Практические рекомендации по кибербезопасности в социальных сетях Интернета, или Как уберечься от мошенников: часть 2

Обыденкова В.К.

Аннотация. Данная статья является продолжением[1] описания рекомендаций и примеров из практики автора, позволяющим защитить себя и свои персональные данные от мошеннических действий в социальных сетях Интернета.

Ключевые слова: киберсоциализация, кибербезопасность, кибермошенничество, мошенничество, Интернет, социальные интернет-сети.


 Practical recommendations for cybersecurity on the social networks of the Internet or How to protect yourself from fraud: part 2

Abstract. This article is a continuation of the description of the recommendations and examples from the practice of the author. It will allow you to protect yourself and your personal data from fraudulent activities in social networks of the Internet.

Key words: cybersocialization, cybersecurity, cyberfraud, fraud, the Internet, social networks of the Internet.


Понятие кибербезопасности обычно употребляется в сфере IT [1]. Однако с развитием компьютерных и интернет-технологий, доступных широкому кругу пользователей, стали актуальными вопросы сохранения их персональных данных и денежных средств, а также поддержания адекватного эмоционального состояния в процессе работы или проведения досуга во Всемирной сети. А.Е. Войскунский рассматривает информационную безопасность с психологической точки зрения, отмечая, что проблема безопасности по своей сути междисциплинарна [2]. Термины «кибербезопасность» и «информационная безопасность» уже вошли в обиход ряда гуманитарных публикаций, получили распространение в области образования. Исследователи из САФУ имени М.В. Ломоносова выявили, что современные школьники не придают значения тому, что существуют интернет-преступники, которые совершают мошеннические действия [4]. Несмотря на то, что дети и подростки являются крайне уязвимыми перед киберугрозами, мы отмечаем, что и взрослые нуждаются в базовых знаниях о кибербезопасности, алгоритмах противостояния интернет-мошенникам и защиты своих личных данных в сети Интернет.

В предыдущей статье, опубликованной в № 2 (5) – 2018 журнала «Homo Cyberus» [3], мы делали акцент, что в социальных интернет-сетях основным механизмом мошенничества является эксплуатация доверия человека к своим знакомым, близким.

В этой статье мы продолжим рассмотрение индикаторов мошеннических действий в социальных сетях Интернета.

Главный мошеннический сценарий – взлом одного реального аккаунта в социальной интернет-сети с целью дальнейшей переписки от имени его владельца с ничего не подозревающими жертвами. Как реализуется этот сценарий? Взлом аккаунта осуществляется технически, далее от имени его владельца мошенник рассылает сообщения с просьбой о финансовой помощи в критической ситуации. Если полгода-год назад в качестве причин называли преимущественно нехватку денег, то в последнее время злоумышленники манипулируют нашим отношением к близким людям. Например, в социальной интернет-сети «ВКонтакте» возможна отправка мошенником картинки с аккаунта знакомого нам человека, содержащей описание автомобильной катастрофы, в которой пострадала его мать (рис. 1).

Рис. 1. Картинка, отправленная мошенником с аккаунта знакомого нам человека

Сообщение выглядит довольно реалистично: подробно описывается несчастный случай, дата и время происшествия и даже указываются имя и фамилия матери. Для большей эмоциональной окраски прилагается фотография автомобиля, попавшего в аварию; текст пестрит медицинскими диагнозами. Говорится о гибели другого пассажира. Завершается такое сообщение указанием номера банковской карты, телефона и призывом о помощи в оплате дорогостоящей операции.

Конечно, мы готовы тотчас прийти на помощь знакомому человеку, однако нужно остановиться, подумать и проанализировать, что за сообщение мы прочитали.

Почему вместо текста картинка? У человека, в семье которого произошло горе, вряд ли было время её подготовить. В реальной ситуации вероятнее всего к нам обратились бы с помощью текстового сообщения или телефонного звонка.

Как зовут пострадавшего в аварии? В приведённом примере имя и фамилия оказались вымышленными. Достаточно было зайти на страницу знакомой и найти аккаунт её матери, чтобы узнать её настоящее имя. Мошенническая схема оказалась слабой – также в сообщении фамилия матери совпадала с фамилией дочери по мужу.

Эти индикаторы выдают нам взломщика аккаунтов. Первое, что необходимо сделать в подобной ситуации – связаться с владельцем аккаунта по другим каналам: телефону, мессенджерам, электронной почте и т.д. Тогда он сможет оперативно поменять пароль от «ВКонтакте» и разослать всем письма с информацией, что его взломали. Последнее нужно сделать обязательно: несмотря на явные противоречия в сообщении мошенника, некоторые люди готовы поверить в описанные события и перевести деньги по указанным реквизитам. Шанс найти мошенника и вернуть свои деньги практически равен нулю.

Ещё один распространённый сценарий, по которому злоумышленник может завладеть деньгами пользователей через социальные сети Интернета – работа под временным аккаунтом для прямого вымогательства. Обычно он строится на манипуляции доверием населения благотворительным фондам и центрам помощи нуждающимся людям и животным. Прежде чем перейти к сути этой разновидности мошенничества, важно отметить, что настоящая благотворительная организация, которая собирает пожертвования через Интернет:

  1. официально зарегистрирована в качестве юридического лица: проверить это можно на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru), заказав выписку из ЕГРЮЛ онлайн;
  2. предлагает переводить пожертвования только на официальные банковские реквизиты юридического лица;
  3. размещает на своём сайте уставные документы, публичную оферту о пожертвовании, отчёты о расходовании поступивших денежных средств;
  4. обладает культурой взаимодействия с благотворителями: как правило, сотрудники уважающей себя организации никогда не призывают к пожертвованиям в закрытой личной переписке, а при возникновении вопросов открыто на них отвечают. В идеале человек, сделавший пожертвование, имеет возможность узнать о состоянии того, кому он помог – больному ребенку, нуждающемуся старику, бездомному животному и т.д. Многие честные организации не только организуют сборы, но и рассказывают на своих сайтах и страницах в социальных интернет-сетях, как себя чувствует благополучатель, какую конкретно он получил помощь, делятся фотографиями.

Если хотя бы один из перечисленных пунктов не соблюдается, необходимо задуматься, заслуживает ли доверия такая организация. К сожалению, в связи с развитием интернет-технологий мошенники научились обходить важный критерий, обозначенный в списке под номером 2.

Благотворительная организация может подключиться к современным средствам оплаты, включая оплату через кнопку в группе «ВКонтакте», «СМС на короткий номер», Cloud Payments и др., с помощью которых деньги поступают на банковские реквизиты организации. Желающий сделать пожертвование видит только «оболочку» платёжной системы, чем и научились пользоваться мошенники.

Приведём пример из личной практики.

Я помогаю пензенскому фонду «Рука помощи бездомным животным» (https://vk.com/animalspnz_fund58, https://www.pitomec58.com), в честности сотрудников которого не сомневаюсь. Сотрудники и волонтеры фонда лечат больных, раненых животных и преображают их в настоящих красавцев, а также находят им добрых хозяев.

Однажды у меня возникли проблемы с повтором благотворительного платежа через «Сбербанк Онлайн», и я задала вопрос под комментариями к одной записи на странице фонда «ВКонтакте», не менялись ли у него реквизиты. С руководителями и кураторами фонда я знакома. Тем не менее, совершенно посторонняя девушка поставила лайк под моей записью, а в личном сообщении тут же написала, что реквизиты действительно изменились. На вопрос, какое она имеет отношение к фонду, мошенница ответила, что она куратор животного. С принятием решения об оплате торопила, просила назвать сумму, которую я планирую пожертвовать, все вопросы о реквизитах игнорировала. Когда я сказала, что она не настоящий куратор, а обманщица, она тут же удалила всю нашу переписку, а заодно и свою страницу. К сожалению, другая благотворительница попалась на уловку уже нового мошенника. Очень грустно, что от подобных действий злоумышленников страдают люди и честные организации.

Что делать? Если незнакомый человек в личном сообщении представляется сотрудником благотворительной организации и просит перевести пожертвование, в первую очередь нужно узнать, действительно ли он имеет к ней отношение и почему собирает средства не через официальные реквизиты. Как правило, после таких вопросов мошенник прекращает разговор.

Важно вести переписку с людьми, которые действительно работают в благотворительной организации. Обычно они указаны на её официальном сайте или в сообществе в социальных интернет-сетях. ФИО руководителя организации можно найти в выписке из ЕГРЮЛ на https://egrul.nalog.ru. Если всё равно сомневаетесь, что перед вами сотрудник организации – напишите свой вопрос на адрес электронной почты, указанный на официальном сайте.

Зная сценарии, по которым работают интернет-мошенники, можно защитить себя, свои персональные данные и деньги. Однако не стоит забывать, что темпы развития мошеннических находок и уловок в Интернете настолько высоки, что одних рекомендаций по их избеганию мало. Важно критически относиться к любой получаемой информации, которая зародила в нас хоть толику сомнения.

Список литературы

  1. Безкоровайный М.М., Татузов А.Л. Кибербезопасность – подходы к определению понятия / М.М. Безкоровайный, А.Л. Татузов // Вопросы кибербезопасности. – 2014. – № 1 (2). – С. 22-27.
  2. Войскунский А.Е. Информационная безопасность: психологические аспекты / А.Е. Войскунский // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1 (3) – С. 48–53.
  3. Обыденкова В.К. Практические рекомендации по кибербезопасности в социальных сетях Интернета, или Как уберечься от мошенников: часть 1 / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – №2 (5). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/practical_recommendations_for_cybersecurity_part_1
  4. Троицкая О.Н., Ширикова Т.С., Безумова О.Л., Лыткина Е.А. Концептуальная модель обучения основам кибербезопасности в основной школе / О.Н. Троицкая, Т.С. Ширикова, О.Л. Безумова, Е.А. Лыткина // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28073

[1] См. начало: Обыденкова В.К. Практические рекомендации по кибербезопасности в социальных сетях Интернета, или Как уберечься от мошенников: часть 1 / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 2 (5). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/practical_recommendations_for_cybersecurity_part_1

© Обыденкова Валерия Кирилловна

Обыденкова В.К.  Практические рекомендации по кибербезопасности в социальных сетях Интернета, или Как уберечься от мошенников: часть 2 / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Obydenkova_VK_1_2019, свободный. - Загл. с экрана.