Исследование киберсоциализации в социальных интернет-сетях

Баткаева Е.Р.

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы влияния киберпространства на социализацию современной молодёжи. Особое внимание уделяется изучению социальных интернет-сетей как одного из основных факторов киберсоциализации в глобальной сети Интернет, а также роли социальных интернет-сетей в становлении личности. В работе приведены данные исследования об использовании молодыми людьми социальных интернет-сетей в повседневной жизни, проанализированы положительные и отрицательные стороны влияния социальных интернет-сетей на социализацию современной молодёжи.

Ключевые слова: Интернет, Сеть, социальные интернет-сети, социализация, молодежь, киберсоциализация.


Cybersocialization in social internet networks research

Abstract. The article deals with topical issues of the influence of cyberspace on the socialization of modern youth. Particular attention is paid to the study of social Internet networks as one of the main components of the global Internet network, as well as the role of social Internet networks in the formation of the individual. The paper presents the research data on the use of social Internet networks by young people in everyday life, analyzed the positive and negative aspects of the influence of social Internet networks on the socialization of modern youth.

Key words: Internet, network, social networks, socialization, youth, cybersocialization.


Проблемы социализации личности являются актуальными практически на всех этапах развития общества. От того, насколько полно и органично человек усваивает основы жизни в социуме, во многом зависит не только воспроизводство общества себя как целостности, но и его прогресс, обеспечение конкурентных преимуществ в современном мире.

В условиях стабильно развивающегося социума социализация представляет собой автоматический и консервативный механизм становления личности, трансляции социального опыта, усвоения ею культурной и ценностной системы, присущей данному обществу. Однако процессы трансформации ведут к процессу значительного обесценивания консервативных способов социализации, что, в свою очередь, влечёт социальную аномию и социальный дисбаланс в обществе.

Современный период развития общества проходит под воздействием информационно-коммуникативной составляющей. Век высоких технологий позволяет выводить наш социум на кардинально новый уровень развития: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы и сама работа, как и досуг, переходят из реального мира в мир киберпространства [4].

В настоящее время глобальная сеть Интернет – это не просто очередная техническая новинка или технология, это ключевой элемент информационной эпохи. Интернет представляет собой социальную и информационную форму и является универсальным социальным пространством свободной коммуникации и личного творчества.

В связи с этим учёные констатируют тот факт, что в современный период возникает новая форма социальной реальности, требующая от индивида новых качеств и ценностей. В современных научных дискуссиях этот процесс называют «виртуализацией социальной реальности», понимая под виртуализацией перевод основных форм социального взаимодействия в виртуальное пространство сети Интернет [5].

В этом ракурсе выглядит очевидным, что киберпространство играет одну из ключевых ролей в социализации личности [4], а также в формировании системы ценностей личности.

Наиболее яркое использование глобальной сети Интернет выражается посредством социальных интернет-сетей (веб-сайт, предназначенный для организации социальной коммуникации и построения взаимоотношений в глобальной сети Интернет). Каждый день миллионы людей используют социальные интернет-сети, удовлетворяя свои потребности в коммуникации, работе, творчестве и т.д.

Рассматривая точки зрения на перспективы развития социальных интернет-сетей, стоит заметить, что эти перспективы зависят от целевой аудитории их пользователей. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных интернет-сетей является молодёжь (в целом составляющая ещё и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных интернет-сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе. К тому же социальные интернет-сети становятся мощными каналами формирования общих стилевых трендов и предпочтений [2].

В современном мире социальные интернет-сети, как специфическая форма реализации социальной коммуникации в киберпространстве стали обычным явлением. Сейчас социальных интернет-сетей во всемирной паутине огромное количество и они постоянно растут и развиваются, как качественно, так и количественно. Всё это дает возможность говорить о феномене киберсоциализации – социализации личности в киберпространстве [4].

Для подтверждения вышесказанного нами было проведено социологическое исследование с применением метода фокус-группы. В исследовании приняли участие 9 студентов: 4 юноши и 5 девушек в возрасте от 19 до 23 лет (дата проведения: 11 мая 2018, г. Пенза). Целью данной фокус-группы являлось изучение влияния социальных интернет-сетей на социализацию современной молодёжи.

В подтверждении того, что именно социальные интернет-сети представляют собой одну из главных целей использования глобальной сети Интернет являются высказывания участников фокус-группы. «Для меня Интернет, прежде всего, – это возможность пользоваться социальными сетями», «да, действительно и у меня и у моих друзей при разговоре об Интернете возникает в основном мысли о «ВКонтакте», «Инстаграм», «Одноклассники», «о том, что через социальные сети можно все сделать в этом мире: купить одежду и еду, посмотреть фильм, почитать книгу, поговорить с друзьями, поработать, в конце концов».

Действительно, учитывая высказывания участников фокус-группы, можно с уверенностью сказать, что в настоящее время, фактически, наряду с миром реальным, сложился некий особый мир киберпространства, или е-культура, качественно трансформирующая модель реальности. До последнего времени эти процессы протекали в скрытой форме, но бурное развитие и распространение компьютерных технологий и глобальных информационных сетей кардинальным образом изменили социум, сделав информационные средства и технологии своего рода информационными органами, «продолжениями» человека [3].

Необходимость организации жизнедеятельности человека в интернет-пространстве с каждым днем становится всё реальнее и актуальнее. Практически для каждого современного человека стало обязательно быть зарегистрированным и пользоваться хотя бы одной социальной интернет-сетью, вести свой блог и быть всегда в режиме онлайн.

Об этом свидетельствуют и данные полученные в ходе фокус-группы. Все участники исследования указали, что они зарегистрированы не меньше, чем в четырёх социальных интернет-сетях (лидером является «ВКонтаке» и «Инстаграм»), и ни у одного участника фокус-группы не нашлось знакомого, который не зарегистрирован ни в одной социальной сети Интернета.

Как выяснилось, все молодые люди всегда находятся на онлайн-связи, они всегда в доступе и «в 95% случаях сразу отвечают на приходящие сообщения и оповещения», «являются в курсе всех новостей своих друзей», «в среднем каждые полчаса или час просматривают ленту», «интересуются фотографиями разных людей, кто, где был и у кого, что произошло в жизни».

Для молодых людей социальные интернет-сети превратились в удобное средство удовлетворения любых потребностей. «Ну, вот представьте себе, зима, человек сидит дома, ему удобнее будет поболтать со своим другом в Интернете, чем выйти куда-то на улицу для того, чтобы встретиться с кем-то. Для этого нужно одеваться, красится, делать прическу, сейчас это совершенно ни к чему».

«Мне кажется, что с появлением Интернета, чтение, прогулки, какие-то развивающиеся хобби – ушли на второй план, потому что в Интернете много всяких игрушек, разных картинок и всего в этом роде, поэтому многим современным подросткам проще зайти в Интернет, полистать ленту, посмотреть какие-нибудь видео, чем почитать книгу или сходить погулять». «А вместо хобби, например, «ВКонтакте» можно подобрать ленту под свои интересы, игры и все это настолько убивает свободное время, что получается, что ты все время сидишь в Интернете».

Однако молодые люди всё же осознают, что «и одновременно это очень затягивает, потому что ты не замечаешь, как идет время. Вроде бы ты понимаешь, что тебе нужно выполнить какие-то задания, но думаешь, что вот я сейчас на минуточку зайду в Интернет, обновлю ленту и всё, а в итоге потом очнулся, а уже три часа прошло, а ты так ничего и не сделал».

Но при этом, молодые люди в основном отмечают, что социальные интернет-сети представляют собой позитивное явление современной жизни. «Социальные сети?! Так же это очень удобно! Потому, что в одном месте собраны и фильмы, и музыка, и игры. Можно посмотреть фотографии знакомых, осветить как-то свою жизнь, высказать свое мнение». «Раньше, чтобы обсудить какие-то вещи, люди выходили на улицу, вдвоем, если это что-то личное, или компанией, то сейчас в Интернете можно общаться одновременно со всеми: и со своим молодым человеком, и с подругой, и в беседе состоять какой-то, и всё это вперемешку, ты успеваешь отвечать всем и со всеми все обсуждать!». «Так же еще группы, например, в «ВКонтакте» можно найти любые темы: начиная от психологии и заканчивая любимыми сериалами, то есть можно быть в курсе всех событий», «так же ещё с помощью Интернета можно сэкономить деньги, то есть вместо того, чтобы сходить в кино, можно посмотреть фильм дома по Интернету», «общаться на больших расстояниях».

По мнению молодых людей еще одним важным плюсом в социальных интернет-сетях является тот факт, что «социальные сети помогают решать проблемы». «Проблему одиночества, то есть человек заходит в соц. сети, начинает общаться, видит, что другие люди сидят там, и ему кажется, что он не один, что с ним кто-то общается». «Ну, или скучно, то можно посмотреть фильм, послушать музыку». «Проблема застенчивости, то есть во ВКонтакте ты можешь создать свою страницу, какую хочешь ты и показать себя людям с той стороны, с какой ты хочешь, чтобы тебя видели люди». «Ещё через анонимные сайты ты можешь общаться, не показывая себя». «Также есть такая проблема, что некоторые люди боятся идти к реальным психологам, они боятся этого реального общения и соц. сети заменят им это. Есть же различные онлайн-психологи, или же можно зарегистрироваться под другим именем и фотографией, так, что тебя не узнают и тем самым ты можешь раскрыться полностью и быть уверенным в том, что тебя не узнают, не узнают твоего лица и твоего имени».

«Можно заказывать продукты на дом, то есть люди, которые не могут пойти за продуктами, или бабушка старая, то есть суть в том, что внучка бабушке может заказать еду на дом и оплатить с карты, и ей привезут эти продукты домой. И так же обычные люди, если им не хочется, или срочно что-то надо тоже могут заказать продукты и им привезут их. Это удобно!». «Люди с ограниченными возможностями – они не могут найти работу в нашем обычном мире, и Интернет и различные соц. сети помогают им общаться, зарабатывать деньги, зарабатывать себе на жизнь».

В связи с высказанными мнениями участников фокус-группы интересно отметить противоречивые суждения в исследованиях современных учёных по поводу возникновения новых моделей социального взаимодействия. С одной стороны, образование социальных интернет-сетей, базирующихся на онлайновой коммуникации, описывается как кульминация исторического процесса разделения месторасположения и социальности: новые избирательные модели социальных отношений приходят на смену формам взаимодействия между людьми, основанным на территориальных связях. С другой стороны, мнения и исследования учёных, сводятся к тому, что распространение Интернета способствует социальной изоляции, разрыву общественных связей и разрушению семейной жизни, отказу от личного взаимодействия в реальных условиях.

Таким образом, Интернету вменяется в вину то, что он постепенно заманивает людей соблазном жить их собственными фантазиями в режиме онлайн, с уходом от окружающей их действительности, в условиях культуры, в которой всё больше и больше доминирует виртуальная реальность [1].

Перед современным человеком, присутствующим в двух противоположных друг другу пространствах: предметном мире и мире символьно-знаковой реальности киберпространства [4], проблема самоопределения встаёт в совершенно новом ракурсе. Предметный мир как совокупность различных социальных институтов чётко структурирует жизнь человека и ограничивает его поведение. Мир киберпространства безграничен и накладывает на человека меньше ограничений в процессе его самоидентификации. В связи с этим по мере развития технологий виртуальной реальности и внедрения их в повседневную жизнь, у человека возникает необходимость быть представленным в киберпространстве, так как факт нахождения человека в Сети является одним из условий современной социализации [4; 5].

Список литературы:

  1. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. – Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с.
  2. Омельченко Е. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла. // Журнал исследований социальной политики. – Том 3. – 2005. – № 1. – С. 59-87.
  3. Панарин И.Н. Информационные войны и коммуникации. – М.: Горячая линия – Телеком, 2014. – 236 с.
  4. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: Монография. – М.: МПГУ, «Прометей», 2012. – 212 с.
  5. Тихонов О.В. Социальные сети как пространство самопрезентации индивида // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 22. – C. 196-198.

© Баткаева Елена Равилевна

Баткаева Е.Р. Исследование киберсоциализации в социальных интернет-сетях / Е.Р. Баткаева // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №1(4). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/cybersocialization_in_social_internet_netw..., свободный. - Загл. с экрана.