Киберсоциализирующий потенциал экологического образования субъектов воспитательного процесса современной дошкольной организации

Третьяков А.Л.

Аннотация. Данная статья посвящена анализу потенциала феномена киберсоциализации в контексте экологизации субъектов воспитательно-образовательного процесса дошкольной организации третьего тысячелетия. Отмечены ресурсы и возможности данного феномена в историко-педагогической ретроспективе. Подчёркнуто, что двойственность экологического и киберобразования усиливается в условиях цифровой экономики, так как именно с использованием киберсредств и методов будут формироваться установки и культура обращения с новыми технологиями, функционирующими в формате развития искусственного интеллекта и т.п. Обозначены реперные точки и точки роста эколого-воспитательной деятельности детского сада посредством киберсредств и их методологии.

Ключевые слова: киберсоциализация, экологическое образование и воспитание, субъекты образовательно-воспитательной деятельности, дошкольная образовательная организация, феномен XXI века.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 373.2


Cybersocializing potential of ecological education of the subjects of the educational process of modern preschool organization

Tretyakov A.L.

Abstract. This article is devoted to the analysis potential of the phenomenon of cybersocialization in the context of the ecologization of the subjects of the educational process of the preschool organization of the third millennium. The resources and possibilities of this phenomenon in the historical and pedagogical retrospective are noted. It was emphasized that the duality of environmental and cybereducation is increasing in the digital economy, since it is with the use of cybermeans and methods that attitudes and a culture of dealing with new technologies operating in the format of developing artificial intelligence, etc. will be formed. The reference points and points of growth of the ecological educational activity of the kindergarten by means of cyber means and their methodology are indicated.

Key words: cybersocialization, environmental education and upbringing, subjects of educational and educational activities, preschool educational organization, the phenomenon of the XXI century.


 

2020 год принёс нам массу положительных и не очень историй, которые стали эффективными индикаторами и показателями работоспособности российской системы образования в условиях чрезвычайных ситуаций. Как высказались В.А. Плешаков и Т.В. Склярова о сложившейся новой образовательной реальности – «киберпедагогика в действии» [18]. Кроме того, 2020 год – это юбилейный год. Именно 15 лет назад В.А. Плешаковым был введён в научно-практический оборот термин и дефиниция «киберсоциализация человека» и положено начало становлению одноимённой научной школы. Основатель инновационного социально-педагогического направления в теории и практике образования определяет киберсоциализацию человека – социализацию личности в киберпространстве – «как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [17, С. 24].

В.А. Плешаковым выделяются следующие общие этапы генезиса и эволюции терминов «киберсоциализация», «киберпедагогика», «киберонтология», а также интернет-портала и журнала «Homo Cyberus» [3]:

Первый этап (2005-2007 годы). Смысловое зарождение будущего термина «киберсоциализация человека». Начало многолетнего дискурса.

Второй этап (2008-2009 годы). Рождение термина «киберпедагогика». Продолжение обоснования феноменологии киберсоциализации человека – описание киберсоциализации как инновационного социально-педагогического феномена.

Третий этап (2010-2011 годы). Появление термина «киберонтология», рождение конструкта «Homo Cyberus».

Четвёртый этап (2012-2014 годы). Обоснование и популяризация киберонтологического подхода в образовании. Продолжается развитие конструкта «Homo Cyberus».

Пятый этап (2015-2020 годы). Создание и развитие информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» и электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus».

Из краткой историко-педагогической ретроспективы, приведённой выше, мы видим, что внедрение и консолидация научно-практических усилий в рамках развития и совершенствования научной школы профессора В.А. Плешакова, а также высочайшая социальная миссия киберсоциализации имеет, в том числе, непосредственное отношение и к первому уровню общего образования – дошкольному образованию. Данный уровень закладывает фундаментальные основы развития и становления гармонически развитой личности.

На наш взгляд, киберсоциализация выступает мощнейшим воспитательно-инновационным ресурсом в образовательной среде дошкольной организации.

Целью настоящей статьи является определение роли и места феномена киберсоциализации в воспитательной практике всех субъектов образования в современном детском саду сквозь призму экологизации дошкольного детства.

В настоящее время в педагогической теории и образовательной практике накоплен значительный массив исследований, теорий, систем, моделей развития и организации экологического образования детей дошкольного возраста. Однако, на наш взгляд, любая социокультурная реальность и информационная действительность нуждается в новом осмыслении и функциональном раскрытии эколого-ориентированной деятельности субъектов воспитания современных дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО), в том числе и посредством методологии киберсоциализации.

Результаты лонгитюдных исследований по вопросам развития личности в новой реальности, выполненные ведущими теоретиками и практиками воспитания и образования в Российской Федерации – Т.Е. Быковская [9], И.В. Вологдина [1], И.П. Клемантович [4], Т.С. Комарова [5], С.Н. Николаева [11], Н.Г. Пантелеева [6], Е.А. Леванова [8], Э.П. Печерская [13, 14], В.А. Плешаков [16, 17, 20], К.А. Плешакова [19], Н.А. Рыжова [11] и др. – свидетельствуют о необходимости нового видения развития личности в меняющейся кибердействительности. Особого внимания заслуживает киберпарадигма развития личности ребёнка-дошкольника, так как именно в условиях строительства цифровой экономики, общества знаний, все участники образовательно-воспитательных отношений нуждаются в поиске новых форм и методов социально-экологической системы педагогической деятельности ДОО.

На взгляд современных исследователей-методологов и практиков российского дошкольного экологического образования – профессоров С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой – «…экологическая культура – это новая область культуры человеческой цивилизации, которая интенсивно развивается в последние десятилетия. Это общепланетарное явление, которое возникло как ответная реакция на многочисленные и повсеместные экологические проблемы и должно способствовать сохранению планеты и благополучному выживанию человечества.

Экологическую культуру следует рассматривать как итог правильно поставленного и осуществляемого на всех уровнях непрерывного экологического образования, возникшего в России в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого столетия и в настоящий момент достаточно разработанного на теоретическом и практическом уровнях.

Экологическое образование на всех его ступенях, начиная с дошкольной, – это качественно новый взгляд на природу, выработка ценностного отношения к ней, это новая форма взаимодействия с природой, основанная на понимании законов ее существования и развития.

Экологическое образование – это не просто отдельное направление (как, например, математическое, музыкальное и т.п.), оно уже давно вышло на уровень методологии и философии, поскольку формирует мировоззрение человека, систему его ценностей и становится одним из критериев оценки перспектив развития человеческой цивилизации. Россия – крупнейший экологический донор планеты. По оценкам экспертов ООН, у России самый высокий комплексный показатель вклада в сохранение устойчивости биосферы – 10% общепланетарного баланса. Надо, чтобы россияне это осознали и сохранили природу страны для внуков своих внуков» [10, С. 89].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рассматривается феномен экологического образования через экспериментаторскую и исследовательскую деятельность детей. Так, «для детей дошкольного возраста (3–8 лет) – это ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка» [22].

Сущностным вектором развития и благоприятным лоном развития и совершенствования экологического образования субъектов воспитания в дошкольной организации через их кибердеятельность является феномен дополнительного образования. Классик отечественного дополнительного образования детей, академик, профессор В.П. Голованов считает, что «… дополнительное образование детей, практически единственное на сегодняшний день полноценное «личное открытое образовательное пространство детства», создание которого позволяет каждому ребёнку выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям и интересам» [2, С. 26].

Таким образом, положительное психолого-педагогическое обеспечение информационно-цифрового пространства мира детства, которое априори должно быть ориентировано на эколого-аксиологические основания, будет реализоваться, на наш взгляд, посредством создания уникальных организационно-педагогических, научно-методических, психолого-полисферных условий развития экологической культуры личности ребёнка в цифровых реалиях.

Субкультура детства в настоящее время, будучи активным субъектом медиамира, выступает фундаментальным гарантом информационно-экологической безопасности, который в ближайшее время будет практически взаимодействовать в условиях искусственного интеллекта. Данный аспект обуславливает и ещё более актуализирует необходимость выстраивания гармоничных отношений между человеческим миром и миром природы.

Данные миры в современных условиях нуждаются в поиске новых системных взглядов в русле решения проблем феномена устойчивого развития.

Двойственность экологического и киберобразования усиливается в условиях цифровой экономики, так как именно с использованием киберсредств и методов будут формироваться установки и культура обращения с новыми технологиями, функционирующими в формате развития искусственного интеллекта, робототехники, Интернета вещей и умного дома, начиная с осознания и понимания эффективности энергосбережения, энергобезопасности и энергоэффективности, этических и правовых аспектов экологии с выходом на философию экологии общества и отношений, следующих на смену демократии и толерантности.

Образовывать детей дошкольного возраста посредством киберэкологии – это значит, прежде всего, способствовать и создавать условия для позитивных эмоций и бережного отношения маленьких граждан к миру природы посредством методов киберпедагогики. Знакомя детей дошкольного возраста с флорой и фауной, воспитатель, в первую очередь, открывает новые лакуны когнитивного развития ребёнка с учётом художественно-эстетического, нравственно-патриотического, этико-правового и эколого-функционального обеспечения его будущей жизнедеятельности. Иными словами, посредством экологии у рёбенка открываются новые миры, окунаясь в которые он будет искать совершенно необыкновенные и, как правило, неординарные пути своего социально-жизнедеятельностного развития в информационно-медийном мире.

Психологические исследования, направленные на выявление социальных конструктов когнитивного сознания детей-дошкольников, отмечают, что без привития любви к природе невозможен миропорядок и гуманное взаимодействие всех субъектов на планете Земля. Именно в дошкольном детстве важно заложить основы любви к природе, что впоследствии положительно скажется на всех этапах взросления ребёнка [21].

Отметим, что первостепенную важность для развития экологического образования приобрели основные положения Концепции устойчивого развития, начало которой положено следующими значимыми мероприятиями:

  • Межправительственная конференции в области окружающей среды в Тбилиси (1977 г.);
  • Конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.);
  • Концепция экологического образования Российской академии образования (1994 г.) и мн. др.

Считается, что экологическое образование – это целостная система, которая охватывает всю жизнь человека. Реализация основных положений данной системы должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно-ценностного опыта взаимодействия с предметно-природной средой, то есть с периода дошкольного возраста. Негативная ориентация детей на бережное отношение к природе связана с небольшим опытом общения с ней. Данный вид продуктивной деятельности должен стать потребностью детей, источником их радости, непрерывного обогащения новыми впечатлениями и эмоциональным нарративом. То есть тем фундаментом развития личности, который послужит для её дальнейшей социально-профессиональной самоорганизации.

Результаты проведённых исследований кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета, выполненные под научным руководством д.п.н., профессора кафедры Т.С. Комаровой, свидетельствуют о том, что наиболее сензитивным и эффективным периодом, в которой необходимо включать экологически целенаправленную деятельность, является период дошкольного возраста.

«Обозначенные выше векторы экологизации дошкольного детства позволяют также акцентировать внимание на уровневой матрице профессиональной педагогической готовности к реализации ФГОС ДО:

1. Житейский уровень. Характерологическими чертами данного уровня могут выступать аппеляционное отношение к здравому смыслу; сосредоточенность педагога на содержательных основах того или иного конкретного занятия. По мнению педагога, в соответствии с данным уровнем, эффективные образовательные результаты у воспитанников будут лишь в том случае, если он сам обладает глубинными систематизированными знаниями по транслируемому детям занятию. Отсутствие подобных высокопрофессиональных знаний приведёт к низким образовательно-воспитательным результатам у детей.

2. Недостаточно высокий профессиональный уровень может определяться таким критерием, как видение педагогом частных педагогических явлений без их взаимообусловленной взаимосвязи. Педагог осуществляет свою деятельность на основе скудной информационной базы о тех или иных педагогических явлениях, которые получены посредством своего социально-профессионального опыта (не на основании высококачественных масштабных исследований).

3. Ситуативный уровень профессиональной педагогической готовности, как правило, характеризируется следующим. Педагог осмысленно понимает сущностные черты и суть педагогических явлений, предпринимает попытки для поиска причин их состояний. Однако данный уровень обобщения не весьма высок, что определяет и выстраивает деятельность педагога лишь на формальные рельсы. Старания педагога поддержать познавательную активность детей дошкольного возраста проявляются сквозь призму опору на ранее уже проявленных.

4. Предмоделирующий уровень раскрывается более чётко ориентированным пониманием взаимосвязи и взаимообусловленности педагогических явлений, стремлении их установить, найти объяснение их возникновению той или иной педагогической ситуации, обозначить характер его воздействия на развитие всей образовательной системы. Педагог действует словно вслед за событиями, выстраивает свой путь саморазвития, активизирует познавательную активность. Однако, несмотря на данные высокие показатели этого уровня, результат не сможет быть достигнут в связи с отсутствием чёткого представления о функциональной совместной деятельности участников образовательно-воспитательных отношений.

5. Моделирующий уровень ориентирует на то, что педагог начинает устанавливать причинно-следственные и иные связи, выстраивает выбор правильного пути в части средств педагогического воздействия. В этой связи, важным отличием на данном уровне у детей отводится высокой познавательной активности с учётом доминирования творческих заданий. Образовательно-воспитательный процесс на этом уровне у педагогов отличается следующим:

  • устойчивостью нарастания качества образовательно-воспитательной работы по основным показателям;
  • коллективным, кооперированным характером деятельности детей на занятиях (индивидуальных, групповых, массовых);
  • активным участием детей во всех сферах деятельности современной ДОО;
  • устойчивостью развития и формирования педагогического коллектива, в том числе и в интернет-среде и мн. др.» [12, С. 10-11].

Современными исследователями доказано, что новые технологии интернет-коммуникации опосредствуют жизнь ребёнка, расширяют и дополняют его жизнедеятельность не только онлайн, но и в реальной жизни вне Интернета (офлайн). Неизбежное вовлечение в информационно-телекоммуникативную среду оказывает влияние на психическое развитие ребёнка, становясь, в том числе, важным компонентом возрастных кризисов развития. Это свидетельствует о возникновении новой социальной ситуации развития ребёнка, в которой важнейшей координатой становятся информационно-коммуникационные технологии и, в первую очередь, Интернет.

Таким образом, «Интернет можно рассматривать в качестве психологического «орудия», которое присваивается ребёнком в процессе интериоризации, опосредствуя развитие психики» [7, С. 91].

Итак, в настоящее время экологическое образование детей дошкольного возраста ещё не достигло того уровня, который бы позволял говорить о его высокой результативности, а именно:

  • экологическое образование всё ещё носит чисто ознакомительный характер;
  • информация, не всегда научно обоснованная, носит, как правило, узкоутилитарный, бытовой характер;
  • у экологического образования всё ещё отсутствует фундамент, в основу которого должны быть положены общечеловеческие ценности, нормы морали и нравственности, понятия этики и эстетики;
  • современное экологическое образование пронизано духом прагматизма;
  • недостаточное внимание уделяется привязке эколого-образовательных программ к конкретным экологическим условиям на местах;
  • традиционно в педагогической практике большая часть экологических программ неразрывно связывается с биологическим образованием и реализуется на природоохранительном уровне;
  • из-за недоукомплектованности авторских программ по экологическому образованию снижается их эффективность;
  • недостаточно проработан такой важный вопрос, как диагностика деятельностных и ценностных аспектов экологического образования и воспитания;
  • до сих пор актуальными остаются поиски эффективных стратегий и технологий экологического образования дошкольников;
  • недостаточно ведётся работа с семьями в вопросах экологического образования и мн. др.

Обозначенные выше реперные точки, точки роста классической деятельности детского сада – экологического образования и воспитания – найдут позитивное развитие и сдвиги только с учётом реализации киберпедагогики, которая «представляется инновационной отраслью психолого-педагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных технологий» [18, С. 270].

Таким образом, в условиях цифрового общества киберэкологизация субъектов воспитательного процесса дошкольной образовательной организации выступает ведущим вектором и перспективным направлением развития теории и практики образовательных систем.

 

Список литературы

  1. Вологдина И.В., Третьяков А.Л. Экологическое образование детей дошкольного возраста в медиапространстве современного детского сада / И.В. Вологдина, А.Л. Третьяков // Проблемы современного образования. – 2020. – № 4. – С. 145-160.
  2. Голованов В.П. Личностно-персонифицированная парадигма современного образовательного пространства детства / В.П. Голованов // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. и матер. V Междунар. науч.-практ. конф. (Коломна, 31 мая-02 июня 2018 г.) – Коломна, 2018. – С. 25-29.
  3. Интервью с профессором В.А. Плешаковым. Вторая «Исповедь первого #HomoCyberus» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1. – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_interview_1_2020 (дата обращения: 20.11.2020).
  4. Клемантович И.П., Леванова Е.А. Счастливая семья – хорошее детство, здоровое общество / И.П. Клемантович, Е.А. Леванова // Воспитание школьников. – 2016. – № 5. – С. 66-75.
  5. Комарова Т.С. Педагогические условия воспитания и развития детей дошкольного возраста на современном этапе / Т.С. Комарова // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. (Москва-Пушкино, 06-07 апреля 2016 г.) / под общ. ред. Г.П. Новиковой. – М., 2016. – С. 23-27.
  6. Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников / Т.С. Комарова, Н.Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. – 2010. – № 1. – С. 30-35.
  7. Крамаренко Н.С. Цифровые дети, сетевое общество и компетенции будущего: психологические аспекты / Н.С. Крамаренко // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. «XII Левитовские чтения» (Москва, 19-20 апреля 2017 г.) – М., 2017. – С. 90-93.
  8. Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Тарабакина Л.В., Ильин В.А., Зотова О.Н., Звонова Е.В. Социально-педагогические основы моделирования систем воспитания в мегаполисе / Е.А. Леванова, С.Б. Серякова, Т.В. Пушкарева, Л.В. Тарабакина, В.А. Ильин, О.Н. Зотова, Е.В. Звонова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – № 3. – С. 4-11.
  9. Москвина А.С., Быковская Т.Е., Пантелеева Н.Г., Балабас Н.Н., Третьяков А.Л. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации / А.С. Москвина, Т.Е. Быковская, Н.Г. Пантелеева, Н.Н. Балабас, А.Л. Третьяков // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 271-288.
  10. Николаева С.Н., Рыжова Н.А. Экологическая культура в дошкольном детстве / С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова // Образовательная политика. – 2017. – № 1. – С. 87-93.
  11. Николаева С.Н., Рыжова Н.А. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов / С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1. – С. 4-12.
  12. Новикова Г.П. Факторы готовности организаций дошкольного образования к введению ФГОС / Г.П. Новикова // Педагогика. – 2016. – № 2. – С. 8-15.
  13. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Мацкевич М.Г., Плешаков В.А. Первые шаги детей в Интернете / Э.П. Печерская, В.Б. Звоновский, Д.Ю. Меркулова, М.Г. Мацкевич, В.А. Плешаков // Социологические исследования. – 2014. – № 12. – С. 74-80.
  14. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Плешаков В.А., Мацкевич М.Г. Опыт сетевого поведения дошкольников / Э.П. Печерская, В.Б. Звоновский, Д.Ю. Меркулова, В.А. Плешаков, М.Г. Мацкевич // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2013. – № 9. – С. 143-146.
  15. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен / В.А. Плешаков // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 3-1. – С. 32-39.
  16. Плешаков В.А. О киберсоциализации человека и воспитания личности в XXI веке / В.А. Плешаков // Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: сб. ст. восьмых Всерос. Шамовских пед. чт. науч. школы Управления образовательными системами (Москва, 22 января 2016 г.) / отв. ред.: С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова – М., 2016. – С. 13-18.
  17. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / В.А. Плешаков / под общ. ред. А.В. Мудрика. – М.: Homo Cyberus, 2011. – 400 с.
  18. Плешаков В.А., Склярова Т.В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 / В.А. Плешаков, Т.В. Склярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020 (дата обращения: 10.11.2020).
  19. Плешаков В.А., Плешакова К.А. Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека / В.А. Плешаков, К.А. Плешакова // Педагогическое образование: вызовы XXI века: матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой памяти академика РАО В.А. Сластёнина (Рязань, 03-04 октября 2017 г.) – Рязань, 2017. – С. 128-134.
  20. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи / В.А. Плешаков, Н.В. Угольков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2013. – Т. 19. – № 3. – С. 117-120.
  21. Третьяков А.Л. Научные основы организации экологического образования детей дошкольного возраста в педагогической теории / А.Л. Третьяков // Проблемы современного образования. – 2020. – № 1. – С. 149-156.
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.11.2020).

 

© Третьяков Андрей Леонидович

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Третьяков А.Л. Киберсоциализирующий потенциал экологического образования субъектов воспитательного процесса современной дошкольной организации / А.Л. Третьяков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Tretyakov_AL_2_2020