Позитивная социализация студентов с использованием технологий гиперинформационного общества: результаты тренинговой работы
Аннотация. В данной статье описываются результаты применения психологического тренинга позитивной социализации студентов с использованием технологий гиперинформационного общества. Тренинг оказал доказанное положительное воздействие на такие критерии позитивной социализации студентов как: самооценка чувства комфорта в обществе, удовлетворенность своим образом жизни, эмоциональная стабильность и уровень социализации.
Ключевые слова: игра в тренинге, киберсоциализация, В. А. Плешаков, В. К. Маркова, Е. А. Леванова, социализация, студенты, тренинг, человек киберсоциализирующийся
Научная статья
Психологические науки
5.3.7. Возрастная психология
Педагогические науки
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
УДК 159.98; 37.03
Original article
Positive socialization of students using technologies of the hyperinformation society: results of the training work
Abstract. This article discusses the results of the application of psychological training for the positive socialization of students using the technologies of the hyperinformation society. The training had a positive impact on such criteria of students' positive socialization as: self-assessment of a sense of comfort in society, satisfaction with their lifestyle, emotional stability and level of socialization.
Key words: game in training, cybersocialization, cyberontological approach, V. A. Pleshakov, V. K. Markova, E. A. Levanova, socialization, students, training, cybersocializing man
For citation: Galin K.O. Positive socialization of students using technologies of the hyperinformation society: results of the training work / K.O. Galin // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Electronic resource]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Galin_KO_1_2023
Ускоренное развитие цифровых технологий расширяет привычные условия и возможности социализации молодого поколения. В гиперинформационном мире происходит эволюция привычных институтов социализации и психолого-педагогического воздействия.
С нашей точки зрения, под гиперинформационным обществом следует понимать «общество с непрекращающимся процессом создания, обмена и воспроизведения информации» [1, С. 77].
Добавление новых элементов в систему приводит к её усложнению. Поэтому «становятся по-новому актуальны онтологические вопросы – вопросы бытия современного человека, активно киберсоциализирующегося в XXI веке» [4, С. 11].
Соответственно, классическое определение Владимира Андреевича Плешакова состоит в конкретизации понятия киберсоциализации как «процесса качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [5, С. 24].
Киберсоциализация затрагивает все сферы жизни человека в гиперинформационном обществе, «он общается, познаёт новое, проводит досуг и работает сразу в двух пространствах: в предметном (или так называемом реальном мире) и в символьно-знаковой реальности киберпространства» [3, С. 119].
С учётом особенностей социализации и киберсоциализации в современном обществе, нами был разработан психологический тренинг позитивной социализации студентов с использованием технологий гиперинформационного общества, целью которого являлось поспособствовать развитию позитивной социализации студентов средствами гиперинформационного общества.
Перед тренингом нами были поставлены и успешно решены следующие задачи:
- развитие навыков эмоциональной регуляции, в том числе в процессе использования современных цифровых технологий;
- знакомство студентов с возможностями повышения уверенности в себе и своём мнении посредством использования Интернета;
- развитие навыков просоциального поведения;
- развитие креативных навыков путём использования современных технологий;
- повышение компетентности безопасного использования Интернета и других цифровых технологий;
- повышение общего психологического благополучия и удовлетворённости образом жизни.
Тренинг был рассчитан на 5 тематических занятий общей длительностью 7,2 час. Тренинговая программа включала в себя знакомство участников с особенностями технологий гиперинформационного общества, безопасностью в Интернете, возможностями поиска информации и материалов в Интернете, а также знакомство со способами создания условий для творчества, повышения эмоциональной стабильности, семейного благополучия и развития коммуникативных навыков через использование современных технологий.
Для проверки эффективности тренинга был проведён параллельный эксперимент.
Экспериментальная группа состояла из 34 респондентов (7 мужчин и 27 девушек) в возрасте от 19 до 22 лет. В контрольную группу входили 34 респондента (4 мужчин и 30 девушек) в возрасте от 18 до 22 лет.
В рамках первичной диагностики респонденты заполнили анкету, которая состояла из методики многофакторного исследования личности Кэттелла (форма C) (далее – методика Кэттелла) и шкалы социализации из Калифорнийского психологического опросника (далее – шкала социализации).
Спустя два месяца после первичного исследования респонденты повторно прошли диагностику.
В результате анализа полученных данных была выявлена положительная динамика в показателях критериев позитивной социализации студентов. Критерии были определены в предварительном исследовании и включали в себя показатели, представленные в таблице 1 в сравнении средних значений в рассматриваемых группах.
Таблица 1 – Сравнение средних значений в рассматриваемых показателях сравниваемых групп
Показатели |
Экс. гр. до |
Конт. гр. до |
Экс. гр. после |
Конт. гр. после |
Самооценка уровня комфорта в обществе |
3,4 |
3,6 |
3,8 |
3,5 |
Самооценка удовлетворённости образом жизни в целом |
3,5 |
3,5 |
3,9 |
3,7 |
Фактор MD (адекватная самооценка) |
5,9 |
5,2 |
5,7 |
5,0 |
Фактор С (эмоциональная нестабильность) |
4,2 |
5 |
5,0 |
5 |
Фактор F1 (тревога) |
6,9 |
5,9 |
5,5 |
6,1 |
Социализация |
48,1 |
49,5 |
52,3 |
49,7 |
Во всех показателях экспериментальной группы была зафиксирована положительная динамика. В 5 из 6 показателей статистически значимые различия экспериментальной группы до и после тренинга подтвердились тестом t-критерия Стьюдента, за исключением фактора MD.
Наиболее показательными изменениями являются процентные показатели значений, находящихся в значениях «нормы» по шкалам. Данные показатели экспериментальной группы продемонстрированы в таблице 2.
Таблица 2 – Сравнение показателей экспериментальной группы до и после прохождения тренинга
Показатели |
Экс. гр. до, % |
Экс. гр. после, % |
Разница между до и после, % |
Самооценка уровня комфорта в обществе (более 3 в %) |
47 |
68 |
21 |
Самооценка удовлетворённости образом жизни в целом (более 3 в %) |
53 |
74 |
21 |
Фактор MD (адекватная самооценка) (кол-во знач. в %, превышающих нижний порог) |
68 |
82 |
14 |
Фактор С (эмоциональная нестабильность) (кол-во знач. в %, превышающих нижний порог) |
59 |
74 |
15 |
Фактор F1 (тревога) (кол-во знач. в %, не превышающих норму) |
50 |
76 |
16 |
Шкала социализации (кол-во знач. в %, превышающих нижний порог) |
50 |
62 |
12 |
После прохождения тренинга уменьшилось количество студентов, низко оценивавших свой уровень комфорта, что сказалось на увеличении процента студентов, оценивавших свой уровень комфорта на более чем 3 балла.
Аналогичная ситуация произошла с критерием удовлетворённости своим образом жизни в целом. По итогам анализа предварительного исследования, в обоих этих критериях была выявлена корреляционная связь с показателем уровня социализации.
Была зафиксирована разница в 15 % между количеством значений фактора С «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность», которые превышали низкий порог данного фактора. Ввиду этого, можно констатировать, что вырос процент студентов, чьи показатели эмоциональной стабильности находятся в пределах нормы.
Также выявлено снижение количества высоких показателей тревоги у студентов, из-за чего увеличился процент студентов со средними показателями уровня тревоги.
После прохождения тренинга уменьшилось количество студентов с пиковыми низкими значениями уровня социализации, что позволило увеличить процент студентов, находящихся в пределах нормы на 12 %.
После прохождения повторной диагностики 100 % участников положительно оценили полученные в ходе тренинга навыки и знания, 68 % участников заявили, что использовали не менее пяти раз полученные навыки и способы для эмоциональной регуляции, 35 % участников более десяти раз использовали полученные навыки и способы эмоциональной регуляции с дальнейшим положительным эффектом.
15 % участников завели свои блоги и положительно оценивают этот опыт, а 9 % хотят завести блог в ближайшее время.
24 % участников попробовали новый способ досуга с применением технологий гиперинформационного общества.
Таким образом, результаты повторного исследования продемонстрировали эффективность использованного тренинга. Различия, зафиксированные в критериях позитивной социализации экспериментальной группы, отсутствовали в контрольной группе. Дальнейшее совершенствование тренинга необходимо в рамках повышения его игрового компонента. Игровое взаимодействие в тренинге повышает эффективность оказываемого психолого-педагогического воздействия на его участников [2]. С учётом возраста участников и активного распространения видеоигр, дальнейшее совершенствование таких элементов тренинга, как необязательные и бонусные задания, достижения, и система уровня участников, позволит повысить заинтересованность и мотивацию участников тренинга, что положительно скажется на результатах психолого-педагогического воздействия.
Список источников
- Галин К. О. Влияние психологических особенностей взаимодействия в Интернете на формирование гиперинформационного общества / К. О. Галин // Инновационные решения социальных, экономических и технологических проблем современного общества: Сборник научных статей по итогам круглого стола со всероссийским и международным участием, Москва, 15–16 октября 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Конверт», 2021. – С. 77-79.
- Игра в тренинге: возможности игрового взаимодействия / Е. А. Леванова, А. Г. Волошина, В. А. Плешаков, А. Н. Соболева, И. О. Телегина. – 3-е издание. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 208 с.
- Маркова В. К., Плешаков В. А. Что такое киберсоциализация человека: популярно о сложном / В. К. Маркова, В. А. Плешаков // Социальные трансформации. – 2022. – № 33. – С. 116-125.
- Плешаков В. А. О киберсоциализации человека в нестабильном мире / В. А. Плешаков // Человек и общество в нестабильном мире: Материалы международной научно-практической конференции, Омск, 01 марта 2022 года. – Омск: Частное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский юридический университет», 2023. – С. 10-15.
- Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: монография / В. А. Плешаков / под общ. ред. А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Галин К.О. Позитивная социализация студентов с использованием технологий гиперинформационного общества: результаты тренинговой работы / К.О. Галин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Galin_KO_1_2023
FOR CITATION:
Galin K.O. Positive socialization of students using technologies of the hyperinformation society: results of the training work / K.O. Galin // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Electronic resource]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Galin_KO_1_2023