Этические основы социализации будущих педагогов в киберпространстве

Катушенко О.А.

Быстрицкая Е.В. (научный руководитель)

Аннотация. В настоящее время рассматривается социализация будущих педагогов в киберпространстве, которая соответствует их новой социальной роли педагога, роли носителя достоверной и значимой информации, роли авторитетного человека, роли субъекта, который имеет право обучать других людей и воспитывать в них определённые качества: коммуникабельность, ответственность, организованность и т. д. До поступления в педагогический ВУЗ социализация в киберпространстве у молодёжи осуществлялась в рамках другой социальной роли, роли обучающегося. Именно поэтому процесс социализации в киберпространстве для студентов педагогических ВУЗов начинается вновь с учёта их новых социальных ролей, ввиду этого в данной статье рассмотрены процессы, способствующие и препятствующие реализации механизма адаптации, индивидуализации и интеграции будущего педагога в киберпространстве на основании выполнения им новой социальной роли педагога, просветителя, наставника и воспитателя. Три механизма социализации будут проанализированы с точки зрения соблюдения этических норм.

Ключевые слова: социализация, киберсоциализация, киберпространство, будущий педагог, этика

Научная статья

Педагогические науки

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

УДК 378.14.015.62


Original article

Ethical Foundations of the Socialization of Future Teachers in Cyberspace

Katushenko O.A.

Bystritskaya E.V. (scientific supervisor)

Abstract. Currently, the socialization of future teachers in cyberspace is being considered, which corresponds to their new social role as a teacher, the role of a carrier of reliable and meaningful information, the role of an authoritative person, the role of a person who has the right to teach other people and nurture certain qualities in them: sociability, responsibility, organization etc. Before entering a pedagogical university, socialization in cyberspace among young people was carried out within the framework of another social role, the role of a student. That is why the process of socialization in cyberspace for students of pedagogical universities begins again, taking into account their new social roles, in view of this, this article discusses the processes that contribute to and hinder the implementation of the mechanism of adaptation, individualization and integration of the future teacher in cyberspace based on the fulfillment of a new social role of a teacher, educator, mentor and educator. Three mechanisms of socialization will be analyzed from the point of view of compliance with ethical standards.

Key words: socialization, cybersocialization, cyberspace, future teacher, ethics

For citation: Katushenko O.A. Ethical Foundations of the Socialization of Future Teachers in CyberspaceO.A. Katushenko // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2023. № 1 (14). URL: http://journal.homocyberus.ru/Katushenko_OA_1_2023


 

Современный мир развивается под эгидой одного общего метатренда — возрастающей скорости изменений. Ускорение наблюдается в развитии технологических, социальных и техносоциальных трендов, что приводит к ускоренной трансформации аксиологической парадигмы социальных норм и ценностей.

Проблема этики в киберпространстве становится всё более острой из-за существования эффекта растормаживания в Сети, что способствует уменьшению значимости психологических барьеров и приводит к нетипичному поведению для реальной жизни: навязчивому, агрессивному и т. д.

Именно поэтому в данной статье будут рассмотрены не технологические или содержательные, а именно этические основы социализации будущего педагога в киберпространстве на основании его подготовки к выполнению новых социальных ролей: воспитателя, просветителя, социального авторитета, наставника и педагога.

Статья направлена на определение этических основ социализации будущего педагога в киберпространстве на основании его потребности в подготовке к выполнению новых социально-значимых ролей.

Современные тенденции цифровизации берут начало, по мнению культуролога Мартина Буркхардта, ещё в XVIII веке. В аннотации к книге «Краткая история цифровизации» говорится, что «У нас не было бы Интернета, если бы аббат Нолле тогда не открыл, что электричество распространяется почти мгновенно, если бы Жозеф-Мари Жаккар не изобрёл свой ткацкий станок и если бы Чарльз Бэббидж не создал свою аналитическую машину — прототип современного компьютера» [1]. Также XIX век стал революционным для развития цифровизации, когда был проведён ряд исследований, связанных с развитием электрического телеграфа (Г. Х. Эрстеда, Ампера, Гаусса, Вебера) [9]. В России необходимость применения информационных технологий назрела достаточно давно, но главным драйвером активизации такого процесса стало утверждение в июле 2017 г. Правительством Российской Федерации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [7]

Рассмотрим, ради чего создавалась киберпространство. Этическое основание мы можем увидеть в его первичной цели по облегчению человеческого труда (сотовая связь, компьютеры и т. д.). Позитивные этические основы также заложены и в компьютерные игры, которые нужны для повышения настроения, улучшения эмоционального уровня человека, создания условий для адекватной релаксации. Пространство цифрового общения способствовало и способствует образованию, поиску людей, которые являются единомышленниками в увлечениях (творческих, спортивных и т. д.). Однако кроме реализации позитивных сверхзадач на личность, в частности, на неокрепшее профессиональное звено личности будущего педагога, влияют и негативные компоненты.

Цифровизация сферы образования была в известной мере форсирована изменением социальной реальности, вызванным пандемией COVID-19. Цифровизация стала жизненно необходимой и позволила сфере образования адаптироваться к новой реальности и современным потребностям обучающихся, а также увеличила темп социализации будущих педагогов в киберпространстве.

Будущие педагоги должны представлять в своей воспитательной, просветительской деятельности в киберпространстве не только реальное лицо современных обучающихся, но и их киберпортрет, а также создавать свой киберпортрет. Киберпортрет будущего педагога должен иметь влияние на современных обучающихся, которых не случайно называют «поколением большого пальца», «поколением Z», «зуммерами», «хоумлендерами», «кибердетьми», поколением «Homo Cyberus» и т. д.

Рассматривая социализацию будущих педагогов в киберпространстве, стоит дифференцировать два понятия: «социализация» в широком смысле и «киберсоциализация». Социализация включает все виды деятельности обучающихся и основывается на реализации трёх стадий развития личности в процессе социализации по А. В. Петровскому: адаптации, индивидуализации и интеграции [4]. Киберсоциализация осуществляется только в киберпространстве, но обуславливает многие формы общения и взаимодействия вне Сети, поэтому недооценивать киберсоциализацию педагоги не имеют права [6].

Рассмотрим этическую составляющую каждой фазы социализации, которые применимы и к киберсоциализации.

В рамках фазы адаптации человек входит в новую социальную группу, осваивает и принимает её нормы, правила, при этом соотносит их со своими ценностями, убеждениями, жизненными принципами, с возможностью проявления в данном сообществе своих нравственных качеств.

Индивидуализация, как вторая фаза социализации, представлена тем, как человек соотносит свою иерархию ценностей и рейтинг своих убеждений, ценностей и принципов с жизненными принципами и этическими основами, которые существуют в этом сообществе.

Как в первом, так и во втором случаях, если у человека существует противоречие между позицией личности и отношением данного сообщества к значимым феноменам и процессам действительности, то человек выходит из этого сообщества. Если такие противоречия носят приемлемый характер, то человек на третьей фазе социализации (интеграция) начинает влиять на это сообщество, чтобы изменить отношение членов сообщества к явлениям и процессам на необходимые для личности. Например, личность учитывает этические нормы и увеличивает гуманистический характер взглядов, в чём заключается одна из функций педагога.

В среде реального общения субъектов образовательного пространства мировоззренческие основы, выраженные в словах и действиях человека, являются более стремительно легализованными по сравнению с киберпространством. В киберпространстве есть возможность, и она является негативной для профессиональной этики, скрыть определённые качества. Наименее негативно развивается ситуация, если педагог понимает разрушительный характер определённых своих качеств и скрывает их, но при этом работает над ними, исправляя их. Негативно ситуация развивается, если педагог их скрывает и позиционирует те убеждения и те мировоззренческие принципы, на которых он сам не базируется. Это один из примеров факторов социализации, которые отличаются в киберпространстве и пространстве реального общения, взаимодействия. Существует ряд других факторов, которые в киберпространстве влияют на процессы социализации и, в частности, профессиональной социализации будущих педагогов иным образом, чем социализация в образовательном пространстве реального взаимодействия.

На каждом этапе социализации будущих педагогов в киберпространстве должны вставать совершенно новые задачи. Рассмотрим их.

Адаптация. Формирование будущими педагогами своего этически выдержанного киберпортрета с учётом гуманистической направленности. Публикация контента, который не несёт разрушительной направленности для обучающихся и подчиняется законодательной базе. «Педагог воздерживается от транслирования информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию обучающихся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для обучающихся» [5]. Например, обучающиеся, зачастую не задумываясь, публикуют контент, связанный с табакокурением и употреблением алкоголя. Будущим педагогам необходимо подходить к выбору контента более обдуманно, если их страница является открытой, потому что современные воспитанники и их родители внимательно знакомятся с киберпортретами педагогов.

Индивидуализация. Будущий педагог формирует контент, несущий в себе обучающий и воспитательный потенциал, при этом опираясь на свои интересы и современные тренды (которые являются рычагами воздействия).

Продуманный с учётом интереса социализации воспитанников выбор контента позволяет будущему педагогу достичь многозадачности в помощи социализации воспитанников и повысить авторитет своего киберпортрета. Например, будущий педагог, который интересуется сноубордингом, записывает обучающий клип/reels с учётом современных трендов (фильтры, до/после, челленджи и т. д.), и данное видео может стать не только познавательным, но и досуговым (например, если видео войдёт в рекомендации и будет просмотрено значительным количеством людей). Если бы клип записывал просто обучающийся, то, скорее всего, он нёс бы в себе только эстетическую функцию (набор красивых и эффектных кадров). Таким образом, преподаватели педагогических ВУЗов при сопровождении будущих педагогов на стадии индивидуализации создают условия для анализа мнений и выработки своей позиции, её обоснования, что снижает конформность и уровень инфантилизма современных обучающихся, способствуя улучшению их социализированности.

Интеграция. Образование цифрового века трансформирует миссию педагога из трансляции знаний в индустрию возможностей [2; 6; 8], что соответствует принципам развивающего обучения, реализация которых направлена на создание широкой зоны ближайшего развития [3]. Такая деятельность способствует, в том числе, и повышению эффективности социализации. Как показал в своё время Л. С. Выготский, педагог является значимым взрослым для младших школьников, постепенно роль педагога меняется, но, при этом, он всегда привлекает внимание обучающихся в offline и online жизни. Перестав быть значимым взрослым, он остаётся значимым агентом социализации для обучающихся.

Принципы развивающего обучения действуют и в киберпространстве, но иначе. Например, они учитываются при разработке электронной образовательной среды, челленджей, которые зажигают гуманистической позитивной деятельностью других людей. Примером являются активно развивающиеся движения волонтеров: #МЫВМЕСТЕ, «Волонтёры победы», «РазДельно», «Добровольцы России», «Добро», «ТомСойрФест», «Кто, если не я» и т. д.

Важную роль играет регуляция поведения и деятельности студентов педагогических направлений преподавателями через мессенджеры и другие способы связи (сотовая связь, электронная почта и т. д.).

Будущие педагоги должны осознавать, что в киберпространстве они будут выполнять деятельность, не только связанную непосредственно с образовательным процессом (занятия, видеоконференции, размещение полезной информации, проверка выполненных заданий в ЭИОС (электронной информационно-образовательной среде), профессиональная коммуникация в мессенджерах и т. д.). Также своими постами в социальных интернет-сетях они транслируют «взрослые» формы общения, социально-одобряемые формы творческой активности, свои эссе, заметки мировоззренческого характера и, таким образом, формируют среду неформального образования и общения [6]. Зачастую бывшие выпускники образовательных организаций (школ, колледжей, университетов и т. д.) остаются «на связи» со своими педагогами благодаря социальным сетям Интернета, в силу осознанной в разной степени потребности молодёжи в отношении внешнего и внутреннего взросления. Это оказывается возможным и увеличивает длительность влияния современных педагогов на своих обучающихся посредством интернет-среды и, в частности, через её социальные сети. В связи с этим влияние педагогической этики педагога в отношении своих воспитанников, которое прекращается в режиме реального образовательного процесса, остаётся и даже усиливается в киберпространстве.

Деятельность педагога в киберпространстве, выстроенная с учётом профессиональной этики, помогает консолидировать положительные возможности этой среды и нивелировать определённые условия, препятствующие позитивному самоизменению обучающихся в процессе киберсоциализации (например, кибербуллинг).

Рассмотрим несколько примеров влияния уровня и качественных характеристик профессиональной этики педагогических работников в интернет-среде на реализацию обучающимися триады целей в киберпространстве.

 

Таблица 1.

Соотнесение деятельности педагога в интернет-среде и реализации обучающимися триады целей в киберпространстве

Цель

Принципы профессиональной этики в интернет-среде

Киберкоммуникация

- Поддержание диалогового стиля общения в видеоконференциях при проведении дистанционных занятий.

- В электронном образовательном ресурсе педагог закладывает несколько вариантов взаимодействия обучающихся и куратора этого ресурса.

- Педагог стремиться к получению устойчивой обратной связи от обучающихся в интернет-среде.

- При онлайн-встрече педагог соблюдает ритуалы приветствия, так же как и при офлайн-встрече, и т. д.

Забава и досуг

- Педагог стремиться к выбору контента, который транслирует общечеловеческие и профессиональные ценности.

- Педагог способствует распространению исключительно достоверной и актуальной информации, которая не предполагает двойных стандартов для её трактовки и оценки.

Познание

 

Таким образом, рассматривая примеры, представленные в таблице 1, мы видим, что педагог может влиять на триаду целей обучающихся. Соблюдение этических принципов позволяет обеспечить более комфортные условия социализации личности в киберпространстве.

Как показало наше исследование, на киберсоциализацию обучающихся оказывают влияние именно социальные интернет-сети и личные страницы педагогов в Интернете. Значительное время обучающиеся проводят именно в его социальных сетях, где интернет-серфинг может занимать несколько часов, поэтому контент педагога в социальных интернет-сетях оценивается обучающимися, а также зачастую их родителями и коллегами. При этом педагоги выступают не только как самостоятельные социализированные личности, но и как примеры успешной социализации, в связи с чем на них усиливается этическая нагрузка. Следовательно, должен быть разработан кодекс профессиональной этики педагогов в киберпространстве.

С учётом значимости соблюдения будущим педагогом принципов профессиональной этики в киберпространстве в интересах решения задач внутренней социализации воспитанников, в основу формирования целевого результата следует внести следующие ниже перечисленные критерии по каждой из трёх стадий развития личности в процессе социализации.

Адаптация.

1. Наличие открытого доступа к странице в социальной интернет-сети;

2. Обоснованная адресация контента определённой целевой аудитории (фокус-группе, например, подписчикам);

3. Согласованность целей контента с гуманистическими методами решения социальных и личностных проблем;

4. Учёт в контенте жизненных приоритетов целевой аудитории (не выдавать личный опыт за всеобщий);

5. Учёт особенностей восприятия контента различных лиц целевой аудитории и предоставление им комфортного взаимодействия с контентом (наличие разнообразного контента (текстовый, фото- и видеоконтент));

6. Сопровождение визуального контента дополнительными текстовыми комментариями, способствующими просоциальному развитию целевой аудитории;

7. Соответствие форм вербального и невербального обращения к целевой аудитории, актуальному и ближайшему уровням её коммуникативного развития;

8. Множественность эффективных и социально одобряемых методов и приёмов взаимодействия с целевой аудиторией;

9. Эстетичность контента (звук, цвет, структурированность и т. д.).

Индивидуализация.

10. Наличие контента, отражающего принадлежность к педагогическому сообществу и соответствующей корпоративной культуре;

11. Наличие контента, отражающего принадлежность к конкретной образовательной организации и включённость в социально-позитивные виды профессиональной деятельности в её рамках;

Интеграция.

12. Выраженность в контенте направленности на развитие целевой аудитории. В широком социальном или профессиональном плане.

Мы видим, что критерии, относящиеся к стадии адаптации, преобладают, так как являются основой для формирования киберпортрета будущего педагога.

При опоре на данные критерии будущему педагогу легче будет скорректировать или спроектировать страницу в социальной интернет-сети, которая позволит оказывать положительное влияние на киберсоциализацию обучающихся с опорой на этические положения.

Значимым этапом для нашей дальнейшей работы является подтверждение взаимосвязи между уровнем соблюдения профессиональной этики педагогами в киберпространстве и эффективностью киберсоциализации их воспитанников. Наличие такой взаимосвязи позволит доказать актуальность деятельности по формированию и развитию основ профессиональной этики педагогических работников в киберпространстве для обеспечения условий «позитивного самоизменения … (обучающегося) … за счёт конструктивной интеграции киберпространства в персональное жизненное пространство личности» [6, С. 51].

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости составления положений Кодекса профессиональной этики педагогических работников в киберпространстве, которые станут одной из составляющих удачной социализации в киберпространстве будущих педагогов, а, в последствии, удачной киберсоциализации обучающихся общеобразовательных организаций, где будут работать будущие педагоги. Рассматривая качественные и количественные позиции критериев соблюдения будущим педагогом принципов профессиональной этики в киберпространстве, становится очевидно, что вклад преподавателя в подготовку будущего педагога наиболее значим на первом этапе педагогической социализации (этап адаптации), а далее происходит процесс увеличения индивидуальной роли человека в его процессе социализации как педагога.

 

Список источников

  1. Буркхардт М. Краткая история цифровизации / Буркхардт М. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2021. 184 c.
  2. Быковская Е. Н., Харчилава Г. П., Кафиятуллина Ю. Н. Современные тенденции цифровизации инновационного процесса // Управление. 2018. № 1 (19). С. 38-43. DOI: 10.12737/2309-3633-2018-1-38-43 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-tsifrovizatsii-innovatsionnogo-protsessa (дата обращения: 07.11.2022).
  3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения / Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. Москва: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996.
  4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. 2-е изд., стереотип. Москва: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. 512 с.
  5. Письмо Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332299/ (дата обращения: 16.01.2023).
  6. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека / В. А. Плешаков / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А. В. Мудрика. Москва: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. 400 с.
  7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 07.11.2022).
  8. Фролова С. В., Илалтдинова Е. Ю. Проблема этических норм в профессиональном образе учителя: сравнительный анализ // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 74-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-eticheskih-norm-v-professionalnom-obraze-uchitelya-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 09.09.2022).
  9. Хромой Б. П. Некоторые исторические аспекты цифровизации // Экономика и качество систем связи. 2020. № 3 (17). С. 3-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-istoricheskie-aspekty-tsifrovizatsii (дата обращения: 07.11.2022).

 

© Катушенко Ольга Александровна

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Катушенко О.А. Этические основы социализации будущих педагогов в киберпространстве / О.А. Катушенко // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 1 (14). URL: http://journal.homocyberus.ru/Katushenko_OA_1_2023

FOR CITATION:

Katushenko O.A. Ethical Foundations of the Socialization of Future Teachers in CyberspaceO.A. Katushenko // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2023. № 1 (14). URL: http://journal.homocyberus.ru/Katushenko_OA_1_2023