Деятельность Центра мониторинга социальных сетей по организации позитивной киберсоциализации в контексте вопросов медиабезопасности

Щетинина Е.В.Бабушкин Д.А.

Аннотация. В статье приводится опыт работы Центра мониторинга социальных сетей Министерства образования и науки Челябинской области. Деятельность Центра направлена на организацию комплексной работы по вопросам медиабезопасности, в том числе профилактики асоциального поведения в сети Интернет, а также выработки инструментария позитивной киберсоциализации.

Ключевые слова: медиабезопасность, киберсоциализация, киберпедагогика, профилактика, социальные интернет-сети, Интернет, образование.

22.00.00 Социологические науки

13.00.00 Педагогические науки

УДК 316

УДК 374


The activities of the Social Networks Monitoring Center on the organization of positive cybersocialization in the context of media security issues

Schetinina E.V., Babushkin D.A.

Abstract. The article presents the experience of the «Social Networks Monitoring Center» (a project of the Ministry of Education and Science of Chelyabinsk region). The activities of the Center are aimed at organizing comprehensive work on media security, prevention of asocial behaviour, as well as the development of tools for positive cybersocialization.

Key words: media security, cybersocialization, cyberpedagogy, prevention, social networks, Internet, education.


 

Центр мониторинга социальных сетей был создан в 2019 году Министерством образования и науки Челябинской области[1]. Проект необходим для организации работы, направленной на прогнозирование и профилактику потенциальных угроз, связанных с распространением и влиянием деструктивных идеологий сообществ, пропагандирующих асоциальное поведение, а также экстремистских и террористических организаций в сети Интернет [1–5].

Ключевые задачи Центра:

  • организация комплексных исследований проблем вовлечения и профилактики вовлечения в деструктивные сообщества (создание методики выявления маркеров угроз, разработка экспресс-диагностики асоциального поведения и др.);
  • мониторинг и анализ тенденций, связанных с развитием и формами распространения деструктивного контента в сети Интернет (трансформация сообществ, механизмы вовлечения и др.);
  • методическая работа (подготовка информационных буклетов, аналитических докладов по вопросам профилактики деструктивных идеологий и др.);
  • профилактическая работа (организация виртуальной горячей линии по вопросам профилактики экстремизма, проведение онлайн- и офлайн-семинаров, мастер-классов, тренингов, лекций по вопросам профилактики влияния деструктивных идеологий, в том числе в сети Интернет и др.).

Специалисты Центра работают как с представителями правоохранительных органов, учителями, преподавателями, социальными педагогами и школьными психологами, так и с учащимися (школьниками, студентами), представителями общественных организаций и родительского сообщества, что позволяет говорить о комплексном характере профилактической работы и формировании культуры безопасной коммуникации в медиапространстве.

За время работы специалисты Центра создали систему вербальных маркеров для организации процесса мониторинга социальных интернет-сетей по актуальным проблемам в сфере медиабезопасности (общий охват выявленного деструктивного контента более 7000 единиц). На основании анализа выявленного материала были разработаны информационные буклеты для родителей и специалистов, работающих с молодёжью, по актуальным проблемам, связанным с угрозами в сети Интернет (скулшутинг, кибербуллинг и др.). Было проведено более 60 мероприятий по вопросам профилактики деструктивных идеологий и асоциального поведения учащихся, в том числе в контексте организации позитивной киберсоциализации, с общим охватом более 5000 человек.

При этом важно отметить, что в рамках своей работы специалисты Центра:

1) используют таргетированный подход, направленный на организацию первичной профилактики для различных групп граждан (вопросы защиты персональных данных для учащихся младшей школы; вопросы медиабезопасности для учащихся профессиональных образовательных организаций; актуальные медиаугрозы для специалистов, работающих с молодёжью и родительским сообществом);

2) организуют комплексную работу совместно со специалистами в области психологии Государственного бюджетного учреждения «Областной центр диагностики и консультирования» и этноконфессиональных проблем Муниципального казённого учреждения «Центр народного единства» г. Челябинска, что позволяет охватить актуальные проблемы в сфере профилактики асоциального поведения учащихся (вовлечения в деструктивные сообщества, ксенофобии и национализма в образовательных учреждениях, агрессии и суицидальных практик).

Важно отметить, что комплексная профилактическая работа реализуется на территории всей Челябинской области – специалисты выезжают на места, активно проводят мероприятия в онлайн-форматах. При этом наряду с классическими образовательно-просветительскими мероприятиями специалисты Центра принимают непосредственное участие в событиях экстренного характера. В качестве примера последних можно привести работу по одному из суицидальных случаев – после того как в одном из муниципалитетов произошел подростковый суицид, специалисты Центра были привлечены к экспресс-мониторингу круга знакомств суицидента. В результате были выявлены суицидальные сообщества регионального уровня, а несколько подростков, находящихся в «группе риска», были поставлены на контроль.

В таких случаях предельно важными оказываются два фактора: времени (мониторинговые мероприятия должны быть проведены практически мгновенно) и взаимодействия (необходима чёткая и слаженная работа совместно с правоохранительными органами, социальными службами и системой образования).

Важной для работы Центра является психологическая устойчивость специалистов. Постоянное погружение в мониторинг в режиме «24/7»; выявление и анализ не просто неприятного, но зачастую крайне жестокого, вызывающего отвращение контента, который наполнен агрессией, сценами насилия, смертью; необходимость анализа профилей людей, которые выражают желание совершить самоубийство; определённое чувство личной ответственности за каждый непредотвращенный случай суицида – всё это выдвигает жёсткие требования к морально-психологической устойчивости специалистов Центра и адекватному восприятию ими результатов своей работы.

Для повышения компетенций и обмена опытом по вопросам организации работы в сфере медиабезопасности, профилактики и противодействия деструктивным проявлениям специалисты Центра в 2019 году приняли участие в следующих мероприятиях федерального уровня:

  • Всероссийской конференции «Противодействие идеологии терроризма: концепция и адресная профилактика» (г. Уфа, 6 июня 2019 г.);
  • Российско-Германском семинаре для специалистов по работе с молодежью «Профилактика радикализма в молодежной среде» (г. Казань / г. Москва, 13-17 октября 2019 г.);
  • Всероссийской конференции «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде» (г. Москва, 27-28 сентября 2019 г.);
  • Всероссийском форуме по профилактике экстремистских проявлений «Формула согласия» (п. Домбай, 25-28 июня 2019 г.);
  • Всероссийском форуме противодействия асоциальным практикам в молодежной среде «Социальный десант» (г. Курск, 30 сентября – 5 октября 2019 г.);
  • круглом столе по вопросам ресоциализации подростков, попавших под воздействие экстремистских организаций в УФО (г. Екатеринбург, 23 ноября 2019 г.) и др.

За год работы были выявлены проблемы, с которыми неоднократно приходилось сталкиваться специалистам Центра. Перечислим их.

1. Отношение к системе мониторинга как самоцели – «работа на количество выявленного контента». Однако важно отметить, что процесс мониторинга не является самоцелью, а может служить эффективным инструментом комплексной работы, направленной на выявление и профилактику угроз.

2. Отсутствие оперативной комплексной работы. Наиболее эффективному мониторингу будет способствовать создание группы оперативного реагирования из специалистов как кризисных центров (психологов, психиатров), так и правоохранительных органов.

3. Невозможность оперативно блокировать деструктивный интернет-контент. Для этого необходимо комплексное взаимодействие с представителями Роскомнадзора, а также прокуратуры Челябинской области.

4. Отсутствие современных инструментов и алгоритмов в работе с учащимися, направленных на профилактику деструктивных идеологий и асоциального поведения (зачастую в образовательных учреждениях используются старые лекционные материалы и методы подачи информации). Решение этой проблемы – разработка комплекса современных медиаинструментов, которые учитывают поколенческие особенности и способны эффективно воздействовать на молодёжь (например, игровые механизмы, челленджи, онлайн-платформы).

5. Недостаточное осознание специалистами органов управления образованием и образовательных учреждений актуальности проблем в сфере распространения и влияния деструктивных идеологий («Интернет – дело родителей», «учитель не должен быть ответственным за профилактику», «организация профилактических мероприятий для отчета» и др.). Решению данной проблемы будет способствовать повышение персональной ответственности конкретных лиц в системе образования с одновременным качественным повышением их компетентности.

6. Отсутствие правовой грамотности участников образовательной среды в области интернет-права и понимания персональной ответственности за размещение контента в сети Интернет. Например, к специалистам Центра обращаются с двумя противоположными требованиями: «удалить» тот или иной контент (оскорбительные по мнению педагога видео про него, выложенные в Сети учениками и т. п.) либо «прекратить ограничивать свободу» (подобные требования иногда выдвигают учащиеся). Столь же часто приходится слышать и о необходимости «закрыть все плохие сообщества», что примерно соответствует требованию «отключить Интернет».

Для решения этой проблемы необходима системная работа по повышению уровня правовой грамотности участников образовательной среды. В то же время существуют пробелы в законодательстве: до сих пор не создан единый перечень информации, запрещённой к распространению (различные варианты можно найти в нескольких законах), не до конца ясны критерии отнесения того или иного материала к экстремистскому, а в Уголовном кодексе нет статьи, запрещающей призывы к массовому убийству (актуально для проблемы скулшутинга) и т. д. В связи с этим требуется серьезная экспертная ревизия существующего законодательства и его проблем в обсуждаемой сфере.

При этом важно отметить, что приведённый анализ проблем позволяет грамотно выстроить следующие перспективные направления работы Центра в 2020 году:

  • организация практики взаимодействия с представителями Роскомнадзора по Челябинской области;
  • развитие профилактического инструментария – усиление, расширение форматов и популяризация работы «горячих линий» в контексте принятия информации о деструктивном контенте и оказания оперативной психологической помощи. Для решения этой задачи с декабря 2019 года к работе Центра подключился психолог. Отметим, что подобные горячие линии зачастую становятся для неравнодушных граждан единственным способом получить помощь в ситуациях, когда они по разным причинам не хотят обращаться в правоохранительные органы или государственные ведомства. Вся информация, поступающая на такие горячие линии, тщательно проверяется и только после этого ее используют в работе.

Специалисты Центра разрабатывают новые направления работы в сфере медиабезопасности. Одно из таких направлений – использование инструментов геймификации (мобильных, компьютерных, настольных игр), направленных на организацию позитивной киберсоциализации молодёжи. В частности, в одной из настольных игр учащимся предлагается пройти отрезок жизненного пути и получить высшее образование, не попасть в «плохие истории» и избежать многочисленных медиаугроз.

В настоящее время Центр занимается не только аналитическими вопросами, но и активно формирует новые направления работы, развивает инструментарий профилактики негативных проявлений в молодёжной среде с использованием методов неформального образования. Мы надеемся, что в своем роде уникальные наработки Центра станут одним из шагов к качественному изменению подходов в системе профилактики как в Челябинской области, так и в стране в целом.

 

Список литературы

  1. Киберлаборатория по вопросам медиабезопасности [Электронный ресурс] – URL: http://resurs-center.ru/kiberlab_Main (дата обращения: 04.04.2020).
  2. Горячая линия «Кибербезопасность» [Электронный ресурс] – URL: http://resurs-center.ru/node/96 (дата обращения: 04.04.2020).
  3. Горячая линия «Экстремизму – нет» [Электронный ресурс] – URL: http://resurs-center.ru/hotline (дата обращения: 04.04.2020).
  4. Аккаунт «Экстремизму нет» в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/nes74 (дата обращения: 04.04.2020).
  5. #Медиабезопасность74. Региональная образовательная платформа [Электронный ресурс] – URL: http://медиабезопасность74.рф (дата обращения: 04.04.2020).

 

7 февраля 2020 года в Центре правовой информации «Библиотека Крашенинникова» г. Магнитогорска состоялся образовательный форум по медийно-информационной грамотности «#Медиабезопасность74». Организатором выступил Центр мониторинга социальных сетей

 

5 декабря 2019 года специалисты Центра мониторинга социальных сетей приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Медиабезопасность и профилактика правонарушений молодежи в социальных сетях»

 

4 февраля 2020 года состоялся научно-практический семинар-практикум «Медиабезопасность и поиск деструктивного контента». Организаторы: Лаборатория «Педагогика А.С. Макаренко» Челябинского института развития профессионального образования, Центр мониторинга социальных сетей. Аудитория – преподаватели средних профессиональных учебных заведений.

 

26 февраля 2020 года прошёл семинар для педагогического коллектива Южно-Уральского многопрофильного колледжа по вопросам медиабезопасности и профилактики асоциального поведения

 

4 июля 2019 года в Челябинске состоялось открытие VIII Всероссийского научно-практического форума «Расулевские чтения», посвящённого теме ислама в истории и современной жизни России. Специалисты Центра мониторинга социальных сетей приняли участие в работе конференции

 

Декабрь 2020 года: совместно с коллегами из «Центра народного единства» играем в настольную игру-навигатор «Я – человек». Обсуждаем применение игровых методов в программе киберсоциализации

 

Специалист Центра мониторинга социальных сетей Дмитрий Бабушкин на Всероссийском форуме по профилактике социально-негативных явлений «Социальный десант». г. Курск, 30 сентября 2019 года

 

© Щетинина Елизавета ВитальевнаБабушкин Дмитрий Александрович

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Щетинина Е.В., Бабушкин Д.А. Деятельность Центра мониторинга социальных сетей по организации позитивной киберсоциализации в контексте вопросов медиабезопасности / Е.В. Щетинина, Д.А. Бабушкин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Schetinina_EV_Babushkin_DA_1_2020

 


[1] Организационно Центр мониторинга социальных сетей является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения «Молодежный ресурсный центр» Министерства образования и науки Челябинской области.