Особенности онлайн-коммуникации обучающихся в социальных интернет-сетях (по материалам эмпирического исследования)

Бредихин С.С., Щетинина Е.В.

Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблем медиаинформационной грамотности обучающейся молодёжи общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Анализируется специфика онлайн-коммуникации обучающихся в качестве производителей и потребителей контента.

Ключевые слова: медиаинформационная грамотность, медиаграмотность, медиабезопаность, онлайн-коммуникация, киберсоциализация, молодёжь, Челябинская область.

Социологические науки (22.00.00 – социологические специальности)

5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы)

УДК 316.4


Features of online communication of students in social Internet networks (based on empirical research)

Bredikhin S.S., Schetinina E.V.

Abstract. The article presents the results of a study of the problems of media information literacy of young people studying in general and professional educational organizations of the Chelyabinsk region. The article analyzes the specifics of online communication of students as producers and consumers of content.

Key words: media information literacy, media literacy, media security, online communication, cybersocialization, youth, Chelyabinsk region.


 

В 2021 году специалисты Центра мониторинга социальных сетей (ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования») провели исследование медиаинформационной грамотности обучающейся молодёжи общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Челябинской области.

Объектом исследования стали учащиеся 9–11 классов общеобразовательных организаций и студенты профессиональных образовательных организаций Челябинской области.

Исследование проводилось методом сплошной выборки по формализованной анкете, включавшей в себя 37 вопросов.

Всего в исследовании приняли участие 11 565 человек.

Социально-демографический состав респондентов: 57,6 % – женщины, 2,4 % – мужчины; возраст респондентов: 17-18 лет – 53,9 %, меньше 16 лет – 29,7 %, 19-20 лет – 12,7 %, 21 и более лет – 3,7 %.

По месту обучения респонденты представлены следующим образом (таблица 1).

 

Таблица 1. Место обучения респондентов

№ п/п

Место обучения

Количество

опрошенных

Доля от числа

опрошенных

1

Техникум, колледж, училище

7825

68,3 %

2

Средняя общеобразовательная школа

2713

23,7 %

3

Вуз

389

3,4 %

4

Лицей

321

2,8 %

5

Гимназия

210

1,8 %

 

 

Целью исследования стало выявление уровня медиаинформационной грамотности в среде обучающейся молодёжи Челябинской области через анализ наиболее популярных виртуальных практик их киберсоциализации.

Исследование состояло из ряда смысловых блоков, один из которых был посвящён анализу вовлечённости обучающихся в онлайн-коммуникацию в социальных интернет-сетях. Вопросы данного смыслового блока были направлены на выявление готовности обучающихся активно вести свой персональный аккаунт, форм его ведения, а также специфики онлайн-коммуникации в качестве производителей и потребителей контента.

Опрос показал, что большинство респондентов ведут один аккаунт под своим именем – 68,9 %, два-три аккаунта под разными именами ведут 19,0 % опрошенных, несколько аккаунтов (более трёх) под разными именами используют только 5,6 % респондентов.

Отметим, что исследование зафиксировало следующие специфические тенденции: во-первых, 5,1 % обучающейся молодёжи регистрируют один аккаунт под чужим (фейковым) именем, и причинами этого могут выступать стремление к анонимности, а также подражание кумирам (в том числе и антигероям). Во-вторых, 1,4 % опрошенных регистрируют более одного аккаунта на своё имя в социальных интернет-сетях, и причины этого явления могут быть связаны с утратой персональных данных или непониманием значимости виртуального профиля.

Анализ публикационной активности участников исследования, то есть создания и публикации собственного контента (информации) в социальных интернет-сетях, позволяет зафиксировать практически равные показатели – 48,6 % опрошенных не публикуют собственный контент и предпочитают просто пролистывать новостную ленту, при этом от случая к случаю публикуют информацию в социальных интернет-сетях – 45,8 % респондентов. Регулярно делают публикации на своих страницах (один и более раз в день) только 4,4 %.

Анализ характера публикуемой информации представлен в таблице 2.

 

Таблица 2. Анализ характера публикуемой респондентами информации

№ п/п

Какую информацию Вы чаще всего размещаете в социальных интернет-сетях?

Количество

опрошенных

Доля от числа

опрошенных

1

Фотографии

5161

44,6 %

2

Короткие видеоролики (сторис)

1943

16,8 %

3

Музыку

1583

13,7 %

4

Текстовые посты

1400

12,1 %

5

Репосты информации из любимых сообществ

1195

10,3 %

6

Подкасты (запись своего голоса)

135

1,2 %

7

Другое

130

1,1 %

 

 

Следующий вопрос был посвящен выявлению того, насколько активно обучающиеся создают и администрируют сообщества (группы) в социальных интернет-сетях. Результаты представлены на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1. Ответы респондентов на вопрос «Ведёте ли Вы самостоятельно сообщества / каналы в социальных интернет-сетях?»

 

Продолжением предшествующего вопроса стал вопрос об организации стримов (трансляций) в социальных интернет-сетях: 79,5 % респондентов ответили, что не ведут стримы, потому что считают данную практику неинтересной, 9,9 % не делают этого, однако рассматривают такую возможность в будущем. Постоянно ведут стримы лишь 2,2 % опрошенных, еще 8,5 % делают это нерегулярно (диаграмма 2).

 

Диаграмма 2. Ответы респондентов на вопрос «Проводите ли Вы стримы с собственным участием?»

 

Завершающий вопрос данного блока фиксировал желание респондентов стать популярными блогерами. Планируют стать популярными блогерами 33,7 % опрошенных, при этом лишь 5,7 % заявляют об этом уверенно (диаграмма 3).

 

Диаграмма 3. Ответ респондентов на вопрос «Хотели бы Вы в будущем стать популярным блогером?»

 

По результатам анализа данных исследования по данному блоку ответов были сделаны следующие выводы:

1. Треть обучающейся молодёжи используют нестандартные способы присутствия в социальных интернет-сетях, то есть имеют более одного аккаунта.

2. Около половины респондентов являются сугубо потребителями контента, примерно столько же сами публикуют контент.

3. Наиболее популярным контентом для публикации являются фотографии, сториз и музыка.

4. 15,3 % опрошенных обучающихся администрируют сообщества или каналы в социальных интернет-сетях.

5. 10,7 % опрошенных проводят стримы с собственным участием. При этом 33,7 % опрошенных хотели бы стать популярными блогерами.

Таким образом, проведённый анализ особенностей современной онлайн-коммуникации обучающейся молодёжи демонстрирует разнообразие стилей поведения последних в сети Интернет и практик работы с производством и потреблением контента. Указанные особенности необходимо учитывать, в том числе для организации внедрения практик позитивной киберсоциализации в условиях динамичной образовательной среды.

 

Бредихин С.С., Щетинина Е.В. Особенности онлайн-коммуникации обучающихся в социальных интернет-сетях (по материалам эмпирического исследования) / С.С. Бредихин, Е.В. Щетинина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Bredikhin_SS_Schetinina_EV_1_2022