Блогосфера как пространство киберсоциализации

Ефимов Е.Г.

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирических исследований (контент-анализ, фокус-группы) волгоградской блогосферы. Делается вывод об особой социально-групповой идентификации блогеров, их акценте на общественно-политической деятельности.

Ключевые слова: блогосфера, фокус-группа, контент-анализ, Волгоград, политика, киберсоциализация.


Abstract: In article results of empirical researches (the content-analysis, focus groups) the Volgograd blog sphere are resulted. The conclusion about special social-group identification блогеров, their accent on political activity becomes.

Key words: blogosphere, focus-group, content-analys, Volgograd, politic, cybersocialization.


На сегодняшний день в пространстве социальных сетей Интернета в России блогосфера имеет устойчивую пользовательскую базу и сложившийся имидж. Технические функции блога может выполнять любая сеть, в которую внедрена возможность оставлять записи в хронологическом порядке, однако в интернет-пространстве блогосфера занимает отдельную нишу, прежде всего, за счет особой социально-групповой идентичности.

Термин «блогер», обозначающий человека, ведущего блог, прочно вошло в обиход при обсуждении событий политической и социальной сферы [4]. Блогеры часто присутствуют в качестве гостей на встречах с представителями власти, представляя себя как социальные СМИ [5]. Это феномен самоидентификации блогеров заслуживает особого внимания в контексте исследования развития социальных интернет-сетей, поскольку пользователи сетей открытого доступа, таких, как «ВКонтакте» и «Одноклассники», не обозначают свою принадлежность к ним особым термином, несмотря на гораздо большое количество пользователей этих социальных сетей, чем пользователей блогов. Блогосфера в России обладает собственной идентичностью, которая поддерживается не столько техническим отличием ресурса, сколько его социальной составляющей (организация встреч офф-лайн, создание «школ блогеров», встречи с представителями власти и т.д.) [3].

Согласно результатам исследований, в Волгоградской области (2012 и 2014 г.), больше половины пользователей блогов посещают свою сеть ежедневно (54,9%). Блоги используются как аналог СМИ, для прослушивания аудио- и просмотра видео-материалов и «наблюдения» за общественной активностью людей. При этом данная мотивация существенно отличается от приоритетных мотивов использования других социальных сетей Интернета, поскольку для пользователей других сетей этот мотив (наблюдение за общественной активностью людей) вообще не является приоритетным [1, c.137-138].

С целью объяснения подобного отличия в мотивации, нами было проведено дополнительное исследование волгоградской блогосферы. Волгоградская блогосфера является одним из активных секторов развития местного Интернета. В отличие от представителей других социальных сетей, пользователи блогов образуют особую группу, отличающуюся политической активностью и пользующуюся вниманием руководителей самого высокого уровня. Встречи с блогерами стали неотъемлемой частью PR-компаний руководителей, и Волгоградская область не является исключением, а сами блогеры периодически организовывают различные мероприятия, которые касаются как их внутренней жизни, так и значимых общественных событий.

Фокус-групповые интервью со студентами позволили описать стереотипный образ блогосферы как пространства социализации [2]. Блогеры и блогосфера оказались для них знакомым феноменом, хотя никто из них на момент проведения фокус-групп не являлся пользователем сети. Говоря о мотивации, респонденты подтвердили выдвинутую нами гипотезу о блогерах, как людях с активной общественной позицией. При этом деятельность блогеров не обязательно находилась в политической плоскости, часто они описывались просто как публицисты, стремящиеся донести свои мысли до других (орфография и пунктуация сохранены):

«В моем представлении современный блогер – это человек 30-35 с активной политической и социальной позицией. То есть они выражают свои мысли и отношения к проблемам государства через блоги» (Станислав, 5 курс).

«Мне кажется, что блог разработчики создавали вообще для того, и для тех людей, у которых широкий кругозор, много мыслей и которые дружат с русским языком. И могут выражать свою позицию. Чтобы не было такого – «Привет, я сегодня кушала то-то». А он пишет много и содержательно. Уехал за границу человек, и пишет какие там парки, аттракционы для туристов. То есть пишет статью от и до, выражая свои конкретные мысли» (Ольга, 2 курс).

«Это люди, у которых есть собственное мнение, и они высказываются… Доносят информацию, хотят прославиться и еще чего-то хотят. Они разные все, но они просто любят говорить» (Александра, 5 курс).

«Блогеры это мощная часть интернета, которая может в любой момент прикрыть какую-нибудь лавочку. У них сильное общественное мнение и к ним прислушиваются» (Сергей, 1 курс).

«Блогеры это в первую очередь какие-то политические и общественно-активные люди. Много блогов о протестах, митингах и т.д. Их зовут в депутаты, они выходят на новый уровень благодаря своим мыслям о жизни государства в большей степени» (Оля, 4 курс).

Дополнительно, нами были проанализированы методом контент-анализа все заголовки постов, созданных в сообществе «Волгоградский клуб блогеров» (http://vlg-bloger-club.livejournal.com) за 2011-2014 гг. Все незначимые с точки зрения анализа данные были удалены. Полученные результаты отражены в Таблице 1.

Таблица 1.

10 самых упоминаемых тем в Волгоградском клубе блогеров

1

День

151

2

Блогеров

92

3

Город

58

4

Встреча

58

5

Сталинград

55

6

Митинг

51

7

выборы

49

8

Фестиваль

49

9

губернатора

40

10

России

39

 

 

Полученные нами результаты позволяют прийти к следующим выводам:

  1. Волгоградская блогосфера является политизированной. В центре ее внимания оказываются, прежде всего, события, связанные с деятельностью властей городского и регионального уровня (слова: губернатор, выборы, митинг). Это объясняет полученные в ходе опроса студентов характеристики мотивации и совпадает с общими наблюдениями о политизированности российской блогосферы.
  2. Деятельность волгоградских блогеров не ограничивается виртуальными коммуникациями: на первом месте по упоминаниям находятся слова «день», «блогер» и «встреча». Блогеры лично посещают знаменательные события в жизни города и области, организуют встречи между пользователями. Это подтверждает тезис о важности формировании идентичности через социальные практики.
  3. Область оказывается в меньшей степени затронута вниманием блогосферы, нежели город. Это объясняется тем, что большинство активных блогеров живут и работают в городе Волгограде, что подтверждает статистически установленный образ блогеров как преимущественно городских жителей.

Изучив основные характеристики блогосферы в результате нашего исследования, мы можем сделать некоторые выводы. Безусловно, блогосфера является пространством коммуникации самых разных индивидов и групп. Но, в то же время, можно говорить о наличии референтных групп в различных регионах, которые задают нормативные принципы функционирования той или иной части блогосферы. Говоря о Волгоградской области, мы можем утверждать, что референтная группа представлена социально-активными пользователями, формирующими особую группу, ориентированную на общественно-политическую деятельность.

 

Литература:

  1. Ефимов, Е.Г. Социальные Интернет-сети (методология и практика исследования): монография / Е.Г. Ефимов; ВолгГТУ. - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2015. – 168 с.
  2. Ефимов Е.Г. Стереотипы как признак социально-групповой идентичности пользователей блогов / Е.Г. Ефимов // Публичные пространства и город в эпоху новых медиа: тез. всерос. науч.-практ. конф. "Вторые Нижневолжские чтения", 29-30 мая 2014 г. / Волгоградский гос. ун-т, Рос. гуманитарный научный фонд, Правительство Волгоградской области. - Волгоград, 2014. - C. 19-20.
  3. Подшибякин А. По живому 1999-2009: Livejournal в России / А. Подшибякин. – М.: Колибри, 2010. – 224 с.
  4. Boyd D. A Blogger`s Blog: Exploring the Definition of a Medium / D.Boyd // Reconstruction. – 2006. - №6 (4). [Электронный ресурс] Режим доступа: www.danah.org/papers/ABloggersBlog.pdf
  5. Garden M. Defining blog: a fool`s errand or necessary undertaking / M.Garden // Journalism. -2012. - №13(4) – p. 485.

 

© Ефимов Евгений Геннадьевич

Ефимов Е.Г. Блогосфера как пространство киберсоциализации / Е.Г. Ефимов // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2016. - №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/efimov_e_blogosfera_kak_prostranstvo_kbs, свободный. - Загл. с экрана.