О метавселенных, блокчейн-технологиях, NFT, Интернете Web 3.0, DeFi-экономике, настоящем и будущем мирового и российского Metaverse-рынка

Балаганский К.Н., Плешаков В.А.

Аннотация. В данной статье раскрывается суть эволюции технологий человечества XX-XXI вв.: приводится сущностная характеристика концепции метавселенных, основанных на применении блокчейн-технологий, практически воплощающих идею о реальности виртуальных суперпространств. Обоснуются причины, по которым криптовалюты, основанные на блокчейн-технологиях, рынок NFT, распределённые реестры и DeFi-экономика прочно входят в нашу жизнь. Характеризуется концепция Web 3.0, связанная с продолжающейся эволюцией Интернета в условиях цифровой экономики и децентрализации. На основе анализа популярных метавселенных делается вывод, что отечественные виртуальные миры в целом направлены на удовлетворение потребностей бизнес-сообщества и обучение, а метавселенные стран Европы и США направлены в основном на развлечения и массовый досуг.

В итоге статьи описывается идея метавселенной безграничного развития ZovZemliCyber Metaverse, ключевым моментом и основой которой станет перенос культуры и традиций разных народов России и мира в киберпространство метавселенной для безопасной, успешной и мобильной позитивной киберсоциализации.

Ключевые слова: метавселенные, блокчейн-технологии, блокчейн, NFT, Web 3.0, DeFi, Metaverse, виртуальная реальность, киберсоциализация, киберсоциум, Homo Cyberus, ZovZemliCyber

Научная статья

Экономические науки

5.2.5. Мировая экономика

Психологические науки

5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

Социологические науки

5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы

Философские науки

5.7.6. Философия науки и техники

Педагогические науки

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 008.2


Original article

About metaverses, blockchain technologies, NFT, Web 3.0 Internet, DeFi-economy, the present and future of the global and Russian Metaverse market

Balagansky K.N., Pleshakov V.A.

Abstract. This article reveals the essence of the evolution of technologies of  humanity of the XX-XXI centuries: the characteristic of the entity of the concept of metaverses, which are based on the use of blockchain technologies that practically embody the idea of the reality of virtual superspaces is given. The reasons why cryptocurrencies based on blockchain technologies, the NFT market, distributed registries and the DeFi-economy are firmly included in our lives will be explained. The concept of Web 3.0, associated with the ongoing evolution of the Internet in the digital economy and decentralization, is characterized. Based on the analysis of popular metaverses, it is concluded that domestic virtual worlds as a whole are aimed at meeting the needs of the business community and training, and the metaverses of Europe and the USA are mainly aimed at entertainment and mass leisure. As a result, the article describes the idea of a metaverse of unlimited development of the ZovZemliCyber Metaverse, the key point and basis of which will be the transfer of culture and traditions of different peoples of Russia and the world into the cyberspace of the metaverse for safe, successful and mobile positive cybersocialization.

Key words: metaverses, blockchain technologies, blockchain, NFT, Web 3.0, DeFi, Metaverse, virtual reality, cybersocialization, cybersocium, Homo Cyberus, ZovZemliCyber

For citation: Balagansky K.N., Pleshakov V.A. About metaverses, blockchain technologies, NFT, Web 3.0 Internet, DeFi-economy, the present and future of the global and Russian Metaverse market / K.N. Balagansky, V.A. Pleshakov // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2023. № 1 (14). URL: http://journal.homocyberus.ru/Balagansky_KN_Pleshakov_VA_1_2023


 

Благодаря бурному развитию блокчейн-технологий и пришествию эры Web 3.0, в последние годы человечеству стали доступны такие возможности, которые описывались раньше только в научно-фантастической литературе.

Одна из таких технологий – это возможность моделирования практически любого виртуального мира, в котором человек сможет находиться продолжительное время, взаимодействовать там с всевозможными цифровыми объектами и другими людьми, а точнее с их виртуальными двойниками – аватарами.

Речь идёт о так называемых метавселенных. По своей сути любая метавселенная представляет собой искусственно созданную виртуальную среду, в которой человек, тем не менее, может вполне полноценно социализироваться, как и в реальной жизни – учиться, работать, отдыхать, вести бизнес, путешествовать, создавать всевозможные артефакты, владеть цифровыми активами и делать по сути всё то, что он делает в своей привычной повседневной жизни. Таким образом, метавселенная – это своеобразный технологический симбиоз воссозданных элементов реального физического (предметного) мира и смоделированных компонентов виртуальной символьно-знаковой реальности.

Профессор Школы естественных наук Университета Патры (Греция) Стилианос Мистакидис приводит следующее определение понятия метавселенная: «Метавселенная – это вселенная постреальности, постоянная многопользовательская среда, объединяющая физическую реальность с цифровой виртуальностью. Она основана на конвергенции технологий, которые обеспечивают мультисенсорное взаимодействие с виртуальными средами, цифровыми объектами и людьми, таких как виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). Следовательно, Метавселенная представляет собой взаимосвязанную сеть социальных, сетевых иммерсивных сред на постоянных многопользовательских платформах. Это обеспечивает бесшовное воплощённое общение с пользователем в режиме реального времени и динамическое взаимодействие с цифровыми артефактами. Её первой итерацией была сеть виртуальных миров, где аватары могли телепортироваться между ними. Современная итерация Metaverse включает социальные платформы виртуальной реальности с эффектом погружения, совместимые с массовыми многопользовательскими онлайн-видеоиграми, открытыми игровыми мирами и пространствами совместной работы AR» [25].

Авторство самого термина «метавселенная» приписывают писателю-фантасту Нилу Стивенсону, впервые использовавшему данный термин в научно-фантастическом романе «Лавина». Книга вышла в 1992 году, а уже в 1993-м была номинирована на премию Британской ассоциации научной фантастики, в 1994-м на премию Артура Кларка. Роман признан образцом жанра киберпанк, сочетая при этом в себе смешение разных жанров и областей знания, таких как информатика, лингвистика и история.

Вспоминается «Трон» (1982) Стивена Лисбергера, «Трон: Наследие» Джозефа Косински (2010) и серия культовых фильмов «Матрица» (1999, 2003, 2003) братьев лари и Эндрю Вачовски, а также «Матрица: Воскрешение» (2021) Ланы Вачовски, доносивших широкому зрителю идею о реальности виртуальных суперпространств, в которых реальность настолько смешана с цифровым многомерным пространством, что сложно определить, где реальная жизнь, а где компьютерная программа. Как мы можем судить сейчас, в какой-то мере эти произведения оказались пророческими.

В книге «Метавселенная, пространство, время» [11] проанализированы философские, эпистемологические и онтологические основания концепции Метавселенной (Мультиверса), возникшие в неклассической физике и квантовой космологии. В период 2021-2022 гг. вышло несколько любопытных статей учёных и материалов практиков различных индустрий [3; 5; 9; 12; 13; 14; 16; 20 и др.]

Известный российскому читателю автор Виктор Пелевин также не обошёл стороной тему существования человека в виртуальных мирах. В его восемнадцатом романе «Transhumanism Inc.», вышедшем в 2021-м году и отсылающем к философской концепции трансгуманизма, читатель попадает в мир будущего, где всем правят бессмертные элиты, отказавшиеся от физических тел, оставив лишь нестареющий мозг, подключенный к виртуальной вселенной.

Говоря о технологиях, применяемых при создании метавселенных, в первую очередь нужно рассматривать блокчейн-технологии.

Блокчейн от англ. blockchain, или block chain дословно – цепь из блоков, цифровая база данных, содержащая информацию (например, записи о финансовых транзакциях), которую можно одновременно и совместно использовать в большой децентрализованной общедоступной сети. Также это технология, используемая для создания таких баз данных [22].

Известные гуру и блокчейн-евангелисты, профессоры MBA Гарвардской школы бизнеса Марко Янсити и Карим Лахани в своём бестселлере «Оцифруйся или умри. Как трансформировать компанию с помощью искусственного интеллекта и обойти конкурентов» дают следующее определение блокчейну: «технология, лежащая в основе биткойна и других виртуальных валют, блокчейн представляет собой открытую распределённую книгу, которая может эффективно регистрировать транзакции между двумя сторонами проверяемым и постоянным способом» [21].

Авторы создали полноценный гид по цифровизации компаний самых разных уровней. Для чего ими было проведено масштабное исследование на более чем 350 предприятиях, включая Amazon, Netflix, Walmart, Fidelity. На большом количестве кейсов авторы объясняют, как искусственный интеллект меняет концепцию компании, становится главным оружием в конкурентной борьбе, в считанные месяцы превращает скромный стартап в лидеры рынка, предъявляет к руководителям новые требования [21].

Итак, блокчейн – это открытая база данных, поддерживаемая сетью независимых участников, которые получают оплату в криптовалюте (токенах) за свою работу. Он постоянный и общедоступный, так что каждый может его проверить, но ни один пользователь не может его контролировать. Это протокол, который позволяет осуществлять одноранговый обмен без центрального органа. Его можно использовать для создания ценностного Интернета, предварительно запрограммированного с помощью смарт-контрактов, которые запускаются автоматически. С философской точки зрения это также разделяемое всеми участниками видение реальности.

В современном мире для блокчейн-технологий разработали множество вариантов использования. Блокчейн успешно применяют: в образовании, здравоохранении, логистике, недвижимости и, конечно, в банковской сфере. Блокчейн-технологии применимы, в том числе, для проведения выборов и обеспечения надлежащей степени достоверности подобных процессов.

Самой известной и востребованной сферой применения блокчейн является финансовая сфера. Криптовалюты, основанные на блокчейн-технологиях распределённых реестров и децентрализованные финансы (DeFi) прочно входят в нашу жизнь. Свободные от банковских комиссий и условий транзакции и быстрое перемещение средств по всему миру – по праву считаются одним из лучших достижений блокчейна.

Биткоин – первая в мире криптовалюта и, вместе с тем, самое известное применение блокчейн-технологии. Переводы средств между кошельками пользователей являются транзакциями в блокчейне. Информация о любой из транзакций, когда-либо происходивших в блокчейне, начиная с первого перевода в 2009 году, доступна каждому пользователю. Биткоин своим появлением способствовал росту популярности блокчейн-технологий и познакомил многих людей с их преимуществами. В последующем появились различные модификации блокчейнов – Ethereum, Binance Smart Chain, Solana, Polygon и прочие, на которых создаются другие криптовалюты и новые формы применения данных технологий.

Одним из популярных в последние годы применений блокчейн-технологий, в том числе активно используемым в метавселенных, стали так называемые NFT (от англ. non-fungible token, в переводе – «невзаимозаменяемый» или уникальный токен).

NFT – вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален (специфичен) и не может быть обменян или замещён другим аналогичным токеном, хотя обычно токены взаимозаменяемы по своей природе. Невзаимозаменяемый токен NFT представляет собой криптографический сертификат цифрового объекта с возможностью передавать сертификат через механизм, применяемый в криптовалютах [19].

В последнее время невзаимозаменяемые токены привлекли значительное внимание инвесторов, при этом некоторые NFT обеспечивают цены продажи, которые могли показаться немыслимыми для невзаимозаменяемого виртуального актива. Это поднимает среди разных исследователей вопросы о «ценности» и «недостатке» в отношении технологии блокчейн через призму невзаимозаменяемости цифрового актива.

Небывалый ажиотаж NFT приобрели в сфере искусства, компьютерных игр и коллекционирования, благодаря тому, что некоторые цифровые предметы искусства современных художников и криптоэнтузиастов продаются на международных торговых площадках за огромные деньги. Крупнейшие в мире NFT-маркетплейсы на сегодняшний день (OpenSea, Rarible, Super Rare и другие) насчитывают миллионы пользователей по всему миру и совершают транзакции на миллиарды долларов в год.

Оборот рынка NFT за 2021 год достиг $22 млрд, в то время как в 2020 году продажи токенов принесли всего $100 млн, что означает рост в 220 раз за год. Такие данные приводила Guardian со ссылкой на аналитический ресурс DappRadar [15].

Ещё одним ключевым критерием создания метавселенных стала эпоха Интернета Web 3. Концепция Web 3 (или Web 3.0) связана, в первую очередь, с продолжающейся эволюцией Интернета и характеризует изменения всемирной сети и информационно-коммуникационных технологий, происходящих в данное время при переходе от привычного нам Интернета Web 2.0. Главной отличительной особенностью интернета Web 3.0 является то, что его основу составляют именно блокчейн-технологии.

Web 3.0 – это интернет-технология нового поколения, которая опирается на машинное обучение, искусственный интеллект и блокчейн-технологии. Данный термин был придуман Гэвином Вудом – основателем Polkadot и соучредителем Ethereum. Если Web 2.0 фокусируется на пользовательском контенте, размещенном на централизованных сайтах, то Web 3.0 обещает предоставить пользователям полный контроль над их данными в Cети [19].

Концепция Web 3.0 ориентирована на взаимодействие различных компьютерных систем друг с другом, на создание новых типов «умных» сайтов и приложений, применяющих алгоритмы машинного обучения для улучшенного анализа данных. Неотъемлемыми частями Web 3.0 являются цифровая экономика и децентрализация, так как благодаря этому созданный контент в Cети обретает свою ценность.

В качестве примеров сервисов Web 3.0 можно привести высокообучаемый искусственный интеллект голосовых помощников, таких как Siri от Apple, Алиса от Яндекса или, например, Alexa от Amazon. Эти сервисы построены на глубоком машинном обучении и чем больше пользователей взаимодействует с приложением, тем больше искусственный интеллект обучается и подстраивается под нужды конкретного пользователя. Появление и экспансию «умных колонок» и Smart TV с голосовыми помощниками можно назвать новым витком научно-технической революции в мире. Потому что до этого увидеть реальное и живое общение человека с искусственным интеллектом в техническом устройстве можно было только в кино или прочитать в научно-фантастической литературе. Однако это всего лишь один из примеров применения технологий Web 3.0 на современном этапе развития.

Буквально за пару лет метавселенные стали главным трендом цифровых технологий, их теперь называют не иначе как будущее Интернета. Во многом этому способствовали громкие заявления Марка Цукерберга и его планы по созданию метавселенной для 1 миллиарда человек в течение ближайших десяти лет.

Почему метавселенные во множественном числе? Потому что вопреки расхожему мнению и рекламным компаниям одной из запрещённых на территории Российской Федерации корпораций, метавселенная не создается и не может быть одна. По крайней мере в обозримой перспективе. На данный момент уже существуют и прекрасно функционируют множество метавселенных. Самые популярные из них на данный момент это:

  • Axie Infinity – популярнейшая мировая NFT-игра. Персонажи в неё выполнены в виде NFT, их цена варьируется в пределах от 600 до 1,5 млн долларов.
  • Decentraland – уникальная игровая метавселенная, построеннная на блокчейне. Её пользователи могут покупать и продавать виртуальные земельные участки, выпускать цифровые произведения искусства, зарабатывать виртуальную валюту MANA, а также участвовать в управлении метавселенной благодаря реализации механизмов децентрализованной автономной организации (DAO).

Здесь стоит дать небольшое пояснение. Web 3.0 Интернет построен на концепции DeFi-экономики. DeFi (англ. decentralized finance) – это дословно «децентрализованные финансы». Новая модель организации финансов, в которой отсутствуют посредники, сделки осуществляются автоматически при помощи смарт-контрактов, исполняющихся на базе технологии распределённого реестра (Distributed Ledger Technology, DLT), а пользователи осуществляют непосредственный контроль над своими активами [4].

Важную роль в DeFi играют токены управления (англ. governance tokens). Токены управления можно сравнить с акциями компаний, только в роли самих компаний здесь выступают децентрализованные автономные организации – decentralized autonomous organization, т. н. DAO. При этом DAO представляет собой не конкретное юридическое лицо, а форму координации действий участников и принятия решений на основе автоматических алгоритмов. Теперь можно продолжить знакомство с существующими метавселенными.

  • The Sandbox – игра с масштабным и развитым игровым миром. Экосистема метавселенной Sandbox включает в себя собственный NFT-маркетплейс, игровую платформу и внутриигровую валюту – токен SAND, который даёт доступ ко всем возможностям и сервисам внутри системы.
  • Horizon Worlds – метавселенная, запрещённой в России компании Facebook (сейчас Meta). Для посещения требуется подключение учётной записи одноименной социальной интернет-сети или VR-гарнитуры Oculus Quest.
  • Roblox – ещё одна игра, заслуживающая внимания, обладающая всеми признаками метавселенной. Изначально задумка Roblox была в обучении детей навыкам программирования виртуальных сред. На данный момент данная игра обладает ежедневной совокупной аудиторией около 200 млн человек, которые по времени проводят в ней больше времени, чем в любом другом онлайн-сервисе.
  • VRchat – одна из старейших платформ для VR-общения и взаимодействия в виртуальном пространстве. И хотя на текущий момент VRchat проигрывает современным метавселенным в графике и функционале, всё равно остаётся достаточно популярным местом для встреч, преимущественно более старшего поколения геймеров 30+.

В России процесс создания виртуальных миров пока что существенно отстает от мирового рынка Metaverse, в котором по данным аналитического отчёта агентства Global Data на 2022-й год лидируют такие корпорации, как: Alibaba Group Holding Ltd., Alphabet Inc., Apple Inc., Epic Games Inc., Meta Platforms Inc., Microsoft Corp., Naver Corp., Niantic Inc., NVIDIA Corp., Roblox Corp., Tencent Holdings Ltd., Unity Software Inc. Список приведён в порядке убывания доли компании на мировом рынке [24].

Следует отметить, что верхнюю строчку по праву занимает китайский IT-гигант Alibaba Group Holding Ltd. Компания, которой принадлежит самый популярный в России (и не только) интернет-маркетплейс Ali Express. В последнее десятилетие Китай сделал резкий скачок в развитии информационно-коммуникационных систем, создании собственных микрочипов, комплексов большой вычислительной мощности и сетей 5G, что не могло не сказаться на развитии виртуальных сред и метавселенных.

Среди существующих российских метавселенных можно выделить следующие проекты:

  • Sense Tower – коммуникационная бизнес-платформа, которая, согласно данным официального сайта компании, позиционирует себя как «первая в мире индустриальная метавселенная» [26]. Визуально выполнена в виде бизнес-башни, со множеством виртуальных пространств, предоставляющая услуги по проведению конференций, бизнес-встреч, совещаний мелкого и среднего бизнеса.
  • «Матрешка Ренессанс» – проект находится на стадии развития, но уже активно привлекает инвесторов и бизнес для проведения на своей платформе различных ивентов. Позиционирует себя в основном как виртуальная площадка для промышленности, крупного, среднего и малого бизнеса и даже для государственных и некоммерческих организаций.

В конце 2022 года российская компания оператор сотовой связи МТС объявила о планах по созданию собственной метавселенной [2]. В разработку нового виртуального мира планируется вложить около 100 млн долларов, что, по меркам мирового рынка Metaverse, совершенно не большие средства. Для сравнения вышеупомянутая запрещённая в России Meta М. Цукерберга уже вложила в создание своей самой распиаренной метавселенной более 15 млрд долларов, и расходы компании только растут. Однако результата пока никакого нет (!).

Сравнивая существующие мировые и российские метавселенные, можно сделать вывод о том, что отечественные виртуальные миры пока что в целом направлены на удовлетворение потребностей бизнес-сообщества и обучение. Что в целом логично, так как огромные инвестиции в разработку таких многомерных виртуальных пространств как метавселенная в нашей стране себе могут позволить только очень крупные игроки из государственного сектора или бизнес-структур. При этом метавселенные происхождением из других стран мира, по большей части США, Европы направлены в основном на развлечения и массовый досуг.

Исследователи поднимают даже совсем частные, но от этого не менее, а то и более насущные проблемы. Так, результаты анализа возможностей и ограничений цифровых технологий складывающейся метавселенной в купировании рисков нацизма представлены в статье С. Н. Федорченко [17].

Отметим, что в своей статье К. Д. Малкова [10], уделяя внимание уже существующим проектам и технологиям, способствующим развитию цифровизации образования в России и за рубежом, ставит вопрос о создании новой модели образования с помощью метавселенных.

Концепция развития человечества в виртуальном пространстве в данный момент не даёт покоя многим исследователям и разработчикам во всем мире. Так, проект из Санкт-Петербурга ZovZemliCyber (https://vk.com/zovzemlicyber) [29], совместно с Академией киберсоциализации #HomoCyberus (https://vk.com/cybersocialization) [1], планируют создать метавселенную безграничного развития ZovZemliCyber Metaverse. В чём будет её особенность и отличие от других подобных проектов? Ключевым моментом и основой всего виртуального мира станет перенос культуры и традиций разных народов России и мира в киберпространство метавселенной для безопасной, успешной и мобильной позитивной киберсоциализации.

Проект «Зов Земли» уже не один год занимается сохранением традиционной культуры коренных народов России, проводя экспедиции, лекции, кинопоказы и другие мероприятия различного уровня. Так в 2021-м году в рамках Всероссийской научной конференции «Познание и деятельность: от прошлого к настоящему» вышла статья под названием «Интеграция традиционной культуры и обычаев с современными технологиями в проекте ZovZemliCyber» [6]. Где авторы ставят вопрос о компьютеризации народных эпосов и сохранении культуры и традиций коренных народов посредством их переноса в виртуальное пространство.

Кроме межкультурного взаимодействия между пользователями метавселенная безграничного развития ZovZemliCyber Metaverse будет направлена на раскрытие и развитие внутреннего потенциала человека. В рамках созданного виртуального пространства можно будет развиваться как физически, через синхронизацию специальных приложений для физической активности, так и творчески, интеллектуально, ментально, психически, благодаря создаваемой проектом системе когнитивного и психоэмоционального развития людей. Кроме этого метавселенная ZovZemliCyber Metaverse позволит также обогащаться духовно через изучение и познание других народов, культур, взаимодействие с носителями разных культурных кодов в одном общем киберпространстве.

Всё это позволит решать проблемы, как межкультурного диалога, так и личностного и интеллектуального развития отдельного человека. Причём в легком и приятном для восприятия игровом формате. Играя в совместные игры, основанные на традициях и культуре разных народов, метавселенная позволит геймерам в краткие сроки погрузиться в культурные и национальные особенности народов других стран. А также сделает каждого игрока носителем культурного кода и знаний разных народов. Как говорил Йохан Хейзинга, автор знаменитого трактата «Homo Ludens»: «Культура выходит из игры, культура имеет характер игры» [18].

В данный момент проект ZovZemliCyber развивает собственный NFT-маркетплейс, игровую криптовалюту Zov Coin, которая станет основой токеномики будущей метавселенной безграничного развития. А также скоро будет запущен новый уникальный проект – «Блокчейн агрегатор Добра», который создан для того, чтобы с помощью геймификации мотивировать людей делать добрые дела и получать за это награды. Проект станет основой архитектуры метавселенной ZovZemliCyber, задавая через виртуальный мир вектор созидания, гармоничного развития человека и улучшения окружающего нас реального мира к лучшему.

Скорость развития технологического прогресса значительно увеличилась, и по прогнозам аналитиков в ближайшей перспективе будет только набирать обороты. Так, специалисты Копенгагенского института исследований будущего (Copenhagen Institute for Future Studies), в своём докладе о будущем метавселенных приводят график, на котором важнейшие технологии для метавселенных в разрезе ближайших семи лет, то есть с 2022 по 2029 годы показывают постоянный бурный рост [27].

Это говорит о том, что всем нам следует уже сейчас готовиться к тотальной компьютеризации нашего общества, привычного уклада жизни и вообще всего привычного нам мироощущения. По сути это означает новую научно-техническую революцию. При этом темпы морального, интеллектуального и социокультурного развития самого общества остаются на прежнем уровне. В данных условиях необычайную важность и актуальность приобретает такие понятия, как киберсоциализация и киберсоциум.

О. И. Воинова и В. А. Плешаков определяют киберсоциум как «общество людей, интегрировавших и организующих совместную коллективную деятельность в реальном и виртуальном пространствах как актуальных реальностях производственной и социальной жизнедеятельности, посредством современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий» [7, С. 121; 8].

В данном контексте это означает, что всем нам необходимо осознавать, понимать и принимать нормы и правила поведения в новой для человечества среде обитания – в киберпространстве сейчас и в грядущем киберпространстве метавселенных – в киберсоциуме. В связи с этим перед исследователями встают новые фундаментальные вопросы. В первую очередь, как именно влияет виртуальная реальность на сознание? Как сделать это влияние относительно безопасным и – более того – приносящим пользу человеку. И как процессы и набирающие темпы киберсоциализации будут влиять на жизнедеятельность пользователей в существующих и создаваемых метавселенных.

 

Список источников

  1. Академия киберсоциализации #HomoCyberus [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/cybersocialization (дата обращения: 11.01.2023).
  2. Акселератор для metaverse-проектов // MTS AI. Metaverse program [Электронный ресурс] URL: https://mts.ai/ru/metaverse-program (дата обращения: 11.02.2023).
  3. Алабина Т. А., Дзангиева Х. С., Юшковская А. А. Метавселенная как глобальный тренд экономики / Т. А. Алабина, Х. С. Дзангиева, А. А. Юшковская // Экономика Профессия Бизнес. – 2022. – № 1. – С. 5-12. DOI: https://doi.org/10.14258/epb202201
  4. Аналитический обзор банка России по теме «Децентрализованные финансы» [Электронный ресурс] – URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/141992/report_07112022.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
  5. Ананьев В. Н., Ананьев А. В. Метавселенная Марка Цукерберга с точки зрения теории функциональных систем академика П. К. Анохина / В. Н. Ананьев, А. В. Ананьев // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 80-7. – С. 6-10. DOI: 10.18411/trnio-12-2021-308
  6. Балаганский К. Н., Горнова Г. В. Интеграция традиционной культуры и обычаев с современными технологиями в проекте «ZovZemliCyber» / К. Н. Балаганский, Г. В. Горнова // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: Материалы III Всероссийской научной конференции, Омск, 11 ноября 2021 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2021. – С. 54-57.
  7. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании. Монография. / О. И. Воинова, В. А. Плешаков / Под ред. В.А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. – 244 с.
  8. Воинова О. И., Плешаков В. А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум / О. И. Воинова, В. А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 1 (4). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification_of_people_according_to_the_extent_of_the_integration_into_the_cybersocium
  9. Гуров О. Н. Метавселенные – из сумерек во тьму перелетая? / О. Н. Гуров // Наука телевидения. – 2022. – Т. 18. – № 1. – С. 11-46. DOI: 10.30628/1994-9529-2022-18.1-11-46
  10. Малкова К. Д. Развитие «metaverse» в сфере образования будущего / К. Д. Малкова // Образование в современном мире: ключевые тренды трансформации: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Самара, 25 февраля 2022 года. – Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2022. – С. 156-159.
  11. Метавселенная, пространство, время / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В. В. Казютинский. – М.: ИФРАН, 2013. – 141 с.
  12. Метавселенная: возможности и риски новой реальности / Д. Каспарьянц // Научно-технический центр ФГУП «ГРЧЦ». 2 февраля 2022. – URL: https://rdc.grfc.ru/2022/02/metaverse (дата обращения: 27.03.2022).
  13. Метавселенная: перспективы создания и социальные последствия / А. С. Ваторопин, С. А. Ваторопин, И. И. Тепляков, Н. Г. Чевтаева // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 4 (170). – С. 19-25. DOI: 10.24158/tipor.2022.4.2
  14. Одинаева И. Метавселенные изменят российский бизнес / И. Одинаева // Ведомости. 13 декабря 2021. – URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2021/12/12/900224-metavselennie-izmenyat (дата обращения: 24.03.2022).
  15. Рынок NFT за год вырос в 220 раз [Электронный ресурс] – URL: https://artinvestment.ru/news/artnews/2021121_nft_22_bln.html (дата обращения: 12.02.2023).
  16. Савченко А. В., Сегал А. П. Метаверс – как это по-русски? О построении русского сектора метавселенной / А. В. Савченко, А. П. Сегал // Искусственные общества. – 2021. – T. 16. – Вып. 4. DOI: 10.18254/S207751800017910-0
  17. Федорченко С. Н. Наступление метавселенной: возможности и ограничения цифровых технологий в купировании рисков нацизма / С. Н. Федорченко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2022. – № 3. – С. 21-38.
  18. Хёйзинга Й. Homo Ludens / Й. Хейзинга / пер. с гол. Д. В. Сильвестрова. – М.: Прогресс – Традиция. 1997. – 416 с.
  19. Что такое концепция Web 3.0 и для чего она нужна [Электронный ресурс] – URL: https://academy.binance.com/ru/articles/the-evolution-of-the-internet-web-3-0-explained (дата обращения: 11.01.2023).
  20. Шкарупета Е. В., Колесникова В. Б., Белянцева О. М. Метавселенная как пространственный цифровой двойник в Индустрии 5.0 / Е. В. Шкарупета, В. Б. Колесникова, О. М. Белянцева // Экосистемы в цифровой экономике: драйверы устойчивого развития / Под ред. А. В. Бабкина. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. – С. 96-116.
  21. Янсити М., Лахани К. Оцифруйся или умри. Как трансформировать компанию с помощью искусственного интеллекта и обойти конкурентов. / М. Янсити, К. Лахани. – М.: Бомбора, 2021. – 320 с.
  22. Blockchain // Merriam-Webster Dictionary [Electronic resource] – URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/blockchain (дата обращения: 11.02.2023).
  23. Chohan Usman W. Non-Fungible Tokens: Blockchains, Scarcity, and Value (March 24, 2021). Critical Blockchain Research Initiative (CBRI) Working Papers, 2021, DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3822743
  24. Metaverse Market Size, Share, Trends, Analysis and Forecasts By Vertical (BFSI, Retail, Media and Entertainment, Education, Aerospace and Defense, Manufacturing, Others), Component Stack (Hardware, Software, Services), Region and Segment 2022-2030. 100 p. [Electronic resource] URL: https://www.globaldata.com/store/report/metaverse-market-analysis (дата обращения: 12.02.2023).
  25. Mystakidis S. Metaverse. Encyclopedia (2022) [Электронный ресурс] URL: https://www.mendeley.com/catalogue/aa21bce1-6f15-31aa-a4a5-149e3f88af9d, (дата обращения: 11.02.2023). 
  26. Sense Tower – первая в мире индустриальная метавселенная [Электронный ресурс] – URL: https://sensetower.io (дата обращения: 11.02.2023).
  27. The future of the Metaverse. Copenhagen Institute of for future studies. [Electronic resource] – URL: https://www.massimocanducci.eu/wp-content/uploads/2023/01/Copenhagen-Institute-THE-FUTURE-OF-THE-METAVERSE.pdf (дата обращения: 11.02.2023).
  28. Wesemann A. Metaverse. Tanz (2022) (Jahrbuch) 52-55. DOI: 10.3390/encyclopedia2010031
  29. ZovZemliCyber [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/zovzemlicyber (дата обращения: 11.01.2023).

 

Балаганский К.Н., Плешаков В.А. О метавселенных, блокчейн-технологиях, NFT, Интернете Web 3.0, DeFi-экономике, настоящем и будущем мирового и российского Metaverse-рынкаК.НБалаганский, В.АПлешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 1 (14). URL: http://journal.homocyberus.ru/Balagansky_KN_Pleshakov_VA_1_2023

FOR CITATION:

Balagansky K.N., Pleshakov V.A. About metaverses, blockchain technologies, NFT, Web 3.0 Internet, DeFi-economy, the present and future of the global and Russian Metaverse market / K.N. Balagansky, V.A. Pleshakov // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2023. № 1 (14). URL: http://journal.homocyberus.ru/Balagansky_KN_Pleshakov_VA_1_2023