Социальные сети Интернета: популяризация "культуры смерти" в подростковой среде
Аннотация. В последние несколько лет в РФ наблюдается массовый всплеск самоубийств среди детей и подростков, что обусловлено различными социальными и психологическими факторами. Однако, среди вторичных факторов, влияющих на суицидальный настрой подрастающего поколения, можно выделить пропаганду идей "культуры смерти" (романтизации суицидов, способов совершения самоубийства и др.) в сети Интернет. Стоит отметить, что одним из устойчивых каналов популяризации данных деструктивных идей являются именно социальные интернет-сети, которыми активно пользуются современные дети и подростки. В данной статье приводится анализ механизмов популяризации идеи суицидального поведения в подростковой среде, а также потенциальные направления работы с детьми и подростками в сфере профилактики суицидальных наклонностей.
Ключевые слова: киберсуицид, социальные интернет-сети, культура смерти, пропаганда суицидального поведения, суицидальные игры, селфхарм.
Social networks of the Internet: popularization of the "culture of death" among adolescents
Abstract. In the past few years, there has been a massive surge of suicides among children and adolescents in the Russian Federation, due to various social and psychological factors. Among the secondary factors affecting the suicidal mood of adolescents, we can highlight the propaganda of the ideas of the “culture of death” on the Internet (the romanticization of suicides, methods of committing suicide, etc.). One of the sustainable channels for the popularization of these destructive ideas is social networks, in whose work modern children and adolescents are actively involved. This article provides an analysis of the mechanisms for popularizing the idea of suicidal behavior among adolescents, as well as potential areas of work with children and adolescents in the field of preventing suicidal tendencies.
Key words: cybersuicide, social networks, death culture, propaganda of suicidal behavior, suicidal games, selfharm.
Возрастной ценз статьи: 18+ (в статье названия некоторых интернет-сообществ суицидальной и околосуицидальной тематики приведены исключительно с информационной целью)
Вопросы пропаганды суицидального поведения в сети Интернет активно входят в новостную повестку последнего пятилетия, что связано с такими факторами, как:
1) рост суицидальных актов среди детей и подростков;
2) развитие таких информационных каналов, как социальные интернет-сети, в которых «живут» дети и подростки (как в качестве пассивных – рядовых пользователей, так и активных – они являются администраторами собственных интернет-сообществ и др.);
3) появлением моды на "культуру смерти"[1] (суицидальную и околосуицидальную тематику) – практика селфхарма (самоповреждения путём нанесения порезов на вены и др.) в молодёжной среде; тематика, связанная с вопросами суицидального поведения в литературе ("50 дней до моего самоубийства"), молодёжных сериалах ("13 причин "почему"") и др.;
4) громкое освещение темы суицидального поведения и пропаганды суицидального поведения в СМИ, как в контексте совершившихся актов ("эффект Вертера"[2]), так и мифологизации данных проблем (например, тема появления "игр смерти" в социальных интернет-сетях[3]) и др.
Важно отметить, что сама популяризация "культуры смерти" в социальных интернет-сетях формируется путём использования различных механизмов, что связанно с попытками "популяризаторов" заинтересовать конкретную аудиторию с учётом её возрастных (дети, подростки и др.) и личных (уровень пользования социальными сетями Интернета, интерес к данной проблеме, индивидуальные психологические особенности и др.) характеристик.
Одним из популярных механизмов привлечения внимания детей и подростков к суицидальной тематике в последние несколько лет становятся игровые механизмы. Среди них можно выделить классическую игру «Синий кит», игры-имитаторы, например, «Кровавая Мэри», а также "фейковые" игры, направленные, на высмеивание «китовых» (зачастую первичное высмеивание данной игры является лишь завуалированным «прикрытием» традиционной версии «Синего кита»).
Ещё одной популярной игровой формой, потенциально популяризирующей идеи "культуры смерти", становится форумная ролевая игра – разновидность текстовой ролевой игры (ТРПГ, «текстовка»). Данные игры проводятся как на специализированных форумах, так и в сообществах социальных интернет-сетей. Форумная ролевая игра является своего рода поджанром литературных ролевых игр. Правила текстовых ролевых игр предусматривают прописывание игроками в отдельном сообщении (посте) действий, мыслей и фраз тех персонажей, роли которых они играют. Игровой процесс контролируется администраторами и модераторами форума. В процессе игры могут потенциально проигрываться темы совершения суицида, подготовки к групповому суициду, склонения другого к суицидальному акту, что в будущем может быть перенесено и реализовано в "реальной жизни".
Рекламу данных "игровых сообществ" можно встретить как в группах «депрессивного контента», так и при помощи использования определённых хештегов (#СинийКит, #ТихийДом и др.). Стоит отметить, что если в 2016-2017 гг. хештеги постоянно испытывали трансформацию, то, например, в настоящее время данные сообщества и вовсе отказываются от них, что связано с активной работой администрации социальных сетей Интернета в контексте блокировки сообществ с противоправным контентом (в данном случае, содержащим пропаганду суицидальных идей).
Ещё одним игровым механизмом пропаганды суицидального и околосуицидального поведения становятся челленджи (ярким примером является популярный среди школьников челлендж "Беги или умри"). Аналогичным образом через "дух соревнования" активно популяризируется практика селфхарма, когда целые сообщества молодых людей ежедневно выкладывают фотоматериалы с собственными самоповреждениями для получения большего количества комментариев (зачастую поддерживающих данную практику) и "лайков".
Другим механизмом формирования и популяризации "культуры смерти" становятся группы, содержащие депрессивный контент, но напрямую не призывающие совершить суицидальный акт. Отметим, что данные сообщества потенциально популяризуют суицидальные наклонности как норму социальной жизни, путём идеализации, героизации данной модели поведения. Указанные группы во ВКонтакте имеют соответствующие названия: "Мама, я чмо" (20 013 чел.), "Грустный подросток" (411 192 чел.), "Грустное поколение" (144 695 чел.), "Депрессия" (13 650 чел.) и др.[4]
По-прежнему функционируют в сети Интернет и группы, призывающие к смерти открыто, публикующие соответствующий контент – данные группы напрямую популяризируют суицидальное поведение, путём пропаганды насилия (порезов, самобичевания и др.). Следует отметить, что эти сообщества также являются каналом распространения рекламы суицидально-ориентированных игр. Например, такие группы как: "Пока так" (479 чел.), "Порезы на венах" (195 чел.), "Смерть" (241 446 чел.) и др.[5]
Идеи "культуры смерти" активно распространяется и через различные молодёжные субкультуры, например, среди сторонников криппипасты, анимэ, движения "фурри". В социальных интернет-сетях на страницах сторонников данных движений можно встретить героизацию суицидального поведения, в том числе через романтические образы персонажей, воплощенные в конкретной визуальной стилистике (мотиваторы и др.).
Аудио-, видеоматериалы, активно распространяющиеся через социальные сети Интернета, также потенциально выступают популяризаторами "культуры смерти" путём как идеализации суицидального поведения, так и с прямыми призывами к осуществлению суицидальных действий. Это могут быть песни, содержащие романтизацию суицидальных практик или прямые призывы к суицидальным действиям, трансляции сцен суицидальный практик "в прямом эфире" (или их запись) и др.
Подражание "ключевым фигурам" – организаторам "суицидальных групп". В 2017 году в социальных сетях активно обсуждалась ключевая фигура "суицидальной культуры" – задержанный администратор групп "Синего Кита" – Филипп Лис. Стоит отметить, что сторонники "Лиса" создают сообщества в его защиту, где героизируют его поступки. В 2018 году происходит снижение интереса к данному "лидеру", однако, на его место приходят представители другого движения "колумбайнеров"[6] – Эрик Харрис, Дилан Клиболд и наш "отечественный стрелок" – Владислав Росляков. Все выше названные персонажи самостоятельно свели счёты со своей жизнью.
Таким образом, общий анализ каналов и механизмов пропаганды суицидального поведения в сети Интернет позволяет сделать следующие выводы:
1. В последнее время наблюдается активное развёртывание пропаганды суицидального поведения, в том числе в социальных интернет-сетях, что потенциально способствует развитию в подростковой среде "культуры смерти" и моды на самоубийство.
2. Для пропаганды и популяризации суицидальных идей используются все актуальные каналы распространения, особенно в социальных интернет-сетях (сообщества, группы в подписках и др.).
3. В качестве механизма пропаганды и популяризации суицидальных идей используются новые, в том числе, игровые формы вовлечения.
Однако, говоря о пропаганде суицидального поведения в социальных сетях Интернета и в целом в интернет-пространстве, следует отметить, что данные каналы и механизмы являются вторичными причинами суицидальных действий детей и подростков, когда как первопричинами остаются традиционные для данной категории проблемы – сложности во взаимоотношениях с окружающими (одноклассниками, учителями, семьей), безответная любовь, депрессия и психологические (психиатрические) проблемы, экономические факторы и др.
Соответственно, вовлеченность детей и подростков в сообщества с суицидальным контентом, увлечение "играми смерти", публикации депрессивных статусов и изображений, открытые заявления о желании совершить суицидальные действия на страницах своих аккаунтов в социальных интернет-сетях могут расцениваться как маркеры проявления суицидальных и околосуицидальных наклонностей, что требует отдельного внимания к данным лицам со стороны родителей и педагогов, как в контексте вопросов психологической помощи, так и в вопросах грамотной организации и сопровождения киберсоциализации детей, а также медиабезопасности.
[1] Под "культурой смерти" в данной статье мы подразумеваем идеи, популяризирующие суицидальное поведение, в том числе идеи, обесценивающие жизнь, способы ухода из жизни и самоповреждения, контент, идеализирующий и романтизирующий идеи самоубийства и персонажей, совершивших суицид.
[2] "Эффект Вертена" – массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевидением и другими СМИ, либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографе.
[3] Например, см. "Городская легенда. Что стоит за игрой "Синий кит" и всплеском интереса к "суицидальным пабликам"" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/02/17/gorodskaya-legenda-chto-stoit-za-igroy-siniy-kit-i-vspleskom-interesa-k-suitsidalnym-pablikam
[4] Данные сообщества были выявлены в 2017 году в рамках проведения мониторинга медиаугроз в контексте пропаганды суицидального поведения. В настоящее время данные сообщества заблокированы. Подробнее см.: "Каналы и механизмы пропаганды суицидального поведения среди подростков в сети Интернет" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://resurs-center.ru/analiticheskiy-doklad-kanaly-i-mehanizmy-propagandy-suicidalnogo-povedeniya-sredi-podrostkov-v-seti
[5] Там же.
[6] "Колубмайнеры" – в настоящее время – это молодежная субкультура, основанная на романтизации, мифологизации и подражанию поведения скулшутреров – сторонников массовых нападений в образовательных учреждениях.
Список литературы:
1. Галицына А.М. «Группы смерти» как средство манипулирования сознанием // Развитие общественных наук российскими студентами. – 2017. – №4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppy-smerti-kak-sredstvo-manipulirovaniya-soznaniem (дата обращения: 27.12.2018).
2. Делейчук Л.Э. Суицидальное поведение подростков как социальная проблема // АНИ: педагогика и психология. – 2017. – №2 (19). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suitsidalnoe-povedenie-podrostkov-kak-sotsialnaya-problema (дата обращения: 27.12.2018).
3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
4. Ключко Е.И. Воздействие Интернета на суицидальное поведение молодежи // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2014. – №1 (30). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-interneta-na-suitsidalnoe-povedenie-molodezhi (дата обращения: 25.12.2018).
© Щетинина Елизавета Витальевна
Щетинина Е.В. Социальные сети Интернета: популяризация "культуры смерти" в подростковой среде / Е.В. Щетинина // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/socialnye_seti_Interneta_populyarizaciya_k..., свободный. - Загл. с экрана.