Осмысление влияния развития новых коммуникационных технологий на детей дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена вопросам влияния развития информационно-коммуникационных технологий на общество и, в особенности, – на детей дошкольного возраста. Представлено понятие информационной революции. Рассматривается понятие киберсоциализации как социализации личности в киберпространстве. В статье анализируются факторы, как позитивно, так и негативно влияющие на социализацию ребенка в условиях активного использования новых информационно-коммуникационных, компьютерных, цифровых и интернет-технологий. Отмечены некоторые существенные нюансы в организации процесса киберсоциализации ребенка, и выделены возможные варианты развития данного процесса.

Ключевые слова: научно-технический прогресс, информационные революции, информационно-коммуникационные технологии, средство коммуникации, Интернет, киберсоциализация, киберпространство, культура, общество, дошкольники, ведущая деятельность, высшие психические функции.


Abstract. The article is devoted to questions of influence of development of information-communication technologies on a society and, in particular, on children of preschool age. The concept of information revolution is presented. The concept of cybersocialization as socialization of the person in a cyberspace is considered. In article factors are analyzed in its positive and negative influence on socialization of the child in the conditions of active use of new information-communication, computer, digital and Internet technologies. Some essential nuances in the organization of process of cybersocialization of the child are noted, and possible variants of development of the given process are allocated.

Key words: scientific and technical progress, information revolutions, information-communication technologies, communication medium, the Internet, cybersocialization, cyberspace, culture, society, preschool children, leading activity, the higher mental functions.


 

XX век общепризнано характеризуется бурным научно-техническим прогрессом. В частности, принципиально новым технологическим достижением этого периода стало развитие электронной техники и информационно-коммуникационных технологий на ее основе. Во многих выдвинутых ныне теориях и концепциях, объясняющих глубинные изменения в мировой экономике и социальных структурах, начавшиеся в середине XX в., ключевое значение имеет признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также о последовательных информационных революциях (Д. Белл [1], Э. Тоффлер [9], А.И. Ракитов [8], В.А. Плешаков [6] и др.).

Д. Белл [1] выделяет в развитии общества три технологических революции. Первая революция ознаменована изобретением паровой машины в XVIII веке, вторая происходит под влиянием научно-технологических достижений в области электричества и химии в XIX веке, и третья революция (собственно информационная) связана с созданием компьютеров в XX веке.

По мнению Д. Белла, аналогично тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и в связи с развитием компьютерных технологий возникает поточное производство информации, существенно преобразующее социальное развитие.

Э. Тоффлер [9] похожим образом рассматривает социальные изменения. Он выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию, индустриальная во время промышленной революции, и информационная при переходе к обществу, основанному на знании. Согласно Э. Тоффлеру, на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию информационного, или постиндустриального общества.

А.И. Ракитов [8] пишет уже о 5 информационных революциях. Первая революция заключалась в появлении и распространении устной речи. Следующая революция неразрывно связанна с возникновением письма. Как результат второй революции возникает третья, связанная с книгоиздательством и массовым распространением книг, что сделало любую информацию, а так же научные знания, доступной для массового потребления. Четвертая информационная революция состояла в применении основанных на электричестве аппаратов и приборов (телеграфа, телефона, телевидения), что способствовало не только массовому, но и высокоскоростному распространению всех видов информации и знаний. Пятая революция включает в себя следующие характеристики: создание сверхскоростных вычислительных устройств – компьютеров; создание, постоянное наполнение и расширение гигантских автоматизированных баз данных и знаний; создание и быстрый рост трансконтинентальных коммуникационных сетей.

В.А. Плешаков [6] подчеркивает значимость влияния нескольких информационных революций на развитие общества.

Первая информационная революция, связанная с изобретением и развитием письменности (ок. 3500 лет до н.э.), обеспечила качественно новые возможности к накоплению и распространению знаний.

Вторая информационная революция (середина XVI в.), в результате которой было изобретено книгопечатание, обеспечила новую скорость распространения знания.

Третья информационная революция (конец XIX в.) вызвана изобретением электричества. Начали активно использоваться новые средства связи – телефон, телеграф, радио – позволившие осуществлять коммуникационные процессы между людьми на больших расстояниях. В.А. Плешаков отмечает, что указанные процессы положили начало эпохе киберкоммуникации [6, С. 11].

Четвертая информационная (ее называют также собственно информационно-технологической) революция произошла уже в середине XX века, связана с появлением микропроцессорной техники, компьютеров, и дельнейшим развитием электронных, компьютерных, цифровых и интернет-технологий, с помощью которых стало возможным накопление, хранение и передача информации практически в любом объеме.

В настоящее время в мире стремительно идёт процесс формирования глобального информационного общества, основой для которого стала сеть Интернет. К концу первого десятилетия XXI века она уже объединила несколько миллиардов пользователей, и с каждым годом их количество постоянно растет. Есть вероятность, что в ближайшие годы большая часть населения земного шара будет систематически создавать, распространять и получать информацию именно посредством сети Интернет.

Внедрение информационных технологий кардинально влияет на перспективу общественно-исторического развития человечества, на судьбу индивида, на его место и роль в этом глобальном историческом процессе. Анализируя данные обстоятельства, В.А. Плешаков выделяет пятую информационно-техническую революцию, связанную с развитием цифровых, мобильных и интернет-технологий (1990-е гг. – н.в.).[6, С.11] По его мнению, если эволюцию человечества рассматривать с точки зрения эволюции информационных революций (киберэволюции), то можно говорить о том, что на рубеже XIX-XX вв. в человеческом обществе наступил новый этап развития – эпоха киберсоциализации человека – жизнедеятельности личности в киберпространстве.

«Киберсоциализация – социализация личности в киберпространстве – процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящей под влиянием и в результате использования человеком современных информационных, коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [7, С. 24].

Приступая к вопросу киберсоциализации детей, необходимо упомянуть работы философов и социологов, уделявших внимание проблемам интенсивного развития новых технологий и значения их для общества в целом.

В частности, в книге «Понимание медиа» Маршалла Маклюена [5] анализируются последствия для человека и общества в целом, возникающие под влиянием использования различных коммуникационных средств. Средства коммуникации несут в себе не только содержание, которое вкладывает использующий их человек, но сами по себе преобразуют характер социальных связей между людьми, изменяют наше отношение друг к другу и к самим себе. Таким образом, М. Маклюен приходит к выводу, что любое средство коммуникации уже по своей сути является «сообщением». Следовательно, в изучении средств коммуникации необходимо принимать во внимание не только содержание, задаваемое пользователем, но и само средство коммуникации как таковое, а также тот культурный и социальный контекст, в котором данное средство функционирует.

М. Кастельс [3] также размышляет о том, как процесс революционных технологических изменений отражается в социальном контексте. В его работах представлена идея о том, что решение дилеммы технологического детерминизма не в том, что одна из сторон – технология или общество – предопределяет развитие другой. Автор приходит к мысли о том, что «технология есть общество, и общество не может быть понято или описано без его технологических инструментов» [3, С. 21]. Важную роль в осмыслении изменений, происходящих в обществе, играет понятие электронной коммуникационной системы, или мультимедиа. Данная система предполагает интеграцию текстов, изображений и звуков, взаимодействующих из множества различных точек, в глобальной сети и в условиях открытого и недорогого доступа. С развитием мультимедиа меняется и сама культура, поскольку последняя возникает и передается посредством коммуникации. Таким образом, новая электронная коммуникационная система подвергает культуру фундаментальному преобразованию. Важнейшая черта мультимедиа заключается в том, что данная коммуникационная система включает в себя большую долю существующих видов культурного выражения. «Все проявления культуры, от худших до лучших, от самых элитных до самых популярных, соединяются в этой цифровой вселенной, которая связывает в гигантском историческом супертексте прошлые, настоящие и будущие проявления коммуникативной мысли. Делая это, они строят новую символическую среду». [3, С. 416] Таким образом, формируется виртуальная реальность – реальность, в которой виртуальные образы являются не только проводниками опыта, но сами становятся опытом.

Итак, различные исследователи свидетельствуют о том, что технологические изменения неотделимы от общества, которое также преобразуется во взаимосвязи с развитием информационных технологий. В современных условиях киберсоциализация затрагивает практически все наcеление планеты независимо от возраста, пола и социального статуса. Но особенно активно в этот процесс оказалось включено подрастающее поколение.

В данном исследовании мы обращаемся к проблеме детей дошкольного возраста, интенсивно использующего современные общедоступные компьютерные, информационно-коммуникационные, интернет-разработки. Изучение процессов широкого внедрения сетевых технологий показывает, что психология пользователей (особенно детей),  способна существенно измениться за сравнительно короткий срок в соответствии с направлениями деятельности в Сети. Психологическое благополучие подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества, отражающий не только наличную ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем.

Жизнедеятельность личности в киберпространстве предоставляет возможности использования социализирующих, воспитательных и обучающих возможностей информационно-коммуникационных, компьютерных, цифровых и интернет-технологий. Однако в интернет-среде существуют и факторы, негативно влияющие на процесс социализации (такие как эксплуатация доверия, доступ к сайтам с деструктивным содержанием, увлечение жестокими играми и т.п.).

Рассмотрение проблемы киберсоциализации дошкольников стоит начать, обратившись к теории периодизации психического развития Д.Б. Эльконина [10]. Согласно данной теории, каждый этап развития ребенка характеризуется определенной ведущей деятельностью. В дошкольном возрасте (3-7 лет) это сюжетно-роевая игра.

В своем подходе Д.Б. Эльконин опирался на идеи Л.С. Выготского [2] о выделении этапов развития в соответствии с характерными для них психическими новообразованиями. Высшие психические функции (далее – ВПФ) также появляются в форме новообразований в соответствующие периоды развития. Согласно Л.С. Выготскому [2], ВПФ возникают у ребенка только в процессе социализации, в сотрудничестве со взрослым или родителем.

Однако в условиях социализирующей среды киберпространства ВПФ возникают и развиваются несколько иначе по сравнению с «традиционной» социализацией.

Ряд исследователей полагают, что использование современных гаджетов и Интернета отрицательно влияет на функции мозга.

Американский публицист Nicholas Carr в своей книге «The Shallows: What the Internet is Doing to Our Brains» [11] приводит исследования, показывающие, что использование Интернета негативно влияет на память и способность к концентрации.

Британская ассоциация учителей и преподавателей отмечает опасность использования цифровых технологий детьми в дошкольном возрасте, что приводит к нарушениям у них моторных способностей, использование гаджетов ведет к нарушениям у детей моторных способностей [15]. Дети 3-7 лет проводят много часов, играя с планшетом или смартфоном, а от этого страдает развитие ловкости пальцев и памяти. В связи с этим учителя в школах наблюдают тревожное явление: дети медленнее учатся писать, да и вообще не испытывают такой потребности, а все чаще и вовсе не способны от руки записать тест. Кроме того, активное использование цифровых технологий и Интернета приводит к нарушениям внимания у детей. Обилие доступных источников информации в Сети рассеивает внимание и препятствует развитию способности концентрации, что может стать одной из важнейших причин дальнейших сложностей с учебой.

Другие специалисты полагают, что использование Интернета и цифровых технологий не ведет к нарушениям психических функций, но трансформирует процесс поиска и усвоения информации. В исследовании Betsy Sparrow [13] показано, что человек гораздо хуже запоминает те или иные сведения, когда знает, что они хранятся на компьютере. Испытуемые гораздо лучше помнили путь к информации, чем ее содержание. Alain Dagher [14], также говоря о подобном факте, объясняет это тем, что человек не запоминает информацию, которая легко доступна в любой момент времени, и это своеобразный способ сэкономить энергию. Возможно, что дети овладевают этим способом легче, чем взрослые, и в современных условиях это является нормальным этапом в развитии высших психических функций.

Киберсоциализация таит в себе немало опасностей для ребенка. Бесконтрольное использование компьютерных технологий может стать источником серьезных проблем в формировании ВПФ. Но причиной этого являются не сами по себе компьютерные и информационные технологии, а злоупотребление ими.

Условно можно выделить три возможных варианта развития киберсоциализации ребенка [8, С. 12]:

- тотальное ограничение и запрет использования современных компьютерных и цифровых технологий;

- бесконтрольное стихийное развитие, в процессе чего ребенок становится гиперактивным и круглосуточным потребителем современных технологий, в итоге это формирует у него киберзависимость, а также увеличивает риск становления жертвой негативных влияний киберсоциализации;

- путь разумного применения компьютерных и цифровых технологий в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка, а также с теми или иными задачами воспитания.

Так или иначе, процессу освоения ребенком-дошкольником компьютера необходимо уделять особое внимание со стороны родителей и взрослых. В организации данного процесса можно выделить некоторые существенные нюансы, особенно значимые на этапе начала знакомства с компьютерным миром в дошкольном возрасте:

- Как было упомянуто выше, ведущей деятельностью ребенка от 3 до 7 лет является сюжетно-ролевая игра, и зачастую в этих играх ребенку необходим партнер. В развитии навыков обращения с компьютером необходимость партнера также велика. И не только потому, что рано или поздно у ребенка могут возникнуть сложности и он попросит о помощи, но и для того, чтобы ребенок не привыкал к одиночеству, и компьютер не становился заменой живого партнера по играм. Кроме того, поиграть с ребенком в его любимую игру – лучший способ отследить его психические реакции и при необходимости скорректировать ситуацию.

- В дошкольном возрасте ребенок воспринимает техногенное окружение как игровое пространство, перенимая способы взаимодействия с ним, наблюдая за взрослыми. Поэтому необходимо не только объяснить и показать ребенку как действовать, но и проделать все действия вместе с ним, проконтролировать результат.

- Игровой сеанс за компьютером должен иметь жесткие временные рамки. Условия и длительность пребывания за компьютером нужно обсудить с ребенком заранее и соблюдать договоренность неукоснительно.

- В деятельности ребенка очень важна эмоциональная поддержка взрослого. Если ребенок хочет поделиться радостью от успеха в игре, не нужно пренебрегать возможностью разделить ее с ним.

От того, каким образом на начальном этапе будут формироваться взаимоотношения ребенка с огромным информационным и, в первую очередь, игровым пространством, зависит, сможет ли он в дальнейшем оценить не только развлекательную, но и образовательную и коммуникационную составляющую компьютерного мира. И роль родителей и взрослых при этом неоспорима.

 

Литература:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт прогнозирования. – М.: Academia, 2004.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  4. Кастельс М. Галактика Интернет. – Екатеринбург, У-Фактория, 2004.
  5. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. – М.: Жуковский, Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2003.
  6. Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI века и проблемы образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 4 (35). – С. 9-22.
  7. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. – М.: МПГУ, «Homo Cyberus», 2011.
  8. Плешаков В.А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – № 3 (29) – С.1-18.
  9. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991.
  10. Тоффлер Э. Третья Волна. – М.: АСТ, 2010.
  11. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 1994.
  12. Carr N. G. The Shallows: What the Internet is Doing to Our Brains. W.W. Norton, 2010.
  13. Sparrow B., et al. Google Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips. / Science 333, 776 (2011).
  14.  Анабель Коссетт Сивителла. Интернет и хитросплетения человеческой памяти [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20131023/214138040.html
  15. Дорота Лосевич. Юные безграмотные. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20150118/225633049.html

 

© Кожаринова Ангелина Камиловна

Кожаринова А.К. Осмысление влияния развития новых коммуникационных технологий на детей дошкольного возраста / А.К. Кожаринова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2016. - №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/vliyanie_novih_KT_na_detey_doshkolnogo_voz..., свободный. - Загл. с экрана.