Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации
Аннотация: в статье обобщен опыт работы с детьми, родителями и педагогами в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе киберсоциализации. Представлены четыре этапа детской киберсоциализации: созерцательный, познавательный, активный и созидательный. Описаны возможные результаты системной работы по формированию адаптивных моделей поведения в киберпространстве.
Ключевые слова: киберсоциализация, стадии детской киберсоциализации, психолого-педагогическое сопровождение, киберонтологический подход, киберпсихология, Интернет.
Basis of psychological and pedagogical accompaniment of studient’s cybersocialization
Abstract: the work with children, parents and teachers within psychological and pedagogical accompaniment of studient’s cybersocialization are reflected in the article. Contemplative, cognitive, active and creative stages of child’s cybersocialization are represented. The possible results of systematic work on the formation of adaptive behavior models in cyberspace are described.
Key words: cybersocialization, stages of child’s cybersocialization, psychological and pedagogical accompaniment, cyberontologic approach to education, cyberpsychology, Internet.
В последние годы перед образовательной системой остро стоит вопрос обеспечения безопасности детей и подростков в Интернете. Среда, как фактор, влияющий на становление личности, в связи с техническим прогрессом значительно расширилась за счет киберпространства, что, в свою очередь, требует новых воспитательных решений и методов работы.
Развитие современного информационного общества, определяющего как основную ценность хранение и обработку информации, также меняет представление об ожидаемых результатах образования [3]. Таким образом, возникают противоречия между существующими методами воспитания и потребностями социума, что нашло своё отражение в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Одной из задач данной стратегии является повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации [10].
Мы полагаем, что эффективным решением проблемы безопасности детей в Интернете является своевременная профилактика и формирование адаптивных моделей поведения учащихся в киберпространстве. С этой целью были разработаны методы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе киберсоциализации, учитывающие психовозрастные особенности детей и условия их образования.
Киберсоциализация человека в данной работе понимается как «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [7, С. 24].
Под сопровождением подразумевается метод, обеспечивающий создание условий для принятия учащимся (субъектом развития) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [9].
В своей работе психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе киберсоциализации мы понимаем как целенаправленный процесс формирования, развития и поддержки адаптивных моделей поведения детей в киберпространстве на протяжении всего периода получения среднего образования.
Осуществлять данное сопровождение могут педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя, воспитатели и классные руководители на дошкольной, начальной, основной и средней ступенях образования.
В разработке сопровождения мы ориентируемся на киберонтологический подход в образовании [2]. Согласно данному подходу: «процесс образования человека определяется условиями его жизнедеятельности и взаимодействия с самим собой, с другими людьми и миром в целом в контексте интеграции классической объективной (материальной) реальности и инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреальности), обе из которых потенциально и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности» [6, С. 18-19].
Также в своей практике мы опираемся на киберонтологическую концепцию развития личности и жизнедеятельности человека [6] и на основы киберпсихологии, как «методологии, теории и практики исследования видов, способов и принципов применения людьми социальных сервисов Интернета» [1, С. 88]
Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе киберсоциализации является создание условий для благоприятной киберсоциализации учащихся, способных адаптироваться в условиях информационного общества посредством конструктивного общения в глобальной сети Интернет и самореализации через цифровое творчество. Для того чтобы методы сопровождения соответствовали психовозрастным особенностям и условиям образования детей, мы условно разделили процесс детской киберсоциализации на четыре этапа.
Первый этап – созерцательный, он соответствует дошкольному периоду образования.
Второй этап – познавательный, он соответствует начальной ступени образования.
Третий этап – активный, он соответствует основной ступени образования.
Четвертый этап – созидательный, он соответствует средней ступени образования.
Остановимся подробнее на каждом этапе киберсоциализации.
Созерцательный этап является началом киберсоциализации ребёнка.
В период младенчества, когда ведущим видом деятельности является общение со значимым взрослым, и в раннем детстве, когда ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность [9], вводить ребёнка в цифровой мир не рекомендуется. Статические позы и зрительное напряжение при использовании телефонов и планшетов могут негативно сказаться на двигательном и речевом развитии ребёнка. Созерцательный этап киберсоциализации приходится на период дошкольного образования ребёнка. Ведущим видом деятельности ребёнка в этот период является ролевая игра, которая может быть дублирована в киберпространстве, но важны социальное взаимодействие детей и их двигательная активность [9], поэтому перенос ведущего вида деятельности в плоскость киберсреды нежелателен.
Функциями педагога-психолога на этом этапе является профилактика излишней увлечённости детей гаджетами посредством развивающих занятий и специальных мультфильмов, интерактивных форм работы с использованием цифровых технологий, просвещение родителей, консультирование семей, столкнувшихся с трудностями в процессе киберсоциализации ребёнка.
Функциями педагогов является установление правил использования цифровых технологий в условиях дошкольного учреждения, конструктивное использование гаджетов на занятиях и просвещение родителей относительно условий благоприятной киберсоциализации.
Функциями родителей является чёткое установление правил пользования гаджетов ребёнком в соответствии с психовозрастными нормами, а также конструктивное использование цифровых технологий в процессе жизнедеятельности.
Результатом организованного таким образом сопровождения является усвоение ребёнком конструктивного опыта пользования гаджетами на примере окружающих взрослых, усвоение правил и элементарное умение использования коммуникативно-цифровых технологий.
Основной задачей взрослых на созерцательном этапе киберсоциализации ребёнка является трансляция конструктивного опыта работы и досуга с помощью гаджетов.
Следующий этап – познавательный – приходится на период начальной школы. Ведущим видом деятельности младшего школьника является учение [9], поэтому важно, чтобы он овладел цифровыми средствами познания, что расширит его учебные возможности.
Функциями педагога-психолога на этом этапе является диагностика уровня вовлечённости детей в киберпространство, информирование родителей о способах благоприятной киберсоциализации, профилактика негативных последствий использования Интернета детьми путём развивающих занятий, консультирование семей, столкнувшихся с трудностями в процессе киберсоциализации ребёнка.
Функциями педагогов является воспитание основ культурного общения, ознакомление детей в рамках внеурочной деятельности с устройством глобальной сети Интернет и этическим нормами цифровой коммуникации.
Функциями родителей является оптимизация правил пользования современными технологиями соответственно возрасту ребёнка, увеличение времени использования гаджетами в учебных и досуговых целях, создание ситуации выбора, контроль деятельности ребёнка в киберпространстве.
Результатом сопровождения познавательного этапа киберсоциализации является усвоение детьми правил поведения в киберпространстве и сетевых этических норм, использование интернет-ресурсов в учебных и досуговых целях, усвоение знаний об устройстве глобальной сети Интернет.
Далее ребёнок переходит на среднюю ступень образования и начинается активный этап киберсоциализации. Ведущим видом деятельности подростка является общение со сверстниками [9], что в нашу эпоху киберсоциализации теперь отражается в плоскости интернет-среды. В этом возрасте дети интенсивно осваивают социальные сети Интернета, создают аккаунты и ведут их.
Функциями психолога на активном этапе киберсоциализации подростка является диагностика уровня вовлеченности детей в пространство социальных интернет-сетей, консультирование, как семей, испытывающих трудности с киберсоциализацией ребёнка, так и самих подростков, проведение групповых занятий по развитию адаптивных моделей поведения в Интернете.
Функциями педагогов на этом этапе является информирование родителей и детей о безопасном Интернете, проведение классных часов, родительских собраний, оформление стендов, разработка буклетов совместно с учащимися, информирование о правовых аспектах пользования Сетью.
Функциями родителей является установление правил пользования Интернетом на основе доверительных отношений, постепенное ослабление контроля и формирование самоконтроля подростка относительно деятельности в Сети.
Результатом активного этапа киберсоциализации является умение подростка безопасно и конструктивно общаться в социальных интернет-сетях, использование ресурсов Интернета для саморазвития и профориентации, осознание правовой основы своей деятельности в Сети, осознание имиджевого значения своих страниц в различных социальных интернет-сетях.
Завершающим этапом детской киберсоциализации является созидательный этап киберсоциализации, который приходится на среднюю ступень образования. Подростки входят в юношеский возраст, когда формируются нравственные идеалы и жизненные ориентиры [9].
Функциями психолога на данном этапе является профориентация с помощью расширенных возможностей киберпространства, консультирование учащихся, испытывающих трудности в процессе киберсоциализации, диагностика сформированности результатов прошлых этапов.
Функциями педагогов является также профориентация, проектная цифровая деятельность совместно с учащимися, поддержка учащихся в их творческих проектах.
Функциями родителей является минимизация контроля в социальных интернет-сетях и поддержка творческих проектов детей в Интернете.
Результатом созидательного этапа киберсоциализации является умение учащихся создавать творческий цифровой продукт, а также использование ресурсов Интернета на благо себе и общества.
При достижении вышеизложенных результатов, поставленная цель психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе киберсоциализации – создание условий для благоприятной киберсоциализации учащихся, способных адаптироваться в условиях информационного общества посредством конструктивного общения в глобальной сети Интернет и самореализации через цифровое творчество – будет достигнута.
Следует отметить, что в реализации данного вида психолого-педагогического сопровождения важны соблюдение последовательности этапов и их преемственность, что позволяет, в первую очередь, учесть потребности развивающейся личности как человека киберсоциализирующегося [5]. Также этот процесс дает возможность ответить на запрос современного цифрового общества [4]. Учащийся, овладевший навыками продуктивной интернет-коммуникации, умеющий создавать киберпродукт, будет более подготовлен к условиям труда и развитию цифровой экономики в информационном социуме. Таким образом, мы считаем, что профессионально организованное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе киберсоциализации является основой безопасности детей и подростков в Интернете, а также вносит вклад в решение проблемы становления личности в условиях цифрового общества.
Список литературы:
- Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики // Universum: Вестник Герценовского университета: журнал. – 2013. – № 4. – С. 88-90.
- Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография / Под ред. В.А. Плешакова; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2012. – 244 с.
- Иноземцев В.Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 2004. – С. 6-85.
- Науменко Т.В. Методологический анализ концепции информационного общества // Информационное общество. – 2018. – № 2. – С. 6-10.
- Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: монография. – М.: МПГУ, «Прометей», 2012. – 212 с.
- Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека в XXI в. и проблемы образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2014. – Вып. 4 (35). – С. 9-22.
- Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. – М.: МГПУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
- Шипицына Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. КонсультантПлюс – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402
© Захарьящева Ольга Алексеевна
Захарьящева О.А. Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации / О.А. Захарьящева // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/ZahariyashchevaOA_1_2019, свободный. - Загл. с экрана.