Клиповое мышление у подростков: его проявления и влияние на образовательный процесс

Крайнова А.С.

Аннотация. В статье актуализируется проблема проявления клипового мышления у подростков и анализируется его влияние на познавательные процессы. Раскрывается сущность понятия «клиповое мышление», описываются характеристики когнитивной реальности, учитывающие данный феномен. Обозначаются векторы учебного процесса, опосредованные клиповым мышлением обучающихся; рассматриваются основные технологии обучения подростков с клиповым мышлением. Делается вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса современной средней школы, учитывающего потребности и особенности подростков с клиповым мышлением.

Ключевые слова: клиповое мышление, подростки, образовательный процесс, технологии обучения.

19.00.00 – Психологические науки, 13.00.00 – Педагогические науки

УДК 371.3


Clip thinking as a prerequisite for the choice of educational technologies for teenagers

Krainova A.S.

Abstract. The article actualizes the problem of clip thinking in adolescents and analyzes its impact in cognitive processes. The essence of the concept of "clip thinking" is revealed, the characteristics of cognitive reality that take this phenomenon into account are described. The vectors of the educational process mediated by clip thinking of students are indicated; the main technologies of teaching teenagers with clip thinking are considered. It is concluded that it is necessary to improve the educational process of modern secondary schools, taking into account the needs and characteristics of adolescents with clip thinking.

Key words: clip thinking, teenagers, educational process, learning technologies.


 

«Реалии современного мира влекут за собой необходимость с большой скоростью анализировать поступающие извне новые и новые сведения», – пишет Е. А. Стаканчикова. Она также отмечает, что «адаптация к новым условиям существования влечёт за собой трансформацию мышления. Сегодня мы можем наблюдать связанный с этим феномен современности – клиповое мышление» [6].

В современной педагогической мысли всё чаще обсуждается вопрос о влиянии клипового мышления подростков на процесс обучения. Доминирование прагматичного образа жизни, ускорение ритма восприятия информации порождают потребность в разрушении её однородности и стремление разбивать информацию на отдельные фрагменты. В результате происходит трансформация информационного поля, в котором пребывает подросток. Как следствие, меняется его мышление, а также восприятие, характеризуемое более быстрым переключением с одного фрагмента информации на другой.

В этой связи Е. В. Шалагина [8] выделяет ряд характеристик существующей когнитивной реальности, в условиях которой функционирует современное образование и его основные субъекты (Рисунок 1).

Как видно из информации, представленной на рисунке 1, современному образованию свойственны такие характеристики, как высокая скорость воспроизведения образов, отсутствие внимания на деталях, ассоциативность и мн. др. Указанные характеристики отражают проявления клипового мышления.

Рисунок 1. Характеристики современной когнитивной реальности (по Е. В. Шалагиной)

 

В психолого-педагогической науке термин «клиповое мышление» (от слова clip – часть текста, фрагмент) появился в 1990-х гг. Ряд исследователей [2; 4; 7] указывают на то, что клиповое мышление – отличительная особенность современного человека, при которой он воспринимает окружающий мир в виде яркого, короткого посыла и образа, сходного с видеоклипом.

Как пишет, Ф. И. Гиренок, «клип прост, как натюрморт. Это лоскут, часть, не отсылающая к целому. И, одновременно, клип требует грёз, фантазий, которыми заполняется место отсутствующего целого» [1].

Именно клиповое мышление, по мнению психологов и педагогов (Ф. И. Гиренок, Е. Ю. Ривкин, О. А. Старицына, Е. В. Шалагина), является «врагом» подрастающего поколения.

Но, как и любой феномен современности, клиповое мышление имеет как отрицательные, так и положительные черты. Согласно мнению Е. Ю. Ривкина [4] и Е. А. Стаканчиковой [6], к отрицательным особенностям клипового мышления относятся:

  • отсутствие усидчивости и концентрации,
  • расстройства внимания,
  • гиперактивность,
  • утрата мыслительной функции,
  • снижение способности к эмпатии,
  • небольшой словарный запас вкупе с неразвитостью рефлексии и коммуникативных навыков,
  • преобладание конкретного мышления над абстрактным,
  • некритичность мышления.

К положительным особенностям клипового мышления Е. Ю. Ривкин [4] и Е. А. Стаканчикова [6] относят, прежде всего:

  • умение подстраиваться под изменяющиеся условия,
  • быстрая реакция на события,
  • и высокая скорость принятия решений.

Т. В. Семеновских указывает, что в контексте клипового мышления необходимо пересмотреть содержательную составляющую учебного материала, структурировать информацию в виде клипов, видоизменять формат изложения, применять яркие, чёткие и наглядные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками. Применение известных методов обучения вместе с новыми разработками повысит эффективность процесса обучения и значительно улучшит уровень подготовки учащихся [5].

Возникает вопрос: как преодолеть негативное влияние клипового мышления подростков на образовательный процесс? Противодействие негативным последствиям клипового мышления современных подростков должно осуществляться в двух направлениях:

1) изменение условий обучения через использование возможностей клипового мышления: участие в проектной деятельности, применение творческого подхода в выполнении домашних заданий в виде слайд-презентации и пр.;

2) преобразование стиля преподавания: от монологического традиционного авторитарного преподавания переходить к обучению в деятельности, адекватной особенностям мышления современных школьников.

Важно понимать, что дети с клиповым мышлением требуют образности, краткости, частой смены информации. Этот феномен можно эффективно использовать в учебном процессе, создавая презентации, видеоуроки, что позволит подросткам лучше усваивать учебный материал.

К. А. Полищук в качестве векторов учебного процесса, опосредованных клиповым мышлением обучающихся, предлагает рассматривать следующие (Рисунок 2):

а) развитие понятийного мышления, под которым понимается системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей и смысловых частей текста или любой другой информации;

б) развитие памяти, подразумевающее, что при клиповом мышлении основной акцент необходимо делать на переводе базовой информации в долговременную память;

в) отбор и фильтрация информации, поскольку максимально эффективно усваивается информация, которая находится в зоне актуальности [3, С. 189-192].

Рисунок 2. Векторы учебного процесса, опосредованные клиповым мышлением обучающихся (по К. А. Полищуку)

 

Вышесказанное позволяет утверждать, что методы, технологии, практические аспекты работы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся с клиповым мышлением в средней школе должны опираться на особенности и специфику клипового мышления. Следовательно, возникает необходимость рассмотрения основных технологий, которые могут быть эффективны при использовании их в процессе обучения подростков с клиповым мышлением (Таблица 1).

Таблица 1.

Основные системы, технологии обучения и формы организации образовательной деятельности подростков с клиповым мышлением

Наименование системы, технологии обучения, формы образовательной деятельности

 

Описание

Система обучения

Развивающее обучение

Организация учебного процесса осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в процессе диалога «ученик – преподаватель». Основная задача педагога – пробудить у подростков интерес к изучению материала.

Форма организации образовательной деятельности

Дифференцированное обучение

Предназначено для обучения в одном классе детей с разными способностями и особенностями. Дифференцированное обучение учитывает индивидуальные особенности, возможности и способности учеников, ориентировано на личность ученика.

Технологии обучения

Проблемное обучение

Строится на организации самостоятельной поисковой деятельности учеников под руководством преподавателя. В процессе учебной деятельности обучающий должен выявить проблему и найти оптимальные пути её решения.

Технологии, опирающиеся на возможности критического мышления

Содержат оригинальные средства и методы выбора и обработки информации. Основная её задача – развивать умение критически осмысливать и оценивать информацию.

Кейс-технология

Предназначена для кратковременного обучения, основанного на реальных событиях. Главной характеристикой кейс-технологии является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

Технология вариативного обучения

Вариативность в обучении представляет собой выбор индивидуального образовательного маршрута для ученика, индивидуальных заданий, что обеспечивает максимально полную реализацию задатков и способностей ученика.

ТРИЗ-технология

Применяется для профилактики развития клипового мышления. Обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства, который помогает ученику уйти от клипового мышления и раскрыть свой творческий потенциал.

 

 

Как следует из материала таблицы 1, основные технологии и системы обучения, подходящие для подростков с клиповым мышлением, представлены достаточно широко: проблемное, кейс- и ТРИЗ-технологии, развивающее обучение и пр. Эффективными приёмами профилактики негативных проявлений клипового мышления подростков также могут быть дискуссии, дебаты, мозговой штурм, круглый стол, форум и др.

Педагогическая практика показывает, что для достижения высокой эффективности обучения учеников с клиповым мышлением чаще используется комплекс различных технологий.

Таким образом, клиповое мышление современных подростков актуализирует вопросы изменения характера учебного процесса, совершенствования деятельности педагогов. Процесс обучения в подростковом возрасте возможно строить преимущественно на основе вышеперечисленных технологий обучения, которые направлены на развитие понятийного мышления и памяти, на развитие умений грамотно фильтровать информационный поток, но с учётом особенностей клипового мышления современных подростков.

 

Список литературы

1. Гиренок Ф. И. Клиповое мышление / Ф. И. Гиренок [Электронный ресурс] – URL: http://fedor-girenok.ru/klipovoe-myshlenie (дата обращения: 20.05.2021).

2. Купчинская М. А., Юдалевич Н. В. Клиповое мышление как феномен современного общества / М. А. Купчинская, Н. В. Юдалевич // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2019. – № 3. – С. 66-71.

3. Полищук К. А. «Клиповая культура» в современном потреблении информации / К. А. Полищук // Известия Гомельского государственного университета. – 2015. – № 1 (88). – С. 189-192.

4. Ривкин Е. Ю. Клиповое мышление как стимул обновления педагогической практики / Е. Ю. Ривкин // Профессиональные ориентиры. – 2015. – № 1 (13). – С. 5-9.

5. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде / Т. В. Семеновских // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Выпуск 5 (24) [Электронный ресурс] – URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

6. Стаканчикова Е. А. О клиповом мышлении / Е. А. Стаканчикова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2016. – № 1. [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/o_klipovom_mishlenii (дата обращения: 20.05.2021).

7. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? / О. А. Старицына // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 2 (23). – С. 270-274.

8. Шалагина Е. В. Феномен «клипового мышления» в современной образовательной ситуации: социологический анализ / Е. В. Шалагина. // XVIII Международная конференция памяти проф. Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2015. — С. 1154-1161. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32277/1/klo_2015_136.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

 

© Крайнова Анастасия Сергеевна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Крайнова А.С. Клиповое мышление у подростков: его проявления и влияние на образовательный процесс / А.С. Крайнова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Krainova_AS_1_2021