О потенциале интернет-проектирования в области реализации политики международного культурно-гуманитарного сотрудничества

Плешаков В.А., Воинова О.И.

Аннотация. В статье, на основе анализа актуальных вызовов и угроз в общественной, экономической и политической жизни России и мира, актуализируются задачи обеспечения кибербезопасности и киберконфиденциальности, выведения России на ведущие позиции в процессе мирового информационного противоборства и сотрудничества с международными партнерами. Международное гуманитарное сотрудничество рассмотрено как мощное средство политики «мягкой силы», позволяющее на уровне социальных контактов и посредством культурно-экономического взаимодействия устанавливать добрососедские и по-настоящему партнерские отношения с другими странами, влиять на массовые настроения и установки, поддерживать положительный имидж страны, а также предотвращать нежелательные инциденты и конфликты. Раскрывается потенциал интернет-проектирования в области реализации политики международного культурно-гуманитарного сотрудничества – благодаря интернет-проектам появляется возможность оперативного, малозатратного и действенного вмешательства в мировые процессы, протекающие в современных условиях.

Ключевые слова: международное гуманитарное сотрудничество, культурно-гуманитарное сотрудничество, интернет-проектирование, интернет-проект.


Abstract. Based on the analysis of actual challenges and threats of the social, economic and political life in Russia and the world, this article states the problems of ensuring of cyber safety and cyber confidentiality, turning out Russia onto the leading positions in the process of the world information confrontation and cooperation with the international partners. International humanitarian cooperation is considered to be a powerful means of policy of «soft power», allowing to establish good-neighbour relations and real partnership with other countries at the level of social contacts by means of cultural and economic interaction, to affect mass mood and designation, to support the positive image of the country, as well as to prevent undesirable incidents and conflicts. There are revealed the potential opportunities of Internet designing in the field of realization of the policy of the cultural humanitarian cooperation – thanks to the on-line projects there appears a possibility of an efficient, low-cost and effective interfering into the world processes going on in the timely conditions.

Key words: international humanitarian cooperation, cultural and humanitarian cooperation, Internet designing, online project.


 

Современные вызовы и угрозы в общественной, экономической и политической жизни России и мира требуют во взаимодействии с другими государствами и мировыми сообществами с новых позиций оценить роль и значимость Российской Федерации, как одной из ведущих держав Земного шара.

Глобальные мировые трансформации последних лет определили целый ряд первоочередных задач, решение которых лежит в самых разных плоскостях: политике и экономике, экологии и природопользовании, образовании и науке, промышленности и сельском хозяйстве, и т.д. Изменились подходы и к обеспечению безопасности страны, поскольку современная Россия столкнулась с новыми – ранее неизвестными – угрозами, в числе которых: информационные войны, кибертерроризм и кибервойны, применение скрытых технологий, подрывающих государственные основы, внутренние устои, традиции и скрепы. На первый план выходят задачи обеспечения кибербезопасности и киберконфиденциальности, выведения России на ведущие позиции в процессе мирового информационного противоборства и сотрудничества с партнерами.

Одним из инструментов ответного реагирования России на внешние угрозы и вызовы являются так называемые технологии «мягкой силы». В Концепции внешней политики Российской Федерации это понятие трактуется как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии» [5]. В свою очередь, мощным средством «мягкой силы» является международное гуманитарное сотрудничество (МГС), позволяющее на уровне социальных контактов, а также посредством культурно-экономического взаимодействия устанавливать добрососедские и по-настоящему партнерские отношения с другими странами, влиять на массовые настроения и установки, поддерживать положительный имидж страны, а также предотвращать нежелательные инциденты и конфликты.

Государственная программа Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность» [3] (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г., № 325-10), рассчитанная на период с 2013 г. по 2020 г., содержит три подпрограммы, направленные на всестороннее и эффективное обеспечение интересов Российской Федерации на международной арене и создание благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны [3]. В частности, подпрограмма № 3 «Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию» имеет своей целью развитие активности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию. В перечне целевых индикаторов и показателей данной подпрограммы указан рост числа акций, программ и мероприятий в области науки и техники, образования, культуры и религии, исторической памяти и сохранения русского языка, посвященных укреплению дружбы народов и поддержке российской диаспоры. Вместе с тем, в качестве таких индикаторов прописан рост числа участников таких акций, программ и мероприятий.

Ожидается, что в результате реализации подпрограммы № 3 российской деятельности в области международного гуманитарного сотрудничества будет придан системный характер и будут выработаны передовые инновационные подходы, учитывающие быстро меняющиеся реалии современного мира. Кроме того, в числе планируемых результатов называется качественное и количественное расширение российского гуманитарного присутствия в мире; создание оптимальных условий для продвижения российского бизнеса, науки, образования и культуры; упрочение разносторонней гуманитарной базы для интеграционных проектов с российским участием на пространстве СНГ [3] и др.

В этом направлении на уровне государства работают специальные программы, такие как: содействия международному развитию, инновационного сотрудничества государств-участников СНГ, по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию и многие другие.

Инструментарий для осуществления этих и других федеральных программ, а также гуманитарного сотрудничества на уровне отдельных организаций, сообществ и субъектов Российской Федерации на сегодняшний день чрезвычайно широк: культурно-массовые акции и мероприятия, экологические и бизнес-проекты, сетевые коммуникации и интернет-проекты и т.п.

Огромную работу по реализации задач международного гуманитарного сотрудничества проводит Россотрудничество [11] (полное название – «Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству»). Благодаря Россотрудничеству Российская Федерация получает свое культурно-гуманитарное присутствие в мире и имеет возможность использовать свои богатейшие культурные, образовательные, научные и др. ресурсы для решения своих внешнеполитических задач. Огромной заслугой организации является впечатляющая география реализации задач международного гуманитарного сотрудничества. Анализ деятельности [12] этой организации показал обширный тематический спектр направлений, в рамках которых проходят самые разнообразные акции и мероприятия: встречи, выставки, фестивали, тематические дни и недели, презентации, конференции, симпозиумы, круглые столы, семинары, конкурсы, курсы повышения квалификации, открытые лекции, концерты, заседания, брифинги и многое другое, – как в России, так и по всему миру.

Подавляющее большинство проводимых мероприятий носит характер очного участия, что позволяет заявить о себе на международных площадках «вживую», установить творческие, экономические и др. контакты, упрочить связи в соответствующих кругах, проявить готовность к инновациям, экспериментам и обмену опытом, продемонстрировать социальную открытость российского общества и стремление к укреплению дружбы между народами. Все это – важные компоненты в реализации гуманитарного сотрудничества, опирающиеся на возможности гражданского общества страны.

Вместе с тем, в деятельности Россотрудничества недостаточно отражена заочная составляющая проводимых мер, в частности, мало используются возможности современных электронных, цифровых и интернет-технологий, что является существенным упущением ввиду их колоссального потенциала, практической востребованности и уровня современного развития. Необходимо отдельно отметить, что речь идет не о перекосе в сторону традиционных форм деятельности, а лишь о существенном недостатке использования инновационных форм, представленных в электронном и цифровом виде.

В пользу последних говорит совокупность внешнеполитических, социальных и других условий современного мира, таких как:

  • фактически ведущаяся против России «информационная война», в которой ее инициаторы используют среди прочих современные ресурсы киберпространства, требующая адекватных ответных мер;
  • проводимая политика Российской Федерации по популяризации и пропаганде русского языка и культуры, образования и науки и т.д.
  • необходимость своевременного и оперативного реагирования на кризисные и экстремальные ситуации в мире, затрагивающие честь и достоинство, права и свободы граждан России;
  • тенденция к вовлечению в процессы социального взаимодействия лиц с ограниченными возможностями и особыми потребностями, имеющих юридический статус инвалидов;
  • существование по всему миру людей и организаций с ограниченными финансовыми, материальными и др. возможностями, желающих проявлять международную активность и принимать участие в общественной жизни своих стран;
  • популярность сетевых коммуникаций среди молодежи всего мира и их активное участие в интернет-сообществах;
  • возрастающая доступность и мобильность технических средств киберкоммуникации и т.д.

Потенциал современных электронных и цифровых технологий таков, что при их использовании появляется возможность оперативного, малозатратного и действенного вмешательства в мировые процессы, протекающие в современных условиях.

Актуальность использования интернет-технологий в области международного гуманитарного сотрудничества продиктована не только внешними условиями, но и государственными документами, регламентирующими информационные процессы в российском обществе и на разных уровнях власти. «Основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности» страны служит Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [4] (далее – Доктрина), где в перечне национальных интересов в информационной сфере указано:

  • обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
  • применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
  • применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности РФ в области культуры;
  • содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета РФ в информационном пространстве [4].

В числе основных информационных угроз в Доктрине декларируются:

  • оказание информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации, а также в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • тенденция к увеличению в зарубежных СМИ объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики РФ;
  • дискриминация российских СМИ и т.д.

В соответствии с этим поставлены стратегические цели и выработаны направления обеспечения информационной безопасности, среди которых нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества, и на размывание традиционных духовно-нравственных ценностей и продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции РФ, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере [4].

Реализация положений Доктрины возложена на государственные органы власти РФ, при участии СМИ, финансовых и образовательных организаций, операторов связи, общественных объединений и др., направления деятельности которых определяет Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [14].

Требования государства в части обеспечения информационной безопасности страны находят свое отражение в государственной политике международного культурно-гуманитарного сотрудничества, что указывает на необходимость и обусловленность использования интернет-технологий при планировании мер, отвечающих целям и задачам международного гуманитарного сотрудничества.

К интернет-технологиям обычно относят коммуникационные, информационные, развлекательные, образовательные и иные технологии и сервисы, через которые осуществляется деятельность в интернет-пространстве. Это блоги, интернет-форумы, видеоигры, интернет-порталы, интернет-хранилища и др. При этом интегрирующую роль в осуществлении какой-либо масштабной деятельности регионального, государственного или международного уровня играют интернет-проекты, которые могут использовать те или иные интернет-технологии в качестве средств и инструментов достижения поставленных целей. Иными словами, технология интернет-проектирования аккумулирует большинство известных на сегодняшний день интернет-технологий, используя по максимуму их потенциал и возможности, тем самым, эффективно воздействуя на целевую аудиторию проекта.

Спектр возможностей интернет-проектов чрезвычайно широк. Интернет-проект может служить:

  • средством ответных мер на современные вызовы и угрозы;
  • средством коммуникации между научными, образовательными, экономическими и другими сообществами во всем мире;
  • методом проявления реакции на запросы общества;
  • формой проведения акций, мероприятий и т.п.;
  • методом сбора, хранения, обмена, обработки и обсуждения информации;
  • средством пропаганды, развлечения, обучения, просвещения молодежи разных государств и др.

Использование интернет-проектов позволяет развивать активность в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию; существенно увеличить число мероприятий, проводимых Россотрудничеством, и, как следствие, неограниченно и постоянно увеличивать число участников таких мероприятий.

Опыт создания и ведения интернет-проектов на сегодняшний день весьма обширен, как по своей тематике, так и по охвату аудитории. Интернет-проекты реализуются на самых разных уровнях и затрагивают самые разнообразные области знаний, отношений и деятельности. Обращаясь к опыту интернет-проектирования в области общественных отношений, стоит отметить безусловную универсальность их применения: практически в любом вопросе гуманитарного знания, социальных, культурных и иных взаимодействий и коммуникаций возможна реализация интернет-проекта.

Так, заслуживает внимания Международный интернет-проект «Мосты дружбы» [7], реализуемый департаментом образования Ярославской области. Интернет-проект проводится в целях воспитания у молодежи восприятия культуры и традиций народов России и разных стран мира в духе взаимопонимания и взаимоуважения [9]. В рамках этого проекта проходят конкурсы, игры, викторины, акции, направленные на создание возможностей для знакомства молодежи с культурой, традициями, обычаями, историей и современностью различных регионов, народов России и разных стран мира; формирование современных механизмов продвижения идей межкультурного диалога среди молодежи; привлечение внимания молодежи к вопросам развития культуры, сохранению культурно-исторического наследия [9]. Участниками интернет-проекта стали сотни школ регионов России, Беларуси, Македонии, Эстонии, Казахстана. Этими же организаторами был реализован подобный проект, проводимый при поддержке Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей «Диалог культур» 2014 [6].

Другой проект «Созвучие: литература и публицистика стран Содружества» призван «восстановить и сплотить утраченные литературные и творческие связи между странами бывшего Советского Союза; популяризировать современную и классическую литературу, а также культурную жизнь стран СНГ» [13]. По словам авторов проекта, – это «единственный на постсоветском пространстве проект, направленный на сближение литературных и культурных отношений стран СНГ» [13]. В рамках проекта публикуются произведения авторов разных стран Содружества, обсуждается литературное наследие и современное творчество писателей, поэтов, публицистов.

Еще один пример – российско-шведский интернет-проект Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ), PUNKTmedis (Библиотека для молодежи) и Serieteket (Библиотека комиксов), осуществленных в рамках программы ИФЛА «Библиотеки-сестры». Идея, техническая реализация, администрирование принадлежат РГБМ. В рамках проекта ежедневно в течение года (с мая 2012-го по май 2013-го) библиотеки-участницы размещали по одной фотографии с подписями на английском языке о наиболее значимом событии дня, тем самым отражая в динамике реальную жизнь библиотек Москвы и Стокгольма [2]. Цель проекта – создать дневную историю жизни шведских и российских библиотек.

Эти и другие яркие примеры интернет-проектов иллюстрируют широкие возможности и обширный охват аудитории, привлеченной к участию. Стоит акцентировать, что существуют интернет-проекты, созданные при поддержке Россотрудничества: Международный конкурс «Экотрадиция» 2017 [8], проект Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина «Образование на русском» [1] и др. Представительство Россотрудничества в Великобритании в 2017 г. выступило в качестве организатора с международным информационным проектом – акцией #почитаемпушкина [10], в котором обычные и знаменитые люди читали стихи Великого поэта, а видеозаписи публиковались в социальных интернет-сетях.

Таким образом, анализ современных международных условий, государственных нормативно-правовых документов, поля деятельности Россотрудничества и проводимых им мероприятий позволяет констатировать, что необходимо целенаправленно использовать потенциал интернет-проектирования в области реализации политики международного культурно-гуманитарного сотрудничества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Образование на русском». Проект Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pushkininstitute.ru
  2. STEP BY STEP: 365 days in the library [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://photoday.libplanet.org
  3. Государственная программа Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/62782
  4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/documents/10180/2563110/Ukaz_Prezidenta_Rossiiskoi_Federatsii_ot_05122016.pdf/b579d736-cb99-46ac-b4f7-a0b6bc102ed1
  5. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf
  6. Международный интернет-проект «Диалог культур» 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bridges.edu.yar.ru/d2014/
  7. Международный интернет-проект «Мосты дружбы» 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bridges.edu.yar.ru/2017
  8. Международный конкурс «Экотрадиция» 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://organicalliance.ru
  9. Положение о проведении творческого интернет-проекта «Мосты дружбы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bridges.edu.yar.ru/docs/Положение 2017.pdf
  10. Российский центр науки и культуры в Лондоне. Представительство Россотрудничества в Великобритании. #почитаемпушкина [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gbr.rs.gov.ru/%20/activities/162/projects/987
  11. Россотрудничество [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rs.gov.ru
  12. Россотрудничество. Деятельность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rs.gov.ru/ru/activities
  13. Созвучие: литература и публицистика стран Содружества [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sozvuchie.zviazda.by/o-proekte2.html
  14. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf

 

© Плешаков Владимир Андреевич

© Воинова Ольга Игоревна

Плешаков В.А., Воинова О.И. О потенциале интернет-проектирования в области реализации политики международного культурно-гуманитарного сотрудничества / В.А. Плешаков, О.И. Воинова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/o_potenciale_internet-proektirovaniya_mgs, свободный. - Загл. с экрана.