Буктьюбинг как феномен книжной культуры в социальных интернет-сетях

Аннотация. Рассмотрены особенности буктьюба как феномена книжной культуры в виртуальном пространстве. Анализируются ролики популярных буктьюберов в социальной интернет-сети YouTube. Делается вывод о самодостаточности данного сегмента книжной культуры, его слабой коммерционализированности, раскрываются его функции.

Ключевые слова: книги, культура, социальные сети, буктьюб, YouTube.


Abstract. Booktube specification as phenomenon of book culture in city virtual space are considered. Rollers of the popular booktubers in social network YouTube are analyzed. The conclusion about self-sufficiency of the given segment of book culture, its weak of commercianalization becomes, its functions reveal.

Key words: books, culture, social networks, booktube, YouTube.


Виртуализация повседневных практик в современном обществе является повсеместным явлением. Развитие интернет-коммуникаций и новых носителей информации привело к трансформации или исчезновению многих привычных еще несколько десятков лет назад социальных феноменов. Особенно ярко контраст проявляется при сравнении советского и современного периода развития государства, поскольку отражает разницу ценностных установок различных возрастных групп, сформированных различными институционализированными практиками.

В данной статье мы рассмотрим трансформацию книжной культуры, ее виртуализацию и формирование в виде такого направления как буктьюбинг (booktube) в сети YouTube.

Тема формирования книжной культуры в СССР достаточно полно представлена в многочисленных работах по социальной истории (Ш. Фитцпатрик [9], Н.Б. Лебина [4] и др.), а также в профильной литературе по библиотечному делу (К.И. Абрамов [1]). В целом, можно отметить существование нескольких ключевых точек, поддерживающих данную культуру: библиотеки, книжные магазины и социальные практики (в форме кружков, клубов и т.д.). После распада СССР, который не только ознаменовал разрушение политической системы, но означал переход нашей страны к информационному обществу, все эти элементы претерпели трансформацию. Количество библиотек и домов культуры ежегодно сокращается, равно как и тиражи издаваемых книг. С другой стороны, многие библиотеки реорганизуются и перепрофилируются, а ассортимент изданий становиться более разнообразным. Данные трансформации отразились и на социальных практиках, связанных с коммуникациями субъектов книжной культуры. Одной из таких новых форм стал буктьюбинг – направление в области видеоблогинга, специализирующиеся на книжной культуре [3].

В России главной площадкой буктьюбинга является YouTube – многоканальная сеть, предназначенная для размещения мультимедийного контента. В конце 2015 г. эта сеть содержала более 3 миллионов видеороликов, при среднем показателе загрузки 300 видеороликов в минуту [12]. В совокупности эти данные образуют «коллективную память», при этом также формируя общественное мнение, как социальных групп, так и общества в целом (через традиционные медиа) [13].

Анализ роликов буктьюберов в данной социальной интернет-сети (см.таблицу 1) позволил нам описать их структуру и основные стратегии социальных практик. Всего было проанализировано 26 роликов.

 

Таблица 1. Популярные каналы буктьюберов в сети YouTube

Название

Просмотры

Подписчики

RedAutumnBooks

1 239 403

39 026

UncleShurik

4 190 894

41 943

Людмила Личи

1 054 261

9 142

Cutebookmess

2 557 824

36 037

Mara Book

482 489

4 878

Tania from Espana

378 511

5 952

Gingerrr Starrr

657 476

8 020

Читалочка/Полина Парс

1 058 364

23613

KHALET SKY

348 877

32 552

Мы можем выделить два направления развития каналов буктьюбинга: социальный и технический.

Техническое направление включает в себя: 1) технические данные книги; 2) цены и места покупок; 3) обзор сюжета; 4) мнение об авторе. В целом буктьюберы не делают существенного акцента на качестве книги, игнорируют ценовые характеристики и места покупок, стараются избегать данных о сюжете, информацию об авторе дают только при необходимости. В целом техническая составляющая приносится в жертву социальной, но при этом заметно существование внутренних норм.

Социальное направление предполагает: 1) модель повествования; 2) формат ролика; 3) обратная связь. Модель повествования предусматривает создание стратегии разговора со зрителем. Несмотря на авторский стиль в аспектах стилистики и эмоциональности, в целом речь авторов отличается грамотностью, минимальным использованием жаргона и четкой дикцией. Формат роликов в подавляющем большинстве не предусматривает наличие анимации или как-либо вставок. В большинстве случае ролики – это имитация беседы «один-на-один». Обратная связь присутствует в виде конкурсов, фактов об авторе-буктьюбере, чтение и ответ на комментарии подписчиков.

Можно сделать вывод, что большинство YouTube-каналов с книжной тематикой представляют лишь сжатое описание сюжета и популяризованное мнение о самой книге или авторе. Многим видео не хватает сценария, интересной подачи или элементарной заставки. Но, так или иначе, такие YouTube-каналы делают попытки привить культуру чтения у своей целевой аудитории.

Особенностью российского буктьюба является его гендерная структура: все популярные блогеры – женщины. Это является закономерным, учитывая, что большая часть аудитории социальных интернет-сетей – женщины. Наибольшая пропорция женской аудитории – в сети «Одноклассники» (57%) [8, c. 30]. Некоторые из популярных буктьюберов одновременно ведут каналы с beauty-тематикой.

На первый взгляд, сообщество буктьюберов может показаться вторичным по сравнению с уже существующими центрами книжной культуры. Буктьюбинг как движение напоминает зарождение библиотечного дела в XIX в., когда происходило создание общественных библиотек, появлявшихся на средства меценатов и энтузиастов. Они не обладали большим количеством читателей, но при этом формировали собственную субкультуру и играли значительную роль в просветительской деятельности в земствах [6]. Более того, современные библиотеки активно осваивают киберпространство и, на первый взгляд, осуществляют те же функции в рамках книжной культуры, что и буктьюберы [7]. Ключевым отличием здесь выступает фигура самого буктьюбера. В отличие от институционализированных практик формирования книжной культуры библиотеками, в которых минимальна степень персонификации при коммуникации с потребителем, именно личность буктьюбера и его мнение становятся решающим фактором популярности канала. Безусловно, при этом происходит «неизбежное насилие над читательским воображением» [10], навязывание субъективного восприятия той или иной книги, но именно это делает данный формат таким привлекательным и создает внутреннюю сегментацию буктьюба на персонифицированные сообщества. Трансформация традиционных институционализированных практик, связанных с чтением, не отменяет самой востребованности в чтении, как форме получения информации. Меняется культура чтения [2] и нарастание объемов текстов вызывает необходимость появления источников информации, целью которых является навигация в мире книжной культуры и помощь в формирование у индивида механизмов селекции текстовой информации. Библиотека не может адекватно реагировать на запросы различных социальных групп, и эту функцию в сетевом пространстве выполняют буктьюберы.

Весь буктьюбинг построен на анализе книги в ее традиционном, «твердом» варианте, игнорируя альтернативные формы ее распространения. В сообществе буктьюберов нет ярко выраженной рекламной составляющей, делается акцент не на местах продаж, а на издательствах, причем достаточно редко. Тем не менее, латентной функцией данной субкультуры является поддержка книжного дела. Развитие книжных магазинов в России на современном этапе нельзя назвать успешным, поскольку существует целый ряд негативных факторов социального и экономического порядка, тормозящих их развитие. Одним из них выступает снижение интереса к книгам, в том числе, именно к их печатным версиям. Здесь важно отметить, что именно коммерцианализация данного сообщества является трендом во всем мире. В тех странах, где сообщество буктьюберов существует давно, все успешные авторы сотрудничают с издательствами и книжными магазинами, прямо или косвенно ведут рекламную деятельность. Наряду с этим продолжают существовать YouTube-каналы с небольшой группой постоянных фанатов, которые придерживаются консервативной линии развития, без рекламы и акцента на монетизации бизнеса. Третье направление – расширение форматов YouTube-каналов с акцентом на обзоры (помимо книг) фильмов, игр и т.д. [13].

Анализ социальной составляющей буктьюбинга позволяет нам говорить о том, что эта форма книжной культуры является сформировавшейся частью киберпространства. Виртуализация буктьюбинга подтверждается отсутствием у большинства авторов каналов обратной социальной связи с подписчиками: все общение проходит в пространстве социальных интернет-сетей. При этом данное направление не коммерцианализированно, что выгодно отличает его от других сегментов российского интернет-блоггинга. Функцией буктьюбинга является распространение книжной культуры и эта, фактически, самоорганизованная культура, оказывается в некоторых аспектах более успешной, чем акции, организованные при поддержке государства. Буктьюбинг не дублирует существующие формы книжной культуры, а является самостоятельным структурным элементом, необходимым для ее развития в условиях информационного общества.

Литература:

  1. Абрамов К.И. История библиотечного дела / К.И. Абрамов. – М.: Издательство «Книга», 1980. – 354 с.
  2. Азарова Л.И., Курганская Л.М. Чтение как социокультурное явление / Л.И. Азарова, Л.М. Курганская // Наука. Искусство. Культура. – 2013. – № 2. – С. 163-168.
  3. Кто такой буктьюбер? Интервью с Ольгой Миклошевской [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rewizor.ru/literature/interviews/kto-takoy-buktuber
  4. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: 1920-1930-е гг. Нормы и аномалии / Н. Б. Лебина. — СПб.: Нева, 1999. – 286 с.

© Ефимов Евгений Геннадьевич, Ефимова Анастасия Евгеньевна

Ефимов Е.Г., Ефимова А.Е.  Буктьюбинг как феномен книжной культуры в социальных интернет-сетях / Е.Г. Ефимов, А.Е. Ефимова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/booktubing_kak_fenomen_knizhnoy_kulturi_v_..., свободный. - Загл. с экрана.