Человек и искусственный интеллект: связь нервной системы человека с его психоэмоциональным состоянием

Пигуз В.Н, Изосимова С.А., Ивашко К.С.

Аннотация. В работе анализируются перспективы развития искусственного интеллекта, основанные на «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта (на период до 2030 г.)» РФ. Подчеркивается прерогатива развития эмоционального аспекта данного процесса.

Ключевые слова: искусственный интеллект, ИИ, эмоциональный аспект, этическая система, алгоритм, «сильный ИИ».

Технические науки (05.00.00 – Технические специальности)

2.3.4. Управление в организационных системах (05.13.00 – Информатика, вычислительная техника и управление)

УДК 622.004.89


HUMAN AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE:
COMMUNICATION OF THE HUMAN NERVOUS SYSTEM
WITH HIS PSYCHO-EMOTIONAL STATE

V.N. Piguz, S.A. Izosimova, K.S. Ivashko

Abstract. The paper analyzes the prospects for the development of artificial intelligence, based on the «National Strategy for the Development of Artificial Intelligence (for the period up to 2030)» Russia. The prerogative of the development of the emotional aspect of this process is emphasized.

Key words: artificial intelligence, AI, emotional aspect, ethical system, algorithm, «strong AI».


 

«ИТ – это инструмент, который может быть использован
как во благо, так и во вред».

(Л. Горбачик)

Сегодня огромную роль в обществе занимает концепция глобальной цифровизации. Технологическая парадигма, в целом, и искусственный интеллект (ИИ), в частности, выходят на первый план и занимают лидирующие позиции не только в экономике и промышленности, но и в быту и даже в области искусства, творчества (например, «цифровое искусство»). Данный аспект касается и научной сферы образования. Особенно на данный момент, в условиях пандемии.

Прежде всего, процесс цифровизации наглядно свидетельствует о появлении и расширении границ новой среды жизнедеятельности человека – цифровой компьютерной реальности, виртуального пространства. Однако данный процесс, как и его последствия, имеет как своих приверженцев, так и противников.

Среди негативных последствий цифровизации можно назвать следующие:

  • не только облегчённая для восприятия широких масс подача информации, но и осуществление манипуляций человеческим сознанием. Например, навязывание товаров и услуг посредством постоянно присутствующей рекламы; восприятия и оценки того или иного события и проч.;
  • утрата аналогового мышления, т. е. нивеляция процесса размышления, представления о вариативности предмета или явления окружающей действительности;
  • замена исторической (родовой, внутренней) памяти техническим аналогом (хранящимися и предоставляемыми машиной знаниями и фактами);
  • нарушение, а то и частичное или даже полное разрушение границ личности. Нарушение нормального психоэмоционального состояния личности. Изменение представления человека об окружающей его реальности в целом, отсутствие объективной оценки. Подобный процесс описан, например, в фильме «Матрица» и т. п.

Однако существует и безусловная польза от использования ИИ, например, «умный дом», «Интернет вещей», цифровые слух и зрение, обработка большого объёма информации в кратчайшие сроки, диагностика, тестирование и нормализация психоэмоционального состояния личности посредством использования интернет-технологий и т. д.

Необходимо отметить, что более 80 % поступающей информации человек оценивает посредством органов зрения. Процесс восприятия и формирования эмоции происходит следующим образом: от органа, воспринявшего информацию (в данном случае, глаза), посредством нейронов информация передается в головной мозг – таламус, а именно – в ядро таламуса. Там происходит процесс первичной обработки поступившей информации и формирования эмоций. Информация, прошедшая обработку в таламусе, передается в миндалевидное тело, находящееся в височной доле и являющееся частью лимбической системы. Лимбическая система, в свою очередь, координирует множество процессов в организме, в том числе эмоциональные и мотивационные. Миндалевидное тело является важнейшим органом при формировании эмоций. Из миндалевидного тела сформированная эмоция передается в лобную долю головного мозга, разделенную на множество зон (рис. 1).

В орбитофронтальной коре пересекаются лимбическая и префронтальная системы. Благодаря чему последняя причастна к сложным эмоциональным процессам: оценка обстановки, последствия действий и принятия решения – выработки линии поведения. Таким образом, головной мозг – сложнейшее клеточное образование, информация в котором передаётся посредством нейронных мозговых медиаторов. С их помощью сформированная эмоция из ЦНС передается в периферическую – спинной мозг. А уже оттуда – в мышцы, таким образом превращая эмоцию (информацию, сигнал) в действие (эмоциональную, психофизиологическую реакцию) организма.

Малейшее нарушение данной цепочки может привести к тяжелым последствиям. Например, нестабильная работа мозговых медиаторов, в результате чего происходит хаотичная передача информации в разные отделы мозга и возникает шизофрения.

 

Рисунок 1. Органы головного мозга, принимающие участие в процессе формирования эмоций

 

Наиболее полное воздействие данного способа на организм достигается при соответствующем музыкальном сопровождении. Также возможна комбинация с компьютерной системой, обеспечивающей соответствующие обонятельные, осязательные и слуховые эффекты – 3-D [4]. Созерцание картин живописи известных мастеров, способствующее нормализации психоэмоциональных состояний личности, сопровождающееся дальнейшим анализом своих чувств и эмоций, возникших при этом, является одним из признанных международного уровня интеллектуально-духовных средств, использующихся для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности. Кроме того, созерцание картин способствует развитию эстетического вкуса, творчества, фантазии и вдохновения.

Особо следует отметить тот факт, что энергия, воплощённая в звуке и вибрации, является неоспоримым свойством окружающего мира. Именно этот фактор принимает участие в процессе формирования морфологических и функциональных структур. Музыка сопровождает человека практически всю жизнь, с самого рождения: колыбельные, музыка в плеере, смартфоне, по радио и ТВ, и т. д. Таким образом, на первое место выходят исследования эффективного использования безмедикаментозных методов и средств интеллектуально-духовной терапии для саморегуляции психоэмоциональных состояний личности. Главная роль при этом принадлежит разрабатываемому сегодня искусственному интеллекту, IT-технологиям.

Так что же представляет собой ИИ? Из каких составляющих частей и этапов состоит? Согласно современной трактовке, закреплённой в «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта (на период до 2030 г.)» РФ, ИИ представляет собой «…комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека» [1]. Также, по словам директора по развитию технологий искусственного интеллекта ООО «Яндекс» Александра Крайнова, сегодня искусственный интеллект сопровождает множество надуманных страхов и заблуждений. Для одних характерна переоценка, а для других – недооценивание данных технологий. В общем случае ИИ представляет собой комплекс определённых математических методов и решений, сформулированных на их базе. При этом каждое конкретное решение может быть использовано в узкоспециализированной задаче и не более того.

Однако, в современном мире, благодаря стремительному развитию IT-технологий, количество задач, решающихся данным способом, растёт в геометрической прогрессии. Благодаря чему задача, заложенная в технологии ИИ, распространяется на множество людей. В результате чего увеличивается в значительной степени и масштаб потенциальной ошибки. В этом случае, этические нормы, по словам А. Крайнова, являются мягким регуляторным механизмом, при отсутствии реального законодательного аппарата в данной сфере. Фигурально подобный документ можно назвать «Кодексом этики искусственного интеллекта». Его главной задачей будет обозначение границ использования и внедрения технологий ИИ в повседневную жизнь. Но в законодательном плане данный документ нельзя назвать законом, и он не является законодательным.

Ранее данную функцию исполняла «Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года» РФ, основанная, прежде всего, на следующих этических нормах:

  • обеспечение защиты и безопасности человека, его прав и свобод;
  • подконтрольность человеку во всех областях и сферах своих действий;
  • соответствие действующему законодательству;
  • категорический недопуск и противодействие любым действиям преступного характера.

Однако все вышеприведенные формулировки лишены реальной конкретики – они довольно расплывчаты и не показывают реального пути, согласно которому можно внедрять технологии ИИ и осуществлять деятельность IT-компаний.

Необходимо отметить, что попытки выработать, систематизировать и конкретизировать подобный документ, неоднократно предпринимались в разных странах. Эксперт А. Незнамов предложил собственную классификацию наиболее распространенных принципов искусственного интеллекта международного уровня:

1.      «Справедливость (включая недискриминацию, непредвзятость, равенство и т д.);

2.      Прозрачность (например, прозрачность использования данных, дата сетов, обработки информации);

3.      Ответственность (контролируемость, подотчётность, возмещение вреда, ответственное отношение);

4.      Безопасность – невозможность причинения умышленного вреда;

5.      Конфиденциальность (в том числе, неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных)» [2, С. 45].

Подобные документы уже есть в наличии у крупных международных компаний: IBM, Bosch, Сбера и т. п. Согласно статистическим данным А. Незнамова, корпоративные нормы и правила в отношении использования и разработки искусственного интеллекта имеют 35 компаний-разработчиков мирового уровня. Также существует проект рекомендаций по этике искусственного интеллекта ЮНЕСКО.

Таким образом, из вышесказанного следует вывод относительно возможной композиции и содержательной наполненности кодекса. Ориентировочно он может состоять из 4 частей:

1.      «Общие положения – назначение и цели, нормативные основания и правовая природа кодекса, круг действия и термины;

2.      Общие этические принципы/ценности поведения акторов искусственного интеллекта;

3.      Этические стандарты поведения акторов в сфере искусственного интеллекта;

4.      Механизмы реализации кодекса» [3, С. 76].

Одним из аспектов является предотвращение навязывания технологий личности. Например, многочисленные примеры рассылаемой по телефону рекламы товаров и услуг: «Успей купить, остался всего 1!», «Предложение действует только сутки!» и т. п. В результате чего у человека искусственно вызывается стрессовое ощущение «вынужденной спешки», которое может перерасти в настоящий стресс.

Таким образом, правовая этическая проблема ИИ остается открытой. Безусловна польза от использования ИИ: обработка больших объёмов данных; ускорение работы мозга человека: например, проект «Neuralink» Илона Маска по вживлению в мозговое вещество человека тончайших нейронных нитей, во много раз ускоряющих процесс мышления, излечивающих болезни [2, С. 50] и т. п.

В общем и целом вклад ИИ в глобальный ВВП в международном масштабе составляет «15,7 трлн долларов, а к 2030 году этот показатель должен увеличиться на 14 %» [4, С. 72]. Однако следует говорить не о «цифровом рабстве», а о цифровой реальности – новом витке научно-технического прогресса в сфере ИИ. Также, в связи с широким распространением робототехнических систем, возможно возникновение «налога на роботов».

Однако развитие ИИ также способствует развитию эмоционального выгорания у человека. Достаточно трудно соблюсти баланс между рабочим и свободным временем. Д. Архипов, директор по развитию бизнеса JPL Telecom, советует придерживаться следующих правил, чтобы этого избежать [Цит. по 2, С. 48]:

«1. На рабочие задачи отводить чётко определённое время и строго следовать установленному графику;

2. Полностью отдыхать от гаджетов, т. н. «интернет-серфинга» – мозгу необходимо предоставить отдых и возможность полностью перезагружаться;

3. Всегда «находиться в моменте», т. е. если человек на данный момент находится с семьей – никаких рабочих совещаний и вопросов».

Тема места человека в цифровом обществе обладает колоссальной многоплановостью и вариативностью, и, чтобы раскрыть её, требуются всесторонние исследования учёных будущего.

 

Список литературы

  1. Сазонова М. Искусственный интеллект и этика: эксперты оценили проект нового кодекса [Электронный ресурс] / Маргарита Сазонова // ГАРАНТ.РУ (информационно-правовой портал). – URL: http://www.garant.ru/article/1487350 (дата обращения: 22.02.2022).
  2. Иванова С. Б. Особенности и результаты групповой компьютерной диагностики и безмедикаментозной терапии психоэмоциональных состояний трудового коллектива в эксперименте / С. Б. Иванова, И. С. Сальников, Р. И. Сальников // Проблемы искусственного интеллекта / International Peer-Reviewed Scientific Journal «Problems of Artificial Intelligence». – 2021. – № 1 (20). – С. 44–52.
  3. Сальников И. С. Программный продукт для компьютерной диагностики и самооценки доминирующего эмоционального состояния личности по дифференциальной шкала эмоций Изарда / И. С. Сальников, Р. И. Сальников, Т. Д. Клюшанова // Материалы Донецкого международного круглого стола «Искусственный интеллект: теоретические аспекты и практическое применение. ИИ – 2021», 27.05.2021– Донецк: ГУ «ИПИИ», 2021– С. 74–78.
  4. Сальников И. С. Проблема научной классификации эмоций / И. С. Сальников // Материалы Донецкого международного круглого стола «Искусственный интеллект: теоретические аспекты и практическое применение. ИИ – 2021»., 27.05.2021. – Донецк: ГУ «ИПИИ», 2021. – С. 69–74.

Пигуз В.Н., Изосимова С.А., Ивашко К.С. Человек и искусственный интеллект: связь нервной системы человека с его психоэмоциональным состоянием В.Н. Пигуз, С.А. Изосимова, К.С. Ивашко // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Piguz_VN_Izosimova_SA_Ivashko_KS_1_2022