Проводим родительское собрание по вопросам информационной безопасности и киберсоциализации детей

Плешаков В.А.

Аннотация. В статье описывается технология организации и реализации родительского собрания по вопросам информационной безопасности и киберсоциализации детей: как организовать, кого пригласить, о чём говорить, какой раздаточный материал подготовить и что ещё можно сделать.

Ключевые слова: киберсоциализация, дети, родительское собрание, информационная безопасность, слово главного редактора.


CONDUCT A PARENT MEETING ON INFORMATION SECURITY AND CYBERSOCIALIZATION OF CHILDREN

V.A. Pleshakov

Abstract. The article describes the technology for organizing and implementing a parent meeting on information security and cyber socialization of children: how to organize, whom to invite, what to talk about, what handouts to prepare and what else can be done.

Key words: cybersocialization, children, parent meeting, information security, word of the editor-in-chief.


В течение учебного года во многих школах традиционно проходят родительские собрания и классные часы, посвященные вопросам информационной безопасности и социализации детей в Интернете.

В апреле 2017 года Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева сделала заявление: «Навык информационной безопасности мы должны прививать с малых лет. И в стандартах начального образования, и чуть позже на уроках, прежде всего, информатики, обществознания, права, ОБЖ, во внеурочной деятельности, а также в рамках программы воспитания и социализации мы должны говорить школьникам об этой самой безопасности»[1].

Я, как исследователь и практик, занимаюсь изучением проблем и вопросов обеспечения информационно-психологической безопасности личности, разрабатываю и внедряю идеи педагогики и психологии киберсоциализации человека почти два десятилетия. Именно поэтому хочу поделиться с Вами своими знаниями, мыслями и опытом о наиболее эффективной организации родительских собраний по теме информационной безопасности и киберсоциализации детей.

КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (от англ. Cyber- – общий универсальный префикс, объединяющий в группу префиксы e-, i-, net-, info-, techno-, computer-, media-, internet-, virtual- и т.п., + англ. Socialization – социализация) – социализация личности в киберпространстве – процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности (В.А. Плешаков)

 

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ?

Мой конструктивный опыт сотрудничества с рядом школ, в первую очередь, города Москвы и Московской области, показывает, что целесообразно запланировать не одно, а цикл родительских собраний, посвященных вопросам информационной безопасности и киберсоциализации детей, отдельно в каждом классе или по параллелям, минимум 2 раза в год (наиболее удачно – осенью и весной). Данная регулярность позволяет:

  • во-первых, достичь большего информирования участников данных собраний в вопросах обеспечения информационной безопасности и организации киберсоциализации детей на территории школы и создать необходимые установки у родителей и других участников собраний на сотрудничество и содействие в данных вопросах вне школы;
  • во-вторых, обеспечить эффективный и, что особенно важно, по-настоящему живой диалог с участниками каждого собрания по актуальным вопросам информационной безопасности и киберсоциализации, содержательно отреагировать на запросы родителей на следующих собраниях,
  • в-третьих, расширить спектр конкретных тем от собрания к собранию и добиться продуктивных результатов просвещения родителей в вопросах обеспечения информационной безопасности не только их детей, но и повысить уровень культуры киберсоциализации самих родителей и других участников собрания.

Как показывает практика, в сочетании с регулярно проводимыми для детей классными часами, также посвященными вопросам обеспечения информационной безопасности и организации успешной киберсоциализации, удастся добиться комплексного результата просвещения и воспитания.

Главное четко осознавать какова цель и задачи родительских собраний по вопросам информационной безопасности и киберсоциализации детей.

Цель: информирование участников родительского собрания о возможностях организации безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека.

Задачи:

  1. Обсуждение актуальных вопросов обеспечения информационной безопасности и успешной киберсоциализации детей.
  2. Обмен опытом конструктивного решения проблем обеспечения информационной безопасности и успешной киберсоциализации детей.
  3. Повышение уровня информационной грамотности участников собрания.

 

КОГО ПРИГЛАСИТЬ?

На родительское собрание по вопросам информационной безопасности и киберсоциализации детей необходимо пригласить, оповестив заблаговременно о дате и месте проведения:

  • конечно же, родителей или лиц, их заменяющих,
  • также желательно пригласить бабушек и дедушек учеников, т.к. они проводят много времени со своими внуками,
  • психологов и социальных педагогов, работающих в школе, осуществляющих психологическую диагностику и поддержку социального развития учеников,
  • вожатых и активистов первичных отделений общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ)[2], отвечающих за организацию информационно-медийного направления деятельности Движения, партнеров РДШ (если школа входит в перечень пилотных школ, то обязательно, если еще не входит, то желательно, т.к. со следующего учебного года все школы РФ будут задействованы РДШ),
  • волонтеров, представителей общественности и добровольческих организаций, чья деятельность связана с вопросами обеспечения информационной безопасности молодежи.

 

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ?

По известному мне продуктивному опыту, тематика родительских собраний по вопросам информационной безопасности и киберсоциализации детей должна быть разнообразной и меняться от собрания к собранию: от общих, широких до локальных, актуальных тем, включая реакцию на запросы участников предшествующих собраний, например:

  • «Информационная безопасность детства» (информационная безопасность как качество детства и как деятельность, совокупно обеспечивающие конфиденциальность, целостность и доступность информации о ребенке, сохранность и защищённость законных прав и интересов личности и общества в информационной сфере),
  • «Дети и социальные интернет-сети» (обсуждение вопросов: с какого возраста специалистами рекомендуется регистрироваться, давать доступ в социальные интернет-сети, как ограничить ребенка от вредного и опасного контента в них),
  • «Опасности Сети для ребенка» (разговор про кибербуллинг, тролинг, харассмент, секстинг и др., информация про то, что это за опасности киберсоциализации, как им противостоять, как реагировать на атаки),
  • «Киберэтикет и правила поведения ребенка в Сети» (обсуждение норм и правил общения и поведения в Интернете, а также посредством мобильных технологий сотовой связи, что это за правила и как их воспитать у ребенка),
  • «Дети и их дружба в Интернете» (разговор про достоинства и недостатки сетевой дружбы, френдоголизм, опасности фолловинга незнакомых людей (как детей, так и, особенно!, взрослых), разумный родительский контроль сетевой дружбы ребенка),
  • «О гаджетах в жизни ребенка» (обсуждение использования гаджетов в дороге, за едой, в свободное время и т.п.: временные и контентные ограничения и возможности использования гаджетов для развития, обучения и социализации детей),
  • «Осторожно, кибершарентинг!» (разговор про неуемную тягу многих современных родителей размещать публично в Сети фотографии и видеозаписи своих детей, необходимость соблюдения правил безопасной публикации фото и видео ребенка в Сети),
  • «Осторожно: «группы смерти» (обсуждение признаков и характеристик таких групп, выработка рекомендаций, как поговорить с ребенком о них),
  • «Профилактика кибераддикции у школьников» (разговор об ИКТ-зависимостях школьников, обмен рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости, геймаддикции и др.),
  • «Инновации на страже безопасности ребенка» (обсуждение Интернета и мобильных технологий сотовой связи как актуальных популярных средств организации жизнедеятельности (в частности, по видам деятельности: общения, игры, учения и труда) современного человека. Коллективное признание «формулы»: осознанность и умеренность повседневного использования технологий и техники + профилактика негативных последствий социализации в киберпространстве = основа безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации детей).

Эти и подобные им темы позволят достичь главного результата, к которому мы стремимся, исходя из цели и задач родительских собраний по данным вопросам: повышая уровень информационной, цифровой и медиаграмотности сформировать и развивать культуру киберсоциализации, как у детей, так и у всех участников собраний.

Я убежден, что только в этом случае родительские собрания станут площадкой организованного просвещения участников (в первую очередь, родителей) по вопросам не только информационной и кибербезопасности, но целенаправленного воспитания и обучения детей нормам безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации в XXI веке.

 

КАКОЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИТЬ?

Как показывает опыт, родительское собрание по тем или иным вопросам информационной безопасности детей пройдет еще более результативно и продуктивно, если для него специально заранее подготовить тематический раздаточный материал, исходя из конкретной темы, который участники собрания смогут взять с собой, изучить и воспользоваться ссылками на соответствующие интернет-ресурсы.

За последние годы специалистами проверены существующие, созданы новые и рекомендованы экспертами многочисленные ресурсы Сети и материалы на них, вот перечень тех интернет-ресурсов, которыми я лично и ответственно пользуюсь в своей деятельности:

  • РОЦИТ – Региональный общественный центр интернет-технологий (https://rocit.ru),
  • РАЭК – Российская ассоциация электронных коммуникаций (http://raec.ru/clusters/children),
  • Фонд развития Интернет (http://www.fid.su/projects/research),
  • «Homo Cyberus» – информационно-просветительский интернет-портал международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации (http://www.homocyberus.ru),
  • РДШ – Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (https://рдш.рф),
  • Лига безопасного Интернета (http://ligainternet.ru),
  • Сеть творческих учителей (https://it-n.ru),
  • Лаборатория Касперского (http://www.kaspersky.ru/internet-security-center)
  • и многие другие.

 

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Мой опыт и опыт моих коллег и партнеров подсказывает, что на родительское собрание по вопросам информационной безопасности и киберсоциализации детей (как, впрочем, на любое другое мероприятие) возможно заранее заготовить истории и примеры из жизни, а также своеобразные «кейсы» (задания по решению проблемных вопросов), что способствует активизации участников собрания, включает потенциально всех в диалог-обсуждение.

Кроме того, реализуя иллюстративную функцию, можно найти по теме собрания, проговорить или показать в презентации различные факты, статистику, высказывания-цитаты ученых, публичных, медийных лиц, политиков, общественных деятелей.

Главное:

  • всегда пользоваться проверенными источниками при подготовке материалов,
  • создавать и использовать красочные (с минимумом текста, но с картинками и видеовставками) и содержательные презентации,
  • стремиться организовывать конструктивный разговор-диалог, обсуждение, дискуссию.

А начать первое родительское собрание запланированного цикла можно, например, с мотивирующей родителей фразы: «В нашу эру нанотехнологий и киберсоциализации папа- и мама- технологии никто не отменял!»[3]

С Уважением, Владимир Плешаков

 

[1] Школьников будут учить основам кибербезопасности // РИА Новости. Россия сегодня. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/society/20170417/1492396928.html

[2] Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» создана Указом Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536. «Основная цель информационно-медийного направления деятельности РДШ: обеспечение мотивации и объединения школьников в современное детское движение, которое способствует воспитанию будущих граждан как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей, обладающих аналитическим мышлением, умением аргументировано отстаивать свою позицию, владеющих современными информационно-медийными компетенциями и имеющих высокий уровень культуры киберсоциализации. Достижение данной цели позволит подготовить участников Движения к безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека, что предполагает совершенствование государственной политики в области воспитания детей, подростков и юношества на основе содействия развитию личности в контексте присущей российскому обществу системы ценностей». (Плешаков В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников / В.А. Плешаков. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 47 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://рдш.рф/mediafiles/documents/document/3c/04/3c041c33-8a18-4e7c-8c2c-09b832fa08fa.pdf)

[3] Цитата В.А. Плешакова в разделе «КиберМама и КиберПапа» информационно-просветительского интернет-портала международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://homocyberus.ru/cybermama_cyberpapa

 

© Плешаков Владимир Андреевич

Плешаков В.А. Проводим родительское собрание по вопросам информационной безопасности и киберсоциализации детей / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2017. – № 2 (3). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2017, свободный. - Загл. с экрана.