иерархичности, для попадания в какую-либо категорию человеку не обязательно прохождение всех предыдущих. Кроме того, отдельный индивид может выступать в разных ролях и статусах в зависимости от ситуации в каждый конкретный момент времени.
Новое тысячелетие ознаменовано многими новаторскими достижениями человеческого разума. Желание мыслить и мысль у Homo Sapiens’а отобрать нельзя. Человек будет и дальше стремиться изучить неизведанное, открыть неоткрытое, познать непознанное.
Думаю, что, исходя из прогнозов ученых разных областей знания, аналитиков и футурологов, совсем скоро произойдет шестая информационная (информационно-кибернетическая) революция, связанная с экспансией уже изобретенных молекулярных компьютеров, созданием нанокомпьютеров, а также совершенствованием искусственного интеллекта. Будут созданы по-настоящему «умные» киберустройства — помощники человека, а мы можем стать свидетелями становления параллельной человеческой цивилизации искусственного интеллекта. Не являясь последователем трансгуманизма, считаю, что то, как существующие и новые достижения ума человеческого будут использованы, на благо или во вред цивилизации, все во власти Бога и в руках человека.
Исходя из проведенных мною, моими коллегами и учениками исследований за последние десять лет, можно сделать ряд важных выводов:
1. Киберсоциализация личности как неотъемлемый признак современности затрагивает все слои общества, людей разных возрастов, социальных положений и статусов.
2. Технизация и технологизация быта, производства и других сфер жизнедеятельности общающегося, играющего, учащегося и работающего человека приводит к образованию специфических общественных явлений, освоению людьми новых ролей, функций и статусов, кардинальному изменению функционирования социальных институтов, появлению новых научных проблем и постановке практических задач по их решению средствами киберпсихологии и киберпедагогики.
3. Прогнозируемые перспективы развития электронных, компьютерных, цифровых, интернет- и др. технологий и их влияния как на цивилизацию в целом, так и на отдельного человека в частности заставляют вырабатывать стратегии общественного развития на основе философских подходов в совокупности с концепциями социально-психологических, педагогических и технических наук.
Сформулированные выводы приводят к основным положениям киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности человека XXI в., обосновывающим необходимость внедрения киберонтологического подхода в образовании:
• модель жизнедеятельности человека в XXI в. строится с учетом существования параллельной современному миру реальности — киберпространства;
• в социальные процессы включается процесс киберсоциализации личности, который может приобретать контролируемый или относительно направляемый характер, выражающийся в раскрытии позитивного потенциала электронной, компьютерной, цифровой техники и нивелировании негативных последствий киберсоциализации;
• киберпространство предоставляет возможности для удовлетворения потребностей, раскрытия способностей, обеспечения эффективной профессиональной деятельности и комфортной повседневной жизни человека, исходя из его психовозрастных, гендерных, социокультурных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей.
Основная роль киберонтологической концепции заключается в регулировании развития личности и жизнедеятельности человека в киберпространстве с учетом современных условий и тенденций воспитания, а также ближних и дальних перспектив эволюции человечества.
Таким образом, образование в меняющемся обществе ставит перед информационными и коммуникационными, электронными, цифровыми, компьютерными и интернет-технологиями значимые общие задачи удовлетворения крупномасштабных образовательных потребностей, порожденных социально-экономическим развитием. Дело в том, что на рубеже XX–XXI вв., фактически впервые в истории развития общества, информация и научное знание становятся не просто средствами его совершенствования, а главными продуктами его социально-экономической деятельности. Более того, информация и знания представляют собой основные активы и продукцию информационного общества, от которых непосредственно зависит его дальнейшее благосостояние и социальное развитие. Важно еще раз отметить, что информационные и коммуникационные, электронные, цифровые, компьютерные и интернет-технологии являются наиболее значимой составляющей этого развития. Как перечисленные выше технологии, так и информационное общество в целом непосредственно заняты созданием, хранением, приобретением, распределением, распространением и передачей информации и знаний. Эти технологии служат средством предоставления доступа к обучению и способом обеспечения непрерывности его процесса, что необходимо для успешного вовлечения всех групп населения в информационное общество.
Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки. Другими словами, человечеству необходимо усвоить необходимость и всячески развивать культуру непрерывного обучения и воспитания в контексте киберсоциализации в течение всей жизни, поскольку новые технологии трансформируют рамки традиционного образовательного процесса.
Эти обстоятельства, вкупе с современными требованиями мирового сообщества, возникающими в результате использования передовых информационных и коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий, актуализируют цель создания кибервалеологии и, соответственно, здоровьесберегающих моделей жизнедеятельности в киберпространстве, порождают необходимость в более высоком уровне грамотности, соответствующем запросам информационного общества, формируют вполне конкретную задачу повышения культуры киберсоциализации современного человека любого возраста.
Новый уровень информационной грамотности требует модернизации процессов работы с информацией, создания принципиально новых технологий приобретения знаний, новых психолого-педагогических подходов к открытию, преподаванию и усвоению знаний. Они должны обеспечивать сбережение здоровья, способствовать активизации интеллекта учащихся, формированию творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения и самосознания личности, позволяющего ей занять прочное положение в информационном обществе. Таким образом, ошибочно было бы думать, что применение новых технологий автоматически повысит качество образования само по себе. Для эффективного использования их возможностей специалистам в сфере образования необходимо развивать, исследовать и активно применять знания киберпсихологии и киберпедагогики.
Всегда нужно помнить, что, несмотря на все многообразие источников информации и образовательных технологий, призванных трансформировать информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование: это превращение совершается в сознании человека. При этом необходимо учитывать чрезвычайно интенсивное взаимодействие человека с киберпространством в разных социальных практиках. Реалии нашей жизни в информационном обществе таковы, что именно в результате этого взаимодействия (социальных практик жизнедеятельности в контексте киберсоциализации) рождается и развивается личность человека XXI века. Это позволяет нам утверждать, что нет двух одинаковых образований, что каждое образование, возникающее в результате такого взаимодействия, отличается тем же своеобразием, что и отдельная личность, поскольку каждый человек уникален.
Вместе с тем, утверждение приоритета личности можно считать основным результатом социально-культурного развития человечества в XX веке. Хотелось бы верить, что приоритет воспитания личности следует считать основным императивом XXI века, делая ставку на стратегию информатизации образования.
1 июня 2015 года научному термину «киберсоциализация человека» исполнилось 10 лет. Каждый год представители Международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации в этот день отмечают День защиты детей и БУМа (безопасной, успешной и мобильной) киберсоциализации человека.
За 10 лет сделано:
- создана теория киберсоциализации человека,
- разработан киберонтологический подход в образовании,
- заложены основы киберпедагогики.
В частности, по вопросам теории и практики киберсоциализации человека:
- написано и издано 6 монографий [1-6] общим объемом 1648 страниц или приблизительно 103 п.л.,
- исследователями опубликовано более 500 статей,
- состоялось порядка 200 конференций, мастер-классов, открытых лекций, интернет-семинаров и других мероприятий в России и за рубежом.
Более 150 публикаций разных авторов (порядка 50 человек), пишущих о феномене киберсоциализации человека, индексируются в базе данных научной электронной библиотеке Elibrary.ru[3].
Под моим научным руководством:
- 18.12.2012 года Н.В. Угольковым успешно защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на оригинальную актуальную тему «Интернет как институт социализации старших школьников» [7].
- Выполнено порядка 500 курсовых, бакалаврских, магистерских исследований и выпускных квалификационных работ специалистов.
- В настоящее время только под моим руководством 7 аспирантов и соискателей выполняют исследования по уникальным в мире темам, связанным с изучением феномена киберсоциализации человека.
- В период 2010-2011 гг. успешно выполнен Грант Президента РФ.
- Регулярно ведется тематический блог в «Живом Журнале» о событиях, связанных с киберсоциализацией[4]. Блог был создан 17 марта 2010 года.
- Организовано эффективно функционирующее Международное интернет-сообщество исследователей феномена киберсоциализации (МИСИФК) в популярной среди молодежи российской социальной сети интернет-среды «ВКонтакте», создана страница на Фейсбуке, ведется Твиттер, фотоотчет о событиях можно увидеть в Инстаграм.
МИСИФК как официальная страница КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ создана в «ВКонтакте» 22 февраля 2011 года. За 5 лет сообщество набрало 875+ подписчиков, опубликовано 2440+ записей.
Аудитория подписчиков МИСИФК представлена гражданами более полутора десятков стран, это: Россия, Украина, Германия, Беларусь, Ирландия, США, Финляндия, Казахстан, Сингапур, Норвегия, Кувейт, Эстония, Туркменистан, Люксембург, Нидерланды, Польша, Чехия и др.
Российская аудитория подписчиков МИСИФК представлена жителями более двух десятков городов, это: Москва, Подольск, Белгород, Николаев, Нижний Новгород, Симферополь, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Красноярск, Самара, Череповец, Пермь, Омск, Орёл, Саратов, Норильск, Ярославль, Донецк, Балашиха, Харьков и др.
С целью продвижения научно обоснованных идей современной теории и практики исследований феномена киберсоциализации человека 25 января 2015 года – в День студента – создан информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru).
HomoCyberus.ru является информационно-просветительским интернет-порталом Международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации, созданным для систематизации, интеграции и популяризации достижений современной теории и практики киберонтологии, киберпедагогики и киберпсихологии, для улучшения и эффективности БУМа (Безопасности, Успешности и Мобильности) КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА, желающего научиться осмысленности, рациональности и оперативности использования ресурсов и возможностей киберпространства в XXI веке.
Концептуально 5 ключевыми тематическими разделами в помощь в социализации и киберсоциализации наших пользователей стали:
- «КиберПоколение» в помощь детям, подросткам и молодежи, осваивающим символьно-знаковую реальность киберпространства.
- «КиберМама и КиберПапа» для неравнодушных и заботливых родителей, желающих помочь своим детям разобраться в опасностях и возможностях Сети.
- «КиберГранд» для представителей старших поколений, открывающих новые горизонты жизнедеятельности в киберпространстве.
- «КиберПрофи» для воспитателей, тьютеров, школьных учителей, педагогов образовательных учреждений разных типов, специалистов и ученых в области киберонтологии, киберпсихологии, киберпедагогики, киберсоциологии.
Для данной категории пользователей создан электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus» (http://journal.homocyberus.ru), предоставляющий возможность поделиться своими наработками и исследовательским опытом в области организации и сопровождения киберсоциализации человека.
- Тренинги и обучающие программы «Homo Cyberus» как увлекательный и эффективный способ развития компетенций безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации.
В каждом из разделов есть 6-7 своих рубрик, позволяющих дифференцировать информацию для пользователей. То есть всего более 30 профильных рубрик.
7 дополнительными разделами стали «Интересные факты», «Интернет-кладовая», «Мультимедиа», «Кинозал», «Читальный зал», «Юмор =)», «Опросы».
И, конечно же, есть еще 6 разделов конкретного, не требующего пояснений, назначения: «Новости», «Научные публикации», «Партнеры и коллеги», «Наша команда», «Контакты», «Вопрос-ответ».
В общей сложности 18 разделов, в каждом из которых описано простыми словами его назначение.
Таким образом, наш интернет-портал может быть интересен и будет полезен всем людям, не равнодушным к своей жизни в XXI веке!
Ведь существуют вполне конкретные вопросы, ответы на которые ищут все – и молодежь, и родители, и учителя, и преподаватели колледжей и ВУЗов, заинтересованные в безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации:
- В каком возрасте целесообразно давать доступ в киберпространство ребёнку и почему над этим стоит обязательно задумываться?
- Что делать, чтобы обезопасить ребенка (да и взрослого тоже!) от кибераддикции (зависимости от современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет- технологий)?
- Что такое киберэтикет и как им овладеть?
- Зачем и как контролировать деятельность детей и взрослых в киберпространстве Интернета и мобильных технологий сотовой связи?
- Понимая и избегая таящиеся в киберпространстве опасности, как помочь человеку любого возраста с пользой проводить в нём время?
Поиск ответов на эти и другие вопросы необходим, чтобы помочь современному человеку сделать эффективной свою деятельность в киберпространстве Интернета и мобильных технологий сотовой связи, оградить от негативной деформации личности, наоборот, способствуя развитию самосознания и повышению уверенности в позитивных информационных, а, главное, развивающих и воспитательных возможностях киберпространства XXI века.
Закончить статью хочу современной притчей, которую специально написал вместо предисловия к своей монографии «Теория киберсоциализации человека» [1, С. 6]:
«Начало XXI в. Три современных мудреца поспорили о том, какое из изобретений и открытий людей имеет больше пользы для Человечества.
Первый Мудрец сказал: «Безусловно, самым полезным изобретением для человечества является письменность. Ведь письменность стала формой существования языка. Благодаря письменности люди научились по-новому передавать информацию и накопленные знания от поколения к поколению».
«Конечно, письменность — это важное изобретение, — сказал Второй Мудрец, — но я считаю, что самым полезным изобретением для человечества стало книгопечатание. Именно Книги стали кораблями Мысли, странствующими по волнам Времени, бережно несущими свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга — инструмент насаждения Мудрости».
Третий Мудрец сказал: «Друзья мои, письменность и книгопечатание, несомненно, полезны для человечества, но ведь их изобрели очень давно, с тех пор люди сделали много новых открытий. Электричество является по-настоящему самым полезным открытием для человечества. Без него нельзя представить современную цивилизацию! Электричество используют для освещения, передачи информации, приведения механизмов в движение…»
«Простите, я случайно услышал ваш разговор, — вступил в их беседу молодой человек, проходивший мимо. — Уважаемые Мудрецы, а не кажется ли вам, что самым полезным изобретением для человечества стали микропроцессоры? На их основе люди сначала создали, а теперь усовершенствуют современные компьютеры, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты и другую технику. Теперь у человечества есть много киберпомощников, есть Интернет как кладезь полезной и мусорка для бесполезной информации. Что вы скажете на это?»
И Три Мудреца хором ответили молодому человеку: «Время рассудит…»
Список литературы:
- Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
- Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: Монография. – М.: МПГУ, «Прометей», 2012. – 212 с.
- Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании. Монография / Под ред. В.А. Плешакова. Норильск: Норильский индустр. ин-т, 2012. – 244 с.
- Плешаков В.А. Киберсоциализация человека. Ver. 1.0. Монография. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 556 с.
- Обидина Т.В. Эго-идентичность и киберсоциализация молодежи. Монография. / Под ред. В.А. Плешакова. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 96 с.
- Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Плешаков В.А., Мацкевич М.Г., Саблина О.И. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете: монография. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2013. – 140 с.
- Угольков Н.В. Интернет как институт социализации старших школьников. Дисс. …. кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. – М., 2012. – 197 с.
[1] Термин «киберсоциализация» (изначально – виртуальная компьютерная социализация) введён в научный обиход и дискурс мною в 2005 году. В 2010-2011 гг. разработка теории киберсоциализации человека получила государственное внимание в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека».
[2] Трансгуманизм, согласно его последователям, представляет собой рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки. Трансгуманисты признают возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.
[3] Научная электронная библиотека Elibrary.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru
[4] КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с профессором Владимиром Андреевичем Плешаковым [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com
Плешаков В.А. Cлово главного редактора: о киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2016. – № 1. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2016, свободный. - Загл. с экрана.