Самовыражение (самопрезентация) в социальных интернет-сетях как феномен киберсоциализации человека

Рожкова А.В.

Аннотация. В статье описан такой феномен, как самопрезентация в социальных сетях, характерный для интернет-пользователей, в частности, представителей «поколения Y». Именно они в настоящее время – самые активные пользователи социальных интернет-сетей, применяющие их в личных и профессиональных целях. Изучена сущность этого явления с точки зрения психологии, рассмотрены механизм и проблемы позиционирования и восприятия личности в Интернете.

Ключевые слова: самовыражение, личность, социальные интернет-сети, киберпространство, поколение Y, киберсоциализация.


Abstract. The article describes such phenomenon as the self-presentation in social networks, which is characteristic for the Internet users, in particular, the representatives of «Generation Y». They are currently the most active users of social networks, applying them for personal and professional achievement of purposes. In the article the essence of this fact from the point of view of psychology is studied, the mechanism and problems of positioning and perception of the person on the Internet are considered.

Key words: self-expression, personality, social networks, cyberspace, Generation Y, cybersocialization.


В современном мире, в условиях активной киберсоциализации человека [6], интернет-технологии плотно вошли в нашу жизнь. Особую роль они играют в жизни и киберсоциализации современной молодежи, в частности поколения миллениалов, или поколения YGeneration Y»). Согласно теории поколений Н. Хоува и У. Штрауса, данное поколение – это люди, которые родились в период с 1983 по 2003 гг. Признанный психолог, профессор Пол Харви (Университет Нью-Гэмпшира), исследовал мировоззрение представителей поколения Y. П. Харви отмечал, что они «имеют нереалистичные ожидания от жизни и необоснованно высокое мнение о себе», а также «болезненно сопротивляются критике». «Не прикладывая достаточно усилий, такие люди, тем не менее, продолжают ожидать от жизни серьезного вознаграждения, – писал Харви, – и продолжают разочаровываться» [цит. по 5].

Одним из феноменов киберсоциализации поколения Y является процесс самовыражения в социальных интернет-сетях. Миллениалы живут в мире, в котором: люди постоянно публикуют в Интернете информацию о себе; то, что они публикуют, часто не вполне соответствует действительности; чаще всего, пользователи социальных интернет-сетей делятся своими успехами и умалчивают о неудачах. По словам П. Харви: «если посмотреть на страницу в Фейсбуке типичной одноклассницы Люси, то там будут сплошные вечеринки, знакомства с известными людьми, заграничные поездки, подарки от поклонников и дорогие рестораны. И нигде не будет написано, что она на самом деле подрабатывает официанткой в клубе, занимает деньги у родителей, а эти розы купила себе сама» [цит. по 5]. Это называется «конструирование имиджа», которое является важной частью жизни представителей данного поколения.

Миллениалы (millennials) или Поколение Y (другие названия: поколение Миллениума, поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры) – поколение, родившееся в период 1983-2003 гг. [10], по другой версии – с 1984 по 2000 гг. [11], и встретившее новое тысячелетие в юном возрасте, характеризуется, прежде всего, глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. В некоторых источниках поколение Y также называют Поколением большого пальца в связи с тем, что сотовый телефон в жизни большинства существовал практически всегда, и они могут очень быстро писать SMS и электронные сообщения.

Как у каждого поколения, у миллениалов есть свои особенности, отличающие их от других поколений.

Главными ценностями являются свобода, развлечения, результат любой деятельности (достигнута ли изначально поставленная цель). В систему ценностей также включены такие понятия как: ответственность, гражданский долг и мораль, но при этом специалисты отмечают их наивность и умение подчиняться, адаптироваться в любой ситуации. Такая система ценностей сложилась на фоне внешних событий, происходящих в период смены тысячелетий – в период их взросления внешняя среда менялась очень быстро [4]. Если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось (а для их предшественников – столетиями), у поколения Y, кроме стремительных перемен, ничего не было. Это поколение, которое любит быть на виду, стремится к вниманию со стороны других и положительной оценке своих достижений. Особенности Y-поколения отражаются и на их требованиях и способностях в профессиональном плане. На первый план выходят: немедленное вознаграждение, стремление к свободе (свободному графику, самостоятельности в принятии оперативных решений), инновационный, творческий подход к задачам, желание получить «все и сразу», неверие в отдаленную перспективу, быстрая адаптивность к изменениям и мобильность [2].

Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям-иксам и дедушкам-бумерам. Они выросли уверенными в собственной ценности.

Еще один важный аспект для сетевого поколения – мода, бренды. Даже занятия спортом и здоровый образ жизни являются, скорее, модным течением, приносящим дополнительное внимание со стороны, а не результатом желания заботиться о своем здоровье. При этом основными проблемами, присущими поколению, являются наркомания, курение и алкоголизм, которые вошли в ряд проблем межгосударственного уровня.

Поколение «некст» больше всего похоже на Величайшее поколение (G.I. 1900-1923 гг.р.), представители которого также столкнулись с огромным количеством перемен и сменой эпох. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, Интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали невероятно высокими.

Еще один важный аспект – глобализация, процесс интеграции различных культурных течений, стирание границ и нивелирование национальных различий, традиций. Наступила эра публичности, власти СМИ – все вышли в мир телевидения и Интернета, мир высоких технологий.

Марсель Пруст писал, что «каждый человек является жителем неизвестной страны» [9]. Когда человек не закрыт социальными масками или привычным «будничным» выражением лица, когда он находится в так называемой нулевой точке – свободный от обстоятельств и ролей, тогда эту неизвестную страну можно увидеть в человеке. Эта неизвестная страна не отражается в социальных интернет-сетях, в Интернете. Максимум, она может выражаться в личных сообщениях с близкими людьми и друзьями, но в общедоступных постах человек почти всегда будет поверхностным. Если Вы хотите понять и узнать получше человека с помощью социальных сетей Интернета – необходимо очень постараться, чтобы понять, увидеть и собрать факты не о социальной маске, а о неизвестной стране человека, его истинной личности. Мы видим вместо неизвестной страны известную страну – статусы, поверхностные комментарии, всевозможные видео и фотографии, часто не имеющие прямого отношения к пользователю. Происходит это из-за шаблонного построения социальных сетей и из-за разного отношения людей к своим профилям и страничкам в Интернете.

Социальная интернет-сеть – общественное пространство. В общественном пространстве любого формата – онлайн- или оффлайн-режима – существует ряд социальных масок, или фильтров. Наиболее сильный фильтр в социальной сети Интернета – фильтр иронии. Находясь наедине со своими мыслями, своим внутренним миром перед электронным сервисом, человек понимает, что его записи и проявления его личности могут увидеть большое количество людей. И чтобы не допускать в зону своей личности посторонние взгляды, не выглядеть слабым и откровенным, человек пропускает свои сообщения через этот фильтр иронии. Ирония – мощное орудие в Интернете, которое является зеркалом для читателей. Рефлексируя над своей личностью, автор публикует запись, а читатель находит в написанном какие-то свои проявления.

Если представить это схематично, человек – это колодец (Рис.1) [9], который имеет несколько слоев. По мере приближения к поверхности, плоды творчества личности проходят через различные фильтры и, соответственно, уменьшаются в размерах. Конечно, данная схема сильно упрощена, и не учитывает всех факторов, которые воздействуют на пользователя социальных интернет-сетей, но она дает повод задуматься и представить человека в проекции через средства выражения.

Как заметил русский философ Николай Бердяев, в каждом человеке есть секрет, и есть тайна. Тайна – это то, что нельзя раскрыть другим, это то, что манит к человеку, но человек сам всю жизнь раскрывает в себе эту тайну, познает себя. А секрет – это то, что можно разгадать, подобрав «ключик», это то, что можно даже искусственно создать для привлечения вниманию окружающих [9].

Рисунок 1. Схема проявления личности через средства выражения в Интернете ©

Рост информации в геометрической прогрессии и сокращение времени на восприятие этой информации, развитие так называемого клипового мышления, ведет к росту поверхностного восприятия смыслов, которые вкладываются пользователями в сообщения и интернет-публикации. Отсюда возникает искаженное, часто необоснованное, представление о других, которое не соответствует реальности и даже тем идеям, которые интернет-пользователь изначально вкладывал в свои публичные посты и записи. Это может, как понизить статус человека, его образ в глазах окружения, так и наоборот. В любом случае, анализ поведения пользователей в социальных интернет-сетях наводит нас на мысль об огромной важности для личности в киберпространстве внимания со стороны.

В психологии есть понятие социального поглаживания, подробно рассмотренное Эриком Берном в своих работах [1]. Поглаживания – это определенного рода действия, при которых человек обращает свое внимание на другого человека, и, тем самым, дает сигнал о том, что признает его присутствие, какое-либо качество, поступок или же его самого как личность. Соответственно, оказавшийся во внимании испытывает при этом некие эмоции и чувства. Под поглаживанием понимают не обязательно физическое прикосновение. Поглаживание – это и одобряющие слова, и соответствующая мимика, жесты, и активное слушание, и движения в сторону собеседника – все то, что подчеркивает значимость человека.

Существует мнение, что поглаживания – это такая же потребность, как и другие первичные потребности личности (в пище, воде, тепле, безопасности, сне). Недостаток в поглаживаниях ведет к эмоциональной уязвимости, подавленному состоянию и подверженности манипуляциям. Если человеку недостаточно поглаживаний, он тратит огромное количество энергии на удовлетворение своего «голода» с помощью всевозможных компенсаторных стратегий: достижений в профессиональной области, сверхактивности или высокой конфликтности среди окружающих, и даже с помощью манипуляции другими.

По способу получения поглаживания бывают:

  • Безусловные – поглаживания, получаемые за то, что человек есть такой, какой он есть.
  • Условные – поглаживания, которые человек получает за то, что он что-то делает или не делает.

Условные поглаживания люди получают самыми разными способами, и в современном мире добавился еще один способ – социальные интернет-сети.

Лайк – самый простой способ осуществить и получить поглаживание в Интернете. Социальные интернет-сети учат тому, что любовь можно только заслужить (т.е. получить условное социальное поглаживание). Чтобы получить любовь (лайки), похвалу, одобрение или привлечь внимание других к своей персоне, надо обязательно что-нибудь сделать. Например, написать увлекательный пост, запостить (от англ. post – отправлять сообщение, записывать информацию) смешную картинку, расшарить (от англ. share – делиться) «горячую» новость, сменить аватарку, опубликовать новые интересные фотографии.

Когда пользователь постит, это демонстрирует, что он живой, что его можно любить и взаимодействовать с ним. С пользователями, которые находятся вне новостной ленты, взаимодействовать получается мало. Социальная интернет-сеть не позволяет ставить лайк человеку просто за то, что он есть. Это можно сделать только по отношению к какому-либо действию или качеству человека. Замечено, что люди, обладающие гармоничными отношениями в личной жизни, в семье, не нуждаются так остро в интернет-поглаживаниях, как люди, неудовлетворенные в своих реальных социальных контактах и поглаживаниях.

Возникает вопрос – почему люди ставят друг другу лайки? Какие роли лайки играют в интернет-общении [8]?

Ответ на вопрос может быть таким:

  • Лайк как невербальное общение. Это удобный способ заявить о себе, выразив свое присутствие в киберпространстве, не вступая в переписку и не требуя ответа, в отличие от комментария. Это хорошая экономия времени и энергии. Это возможность публично выразить свое согласие с мнением автора публикации, его точкой зрения на поднятую тему.
  • Тенденция к невербальному общению. Это некая виртуальная замена языку жестов в реальной жизни, часть нового языка интернет-коммуникации и киберкоммуникации.
  • Лайк как комплимент и способ обратить на себя внимание. Это удобный способ выразить свою симпатию человеку, часто – в случаях знакомства – работает схема «сначала лайк – потом сообщения».

Получается, что функции кнопки «like»:

  • социальное условное поглаживание;
  • невербальное общение;
  • выборка новостей для социальных сетей Интернета;
  • способ хранения полезной или интересной информации;
  • продвижение новостей внутри социальной интернет-сети.

Сама же кнопка «like» имеет смысл виртуального одобрения в сети, и с этой функцией она успешно справляется. Однако, это вызывает диссонанс в тех случаях, когда, с одной стороны, – нажатие кнопки подтверждает согласие, поддержку в адрес автора или самой записи, а, с другой, – вызывает противоречивые чувства, так как сам контент или посыл в записи может не вызывать симпатии и позитивных эмоций, и под этим не хочется оставлять свою пометку «мне нравится». Например, когда в сети распространяют информацию о больных детях с просьбой помочь и поддержать их или о потерянных домашних животных. Именно поэтому разработчики социальной интернет-сети Facebook некоторое время назад предлагали пользователям придумать аналог лайку для подобных ситуаций со смыслом «меня это волнует», «хочу помочь».

В социальной психологии есть такая идея, которую также озвучил в своей книге «Психология влияния» Роберт Чалдини, что если человек дал обещание что-то сделать, то с большей вероятностью он это сделает, чем в том случае, когда он обещание не давал. Потому что люди стараются быть последовательными в своих действиях и хотят таковыми казаться для себя и других [12, С. 163]. Так, на сайте «Афиша», посвященному культурным мероприятиям в городе, в анонсах событий внедрена кнопка «я пойду», являющаяся неким обязательством интернет-пользователя перед самим собой.

Этим фактом можно подтвердить мысль о том, что многие социальные феномены действительно находят отражение в киберпространстве.

Перед современным человеком стоит широкий выбор способов деятельности в Интернете: блоги, форумы, персональные сайты, социальные сети. С помощью них он реализует свои коммуникативные потребности в общении и самовыражении. Конечно, учитывая структуру и возможности социальных интернет-сетей, они являются главным инструментом самопрезентации. Каждая из сетей имеет ряд своих особенностей: целевая аудитория, преобладающий контент, рабочий интерфейс. Но все социальные интернет-сети являются многофункциональными гипертекстовыми веб-страницами, позволяющими представлять данные о себе, создавать и просматривать списки друзей; они включают в свой функционал синхронную и асинхронную коммуникацию (персональную и групповую), возможность самовыражения, доступ к информации разного характера [7]. Гипертекст страниц в социальных сетях Интернета предназначен для успешной реализации задачи личностного выражения: фото пользователя, имя профиля, статус, блок-анкета, стена или поле для комментариев других пользователей, фото-, видео-, аудио-альбомы и другое. Их взаимное соотношение и расположение зависит от главной направленности сети. Это наглядно видно на примере самых популярных в нашей стране сетей: ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Facebook, Twitter, даже заблокированной на территории России LinkedIn.

Общей тенденцией поведения пользователей в социальных интернет-сетях является стремление показать себя с лучшей стороны, акцентировать внимание на своих лучших чертах и качествах, предстать в выгодном свете, продемонстрировать наличие некоторых «статусных» материальных и нематериальных благ. Это осуществляется как с помощью заполнения своего профиля в сети, так и в создании тематических групп и страниц, участии в публичных обсуждениях, осуществлении репостов и оставлении комментариев и лайков. Конечно, это распространяется не на всех интернет-пользователей, а только на тех, кто преследует цель заявить о себе.

Несколько лет назад, когда в России только набирала популярность сеть ВКонтакте, наиболее популярной функциональной единицей гипертекста являлся блок «статус» (что сопоставимо с твитами в Твиттере). Этот информационный блок предназначен для текстового сообщения, имплицитно предоставляющего информацию об авторе, его мнениях, взглядах.

Наиболее часто встречающимися тактиками проявления личностной мотивации к самопрезентации в статусах социальных интернет-сетей являются:

  • обращение к интернет-собеседникам и подписчикам, которое может иметь как нейтральный оттенок, так и призыв, а порой и вызов к решительных действиям;
  • описание своего настроения или внутреннего состояния;
  • размышления о жизни, любви, смысле жизни и т.д.;
  • использование цитат известных людей;
  • размещение интернет-ссылок на интересные веб-сайты или свой аккаунт в другой сети Интернета [7].

В последнее же время, с появлением Инстаграма, активным развитием фототехники и функций фотоаппарата в гаджетах, а также же с развитием клипового мышления (когда главная информация воспринимается через изображения и короткий текст) пользуется популярностью такой тип гипертекста, как фотографии. Они являются ярким и действенным инструментом демонстрации себя, своей деятельности, творчества, способом самопрезентации.

Таким образом, большая интегрированность социальных интернет-сетей в жизнь современного человека упрощает и расширяет каналы связи человека с внешним миром, дает дополнительную возможность заявить о себе. Вместе с этим, социальные интернет-сети могут быть полезны как для HR-специалистов, психологов, так и для других работников сферы «человек-человек», где важно понимать потенциального нового кандидата, клиента или партнера. Ни для кого не секрет, что HR-менеджеры многих крупных компаний, прежде чем пригласить на собеседование или взять на работу кандидата – просматривают его профили в социальных интернет-сетях. Конечно, они не могут дать полной и достоверной информации, но что-то, о чем не упомянул кандидат, узнать можно. Но тут возникает проблема достоверности той информации, которую пользователь публикует – можно ли ей доверять, и насколько верные выводы можно сделать.

Сам феномен самовыражения в социальных сетях является достаточно противоречивым. С одной стороны – это ещё одна грань жизни современного человека, который в связи с быстрым темпом жизни «замещает» или «дополняет» живое общение, позволяет демонстрировать свои достижения, мысли и заявлять о себе миру; а, с другой, – может загонять человека «в рамки», сделать заложником социальных интернет-сетей, сильно влиять на самооценку и самочувствие человека, а также влиять на реальные, невиртуальные отношения с другими людьми.

Интересно как происходит внедрение Интернета и социальных сетей в жизнь следующего после Y-поколения – поколения Z (или «цифрового поколения»), которое уже родилось в век информационных технологий и с младенческих лет держат в руках гаджеты. «Это дети и подростки, социализация которых проходит в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере обыденной жизни, образования и профессиональной деятельности» [3, С. 30]. Эта мысль ведет к переосмыслению не только роли Интернета и, в частности, его социальных сетей в становлении и реализации личности, но и к переосмыслению всего процесса воспитания и образования. Вопросы киберсоциализации детей, включение высоких технологий в процесс образования, анализ влияния на развитие личности требуют внимания специалистов. Поэтому и рассмотренный феномен самопрезентации человека в киберпространстве будет также актуален для дальнейших исследований интернет-аналитиками, психологами, социологами в ближайшем будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2015. – 1224 с.
  2. Бражников П.П. Теория поколений в кадровой политике и ее связь с конкуренцией работодателей на рынке труда // Тренды и управление. – 2016. – Июль (т. 14, № 2). – С. 194-201.
  3. Вербицкий А.А. Проблемы образования «цифрового поколения». // Научные труды участников IV Международной научно-практической конференции: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. – 2015. – С. 26-33.
  4. Никонов Е., Шамис Е. Самое дорогое. Что стоит знать о ценностях поколений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://t.co/XvNh16JaEU
  5. О чем плачут 25-летние? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cluber.com.ua/lifestyle/psihologiya-lifestyle/2015/03/o-chem-plachut-25-letnie
  6. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: Монография. – М.: МПГУ, «Прометей», 2012. – 212 с.
  7. Сидорова И.Г. Способы позиционирования интернет-личности в социальной сети // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Филол. науки. – 2013. – № 9 (84). – С. 29-33.
  8. Соловьев Д. Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cossa.ru/234/13291
  9. Соловьев Д. Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cossa.ru/234/14115
  10. Теория поколений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://t.co/Ulc5btqrV5
  11. Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя / Тимур Дергунов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 224 с.
  12. Чалдини Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха. / пер. с англ. О.С. Епимахова. – М.: Эксмо, 2014. – 648 с.

 

Рожкова А.В.  Самовыражение (самопрезентация) в социальных интернет-сетях как феномен киберсоциализации человека / А.В. Рожкова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://journal.homocyberus.ru/Samovyrazhenie_v_socialnyh_internet-setjah..., свободный. - Загл. с экрана.